Устройство для освещения интерьера транспортного средства

Авторы патента:

7 B60Q3/02 -

 

Устройство может найти применение в качестве дополнительного местного освещения интерьера транспортного средства, в частности для интерьера автомобиля. Устройство для освещения интерьера транспортного средства включает транзистор, электролитический конденсатор, диод, реле, первый и второй резисторы, делитель напряжения и по меньшей мере один светодиод. Эмиттер транзистора подключен к первой положительной входной клемме, коллектор транзистора заземлен через светодиод, а база транзистора через первый резистор подключена к положительному выводу диода, отрицательному выводу электролитического конденсатора и одному из контактов реле, второй контакт которого соединен с промежуточным контактом делителя напряжения, один вывод которого заземлен, а другой вывод подключен к первой положительной входной клемме, с которой соединен также положительный вывод электролитического конденсатора. Второй резистор подключен параллельно электролитическому конденсатору, один вывод обмотки реле заземлен, а другой вывод обмотки соединен со второй положительной входной клеммой, отрицательный вывод диода предназначен для подключения к переключателю двери автомобиля.

Полезная модель относится к осветительным устройствам и может найти применение в качестве устройства освещения интерьера транспортного средства, в частности для интерьера автомобиля.

В обычных, серийно выпускаемых легковых автомобилях свет в салоне включается, когда дверь открыта. При закрытии двери у встроенного в дверь переключателя его контакты размыкаются, и свет в салоне гаснет. Такое выполнение устройства освещения интерьера автомобиля причиняет определенные неудобства водителям, в частности, при вставлении ключа в замок зажигания транспортного средства в темноте, например в неосвещенном гараже. Недостаточную освещенность дают светящиеся брелки, прикрепляемые к ключевому кольцу.

Известно устройство для отключения системы освещения транспортного средства (см. патент РФ №2129497, МПК B60Q 3/00, опубликован 27.04.1999 г.), преимущественно автомобиля, содержащее датчик, срабатывающее по сигналу датчика реле с выключателем, включенным в цепь освещения, и таймер, отличающееся тем, что датчик выполнен с возможностью размыкания контактов под действием веса человека, находящегося в кресле водителя, а таймер включен в цепь между датчиком и реле и выполнен с возможностью включения реле только по истечении определенного периода работы датчика.

Устройство предназначено для отключения системы освещения после покидания транспортного средства водителем с целью предотвращения разрядки аккумулятора. При необходимости освещения интерьера при закрытой двери свет такого устройства должен быть вручную включен и вновь выключен. Переключатель в известном устройстве обычно расположен в неблагоприятном месте в автомобиле, что затрудняет его поиск в темноте, когда надо, например, вставить ключ в замок зажигания или найти в салоне упавший предмет.

Известно устройство для освещения интерьера транспортного средства (см. патент США №5130901, МПК F 21 V 23/04, B 60 Q 3/00, опубликован 14.07.1992 г.), включающее последовательно соединенные источник тока, датчик, переключающий механизм и источник света. Датчик установлен в салоне автомобиля и реагирует, например, на изменение давления воздуха в салоне при открывании и закрывании двери. Известное устройство продолжает освещать салон автомобиля после закрытия в течение задаваемого интервала времени, после чего освещение выключается.

Однако, после, например, 10-20 секунд свет сразу выключается, что часто застает водителя врасплох, так как он не всегда может точно определить момент выключения света.

Известно устройство для освещения интерьера транспортного средства, преимущественно автомобиля (см. патент США №4473871, МПК F 21 V 23/00, опубликован 25.09.1984 г.), совпадающее с заявляемым решением по назначению и наибольшему числу существенных признаков, принятое за прототип. Устройство включает заземленный переключатель освещения интерьера, подключенный через цепь освещения к положительному полюсу источника тока, первый транзистор, второй транзистор, электролитический конденсатор, постоянный резистор и переменный резистор, при этом первый транзистор и электролитический конденсатор соединены параллельно с переключателем, положительный вывод электролитического конденсатора через постоянный резистор подключен к базе второго транзистора, эмиттер которого соединен с положительным полюсом источника тока, а коллектор подключен к базе первого транзистора, эмиттер которого заземлен, а коллектор соединен с положительным полюсом источника тока. При разомкнутых контактах переключателя (дверь автомобиля закрыта) электролитический конденсатор медленно заряжается. В процессе заряжения электролитического конденсатора база первого транзистора оказывается под меньшим напряжением, чем его эмиттер. Так как коллектор второго транзистора соединен с базой первого транзистора, то и второй транзистор приводится в действие. Ток течет через источник света, коллектор и эмиттер первого транзистора. По мере зарядки электролитического конденсатора

потенциал базы второго коллектора повышается, при этом уменьшается ток, текущий через источник света, и, следовательно, уменьшается яркость его свечения. Когда электролитический конденсатор полностью зарядится, источник света гаснет. При открывании двери контакты переключателя замыкаются, и электролитический конденсатор разряжается.

Известное устройство-прототип обеспечивает освещение интерьера автомобиля при закрытой двери в течение 20-30 с при постепенном уменьшении яркости источника света. Однако известное устройство-прототип имеет излишне усложненную схему с использованием двух транзисторов, так как в качестве источника света использованы штатные лампы накаливания интерьера автомобиля, потребляющие значительный ток.

Задачей, на решение которой направлено заявляемое техническое решение, являлась разработка такого устройства для освещения интерьера транспортного средства, которое имело бы более простую конструкцию, незначительное энергопотребление и расширенные функциональные возможности.

Поставленная задача решается тем, что устройство для освещения интерьера транспортного средства, включает транзистор, электролитический конденсатор, диод, реле, первый и второй резисторы, делитель напряжения в виде регулируемого резистора и, по меньшей мере, один светодиод, при этом эмиттер транзистора подключен к первой положительной входной клемме, коллектор транзистора заземлен через светодиод, а база транзистора через первый резистор подключена к положительному выводу диода, отрицательному выводу электролитического конденсатора и одному из контактов реле, второй контакт которого соединен с промежуточным контактом делителя напряжения, один вывод которого заземлен, а другой вывод подключен к первой положительной входной клемме, с которой соединен также положительный вывод электролитического конденсатора, второй резистор подключен параллельно электролитическому конденсатору, один вывод обмотки реле заземлен, а другой вывод обмотки соединен со второй положительной входной клеммой, отрицательный вывод диода предназначен для подключения к переключателю двери автомобиля.

Второй резистор может быть выполнен регулируемым для задания требуемого интервала времени свечения светодиодов.

Делитель напряжения может быть выполнен в виде регулируемого резистора, для заданного изменения интенсивности свечения светодиодов при включенном зажигании двигателя автомобиля.

Обмотка реле может быть шунтирована вторым диодом.

Между первым и вторым резисторами может быть включен третий резистор.

Заявляемая полезная модель поясняется чертежами, где:

на фиг.1 приведена схема устройства-прототипа;

на фиг.2 показан внешний вид блока управления светодиодами с монтажными клеммами;

на фиг.3 приведена схема одного из предпочтительных вариантов устройства заявляемого устройства;

на фиг.4 приведена схема другого предпочтительного варианта устройства заявляемого устройства.

Устройство-прототип включает:

1 - первый транзистор;

2 - второй транзистор;

3 - электролитический конденсатор;

4 - заземленный переключатель освещения интерьера, подключенный через цепь освещения 5 к положительному полюсу источника тока;

6 -постоянный резистор;

7 - переменный резистор;

8- диод.

Заявляемое устройство для освещения интерьера транспортного средства включает (см. фиг.1 и фиг.2) блок 9 управления (БУС) светодиодами 10 с монтажными клеммами А, В, С, D, Е и F. При установке устройства в автомобиль клемму А подключают к цепи 11 штатного освещения интерьера автомобиля в точке, расположенной между установленным в двери заземленным переключателем 12 и лампой 13. Клемму В соединяют через замок зажигания (на чертеже не показан, на схемах электрооборудования

автомобиля эту цепь обозначают как плюс "15") с положительным полюсом аккумуляторной батареи, к которому подключают также клемму С. Клемму D заземляют, а к клеммам Е и F подключают один светодиод 10 с нагрузочным сопротивлением 14 или (см. фиг.4) несколько последовательно соединенных светодиодов 10. Блок 9 БУС включает транзистор 15, электролитический конденсатор 16, диод 17, реле 18 с обмоткой 19, первый резистор 20 и второй резистор 21, делитель напряжения 22 с промежуточным контактом 23 в виде, например, регулируемого резистора. Второй резистор 21 может быть выполнен регулируемым (см. фиг.4) для задания требуемого интервала времени свечения светодиодов. Между первым резистором 20, предотвращающим выход из строя транзистора 15 при случайном передвижении контакта 23 в крайнее левое (на чертеже) положение (его заземлении), и вторым резистором 21 может быть включен третий резистор 24 для развязки конденсатора 16 с сопротивлением 21 и делителя напряжения 22. Обмотку 19 реле 18 предпочтительно шунтируют вторым диодом 25, а блок 9 защищают предохранителем 26. Эмиттер транзистора 15 подключен к первой положительной входной клемме С, коллектор транзистора 15 соединен с клеммой Е и заземлен через нагрузочное сопротивление 14 и светодиод 10, а база транзистора 15 через первый резистор 20 (как показано на фиг.3) или через первый резистор 20 и третий резистор 24 (как показано на фиг.4) подключена к положительному выводу диода 17, через первый резистор 20 - к отрицательному выводу электролитического конденсатора 16 и одному из контактов реле 18, второй контакт которого соединен с промежуточным контактом 23 делителя напряжения 22, один вывод которого заземлен, а другой вывод подключен к первой положительной входной клемме С, с которой соединен также положительный вывод электролитического конденсатора 16, второй резистор 21 подключен параллельно электролитическому конденсатору 16, один вывод обмотки 19 реле 18 соединен с клеммами D и F заземлен, а другой вывод обмотки 19 соединен со второй положительной входной клеммой В, отрицательный вывод диода 17 соединен с клеммой А и предназначен для подключения к переключателю 12 двери автомобиля.

Устройство действует следующим образом. Когда дверь автомобиля открыта (переключатель 12 замкнут), происходит зарядка электролитического конденсатора 16 через диод 17. После закрытия двери (при размыкании переключателя 12) конденсатор 16 начинает разряжаться через резистор 21, при этом за счет падения напряжения на резисторах 20 и 24 транзистор 15 открывается, что вызывает свечение светодиодов 10. По мере разрядки конденсатора 16 ток, протекающий через транзистор 15, постепенно уменьшается, вызывая снижение интенсивности свечения светодиодов 10. Когда конденсатор 16 полностью разрядится, свечение светодиодов 10 полностью прекращается. Изменяя величину сопротивления резистора 21, регулируют продолжительность свечения светодиодов 10. При включении зажигания двигателя сигнал, поступающий на клемму В, протекает через обмотку 19 реле 18, замыкая его контакты, в результате ток проходит через контакт 23 делителя 22 и резистор 20, открывая транзистор 15 и, тем самым, вызывая свечение светодиодов 10. Интенсивность свечения светодиодов 10 при этом регулируется перемещением контакта 23 делителя 22. Светодиоды 10 устанавливаются в тех местах салона автомобиля, где желательно иметь местную подсветку при закрытой двери и при движении автомобиля.

В соответствии с заявляемым техническим решением были изготовлены опытные образцы устройства, показавшие высокую надежность в работе и позволившие повысить комфортность вождения автомобиля.

1. Устройство для освещения интерьера транспортного средства, включающее транзистор, электролитический конденсатор, диод, реле, первый и второй резисторы, делитель напряжения и по меньшей мере один светодиод, при этом эмиттер транзистора подключен к первой положительной входной клемме, коллектор транзистора заземлен через светодиод, а база транзистора через первый резистор подключена к положительному выводу диода, отрицательному выводу электролитического конденсатора и одному из контактов реле, второй контакт которого соединен с промежуточным контактом делителя напряжения, один вывод которого заземлен, а другой вывод подключен к первой положительной входной клемме, с которой соединен также положительный вывод электролитического конденсатора, второй резистор подключен параллельно электролитическому конденсатору, один вывод обмотки реле заземлен, а другой вывод обмотки соединен со второй положительной входной клеммой, отрицательный вывод диода предназначен для подключения к переключателю двери автомобиля.

2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что второй резистор выполнен регулируемым.

3. Устройство по п.1, отличающееся тем, что делитель напряжения выполнен в виде регулируемого резистора.

4. Устройство по п.1, отличающееся тем, что обмотка упомянутого реле шунтирована вторым диодом.

5. Устройство по п.1, отличающееся тем, что между первым и вторым резисторами включен третий резистор.



 

Похожие патенты:

Система освещения пешеходного перехода (устройство в целом), наружный светодиодный уличный прожектор-светильник (часть целого) относится к технике эксплуатации автомобильных дорог, в частности к техническим средствам организации дорожного движения, а также к области светотехники. Полезная модель относится к области оборудования дорожного движения и может быть использована для снижения вероятности наезда автомобилей на человека в зоне пешеходного перехода.
Наверх