Радиатор

 

Предлагаемая конструкция радиатора относится к области машиностроения, а именно, к двигателестроению и, в частности, к выполнению радиаторов системы охлаждения двигателей внутреннего сгорания. Радиатор включает соединенные трубками верхний и нижний бачки, каждый из которых состоит из коллектора и крышки коробчатой формы, причем борта коллекторов охватывают борта крышек, входной и выходной патрубки, горловину, боковые стойки, причем борта короткой стороны коллекторов имеют полки, перпендикулярные бортам, соединенные с боковыми стойками, крышки, по меньшей мере, на короткой стороне имеют ступеньку, а на полках коллекторов установлены накладки, взаимодействующие со ступеньками крышек. Боковые стойки могут иметь коробчатую форму, а их соединения с полками коллекторов и накладками выполнены разборными. Соединения боковых стоек с полками коллекторов и накладками могут выполняться неразборными. Такая конструкция радиатора при эксплуатации, при высоких температурах и давлении внутри радиатора, исключает выдавливание крышек бачка из коллекторов.

Полезная модель относится к области машиностроения, а именно, к двигателестроению и, в частности, к выполнению радиаторов системы охлаждения двигателей внутреннего сгорания.

Известен радиатор (прототип), включающий, соединенные трубками верхний и нижний бачки, каждый из которых состоит из коллектора и крышки коробчатой формы, причем борта коллекторов охватывают борта крышек, входной и выходной патрубки, боковые стойки, горловину (см. книгу: В.И.Борисов; С.Г.Гуткин и др. "Автомобиль ГАЗ-52-03", под редакцией А.Д.Просвирина, изд. "Машиностроение", Москва, 1970 год, с.66-72, рис.40).

Такой тип радиаторов, у которых коллекторы спаяны с крышкой, как правило, мягкими припоями, при высоких температурах охлаждаемой жидкости и высоких давлениях внутри радиатора, при длительной работе, имеют свойство размягчения припоя, и крышки начинают ползти относительно коллекторов. Это, в конце концов, приводит к разгерметизации бачков радиатора и выходу его из строя.

Предлагаемая полезная модель решает задачу исключения выдавливания крышки бачка из коллектора при эксплуатации.

Для достижения указанного технического результата в радиаторе, содержащем соединенные трубками, верхний и нижний бачки, каждый из которых состоит из коллектора и крышки коробчатой формы, причем борта коллекторов охватывают борта крышек, входной и выходной патрубки, горловину, боковые стойки, новым является то, что борта короткой стороны коллекторов имеют полки, перпендикулярные бортам, соединенные с боковыми стойками, крышки, по меньшей мере, на короткой стороне имеют ступеньку, а на полках коллекторов установлены накладки, взаимодействующие со ступеньками крышек.

Радиатор предпочтительно выполнить, когда боковые стойки имеют коробчатую форму, а их соединение с полками коллекторов и накладками выполнены разборными.

Возможно выполнение радиатора, когда его боковые стойки имеют коробчатую форму, а их соединение с полками коллекторов и накладками выполнены неразборными.

Предлагаемый радиатор исключает выдавливание крышки бачка из коллектора при эксплуатации. При выполнении боковых стоек коробчатой формы повышает жесткость радиатора. При выполнении соединения боковых стоек с полками коллекторов и накладками разборными, имеется возможность, при выходе из строя радиатора, разобрать его и произвести ремонт.

Выполнение соединения боковых стоек с полками коллекторов и накладками неразборным, при определенных видах эксплуатации, обеспечивает длительную эксплуатацию без проведения каких-либо профилактических работ с радиатором.

На чертеже схематически изображен радиатор с разрезом. Радиатор состоит из верхнего бачка 1 и нижнего бачка 2, которые соединены трубками 3. Верхний бачок 1 образован коллектором 4 и крышкой 5. Нижний бачок 2 образован коллектором 6 и крышкой 7. Верхний бачок 1 имеет патрубок 8 для подачи жидкости в радиатор из системы охлаждения двигателя (на чертеже не показана). Нижний бачок 2 имеет патрубок 9 для выхода жидкости из радиатора. Верхний бачок 1 имеет горловину 10, которая служит для заливки жидкости в радиатор, а также для удаления воздуха и пара из верхнего бачка 1 радиатора. В горловине 10 может устанавливаться паровоздушный клапан или она может соединяться с расширительным бачком (на чертеже не показаны).

Борт 11 коллектора 4 охватывает борт 12 крышки 5, а борт 13 коллектора 6 охватывает борт 14 крышки 7. Борта соединены между собой методом пайки. Трубки 3 соединены с коллекторами 4 и 6 методом пайки.

Борт 11 коротких сторон коллектора 4 имеет полки 15, перпендикулярные борту 11, а борт 13 коротких сторон коллектора 6 имеет полки 16, перпендикулярные борту 13. Крышка 5, на своих коротких сторонах, выполнена со ступеньками 17, а крышка 7, на своих коротких сторонах, выполнена со ступеньками 18. Радиатор имеет также боковые стойки 19 коробчатой формы. На полках 15 и 16 установлены накладки 20. Накладки 20 соединены с полками 15 и 16 и боковыми стойками 19 болтами 21 и гайками 22, что позволяет, в случае ремонта, разбирать данные соединения. Накладки 20 выполнены и установлены таким образом, что они взаимодействуют со ступеньками 17 и 18.

Радиатор работает следующим образом. Жидкость из системы охлаждения двигателя поступает в верхний бачок 1 через патрубок 8. Жидкость по патрубкам 3 перетекает в бачок 2, при этом охлаждается и через патрубок 9 уходит в систему охлаждения двигателя. При длительной эксплуатации и при высоких температурах и давлении внутри радиатора, припой может размягчаться и крышки 5 и 7 могут выдавливаться из коллекторов 4 и 6. Но благодаря накладкам 20, которые взаимодействуют со ступеньками 17 и 18 крышек 5 и 7, выдавливания крышек не происходит.

Соединение накладок 20 с полками 15 и 16 и боковыми стойками 19 может быть выполнено, например, с помощью точечной сварки. Боковые стойки 19 могут иметь другую форму, например, в виде гофрированных пластин с перпендикулярными полками.

Ступеньки на крышках 5 и 7 могут быть выполнены не только на коротких сторонах крышек, но и по всему контуру.

Такая конструкция радиатора исключает выдавливание крышек бачка из коллекторов при эксплуатации.

1. Радиатор, включающий соединенные трубками верхний и нижний бачки, каждый из которых состоит из коллектора и крышки коробчатой формы, причем борта коллекторов охватывают борта крышек, входной и выходной патрубок, боковые стойки, горловину, отличающийся тем, что борта короткой стороны коллекторов имеют полки перпендикулярные бортам, соединенные с боковыми стойками, крышки, по меньшей мере, на короткой стороне имеют ступеньку, а на полках коллекторов установлены накладки, взаимодействующие со ступеньками крышек.

2. Радиатор по п.1, отличающийся тем, что боковые стойки имеют коробчатую форму, а их соединения с полками коллекторов и накладками выполнены разборными.

3. Радиатор по п.1, отличающийся тем, что боковые стойки имеют коробчатую форму, а их соединения с полками коллекторов и накладками выполнены неразборными.



 

Наверх