Аккумуляторная щелочная никель-кадмиевая батарея

 

Полезная модель относится к электротехнике и может быть использована при производстве аккумуляторных батарей, применяемых в качестве бортовых резервных источников тока летательных аппаратов. Технический результат, на достижение которого направлена заявленная полезная модель, состоит в повышении надежности эксплуатации аккумуляторной батареи за счет упрощения конструкции узла сигнализации о критической температуре батареи и упрощения контрольных устройств на борту летательных аппаратов. Для достижения указанного технического результата в аккумуляторной батарее, содержащий металлический контейнер с крышкой, аккумуляторы в пластмассовых сосудах, соединенные между собой шинами, силовую штепсельную розетку для подключения батареи к нагрузке, термодатчик, расположенный на одной из шин, соединенный с сигнальной штепсельной розеткой для передачи информации о техническом состоянии батареи применен простой и надежный в эксплуатации узел сигнализации критического повышения температуры батареи. Отличительными признаками предлагаемой полезной модели является использование биметаллического термодатчика, установленного вместо одной из шин и позволяющего непосредственно сигнализировать о высокой температуре батареи через соединительный электрический провод и штепсельную розетку на панель управления летательного аппарата. Биметаллический термодатчик позволил упростить конструкцию узла сигнализации и повысить достоверность информации о техническом состоянии батареи, применить на борту летательного аппарата простое и надежное устройство для предотвращения "теплового разгона" батареи, например сигнальную лампочку, срабатывающую после замыкания контактов термодатчика. Установка биметаллического термодатчика на батарею позволила также повысить надежность узла сигнализации за счет упрощения конструкции и снижения переходных сопротивлений между термодатчиком и шиной.

Полезная модель относится к электротехнике и может быть использована при производстве аккумуляторных батарей, применяемых в качестве бортовых резервных источников тока летательных аппаратов.

При эксплуатации на летательном аппарате аккумуляторная батарея находится в режиме постоянного подзаряда от бортового источника энергии и, при использовании для запуска авиационных двигателей испытывают большие пиковые токовые нагрузки как во время разряда, так и при последующем заряде от бортовой сети. В этих условиях эксплуатации требуется постоянный контроль температуры батареи, так как в режиме длительного заряда при температуре выше 50°С в аккумуляторной батарее создаются неблагоприятные условия, при которых может произойти перегрев батареи до критической температуры 70°С и она может войти в "тепловой разгон" - неуправляемый процесс резкого повышения температуры батареи вплоть до возгорания.

Известна аккумуляторная батарея, в которой для контроля за ее техническим состоянием в процессе эксплуатации на летательном аппарате применяется автономный узел сигнализации, содержащий термодатчик, расположенный на одной из шин, электрические выводы и сигнальную штепсельную розетку (см. авторское свидетельство СССР на изобретение №1340523, приоритет от 29 августа 1985 г.). Контроль за техническим состоянием батареи, согласно этому изобретению, осуществляется автономным узлом сигнализации путем измерения сопротивления термодатчика (температуры шины) через сигнальную штепсельную розетку контрольным устройством на борту летательного аппарата. Работа примененного термодатчика основана на использовании полупроводникового терморезистора с шунтирующим сопротивлением, который при изменении температуры шины батареи изменяет свое сопротивление и, при достижении критической температуры, информирует контрольное устройство на борту летательного аппарата о появлении предпосылок к тепловому разгону.

К недостаткам указанного изобретения относится то, что применение резисторного термодатчика в конструкции узла сигнализации технического состояния аккумуляторной батареи требует оснащения летательных аппаратов достаточно сложными устройствами измерения сопротивления термодатчика, а также наличие переходных сопротивлений в местах крепления датчика к шине, что снижает надежность работы бортовой аппаратуры

летательных аппаратов, уменьшает точность контроля температуры батареи и влияет на достоверность информации.

Технический результат, на достижение которого направлена заявленная полезная модель, состоит в повышении надежности эксплуатации аккумуляторной батареи за счет упрощения конструкции узла сигнализации о критической температуре батареи и упрощения контрольных устройств на борту летательных аппаратов.

Для достижения указанного технического результата в аккумуляторной батарее, содержащий металлический контейнер с крышкой, аккумуляторы в пластмассовых сосудах, соединенные между собой шинами, силовую штепсельную розетку для подключения батареи к нагрузке, термодатчик, расположенный на одной из шин, соединенный с сигнальной штепсельной розеткой для передачи информации о техническом состоянии батареи, согласно полезной модели применен простой и надежный в эксплуатации узел сигнализации критического повышения температуры батареи. Отличительными признаками предлагаемой полезной модели является использование биметаллического термодатчика, установленного вместо одной из шин и позволяющего непосредственно сигнализировать о высокой температуре батареи через соединительный электрический провод и штепсельную розетку на панель управления летательного аппарата. Биметаллический термодатчик позволил упростить конструкцию узла сигнализации и повысить достоверность информации о техническом состоянии батареи, применить на борту летательного аппарата простое и надежное устройство для предотвращения "теплового разгона" батареи, например сигнальную лампочку, срабатывающую после замыкания контактов термодатчика. Установка биметаллического термодатчика на батарею позволила также повысить надежность узла сигнализации за счет упрощения конструкции и снижения переходных сопротивлений между термодатчиком и шиной.

Предлагаемая полезная модель иллюстрируется чертежами, представленными на фиг.1 и фиг.2.

На фиг.1 показан общий вид аккумуляторной батареи с предлагаемым узлом сигнализации. Батарея состоит из металлического контейнера 1 с крышкой 2, аккумуляторов 3, соединенных между собой шинами 4, силовой штепсельной розетки (не показана) и узла сигнализации, в который входит биметаллический термодатчик 5, установленный вместо одной из шин, сигнальная штепсельная розетка 7 и электрический провод 6, соединяющие термодатчик с розеткой.

На фиг.2 показан общий вид биметаллического термодатчика, который состоит из корпуса 1 датчика и шины 2, жестко соединенной с корпусом например при помощи

пайки. В корпусе датчика установлена биметаллическая пластина, соединенная с электрическим проводом 3.

Работа системы сигнализации технического состояния аккумуляторной батареи, подключенной к зарядному устройству летательного аппарата, происходит следующим образом.

При повышении температуры батареи до критической, происходит замыкание биметаллических контактов термодатчика и через электрический провод и сигнальную розетку замыкается подключенная к розетке электрическая цепь летательного аппарата, питающая датчик контроля состояния батареи, например сигнальную лампочку. В результате батарея отключается от источника заряда и предотвращается явление "теплового разгона".

Аккумуляторная батарея, содержащая металлический контейнер с крышкой, аккумуляторы в пластмассовых сосудах, соединенные между собой шинами, силовую штепсельную розетку для подключения батареи к нагрузке, отличающаяся тем, что узел сигнализации критического повышения температуры батареи состоит из биметаллического термодатчика, установленного вместо одной из шин, сигнальной штепсельной розетки и соединительного электрического провода.



 

Наверх