Колесо ведущее гусеничного промышленного трактора
Использование: в тракторном машиностроении, в гусеничных промышленных тракторах.
Сущность полезной модели:
Вместо профиля зубьев по ГОСТ 592-81 выполнен профиль зубьев в виде дуг двух окружностей, меньшая из которых (радиус впадин) выполнена по радиусу
с центром, расположенным на оси симметрии впадин, на расстоянии
от оси ведущего колеса, а большая выполнена по радиусу
с центром, расположенным на оси симметрии впадин, на расстоянии
от оси ведущего колеса, где
r - радиус впадины по ГОСТ 592-81;
- угол впадины по ГОСТ 592-81;
d д - диаметр делительной окружности по ГОСТ 592-81;
- величина отклонения впадины относительно диаметра окружности впадин по ГОСТ 592-81;
1 - величина отклонения боковой стороны впадины относительно бокового прямолинейного профиля зуба по ГОСТ 592-81.
Индивидуальная закалка зубьев для получения высокой твердости рабочих поверхностей гарантирует равномерный износ и длительный срок службы.
Применение технологичного профиля зубьев венца ведущих колес промышленных тракторов, выполняемого на серийных вертикально-фрезерных станках, снижает себестоимость ремонта.
Полезная модель относится к транспортному машиностроению, конкретнее к гусеничным промышленным тракторным средствам, а именно предназначено для использования на тракторах Т-330, Т-500, Т-35.01, Т-25.01, Т-20.01, Т-15.01, Т-11.01, Т-170 и др.
Известны колеса ведущие для гусеничных промышленных тракторов, состоящие из ступицы и зубчатого венца, выполненного методом литья в виде целого венца (трактор Т-330) или в виде набора зубчатых секторов (все остальные классы тракторов). Венец крепится к ступице при помощи болтового соединения с контровочными пластинами от самоотворачивания. (Технические описания и инструкции по эксплуатации выше перечисленных тракторов производства Чебоксарского и Челябинского тракторных заводов).
Проведенный анализ технической документации и замеры на серийных изделиях показали, что профиль зубьев зубчатого венца ведущих колес выполнен прямолинейным по ГОСТ 592-81.
Недостатком данной конструкции является технологически сложный профиль впадин по ГОСТ 592-81. Выполнение этого профиля возможно на станках с числовым программным управлением или на специализированных станках специальными профильными фрезами, или выполнением зубьев секторов в поковке повышенной точности. На ремонтных базах организаций, эксплуатирующих промышленные гусеничные тракторы, зачастую отсутствует вышеупомянутое специализированное оборудование, а в случае выполнения точного профиля зуба в поковке сектора резко повышается цена заготовки сектора.
Задача, решаемая описываемой моделью, заключается в разработке профиля зубьев венца колеса ведущего для промышленных гусеничных тракторов, который можно выполнить на серийном вертикально-фрезерном станке в условиях эксплуатации.
Поставленная задача решена следующим образом. Профиль зубьев венца колеса промышленного гусеничного трактора выполнен приближенным к профилю зубьев по ГОСТ 592-81 в виде дуг двух окружностей меньшая из которых, формирующая внутреннюю часть впадины, выполнена по радиусу
с центром, расположенным на оси симметрии впадин, на расстоянии
от оси ведущего колеса, а большая выполнена по радиусу
с центром, расположенным на оси симметрии впадин, на расстоянии
от оси ведущего колеса, где
r - радиус впадины по ГОСТ 592-81;
- угол впадины по ГОСТ 592-81;
d д- диаметр делительной окружности по ГОСТ 592-81;
- величина отклонения впадины относительно диаметра окружности впадин по ГОСТ 592-81;
1 - величина отклонения боковой стороны впадины относительно бокового прямолинейного профиля зуба по ГОСТ 592-81. Для расчета пользователь задает допустимые значения отклонений
и
1.Исходя из накопленного опыта размер
рекомендуется назначать в пределах до ±1,2мм, a
1 - в пределах до ±0,35мм в зависимости от конструктивных особенностей и условий эксплуатации.
Поверхностная закалка зубьев ТВЧ для получения оптимальной твердости рабочих поверхностей гарантирует равномерный износ и длительный срок службы.
Предложенный профиль зуба может быть выполнен на серийном вертикально-фрезерном станке в условиях в условиях ремонтной базы организации, эксплуатирующей промышленный гусеничный трактор.
Описание полезной модели проиллюстрировано, где на Рис.1 изображен профиль зуба (впадины) по ГОСТ 592-81, а на Рис.2 жирной линией изображен технологичный профиль зуба (впадины), совмещенный с профилем зуба (впадины) по ГОСТ 592-81.
На Рис.1 изображен профиль зуба по ГОСТ 592-81, где
De - диаметр наружной окружности;
Di - диаметр впадин;
d д - диаметр делительной окружности;
r - радиус впадины;
е - величина смещения дуг впадины (эксцентриситет);
- угол впадины.
На Рис.2 изображен технологичный профиль зуба, выполненный по предлагаемым формулам, совмещенный с профилем зуба по ГОСТ 592-81, где
De - диаметр наружной окружности по ГОСТ 592-81;
D i - диаметр впадин по ГОСТ 592-81;
d д - диаметр делительной окружности по ГОСТ 592-81;
r - радиус впадины по ГОСТ 592-81;
e - величина смещения дуг впадины (эксцентриситет) по ГОСТ 592-81;
- угол впадины по ГОСТ 592-81;
r 1 - радиус впадины технологичного профиля;
r 2 - радиус окружности, формирующий боковую сторону головки зуба;
y1 - расстояние центра радиуса r1 от оси ведущего колеса;
y 2 - расстояние центра радиуса r2 от оси ведущего колеса;
- величина отклонения впадины относительно диаметра окружности впадин по ГОСТ 592-81;
1 - величина отклонения боковой стороны впадины относительно бокового прямолинейного профиля зуба по ГОСТ 592-81.
Выполнение предложенного технологичного профиля зуба на зубчатом венце ведущего колеса промышленного гусеничного трактора позволяет организовать производство запасных частей на ремонтных базах, эксплуатирующих промышленные гусеничные тракторы, на серийных вертикально-фрезерных станках из дешевых поковок с припуском на обработку зуба. Это удешевит изготовление запасных частей и уменьшит время простоя промышленных гусеничных тракторов.
Колесо ведущее гусеничного промышленного трактора, состоящее из ступицы и закрепленного на ней зубчатого венца или набора зубчатых секторов, отличающееся тем, что технологичный профиль зубьев выполнен в виде дуг двух окружностей, меньшая из которых (радиус впадин) выполнена по радиусу
с центром, расположенным на оси симметрии впадин, на расстоянии
от оси ведущего колеса, а большая выполнена по радиусу
с центром, расположенным на оси симметрии впадин, на расстоянии
от оси ведущего колеса,
где
r - радиус впадины по ГОСТ 592-81;
- угол впадины по ГОСТ 592-81;
d д - диаметр делительной окружности по ГОСТ 592-81;
- величина отклонения впадины относительно диаметра окружности впадин по ГОСТ 592-81;
1 - величина отклонения боковой стороны впадины относительно бокового прямолинейного профиля зуба по ГОСТ 592-81;
t - шаг зуба по длительной окружности.