Устройство для очистки изолирующих стыков рельсовых цепей

 

Полезная модель относится к вспомогательным устройствам рельсового транспорта. Задача полезной модели - повысить эффективность очистки изолирующих стыков рельсовых цепей от шунтирующих ферромагнитных цепочек, образованных продуктами износа рельсов и колес подвижного состава в виде мелких стружек, отслоений и других фракций. Задача решается тем, что в устройстве для очистки изолирующих стыков рельсовых цепей, содержащем щеточный механизм роторного типа с мягкой щеткой и приводной вал к нему с элементами крепления к рельсовой подвижной единице, на один конец приводного вала насажена дисковая щетка, а на другой конец приводного вала насажено приводное колесо, предназначенное для взаимодействия с боковой гранью колеса колесной пары рельсовой подвижной единицы, при этом дисковая щетка установлена на приводном валу так, что плоскость вращения ее совпадает с направлением зазора между торцевыми элементами рельсов.

Полезная модель относится к вспомогательным устройствам рельсового транспорта.

В процессе эксплуатации рельсовых цепей с изолирующими стыками примыкающие к изоляции концы рельсов намагничиваются естественными источниками магнитных полей (например, магнитным полем Земли, полями, образованными геомагнитными токами и др.) и искусственными источниками магнитных полей (в частности, полями рассеяния электродвигателей локомотивов, полями от протекания по элементам рельсового пути тяговых токов, устройствами намагничивания рельсов при скоростной магнитной дефектоскопии). При этом продукты износа рельсов и колес подвижного состава в виде мелких стружек, отслоений и других фракций притягиваются намагниченными концами рельсов и создают проводящие цепочки, шунтирующие изолирующие стыки. Вследствие шунтирования (короткого замыкания) изолирующих стыков происходит отказ рельсовых цепей, что приводит к нарушению функционирования систем управления движением поездов.

Известно устройство для очистки от снега рельсового пути, например, плуговой снегоочиститель ЦУМЗ (Технический справочник железнодорожника. Том 5. Путь и путевое хозяйство. - М.: Гос. трансп. ж.-д. из-во, 1951. - С.359-360). Недостатком этого устройства при применении его для очистки изолирующих стыков является отсутствие контактирования с поверхностью изоляции стыков и, следовательно, невозможность очистки поверхности изоляции стыков от проводящих цепочек.

Известно устройство для очистки рельсового пути, например, с помощью щеточного механизма роторного типа, ось вращения которого расположена под некоторым углом к направлению поступательного движения щеточного механизма (Плохоцкий М.А., Дулгарян А.А. Щеточный снегоочиститель

на дрезине АГМ. - М.: Гос. трансп. жел.-дор. из-во, 1956. - С.1-16). Недостатком этого устройства при применении его для очистки изолирующих стыков является низкая эффективность, поскольку низкая скорость вращения щеточного механизма (110-120 об/мин) и частичное совпадение вращательного и поступательного движений щеток с направлением проводящих цепочек, шунтирующих изолирующие стыки, как показали опыты, не устраняет проводящие цепочки.

Данное устройство принято за прототип.

Задача полезной модели - повысить эффективность очистки изолирующих стыков рельсовых цепей от шунтирующих ферромагнитных цепочек, образованных продуктами износа рельсов и колес подвижного состава в виде мелких стружек, отслоений и других фракций.

Задача решается тем, что в устройстве для очистки изолирующих стыков рельсовых цепей, содержащем щеточный механизм роторного типа с мягкой щеткой и приводной вал к нему с элементами крепления к рельсовой подвижной единице, на один конец приводного вала насажена дисковая щетка, а на другой конец приводного вала насажено приводное колесо, предназначенное для взаимодействия с боковой гранью колеса колесной пары рельсовой подвижной единицы, при этом дисковая щетка установлена на приводном валу так, что плоскость вращения ее совпадает с направлением зазора между торцевыми элементами рельсов.

На фиг. схематично представлено заявляемое устройство.

Устройство очистки изолирующих стыков 1 рельсовых цепей содержит щеточный механизм в виде дисковой щетки 2 и приводной вал 3 к нему с элементами крепления 4, например, к раме 5 тележки рельсовой подвижной единицы. Приводной вал 3 вращается в подшипниковых узлах 6 элементов крепления 4. Плоскость вращения дисковой щетки 2 совпадает с направлением зазора между торцевыми элементами рельсов, заполненного твердой изоляцией и представляющего собой изолирующий стык 1. Дисковая щетка 2 насажена на один конец приводного вала 3, на другой конец которого насажено

приводное колесо 7, входящее в подпружиненное взаимодействие с боковой гранью 8 колеса 9 колесной пары рельсовой подвижной единицы и имеющее радиус примерно в 5-8 раз меньший по сравнению с радиусом центра контактирования приводного колеса 8 с боковой гранью колеса 9 колесной пары.

Работа схемы осуществляется следующим образом.

При движении рельсовой подвижной единицы приводное колесо 7, находящееся в подпружиненном взаимодействии с боковой гранью 8 колеса 9 колесной пары, осуществляет вращение приводного вала 3 с насаженной на его другом конце дисковой щеткой 2 с угловой скоростью, равной угловой скорости вращения колесной пары, умноженной на отношение радиуса окружности поверхности боковой грани 8 колеса 9, по которой катится приводное колесо 7, к радиусу приводного колеса. При этом щетка диска 2 осуществляет движение вдоль изолирующего стыка, удаляя проводящие цепочки, шунтирующие изолирующие стыки. Поскольку проводящие цепочки оказывают шунтирующее действие только в зоне поверхности катания рельсов (в остальных зонах примыкающие к изоляции концы рельсов имеют изолирующее покрытие), удаление проводящих цепочек в зоне поверхности катания рельсов полностью решает проблему короткого замыкания изолирующих стыков, исключая тем самым нарушение функционирования систем управления движением поездов.

Устройство для очистки изолирующих стыков рельсовых цепей, содержащее щеточный механизм роторного типа с мягкой щеткой и приводной вал к нему с элементами крепления к рельсовой подвижной единице, отличающееся тем, что на один конец приводного вала насажена дисковая щетка, а на другой конец приводного вала насажено приводное колесо, предназначенное для взаимодействия с боковой гранью колеса колесной пары рельсовой подвижной единицы, при этом дисковая щетка установлена на приводном валу так, что плоскость вращения ее совпадает с направлением зазора между торцевыми элементами рельсов.



 

Наверх