Окно для аварийного выхода из транспортного средства

 

Полезная модель относится к средствам, обеспечивающим при необходимости аварийный дополнительный выход из транспортного средства. Окно содержит корпус, имеющий ось симметрии, стеклопакет, и устройство для удержания стеклопакета. Окно снабжено каркасом, имеющим опорную и прижимную рамки, между которыми установлен стеклопакет. Устройство снабжено фиксаторами прижимной рамки относительно указанного каркаса. Каркас состоит из двух длинных и двух коротких брусьев, при этом каждый из брусьев выполнен с пазом для пластин ведущих звеньев соответствующих плоских кулачковых механизмов. Окно снабжено пружиной, расположенной в одном брусе каркаса и предназначенной для создания усилия выдавливания прижимной рамки, удерживающей стеклопакет. Корпус выполнен из профиля П-образного сечения, в полости которого расположены длинные и короткие брусья каркаса. Окно снабжено кулачковым механизмом, имеющим ведущее звено, ведомое звено и гибкой тягой, один конец которой соединен с ручкой, другой конец которой соединен с ведущим звеном кулачкового механизма, ведомое звено которого соединено с фиксатором прижимной рамки. Пластина ведущего звена плоского кулачкового механизма связана с соединительным звеном, с ослаблением, например, в виде пломбы (не показана) или элементом с тарированным усилием разрушения, например, проволочной петлей, служащими для замыкания усилия для перемещения пластин, и разрушаемыми при приложении определенного усилия к ручке, и являющимися таким образом индикатором приложения такого усилия (при попытке открытия окна). Технический результат - повышение удобства использования окна при организации аварийного выхода.

Полезная модель относится к средствам, обеспечивающим при необходимости аварийный дополнительный выход из транспортного средства.

Известно окно для аварийного выхода из транспортного средства, содержащее каркас, имеющий ось симметрии, стеклопакет, опорную и прижимную рамки, между которыми расположен стеклопакет и устройство с ручкой для удержания стеклопакета в каркасе (авторское свидетельство СССР №1159807, 1985).

Известное окно при использовании его в качестве аварийного выхода из транспортного средства требует приложения значительных усилий по освобождению оконного проема от стеклопакета после удаления средств фиксации.

Задачей полезной модели является повышение удобства использования окна в качестве аварийного выхода.

Другой задачей полезной модели является снижение мускульного усилия, которое необходимо приложить для выдавливания стеклопакета.

Для решения указанной задачи предложено окно для аварийного выхода из транспортного средства, содержащее корпус, образованный каркасом и набором брусьев и имеющий ось симметрии, стеклопакет и устройство для удержания стеклопакета.

Окно снабжено каркасом, имеющим опорную и прижимную рамки, между которыми установлен стеклопакет, а упомянутое устройство снабжено по меньшей мере одним фиксатором прижимной рамки относительно указанного каркаса.

Каркас состоит, преимущественно, из соединенных двух длинных и двух коротких брусьев, при этом в каждом из упомянутых брусьев выполнен паз размещения для пластин ведущих звеньев плоских кулачковых механизмов.

Окно снабжено по меньшей мере одной пружиной, расположенной в по меньшей мере одном отверстии одного бруса каркаса и предназначенной для создания усилия выдавливания прижимной рамки, удерживающей стеклопакет.

Корпус выполнен из профиля П-образного сечения, в полости которого расположены длинные и короткие брусья каркаса.

Окно может быть снабжено по меньшей мере одним кулачковым механизмом, имеющим ведущее звено, ведомое звено и по меньшей мере один гибкий элемент (тягу), один конец которой соединен с ручкой мускульного привода, а другой конец

соединен с ведущим звеном кулачкового механизма, а ведомое звено которого соединено с фиксатором прижимной рамки.

Упомянутый кулачковый механизм выполнен в виде плоского кулачкового механизма, имеющего ведущее звено в виде пластины с пазом, и ведомое звено в виде толкателя, который установлен в пазу пластины.

Прижимная рамка выполнена подпружиненной, а ее фиксатор установлен на толкателе ведомого звена плоского кулачкового механизма.

Предпочтительно, чтобы устройство для удержания прижимной рамки в каркасе было выполнено с шестью подпружиненными фиксаторами и шестью плоскими кулачковыми механизмами, распределенными на две группы по три фиксатора и, соответственно, по три механизма, размещенных с разных сторон от оси симметрии каркаса, при этом ведущие звенья кулачковых механизмов в каждой группе соединены последовательно гибкими элементами между собой и с ручкой.

Каждая тяга, соединяющая стойку ручки с ведущим звеном первого плоского кулачкового механизма в каждой группе, заключена в гибкую направляющую оболочку со встроенными опорами, установленными на брусе каркаса.

В зоне расположения соединений брусьев смежных сторон каркаса (в углу каркаса) установлен ролик с желобом, предназначенный для изменения направления действия усилия от гибкой тяги.

Окно может быть снабжено замком со стопорами для предохранения ручки от несанкционированного перемещения.

Окно может быть снабжено соединительным звеном, разрушаемым при приложении к ручке мускульного привода и снабженным пломбой.

Полезная модель поясняется чертежами, на которых изображено:

на фиг.1 - окно в закрытом и закрытом (пунктиром) положениях;

на фиг.2 - окно в сечении А-А на фиг.1.

Окно аварийного выхода (фиг.1) из транспортного средства, выполненное согласно полезной модели, содержит корпус 1 с осью симметрии 2, включающий каркас 3, в котором размещены стеклопакет 4 и устройство 5, предназначенное для удержания стеклопакета 4 в корпусе 1.

Каркас 3 включает (фиг.2) два бруса 6 (длинных), два бруса 7 (коротких), образующих смежные стороны прямоугольного окна, и планки соответствующего

размера - две планки 8 (длинных) и две планки 9 (коротких), при этом размеры брусьев и планок определяется пропорциями окна.

Два коротких бруса 7 присоединены винтами 10 к соответствующим торцам двух длинных брусьев 6, образуя с последними раму прямоугольной формы.

Устройство 5, предназначенное для удержания стеклопакета 3, включает опорную рамку 11, прижимную рамку 12, промежуточную рамку 13 с отбортовкой, наружную рамку 14 с отбортовкой и держатели 15 прижимной рамки 12.

В каждой длинной планке 8 выполнены по меньшей мере два первых отверстия, а в каждой короткой планке 9-по меньшей мере одно первое отверстие для размещения держателей 15.

В каждой длинной планке 8 выполнены по меньшей мере два вторых отверстия, а в каждой короткой планке 9-по меньшей мере одно второе отверстие для размещения подпружиненных фиксаторов 16 держателей 15 от осевого перемещения.

В каждой длинной планке 8 и каждой короткой планке 9 ось каждого первого отверстия расположена перпендикулярно оси каждого соответствующего второго отверстия.

В каждой длинной планке 8 выполнены по меньшей мере два третьих отверстия, а в каждой короткой планке 9 - по меньшей мере одно третье отверстие.

Каждый брус 6, 7 имеет четыре плоские поверхности К, Л, М, Н.

Вдоль первой поверхности К каждого длинного бруса 6 и каждого короткого бруса 7 выполнен направляющий паз.

Вблизи торцев брусьев 7 и 8 (в зонах соединения брусьев) установлен ролик 17 с желобом.

Вдоль линии пересечения второй поверхности Л и третьей поверхности М каждого бруса 6, 7 выполнен угловой паз, предназначенный для установки соответствующей планки 8, 9.

Вдоль линии пересечения третьей поверхности М и четвертой поверхности Н каждого бруса 6, 7 выполнен угловой паз, предназначенный для установки соответствующей промежуточной рамки 13.

Две коротких планки 9 присоединены винтами к соответствующим торцам двух длинных планок 8, образуя совместно с последними внутреннюю раму в форме прямоугольника.

Между корпусом 1 и опорной рамкой 11 расположена наружная уплотнительная прокладка 18 из Г-образного резинового профиля.

Между стеклопакетом 4 и опорной рамкой 11 расположена внутренняя уплотнительная прокладка 19 из С-образного резинового профиля.

Между стеклопакетом 4 и прижимной рамкой 12 расположена плоская уплотнительная прокладка 20.

Стеклопакет 4 снабжен вспомогательной ручкой 21 с зацепом (не обозначен), предназначенной для приложения усилия при монтаже и демонтаже стеклопакета 4 в проеме каркаса 3.

В средней части одного из длинных брусьев 6 закреплен на подкладке 22 винтами 23 кронштейн 24.

Каждый длинный брус 6 и каждый короткий брус 7 шурупами 25 закреплен в корпусе 1.

Для извлечения подпружиненных фиксаторов 16 из держателей 15 прижимной рамки 12 предусмотрены две группы по три исполнительных плоских кулачковых механизма 26 и ручка 27 в форме скобы.

С каждой стороны от оси 2 симметрии корпуса 1 расположена одна группа плоских кулачковых механизмов 26, каждый из которых включает пластину 28 (29, 30) ведущего первого звена и толкатель 31 ведомого второго звена.

В держателе 15 прижимной рамки 12 выполнено поперечное отверстие (не обозначено), предназначенным для установки подпружиненного фиксатора 16.

Толкатель 31 ведомого звена каждого кулачкового механизма 26 связан с подпружиненным фиксатором 16.

Пластина 28 (29, 30) ведущего звена каждого кулачкового механизма 26 имеет кинематическую связь с ручкой 27, выполненной в форме скобы.

В каждой пластине 28 (29, 30) ведущего звена кулачкового механизма 26 выполнен сквозной криволинейный паз 33, предназначенный для размещения штифта 34, установленного на толкателе 31 с противоположной стороны от подпружиненного фиксатора 16.

Пластины 28 (29, 30) ведущих звеньев каждой группы из трех кулачковых механизмов 26 соединены последовательно гибкими тягами 35, 36 между собой и гибкой тягой 37 с одной стойкой скобы ручки 27.

Каждая гибкая тяга, соединяющая стойку ручки 27 с пластиной 28 ведущего звена одного из плоских кулачковых механизмов 26 в каждой группе, заключена в гибкую направляющую оболочку со встроенными опорами, установленными на длинном брусе 6 каркаса 3.

Направляющий паз выполнен вдоль первой поверхности К каждого длинного бруса 6 и каждого короткого бруса 7 с возможностью перемещения пластин 28 (29, 30) ведущего звена соответствующих плоских кулачковых механизмов 26.

В пазах 33 пластины 28, 29 и 30 ведущих звеньев каждого плоского кулачкового механизма 26 расположены с геометрическим замыканием для непрерывного взаимодействия со штифтами 34 толкателей 31 подпружиненных фиксаторов 16.

Вблизи каждого торца каждого короткого бруса 7 установлен ролик 17 с желобом, предназначенный для размещения в нем гибкой тяги 35 (36) и изменения направления действия силы этой тяги, последовательно передающей усилие от пластины 28 к пластинам 29 и 30 соответственно в каждом углу рамы.

Планки 8, 9 внутренней рамки присоединены винтами к брусьям наружной рамки.

Корпус 1 выполнен из металлического гнутого швеллера и имеет в сечении профиль П-образной формы.

В кронштейне 24 выполнены два направляющих паза для стоек скобы ручки 27.

На кронштейне 24 установлен замок 38, защелки (например, две) которого препятствуют перемещению стоек скобы ручки 27, а следовательно, и несанкционированному удалению стеклопакета 4 из каркаса 3.

В каждой группе пластина 30 ведущего звена механизма 26, наиболее удаленного от ручки 27, снабжена соединительным звеном 39 с ослаблением - в виде пломбы (не показана) или элементом с тарированным усилием разрушения - например, проволочной петлей), служащими для замыкания усилия для перемещения пластин 28, 29 и 30 между упомянутыми группами, и разрушаемыми при приложении определенного усилия к ручке 27, и являющимися таким образом индикатором приложения такого усилия (при попытке открытия окна).

В каждом третьем отверстии 40 каждой планки 8, 9 расположена пружина 41, предназначенная для создания усилия выдавливания прижимной рамки 12, удерживающей стеклопакет 4.

Обеспечение возможности выхода через окно при аварийной ситуации осуществляется следующим образом.

Перед удалением стеклопакета 4 из каркаса 3 необходимо предварительно открыть замок 38 перемещения ручки 27.

Приложить усилие к ручке 27 в направлении от края к центру поверхности стеклопакета 4.

Перемещение ручки 27 передается через тяги 37, 36, 35 к пластинам 28, 29, 30 ведущих звеньев соответствующих плоских кулачковых механизмов 26, а следовательно, и на толкатели 31 ведомых звеньев, которые извлекают подпружиненные фиксаторы 16 из отверстий в держателе 15 прижимной рамки 12.

Разрушение индикатора 39 служит подтверждением выхода фиксаторов 16 из отверстий держателей 15 прижимной рамки 12.

Затем, под воздействием пружин, расположенных в отверстиях планок 8, 9, стеклопакет 4 перемещается поперек брусьев 6, 7 каркаса 3, создавая возможность удаления стеклопакета 4 и открывая проем для выхода людей.

Посредством зацепа вспомогательной ручки 21 к краю стеклопакета 4 прикладывают дополнительное усилие для извлечения.

После устранения аварийной ситуации стеклопакет 4 можно установить обратно в проем каркаса 3, чем обеспечивается многократность его использования.

Таким образом, заявляемое окно позволяет эффективно решить проблему оперативной организации дополнительного выхода (например, при возникновении аварийной ситуации) из транспортного средства, при этом сохраняется единообразным внешний вид всех окон вагона.

1. Окно для аварийного выхода из транспортного средства, содержащее корпус, имеющий ось симметрии, стеклопакет, и устройство для удержания стеклопакета, отличающееся тем, что оно снабжено каркасом, имеющим опорную и прижимную рамки, между которыми установлен стеклопакет, а устройство для удержания стеклопакета снабжено, по меньшей мере, одним фиксатором прижимной рамки относительно упомянутого каркаса и одной пружиной, предназначенной для создания усилия выдавливания прижимной рамки, удерживающей стеклопакет.

2. Окно по п.1, отличающееся тем, что каркас включает набор из взаимно перпендикулярных брусьев.

3. Окно по п.2, отличающееся тем, что набор из взаимно перпендикулярных брусьев включает два длинных и два коротких бруса, соединенных между собой.

4. Окно по любому из п.3 или 4, отличающееся тем, что каркас выполнен из профиля П-образного сечения, в полости которого расположены брусья набора каркаса.

5. Окно по п.1, отличающееся тем, что оно снабжено по меньшей мере одним кулачковым механизмом, имеющим ведущее звено, ведомое звено и по меньшей мере один гибкий элемент, один конец которого соединен с ручкой мускульного привода, другой конец которого соединен с ведущим звеном кулачкового механизма, а ведомое звено которого соединено с фиксатором прижимной рамки.

6. Окно по п.5, отличающееся тем, что оно снабжено замком со стопорами для предохранения ручки от несанкционированного перемещения.

7. Окно по п.5, отличающееся тем, что упомянутый кулачковый механизм является плоским кулачковым механизмом, в котором ведущее звено выполнено в виде пластины с пазом, а ведомое звено в виде толкателя, размещенного в пазу пластины.

8. Окно по п.5, отличающееся тем, что пружина, предназначенная для создания усилия выдавливания прижимной рамки, удерживающей стеклопакет, размещена в отверстии бруса, а фиксатор прижимной рамки установлен на толкателе ведомого звена плоского кулачкового механизма.

9. Окно по п.7, отличающееся тем, что пластина ведущего звена соответствующего плоского кулачкового механизма размещена в пазу, выполненном в брусе.

10. Окно по п.5, отличающееся тем, что оно снабжено соединительным звеном, имеющим тарированное усилие разрушения, разрушаемым при приложении к ручке мускульного привода усилия открывания и являющимся индикатором попытки открытия окна.

11. Окно по п.9, отличающееся тем, что соединительное звено связано с пластиной ведущего звена по меньшей мере одного плоского кулачкового механизма.

12. Окно по п.5, отличающееся тем, что устройство для удержания прижимной рамки в каркасе содержит шесть подпружиненных фиксаторов и шесть плоских кулачковых механизмов, распределенных на две группы по три фиксатора и, соответственно, по три кулачковых механизма, размещенных с разных сторон от оси симметрии каркаса, при этом ведущие звенья кулачковых механизмов в каждой группе соединены последовательно гибкими элементами между собой и с ручкой.

13. Окно по п.5, отличающееся тем, что в зоне расположения соединений длинного и короткого брусьев каркаса установлен направляющий ролик, контактирующий с гибким элементом.

14. Окно по п.5, отличающееся тем, что каждый гибкий элемент, соединяющий стойку ручки с ведущим звеном первого плоского кулачкового механизма в каждой группе, размещен в гибкой направляющей оболочке со встроенными опорами, закрепленными на, по меньшей мере, одном брусе каркаса.



 

Наверх