Коллекторная электрическая машина

 

Полезная модель относится к области электромашиностроения и может быть использована, при конструировании и производстве электрических машин.

Коллекторная электрическая машина содержит установленные на валу якорь и коллектор, к пластинам которого присоединены обмотки якоря, при этом якорь и коллектор установлены на валу с возможностью взаимного перемещения вдоль вала, что обеспечивает сокращение осевого размера электрической машины.

Полезная модель относится к области электромашиностроения и может быть использована! при конструировании и производстве электрических машин.

При проектировании электрических машин наряду с требованиями технологичности, надежности, малой материалоемкости и др., предъявляются требования к размерам электрических машин. Так, например для электрических машин, предназначенных для вращения вентиляторов системы охлаждения автомобильных двигателей, определяющим является осевой размер электромашины, который обусловлен расстоянием от радиатора системы охлаждения до передней части двигателя автомобиля, где обычно устанавливается электрическая машина. Известны различные конструкции электрических машин, созданных с учетом указанного требования (см. книгу "Технология производства и ремонта автотракторного электрооборудования". М., издательство Машиностроение, 1980 г.; книгу "Проектирование электрических машин" под редакцией О.Д.Голдберга, М., издательство "Высшая школа", 2001 г., с 49-55; книгу "Проектирование электрических машин" под редакцией И.П. Копылова, М., издательство "Высшая школа", 2002 г. с. 292-301).

При изготовлении якоря электрических машин по традиционной технологии для обеспечения намотки якоря и присоединения к коллектору обмоток, коллектор и пакет якорных пластин устанавливается на валу на некотором расстоянии друг от друга. Это расстояние необходимо только при изготовлении электрической машины и обусловлено технологическим удобством присоединения обмоток к пластинам коллектора. После этого указанное расстояние можно убрать, т.е. придвинуть коллектор к

якорю, или якорь к коллектору, или и якорь, и коллектор друг к другу, тем самым уменьшив осевой размер электрической машины.

Известен способ изготовления коллектора электрической машины, по которому при заполнении объема между пластинами коллектора и валом электромашины оставляют пространство, в которое устанавливают подшипник, что дает возможность уменьшить осевой размер электромашины (см. патент РФ №2209498 с приоритетом от 31.05.2001г.).

Известна также коллекторная электрическая машина, содержащая якорь с обмотками и коллектор с изолированными друг от друга коллекторными пластинами и корпусом с выемкой, в которой размещены лобовые части обмотки якоря, в которой с целью сокращения осевых размеров машины, выемка корпуса коллектора выполнена кольцевой формы (см. а.с. СССР №720595 с приоритетом от 12.07.1975). В указанном изобретении кольцевая выемка корпуса обеспечивает размещение в этой выемке лобовой части обмотки якоря, что дает возможность сократить осевой размер электродвигателя.

Указанное техническое решение как наиболее близкий аналог может быть принято в качестве прототипа.

Недостатком прототипа является сравнительно большой диаметр коллектора и, соответственно, расход материала для коллекторных пластин и уменьшение ресурса электрической машины из-за увеличения длины беговой дорожки коллектора.

Задачей, на решение которой направлена настоящая заявка на предлагаемую полезную модель, является сокращение осевого размера электрического двигателя вентилятора системы охлаждения двигателя автомобиля.

Согласно техническому решению, изложенному в заявке на полезную модель, поставленная задача решается новой конструкцией деталей электрической машины.

Сущность предложенного технического решения поясняется чертежом, где показан общий вид электрической машины.

Коллекторная электрическая машина содержит якорь 1, коллектор 2, установленные на валу 3. Якорь 1 имеет обмотки 4, концы которых присоединены к пластинам коллектора 2.

Изготовление и сборка коллекторной электрической машины осуществляется следующим образом. После намотки якоря 1 на специальном станке, концы обмоток 4 присоединяются к пластинам коллектора 2. Затем осуществляют взаимное перемещение якоря 1 и коллектора 2 вдоль вала 3. При этом возможно три варианта. Перемещение якоря 1, перемещение коллектора 2 или перемещение и якоря 1 и коллектора 2 друг к другу. Во всех случаях обеспечивается сокращение осевого размера электрической машины.

Коллекторная электрическая машина, содержащая установленные на валу якорь и коллектор, к пластинам которого присоединены обмотки якоря, отличающаяся тем, что якорь и коллектор имеют возможность взаимного перемещения вдоль вала.



 

Похожие патенты:
Наверх