Устройство для обеспечения выставочного угла траков гусеницы с параллельным резинометаллическим шарниром (варианты)

 

Полезная модель относится к области производства гусениц с резинометаллическим шарниром (РМШ), в частности к устройствам для обеспечения выставочного угла траков гусеницы с параллельным резинометаллическим шарниром при сборке.

Новым в устройстве по первому варианту исполнения является то, что посадочное место под второй палец смежного трака выполнено на торце боковин каркаса с обеспечением возможности закрепления данного пальца от вертикального перемещения.

Новым в устройстве по второму варианту исполнения является то, что посадочное место под второй палец смежного трака выполнено на торце боковин каркаса с обеспечением возможности закрепления данного пальца от вертикального перемещения, а на боковинах каркаса в зоне посадочного места под палец присоединяемого трака установлен дополнительный фиксатор с возможностью поджатия соответствующего пальца присоединяемого трака к посадочному месту.

Новым в устройстве по третьему варианту исполнения является то, что посадочное место под второй палец смежного трака выполнено на торце боковин каркаса с обеспечением возможности закрепления данного пальца от вертикального перемещения, а каждая боковина образована, по меньшей мере, из двух опорных пластин, шарнирно связанных друг с другом с обеспечением возможности поворота одной части каркаса относительно другой и стопорения в повернутом положении - для изменения параметров выставочного угла траков.

Ширина устройства по любому из вариантов выполнена с обеспечением возможности размещения в зоне гусеницы, предназначенной для установки гребней траков, посадочные места выполнены полуовальной формы с радиусом в опорной части, равным радиусу пальца трака, а на каркасе закреплены уширители с опорными пластинами на концах, вынесенными в зону гусеницы, предназначенную для установки соединительных скоб траков, при этом опорные пластины снабжены дополнительными посадочными местами, используемыми в качестве базовых, для размещение соседних пальцев присоединяемого и смежного траков. В устройстве по второму варианту дополнительный фиксатор выполнен с возможностью упругого поджатия пальца присоединяемого трака к

посадочному месту.

Технический результат, достигаемый полезной моделью заключается в повышении эксплуатационного ресурса гусеницы по работоспособности РМШ.

Полезная модель относится к области производства гусениц с резинометаллическим шарниром (РМШ), в частности к устройствам для обеспечения выставочного угла траков гусеницы с параллельным резинометаллическим шарниром при сборке.

В настоящее время в гусеничной технике получили широкое распространение гусеницы с РМШ, как обеспечивающие высокий эксплуатационный ресурс по работоспособности шарнира. Такие гусеницы в вариантах как с последовательным, так и с параллельным РМШ применяются в гражданской технике с установкой на транспортно- тяговые машины [1, стр.212-244], и, более широко, в военной технике с установкой, например, в ходовых частях современных отечественных [2, стр.475-476], [3, стр.481-482] и зарубежных танков («Абраме», «Леопард-2», «Леклерк»).

Резина в шарнирах таких гусениц находится в сложном напряженном состоянии, испытывая статические нормальные и касательные напряжения после запрессовки резинометаллических втулок в проушины траков (в гусенице с последовательным РМШ) или пальцев в звенья траков (в гусенице с параллельным РМШ). В гусеничном обводе напряжения возрастают от дополнительного воздействия усилий предварительного натяжения, стабилизирующих гусеницу в обводе, и тяговых нагрузок, действующих в процессе движения, с учетом закручивания шарнира при перемотке гусеничных лент. Стендовыми исследованиями установлено, что в таких шарнирах доминирующим фактором в процессе разрушения шарнира являются напряжения от закручивания шарнира [4, стр.34]. При этом величина угла закручивания чрезвычайно сильно (в логарифмической зависимости) влияет на долговечность резинометаллического шарнира [4, стр.34, рис.2]. Методика расчета таких РМШ приведена, например, в работе [5, стр.501-503].

В реальных условиях эксплуатации при перемотке гусеничных лент наибольшее закручивание шарнира происходит в участках гусеничного обвода, располагаемых на ведущем и направляющем колесах, где траки гусеницы укладываются по касательной либо к наружному диаметру направляющего колеса, либо к диаметру опорного барабана ведущего колеса (Необходимо отметить, что у гусеничных машин, оборудуемых гусеницами с РМШ, диаметр направляющего колеса и диаметр опорного барабана ведущего колеса мало отличаются друг от друга). Именно в рассмотренные моменты перехода, в связи с наибольшим закручиванием шарниров, происходит наибольшее накопление усталостных повреждений резины. Схема образования и определения угла закручивания на упомянутых колесах (с упрощениями, выводящими высотные размеры трака за пределы рассуждений) приведена для гусеницы с последовательным РМШ в источнике [1, стр.229, рис.111] и повторена на фиг.7 настоящей заявки. Из схемы следует, что угол закручивания резины РМШ определяется поворотом соседних траков друг относительно друга, зависит от шага I0 гусеничной цепи и диаметров dк колес и определяется зависимостью

Следует отметить, что шаг I0 и диаметры dк колес, фигурирующие в приведенной формуле, выбираются из конструктивных особенностей машины и для уменьшения угла закручивания резины уменьшить шаг I0 или увеличить диаметры dk колес не всегда возможно. Данная схема приемлема и для гусеницы с параллельным РМШ с учетом того, что шаг гусеницы с параллельным РМШ, определяется как сумма линейных размеров между пальцами трака и отверстиями в скобе, соединяющей траки в гусеничную цепь.

Для уменьшения закручивания РМШ и, тем самым снижения накопления усталостных повреждений шарнира при его работе, используется прием, когда при сборке, например гусениц с последовательным шарниром, запрессовывают втулки РМШ предварительно развернутыми на заданный определенный угол к средней линии, проходящей через проушины траков (с сохранением направления закрутки резиновых колец в гусеничном обводе), таким образом, чтобы после соединения траков между ними образовывался угол см. [1, стр.227, рис.109], который именуют как «выставочный угол». При работе такой гусеницы в

гусеничном обводе фактический угол факт закрутки резины уменьшается на величину выставочного угла, составляя половину угла , и определяется как

За счет этого снижаются напряжения сдвига и обеспечиваются заданные параметры долговечности работы резины РМШ. Однако долговечность РМШ по прежнему существенно зависит от точности выполнения выставочного угла .

В гусеницах с параллельным шарниром, наиболее широко применяемых на современных танках, выставочный угол между траками обеспечивается при сборке специальными устройствами и в таком положении стабилизируется от эксплуатационных нарушений путем соединения крайними скобами траков с запрессованными пальцами РМШ с последующей затяжкой болтовых соединений скоб, удерживающих траки гусеницы в заданном положении друг относительно друга. При этом в танковых гусеницах с параллельным РМШ [3] дополнительная надежность соединению траков придается центральной связью при установке гребня гусеницы (на пальцы соседних траков).

Известны устройства, обеспечивающие при сборке гусениц выставочные углы между траками, см. например [6], фото «Montagestation fur Kettensegmente» из прилагаемой копии рекламного проспекта «Eine Firmengruppe stellt sich vor» фирмы «Diehl», который был представлен на международной выставке IDEX-2003, проходившей в Абу Даби, Объединенные Арабские Эмираты, 16-20 марта 2003г. (титульный лист и стр.95 каталога выставки со сведениями об участии фирмы «Diehl» так же прилагаются). Из рекламного материала видно, что траки собираемой гусеницы с параллельным РМШ укладываются своей опорной поверхностью на дугообразный стеллаж, радиус дуги которого примерно в два раза превышает диаметр опорного барабана ведущего колеса, обеспечивая тем самым величину выставочного угла в размере между траками. В этом положении траки соединяются в цепочки, состоящие из нескольких траков, концевыми скобами и центральным соединительным элементом, устанавливаемыми на пальцы траков и закрепляемыми на них с помощью болтового соединения (на фото показан момент закручивания болтов центрального соединительного элемента гайковертом). Затем на другом стеллаже

цепочки объединяются в гусеничную цепь путем соединения пальцев крайних траков цепочек упомянутыми соединительными элементами после предварительной выставки этих траков на выставочный угол. Распределение участков сборки позволяет механизировать процесс сборки гусениц конкретного вида (предназначенных для конкретной военно-гусеничной машины). В то же время, при широкой номенклатуре выпускаемых гусениц, что свойственно фирме «Diehl», см. проспект [7] «Diehl Track Specifications», полученный на той же выставке, требуется ответная широкая номенклатура рабочих стеллажей, что нерационально. Кроме того у такого рода стеллажей - как устройств обеспечивающих выставочный угол, имеется другой, более существенный недостаток, вытекающий из условий базирования (установки при сборке) на них траков опорными поверхностями, взаимодействующими с грунтом, при обеспечении выставочного угла между траками.

Так в мировой практике изготовление траков и формообразование их поверхностей ведется либо литьевым способом (фирма «Diehl»), либо штамповкой (отечественная гусеница изделия 219 [3, стр.481-482]) с невысокой точностью размеров, которая и требуется для опорных поверхностей такого рода деталей, работающих в абразивной, изнашивающей среде. В то же время при выполнении отверстий под РМШ устанавливаются точные размеры между осями этих отверстий и поверхностями (беговыми дорожками), взаимодействующими с наружным диаметром направляющего колеса и опорным барабаном ведущего колеса, которые, в большей мере влияют на угол закручивания резины шарнира. Например, из прилагаемого извлечения из чертежа 172.55.012-1 звена трака гусеницы с параллельным шарниром, применяемой на поздних модификациях танка Т-72, видно, что поверхность беговой дорожки связана с осью отверстия под РМШ размером 25±0,2, технологический допуск (±0,2) на который (с учетом условий среды эксплуатации) является чрезвычайно точным. А допуск на опорные поверхности трака остается свободным, с широкими пределами колебания размера между осями отверстий под РМШ и сильно изнашиваемыми опорными поверхностями. Тем самым, использование известного стеллажа для обеспечения выставочного угла траков гусеницы с параллельным РМШ при сборке ведет к значительным колебаниям по величине выставочного угла между траками и общего угла закручивания шарнира, а поскольку, как упоминалось ранее,

долговечность РМШ находится в большой, изменяющейся по логарифмическому закону зависимости от величина угла закручивания, то требуемый высокий ресурс гусеницы, собранной на известном стеллаже, (при прочих равных условиях) может не обеспечиваться.

Известно устройство, технологический номер АГП 7824-4214СБ, для обеспечения при сборке выставочного угла траков гусеницы изделия 219 с параллельным РМШ, принятое за прототип, чертеж которого прилагается. Данное устройство выполнено в виде жесткого каркаса, образованного двумя боковинами объединенными в каркас связями, с поперечным сечением у каждой связи по форме круга. В верхней части боковин выполнены посадочные места под пальцы и присоединяемого трака и под пальцы смежного с ним трака из числа траков, соединенных в гусеничную цепь. Опорные поверхности посадочных мест устройства, расположены таким образом, что после установки на них соединяемых в гусеницу траков между присоединяемым траком и смежным с ним траком обеспечивается требуемое (заданное) значение выставочного угла несколько отличающееся от упомянутого ранее угла , поскольку учитывает и высотные размеры трака. Для обеспечения значений выставочного угла оси, проходящие через центры посадочных мест под пальцы присоединяемого трака и смежного с ним присоединенного трака, выполнены под углом друг к другу. На одной из поперечных связей установлен фиксатор пальца присоединенного трака, выполненный в виде рукоятки со скобой и пазом с возможностью поджатия упомянутого пальца на его посадочном месте. При этом устройство устанавливается на продольный стол - стеллаж и перемещается по столу от начала в конец по мере увеличения длины собранной части гусеницы. При сборке гусениц после установки соединяемых траков в известное приспособление на свободные концы пальцев траков устанавливаются и надвигаются скобы с некоторым натягом на пальцах (с использованием гидроцилиндров - в поточной линии или ударным способом -при ручной мелкосерийной сборке), которые затягиваются на пальцах с помощью болтового соединения, обеспечивая сохранность выставочного угла на весь эксплуатационный период.

Несмотря на простоту и удобство в эксплуатации приспособление имеет ряд недостатков, к числу которых относится:

- отсутствие универсальности, позволяющее применять его только для сборки конкретного вида гусениц с установленным значением выставочного угла (гусениц - для конкретного изделия);

- наличие возможности нарушения (изменения) выставочного угла при установке скобы, особенно при надвигании скобы ударным способом. В этом случае, один из пальцев присоединенного трака после его стопорения фиксатором не имеет возможности смещения с посадочного места, но второй палец, который хотя и присоединен скобой к гусеничной цепи, вследствие упругости РМШ и усилий надвигания скобы, имеет возможность смещения (вверх) со своего посадочного места, что приводит к изменению установленного значения выставочного угла и имело место при изготовлении гусениц. Такое же явление несанкционированного изменения выставочного угла может иметь место вследствие смещения с посадочных мест пальцев присоединяемого трака, хотя с меньшими последствиями, по причине возможности возвращения присоединяемого трака (пальцев присоединяемого трака) на посадочные места, например, ударным воздействием сверху. Следует заметить, что при сборке в поточной линии можно было бы установить дополнительные гидравлические прессовые устройства, поджимающие траки к посадочным местам, однако при этом произойдет значительное усложнение процесса сборки, связанное с его удорожанием, которое может быть экономически целесообразно только для условий массового производства гусеничных лент и полной автоматизации процесса сборки;

- малое расстояние между боковинами по ширине и, как следствие, - между посадочными местами, являющимися базовыми для пальцев соединяемых траков, что в отдельных случаях, вызывает значительные угловые отклонения свободных концов пальцев (в зоне установки скоб), внося, в свою очередь, отклонения в величину выставочного угла сопрягаемых траков. В то же время известно, что увеличение базы (разнесение базовых поверхностей) благоприятно сказывается на уменьшение влияния погрешностей формы деталей и отклонения их размеров, в нашем случае пальцев и звеньев траков.

Тем самым, недостаток известного устройства для обеспечения выставочного угла траков определяется недостаточно высоким уровнем стабильности размера выставочного угла в собранной гусенице с параллельным

РМШ, что приводит к снижению эксплуатационного ресурса гусеницы по работоспособности РМШ.

Задачей настоящей полезной модели является создание устройства для обеспечения выставочного угла траков гусеницы (которое далее по тексту может именоваться сокращенным термином «устройство»), позволяющего при сборке гусеницы с параллельным РМШ обеспечивать высокую стабильность выставочного угла.

Технический результат, достигаемый полезной моделью, заключается в повышении эксплуатационного ресурса гусеницы (собранной с использованием предлагаемого устройства) по работоспособности РМШ.

Указанная задача решается тем, что в устройстве для обеспечения выставочного угла траков гусеницы с параллельным резинометаллическим шарниром, содержащем боковины с посадочными местами под пальцы траков, присоединяемого и смежного с ним, сочлененного в гусеничную цепь, объединенные поперечными связями в единый каркас, и фиксатор пальца смежного трака, согласно полезной модели, посадочное место под второй палец смежного трака выполнено на торце боковин каркаса с обеспечением возможности закрепления данного пальца от вертикального перемещения.

При этом:

- посадочные места выполнены полуовальной формы с радиусом в опорной части, равным радиусу пальца трака;

- ширина устройства выполнена с обеспечением возможности размещения в зоне гусеницы, предназначенной для установки гребней траков

Наилучший результат достигается, если ширина устройства выполнена как сказано ранее, а на его каркасе закреплены уширители с опорными пластинами на концах, вынесенными в зону гусеницы, предназначенную для установки соединительных скоб траков, при этом опорные пластины снабжены дополнительными посадочными местами под размещение соседних пальцев присоединяемого и смежного траков, причем дополнительные посадочные места выполнены с обеспечением возможности использования в качестве базовых.

По второму варианту исполнения в устройстве для обеспечения выставочного угла траков гусеницы с параллельным резинометаллическим шарниром, содержащем боковины с посадочными местами под пальцы траков, присоединяемого и смежного с ним, сочлененного в гусеничную цепь,

объединенные поперечными связями в единый каркас, и фиксатор пальца смежного трака, согласно полезной модели, посадочное место под второй палец смежного трака выполнено на торце боковин каркаса с обеспечением возможности закрепления данного пальца от вертикального перемещения, при этом на боковинах каркаса в зоне посадочного места под палец присоединяемого трака установлен дополнительный фиксатор с возможностью поджатия соответствующего пальца присоединяемого трака к посадочному месту.

При этом:

- посадочные места выполнены полуовальной формы с радиусом в опорной части, равным радиусу пальца трака;

- ширина устройства выполнена с обеспечением возможности размещения в зоне гусеницы, предназначенной для установки гребней траков;

- дополнительный фиксатор выполнен с возможностью упругого поджатия пальца присоединяемого трака к посадочному месту;

- дополнительный фиксатор установлен на боковине с возможностью продольного перемещения и выполнен пластинчатой формы из пружинной стали.

Наилучший технический результат по данному варианту достигается, если ширина устройства выполнена как сказано выше, а на его каркасе закреплены уширители с опорными пластинами на концах, вынесенными в зону гусеницы, предназначенную для установки соединительных скоб траков, при этом опорные пластины снабжены дополнительными посадочными местами под размещение соседних пальцев присоединяемого и смежного траков, причем дополнительные посадочные места выполнены с обеспечением возможности использования в качестве базовых.

По третьему варианту исполнения в устройстве для обеспечения выставочного угла траков гусеницы с параллельным резинометаллическим шарниром, содержащем боковины с посадочными местами под пальцы траков, присоединяемого и смежного с ним, сочлененного в гусеничную цепь, объединенные поперечными связями в единый каркас, и фиксатор пальца смежного трака, согласно полезной модели, посадочное место под второй палец смежного трака выполнено на торце боковин каркаса с обеспечением возможности закрепления данного пальца от вертикального перемещения, а каждая боковина образована, по меньшей мере, из двух опорных пластин шарнирно связанных друг с другом с обеспечением возможности поворота одной

части каркаса относительно другой и стопорения в повернутом положении - для изменения параметров выставочного угла траков.

При этом:

- посадочные места выполнены полуовальной формы с радиусом в опорной части, равным радиусу пальца трака;

- ширина устройства выполнена с обеспечением возможности размещения в зоне гусеницы, предназначенной для установки гребней траков

Наилучший результат достигается, если ширина устройства выполнена как сказано выше, а на его каркасе закреплены уширители с опорными пластинами на концах, вынесенными в зону гусеницы, предназначенную для установки соединительных скоб траков, при этом опорные пластины снабжены дополнительными посадочными местами под размещение соседних пальцев присоединяемого и смежного траков, причем дополнительные посадочные места выполнены с обеспечением возможности использования в качестве базовых.

Анализ отличительных признаков показал, что:

- выполнение посадочного места под второй палец смежного трака на торце боковин каркаса (по любому из трех вариантов исполнения) обеспечивает возможность закрепления данного пальца от вертикального перемещения в процессе сборки гусениц;

- выполнение посадочных мест полуовальной формы с радиусом в опорной части, равным радиусу пальца трака, обеспечивает удобство установки сочленяемых траков на посадочные места с последующей точной центровкой;

- выполнение устройства с такой шириной, которая позволяет ему разместиться в зоне гусеницы, предназначенной для установки гребней траков, обеспечивает удобство его перемещения на продольном столе - стеллаже в процессе сборки;

- закрепление на каркасе уширителей с опорными пластинами на концах, вынесенными в зону гусеницы, предназначенную для установки соединительных скоб траков и снабжение этих пластин дополнительными посадочными местами с обеспечением возможности использования в качестве базовых под размещение соседних пальцев присоединяемого и смежного траков, обеспечивает увеличение базы (разнесение базовых поверхностей) с уменьшением влияния допусков на размеры и погрешностей формы пальцев и звеньев траков на величину выставочного угла;

- установка в устройстве по второму варианту исполнения дополнительного фиксатора на боковинах каркаса в зоне посадочного места под палец присоединяемого трака с возможностью поджатия пальца присоединяемого трака к посадочному месту в большой степени ограничивает возможность его смещения с посадочного места при сборке гусеницы, повышая стабильность обеспечения выставочного угла между траками;

- выполнение дополнительного фиксатора из пружинной стали в виде поджимной пластины и установка его на боковине устройства с возможностью продольного перемещения и упругого поджатия пальца присоединяемого трака к посадочному месту обеспечивает удобную и надежную работу фиксатора;

- выполнение в устройстве по третьему варианту исполнения каждой из боковин, по меньшей мере, из двух опорных пластин, шарнирно связанных друг с другом с обеспечением возможности поворота одной части каркаса относительно другой и стопорения этих пластин друг относительно друга в повернутом положении, обеспечивает санкционированное изменение параметров выставочного угла траков, что необходимо, например, при переналадке поточной линии для сборки гусениц с другими размерами выставочного угла.

Сущность полезной модели поясняется чертежами, где показано:

- на фиг.1 - вид сбоку на устройство для обеспечения выставочного угла траков гусеницы по первому варианту исполнения (на этом и последующих фиг. элементы гусеницы показаны штрихпунктирной линией);

- на фиг 2 - вид сверху на устройство для обеспечения выставочного угла траков гусеницы (вид А на фиг.1);

- на фиг.3 - вид сбоку на устройство для обеспечения выставочного угла траков гусеницы по второму варианту исполнения;

- на фиг 4 - вид сверху на устройство для обеспечения выставочного угла траков гусеницы по второму варианту исполнения (вид Б на фиг.3);

- на фиг.5 - вид сбоку на устройство для обеспечения выставочного угла траков гусеницы по третьему варианту исполнения (разрез по В-В на фиг.6);

- на фиг 6 - вид снизу на устройство для обеспечения выставочного угла траков гусеницы по третьему варианту исполнения (вид Г на фиг.5);

- на фиг.7 - схема для определения угла закручивания шарнира (из работы [1]);

- на фиг.8 - извлечение из чертежа 172.55.012-1 гусеницы изд. 190.

Устройство 1 (см. фиг.1 и 2) применяется для обеспечения выставочного угла между траками 2 гусеницы 3 с параллельным резинометаллическим шарниром (РМШ) 4, образуемым пальцем 5 с привулканизованным к нему резиновым кольцевым элементом 6, установленным в отверстие «а» звена 7 трака 2. Устройство 1 используется при сборке гусениц, обеспечивая выставку присоединяемого трака 2' к смежному с ним траку 2'' под упомянутым выставочным углом , после чего траки 2' и 2'' соединяются между собой путем установки на соседние пальцы 5' и 5'' скоб 8 с соединительными болтами 9, жестко фиксирующими пальцы 5 (траков 2) в заданном положении друг относительно друга.

Собственно устройство 1 состоит из двух боковин 10, объединенных поперечными связями 11, с поперечным сечением по форме круга, в единый каркас 12. В верхней части боковин выполнены посадочные места «б» под пальцы 5 и 5' присоединяемого трака 2' и одно посадочное место под палец 5'' смежного с ним трака 2'' из числа траков уже соединенных в гусеничную цепь. На торце «в» боковин каркаса выполнено посадочное место «г» под второй палец 5''' трака 2''. Для удобства установки траков все посадочные места «б» выполнены расширенными в верхней части, для удобства ориентирования устанавливаемых траков, а в целом имеют полуовальную форму. При этом опорная часть посадочных мест, на которую непосредственно опираются пальцы в рабочем положении выполнена с радиусом r, равным радиусу пальца трака. Посадочное место «г» выполнено с аналогичным профилем, но только развернутым по часовой стрелке, в сравнении с посадочными местами «б» под палец 5'', на угол, приблизительно равный 90°. При этом шаг t между посадочными местами («б» и «б» - под присоединяемый трак 2', а так же «б» и «г» - под смежный трак 2'') строго выдержан и равен шагу трака. Следует отметить что профиль посадочного места «г» может быть и несколько иным, не влияя на суть настоящей полезной модели.

Опорные поверхности посадочных мест устройства 1, выполнены таким образом, что после установки на них соединяемых в гусеницу траков между присоединяемым траком 2' и смежным с ним траком 2'' обеспечивается

требуемое (заданное) значение выставочного угла . Для этого оси О - О и O1-O 1 проходящие через центры радиусов r, образующих опорные части посадочных мест под пальцы присоединяемого трака 2' и смежного с ним трака 2'', выполнены под углом друг к другу.

Поперечная связь 11' установлена под центром радиуса r посадочного места под палец 5'',а на ней установлен фиксатор 13 пальца 5'', выполненный в виде рукоятки 14 со скобой 15 и пазом в скобе, образующим на скобе поверхность «д», расположенную с эксцентриситетом относительно оси поперечной связи 11'. При повороте рукоятки 14 поверхность «д» имеет возможность плавного поджатия и удержания пальца 5'' на его посадочном месте.

Ширина устройства 1 выбрана из условия обеспечения возможности размещения при сборке гусениц по центру гусеницы в зоне, предназначенной для установки гребней траков.

В нижней части каркаса 12 устройства 1 симметрично относительно его продольной оси закреплены уширители 16, образованные двумя балками 17 с опорными пластинами 18 на внешних концах, расположенных в зоне гусеницы, предназначенной для установки соединительных скоб 8 траков, с максимальным приближением к звеньям траков. Опорные пластины имеют два фиксированных положения относительно балок 17, верхнее и нижнее, (нижнее на фиг. не показано) и снабжены дополнительными посадочными местами «е», выполненными в продолжение посадочных мест «б». На посадочных местах «е», базируются своими концами пальцы 5' и 5'' присоединяемого и смежного траков. В отличие от посадочных мест «б» посадочные места «е» не имеют заходной, ориентирующей пальцы (полуовальной) части, а выполнены с радиусом r. Поскольку расстояние между пластинами 18 существенно больше, чем расстояние между боковинами 10, то посадочные места «е», выполненные на пластинах 8, используются в качестве базовых (то есть в качестве поверхностей на которые опираются пальцы траков при сборке гусениц), что позволяет минимизировать влияние технологических отклонений профиля и допусков на размеры у элементов гусеницы на точность обеспечения выставочного угла. Для этого в каркасе 12 предлагаемого устройства радиус r у посадочных мест «б» выполняют с плюсовым допуском (т.е. увеличивая его на величину допуска), а у посадочных мест «е» обеспечивают его номинальное значение.

Устройство для обеспечения выставочного угла траков гусеницы по второму варианту исполнения (см. фиг.3 и 4) позволяет повысить точность выставочного угла, несколько усложняя процесс сборки, и имеет те же вышеперечисленные элементы, что и по первому варианту, отличаясь тем, что оно оборудовано дополнительным фиксатором 19. Фиксатор 19 состоит из пластины 20, закрепленной с возможностью продольного перемещения в ушке 21, установленном на боковинах 10. Для обеспечения упругого поджатия пальца 5' присоединяемого трака 2' к его посадочному месту пластина 20 выполнена, например из пружинной стали 65С2ВА. За счет упругого выполнения пластины 20 при фиксации пальца 5' ее конец «ж» имеет возможность отклоняться над пальцем вверх, исключая возникновение больших усилий на перемещение, в то же время обеспечивая надежность фиксации трака 2' на посадочном месте.

Устройство для обеспечения выставочного угла траков гусеницы по третьему варианту исполнения (см. фиг.5 и 6) имеет те же самые вышеперечисленные элементы, что и по первому варианту, и отличается тем, что каждая боковина 10 образована, по меньшей мере, из двух опорных пластин 22 и 23 связанных в верхней части друг с другом с помощью шарнира 24, обеспечивая возможность поворота одной части каркаса относительно другой - для изменения положения осей О-О и O 1-O1 и, тем самым, настройки выставочного угла между траками, что необходимо, например, при переходе с изготовления одного вида гусеницы на другой. Такое изменение производится с помощью встроенной в нижней части опорных пластин винтовой стяжки 25, оборудованной регулировочной гайкой 26 для настройки выставочного угла и контргайками 27 для стопорения гайки 26 в повернутом положении. Возможность притягивания или отодвигания опорных пластин 22 в их нижней части обеспечена применением на винтах 28 и 29 и, соответственно, на резьбовых частях гайки 26 левой и правой резьбы.

Использование устройства

При сборке траков 2 в гусеницу 3 с параллельным резинометаллическим шарниром применяется предлагаемое устройство 1, обеспечивающее повышенную точность выставки траков гусеницы 3 на угол и стабильное значение этого угла. Устройство 1 устанавливается по осевой линии стола-стеллажа 30 в центральной зоне предназначенной для установки гребней траков.

Первый трак гусеницы (в начале процесса сборки гусеницы) или последний трак из уже соединенных в гусеничную цепь, именуемый как смежный, устанавливается (вводится) центральной частью пальца 5''' на посадочное место «г», а другим пальцем 5'' на посадочные места «б» и «е'», как это показано на фиг.1, после чего палец 5'' поджимается поверхностью «д» скобы 15 фиксатора 13 на посадочных местах «е'» поворотом рукояти 14 фиксатора. (Следует отметить, что если бы в конструкции устройства 1 отсутствовали уширители 16 с опорными пластинами 18, то в этом случае поджатие производилось бы к соответствующему посадочному месту «б» на несколько большем повороте рукояти 14 фиксатора, что может иметь место, если устройство 1 будет эксплуатироваться без уширителей 16. Поскольку межцентровое расстояние между пальцами трака, равное шагу t, совпадает с шагом посадочного места то оба пальца трака не будут иметь возможность смещения с соответствующих посадочных мест «е'» и «г», тем самым не оказывая влияния на заданный приспособлением угол , что само по себе стабилизирует выполнение этого угла при сборке в соответствии с заданным значением . Дополнительный вклад в стабилизацию заданного значения угла на всей длине РМШ вносит увеличение расстояния между посадочными местами за счет использования в качестве базовых опорных пластин 18 уширителей 16. Затем, на соответствующие посадочные места «б» и «е» устройства 1 пальцами 5 и 5' устанавливается присоединяемый трак 2', в исполнении по первому варианту центрирующийся на посадочных местах под собственным весом. После этого сборщик механизированным способом или вручную устанавливает соединительные скобы 8 до пластин 16, контролируя взаимодействие пальцев 5 и 5' присоединяемого трака и соответствующих им посадочных мест, точно так же как при работе с приспособлением -аналогом. В случае отсутствия касания механическим воздействием сверху на присоединяемый трак добиваются требуемого касания. После этого пластины 18 уширителя 16 переводят в нижнее положение, обеспечивая возможность перемещения скоб по пальцам до рабочего положения, затем скобы перемещают в рабочее положение и стягивают на пальцах болтами 9, образуя жесткое соединение траков с заданным углом между ними, а приспособление переставляют, подготавливая к присоединению следующего трака к собранной цепочке траков.

Из описанной работы видно, что в технологическом цикле сборки имеется нерациональная операция, направленная на контроль и исправление положения присоединяемого трака в устройстве 1, в случае нарушения необходимого взаимодействия пальцев присоединяемого трака с соответствующими посадочными местами. При использовании устройства 1 по второму варианту исполнения введен дополнительный фиксатор 19 вышеописанной конструкции, который стабилизирует положение пальца 5' на его посадочных местах, исключая необходимость в упомянутой нерациональной операции или в отдельных случаях существенно упрощая ее выполнение.

Использование устройства по третьему варианту исполнения может сочетать возможности описанных ранее устройств. Дополнительным свойством данного приспособления является его унифицированность для разного вида гусениц за счет возможности изменения величины угла . Это достигается путем поворота друг относительно друга винтовой стяжкой 25 и фиксации в требуемом положении частей каркаса (опорных пластин 22 и 23), предназначенных, соответственно, для установки смежного и присоединяемого траков.

Тем самым, в соответствии с поставленной задачей разработано устройство для обеспечения выставочного угла траков гусеницы с параллельным резинометаллическим шарниром, позволяющее при сборке гусеницы обеспечивать стабильность выставочного угла между траками с достигаемым полезной моделью техническим результатом в виде повышенного эксплуатационного ресурса гусеницы по работоспособности РМШ. Устройство наделено возможностью трансформирования, при переходе на сборку другого вида гусениц.

Источники информации:

1. «Гусеничные транспортеры - тягачи», ред. Платонов В.Ф., М., «Машиностроение», 1978 г., стр.212-244;

2. «Танк Т-72А. Техническое описание и инструкция по эксплуатации», кн. 2, М., Военное издательство, 1988г.,стр.475-476;

3. «Объект 219Р. Техническое описание и инструкция по эксплуатации», кн. 2, М., Военное издательство, 1986г., стр.481-482.

4. Глухова Ю.В., Масленников В.Г. «Исследование жесткости и циклической долговечности цилиндрических резинометаллических шарниров сборного типа», журнал «Каучук и резина», 1972 г., №6, стр.32-35;

5. «Расчет и конструирование гусеничных машин», ред. Н.А.Носов, Ленинград, «Машиностроение», 1972г., стр.501-503.

6. Рекламный проспект. «Eine Firmengruppe stellt sich vor», фирма «Diehl», IDEX-2003, Абу Даби, Объединенные Арабские Эмираты, 16-20 марта 2003г;

7. Рекламный проспект «Diehl Track Specifications», фирма «Diehl», IDEX-2003, Абу Даби, Объединенные Арабские Эмираты, 16-20 марта 2003г.

1. Устройство для обеспечения выставочного угла траков гусеницы с параллельным резинометаллическим шарниром, содержащее боковины с посадочными местами под пальцы траков, присоединяемого и смежного с ним, сочлененного в гусеничную цепь, объединенные поперечными связями в единый каркас, и фиксатор пальца смежного трака, отличающееся тем, что в нем посадочное место под второй палец смежного трака выполнено на торце боковин каркаса с обеспечением возможности закрепления данного пальца от вертикального перемещения.

2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что посадочные места выполнены полуовальной формы с радиусом в опорной части, равным радиусу пальца трака.

3. Устройство по п.1, отличающееся тем, что его ширина выполнена с обеспечением возможности размещения в зоне гусеницы, предназначенной для установки гребней траков.

4. Устройство по п.3, отличающееся тем, что на его каркасе закреплены уширители с опорными пластинами на концах, вынесенными в зону гусеницы, предназначенную для установки соединительных скоб траков, при этом опорные пластины снабжены дополнительными посадочными местами под размещение соседних пальцев присоединяемого и смежного траков, причем дополнительные посадочные места выполнены с обеспечением возможности использования в качестве базовых.

5. Устройство для обеспечения выставочного угла траков гусеницы с параллельным резинометаллическим шарниром, содержащее боковины с посадочными местами под пальцы траков, присоединяемого и смежного с ним, сочлененного в гусеничную цепь, объединенные поперечными связями в единый каркас, и фиксатор пальца смежного трака, отличающееся тем, что в нем посадочное место под второй палец смежного трака выполнено на торце боковин каркаса с обеспечением возможности закрепления данного пальца от вертикального перемещения, при этом на боковинах каркаса в зоне посадочного места под палец присоединяемого трака установлен дополнительный фиксатор с возможностью поджатия соответствующего пальца присоединяемого трака к посадочному месту.

6. Устройство по п.5, отличающееся тем, что посадочные места выполнены полуовальной формы с радиусом в опорной части, равным радиусу пальца трака.

7. Устройство по п.5, отличающееся тем, что его ширина выполнена с обеспечением возможности размещения в зоне гусеницы, предназначенной для установки гребней траков.

8. Устройство по п.7, отличающееся тем, что на его каркасе закреплены уширители с опорными пластинами на концах, вынесенными в зону гусеницы, предназначенную для установки соединительных скоб траков, при этом опорные пластины снабжены дополнительными посадочными местами под размещение соседних пальцев присоединяемого и смежного траков, причем дополнительные посадочные места выполнены с обеспечением возможности использования в качестве базовых.

9. Устройство по п.5, отличающееся тем, что дополнительный фиксатор выполнен с возможностью упругого поджатия пальца присоединяемого трака к посадочному месту.

10. Устройство по п.9, отличающееся тем, что дополнительный фиксатор установлен на боковине с возможностью продольного перемещения и выполнен пластинчатой формы из пружинной стали.

11. Устройство для обеспечения выставочного угла траков гусеницы с параллельным резинометаллическим шарниром, содержащее боковины с посадочными местами под пальцы траков, присоединяемого и смежного с ним, сочлененного в гусеничную цепь, объединенные поперечными связями в единый каркас, и фиксатор пальца смежного трака, отличающееся тем, что в нем посадочное место под второй палец смежного трака выполнено на торце боковин каркаса с обеспечением возможности закрепления данного пальца от вертикального перемещения, а каждая боковина образована, по меньшей мере, из двух опорных пластин, шарнирно связанных друг с другом с обеспечением возможности поворота одной части каркаса относительно другой и стопорения в повернутом положении - для изменения параметров выставочного угла траков.

12. Устройство по п.11, отличающееся тем, что посадочные места выполнены полуовальной формы с радиусом в опорной части, равным радиусу пальца трака.

13. Устройство по п.11, отличающееся тем, что его ширина выполнена с обеспечением возможности размещения в зоне гусеницы, предназначенной для установки гребней траков.

14. Устройство по п.13, отличающееся тем, что на его каркасе закреплены уширители с опорными пластинами на концах, вынесенными в зону гусеницы, предназначенную для установки соединительных скоб траков, при этом опорные пластины снабжены дополнительными посадочными местами под размещение соседних пальцев присоединяемого и смежного траков, причем дополнительные посадочные места выполнены с обеспечением возможности использования в качестве базовых.



 

Наверх