Пазовая изоляция статора электрической машины с дисковым ротором

 

Полезная модель относится к области электротехники, в частности к пазовой изоляции статоров электрических машин с дисковым ротором.

Пазовая изоляция включает диэлектрический желоб U-образной формы по размерам паза, имеющий в торцевых частях манжеты, в верхней части бурты, обращенные внутрь паза, и фиксирующую диэлектрическую прокладку, расположенную между проводами обмотки статора и буртами желоба. Торцевые участки пазовой изоляции, выходящие за пределы паза, имеют форму манжет и служат для защиты от острых металлических заусенцев, остающихся после фрезерования пазов магнитопровода статора. Внутренняя часть манжет имеет скругления, которые исключают риск повреждения лаковой изоляции проводов обмотки статора. Верхняя часть пазовой изоляции имеет бурты, обращенные внутрь паза, которые служат ограничителями фиксирующей прокладки, удерживающей провода обмотки внутри пазовой изоляции.

Заявляемая полезная модель относится к области электротехники, в частности к пазовой изоляции статоров электрических машин с дисковым ротором.

Известна пазовая изоляция, применяемая в электрических машинах, включающая замкнутую по периметру поперечного сечения паза гильзу, продольные кромки которой расположены в верхней части паза и отогнуты внутрь, которая, с целью повышения надежности, выполнена с манжетами, образованными путем отгибания ее торцевых участков по всему периметру контура поперечного сечения [1].

Известная изоляция может быть применена в электрической машине с дисковым ротором, однако она имеет ряд недостатков:

- сложность укладки обмотки, т.к. конструкция пазовой изоляции предполагает укладку до установки изоляции в паз;

- сложность установки межслойной изоляции, при укладке двухслойной обмотки в пазовую изоляцию;

- слабая защита от механических повреждений, т.к. пазы магнитопровода имеют острые кромки и заусенцы от выхода фрезы, остающиеся после проточки пазов;

- отсутствие фиксирующей прокладки, удерживающей обмотки внутри паза, т.к. при заполнении изоляции проводами обмотки вход изоляции раздвигается и не препятствует выходу проводов обмотки из паза.

Также недостатком известной изоляции является то, что манжеты отгибаются вручную, увеличивая трудоемкость изготовления, а следовательно, и себестоимость изготовления изоляции.

Задача полезной модели состоит в создании надежной и удобной при монтаже конструкции пазовой изоляции.

Техническими результатами полезной модели являются:

1) Упрощение и удешевление изготовления изоляции;

2) Сокращение времени на установку изоляции в паз и укладку обмотки в изоляцию;

3) Повышение уровня защиты обмотки от механических повреждений;

4) Уменьшение вероятности электрического пробоя изоляции на корпус;

5) Упрощение, ускорение и удешевление процесса сборки.

Поставленная задача решена тем, что пазовая изоляция изготавливается из диэлектрического пластического материала на автоматизированном оборудовании, имеет форму желоба, технология монтажа изоляции требует минимума ручных операций.

Сущность предлагаемой пазовой изоляции поясняется рисунками на Фиг.1 и Фиг.2.

На Фиг.1 изображена предлагаемая пазовая изоляция.

Центральная часть пазовой изоляции (1) представляет собой желоб, повторяющий форму паза и образующий по периметру поперечного сечения паза U-образный контур. Для уменьшения коэффициента заполнения паза, желоб должен иметь минимально возможную толщину, с учетом диэлектрических характеристик используемого материала. Желоб обеспечивает электрическую изоляцию между магнитопроводом статора и проводами обмотки.

Торцевые участки (2) пазовой изоляции, выходящие за пределы паза, имеют форму манжет. Манжеты имеют увеличенную толщину для защиты от острых металлических заусенцев, остающихся после фрезерования пазов магнитопровода статора. Внутренняя часть манжет имеет скругления, которые исключают риск повреждения лаковой изоляции проводов обмотки статора.

Верхняя часть пазовой изоляции имеет бурты, которые обращены внутрь паза и обеспечивает легкую укладку провода обмотки. Кроме того, они являются ограничителями фиксирующей прокладки, удерживающей провода обмотки внутри пазовой изоляции.

На Фиг.2 изображен фрагмент магнитопровода с проводами обмотки (3), предлагаемой пазовой изоляцией (1) и фиксирующей прокладкой (2). Утолщенные манжеты пазовой изоляции (1) препятствуют повреждению лаковой изоляции проводов обмотки (3). Фиксирующая прокладка (2) надежно удерживает провода обмотки, не повреждая изоляцию.

Предлагаемая полезная модель работает следующим образом.

Пластины пазовой изоляции производят на автоматизированном оборудовании сразу в чертежный размер, с заданной U-образной формой желобов, затем вставляют их в пазы магнитопровода. В изолированные пазы магнитопровода укладывают провода обмотки и фиксируют ее прокладками между проводами и буртами желобов. Магнитопровод с обмоткой помещают в корпус статора, фиксируют его положение при помощи эпоксидного компаунда. При включении статора в электрическую сеть пазовая изоляция обеспечивает надежную электрическую изоляцию проводов от магнитопровода.

Авторы утверждают, что предлагаемая конструкция пазовой изоляции является промышленно применимой. Предлагаемая полезная модель реализована и опробована в технологии изготовления партии электродвигателей из 3000 штук. Процесс изготовления пазовой изоляции действительно упростился и ускорился в несколько раз благодаря автоматизации работ, пропорционально уменьшилась себестоимость работ. Благодаря применению пластичного диэлектрического материала изоляции не было отмечено ни одного случая повреждения обмотки от механических повреждений и электрического пробоя изоляции на корпус.

Источники информации:

1. Авт. свидетельство 1361680 «Пазовая изоляция электрической машины».

1. Пазовая изоляция проводов обмотки в пазах магнитопровода статора электрической машины с дисковым ротором, отличающаяся тем, что изоляция содержит желоб U-образной формы по размерам паза, имеющий в торцевых частях манжеты, в верхней части бурты, обращенные внутрь паза, и фиксирующую прокладку, расположенную между проводами обмотки статора и буртами желоба.

2. Пазовая изоляция по п.1, изготовленная из диэлектрических пластических материалов.

3. Пазовая изоляция по п.1, имеющая толщину стенки желоба от 0,1 до 1 мм.

4. Пазовая изоляция по п.1, имеющая утолщения торцевых частей.



 

Похожие патенты:

Совмещенная обмотка электрической машины переменного тока, размещенная в пазах магнитопровода электрической машины и содержащая катушки с одинаковым шагом, последовательно включенные в пределах каждой фазы, с выводами из начал и концов фаз, отличающаяся однослойной цепной обмоткой.
Наверх