Малообъемный опрыскиватель "аэросоюз"

 

Малообъемный опрыскиватель «АЭРОСОЮЗ» представляющий собой автономный агрегат, размещаемый на легких грузовиках типа УАЗ-3303, штанги которого выполнены в виде многозвенных складывающихся тонкостенных труб, удерживаемых в рабочем состоянии тросовыми расчалками. Натяжение тросов расчалок штанг осуществляется одновременно при помощи специальной механической системы, включенной в несущую конструкцию. Гидравлическая система подачи жидкости к распыливающим устройствам, расположенным на одной штанге, выполнена параллельной, а управление расходом жидкости производится специальным микропроцессорным устройством в зависимости от заданной гектарной нормы внесения пестицида, общего текущего расхода жидкости через распыливающие устройства и фактической скорости движения опрыскивателя по полю на основе поступающей информации от соответствующих датчиков. При остановке опрыскивателя микропроцессорное устройство автоматически выключает насос и перекрывает подачу жидкости в распыливающие устройства при помощи электромеханических клапанов. Выдерживание заданной ширины между проходами-гонами в дневное и ночное время осуществляется при помощи навигационного устройства, включающего в себя приемник спутниковой навигационной системы GPS и микрокомпьютер, программа которого рассчитывает и визуализирует на экране ширину захвата опрыскивателя и коэффициент, характеризующий текущую точность определения местоположения навигационной спутниковой системой GPS.

Область техники.

Полезная модель относится к устройствам для химической защиты сельскохозяйственных растений открытого грунта от вредителей, сорняков и болезней малообъемным методом опрыскивания.

Уровень техники.

Известно применение в сельском хозяйстве самоходных малообъемных штанговых опрыскивателей, состоящих из транспортного средства, на котором размещаются силовая рама с штангами, химический бак, насос(ы), фильтр(ы) и гидравлическая система подачи рабочей жидкости от бака к распылителям.

Наиболее близким техническим решением к заявляемой полезной модели являются малообъемный опрыскиватель СУМО-24, выпускаемый 000 «Агротехника» (г. Ставрополь, http:www.stavropol.ru.agroteh) и самоходный опрыскиватель фирмы НИИ «Юнавэкс»(г. Ставрополь, http:www.junavex.narod.ru).

Однако штанги указанных опрыскивателей для обеспечения необходимой прочности выполнены в виде ферменной конструкции, имеют большой вес и металлоемкость. Большой вес навесного оборудования данных опрыскивателей обуславливает выбор в качестве транспортной базы тяжелых грузовиков типа ГАЗ-66. В свою очередь проходы по полю этих автомобилей создают широкую и глубокую (особенно на влажных почвах) технологическую колею, из-за чего теряется до 4-5% урожая.

Кроме того, в данных опрыскивателях применяется ручной принцип управления подачей рабочей жидкости, когда необходимый расход пестицида из распыливающих устройств устанавливается перед началом выполнения обработок в зависимости от требуемой гектарной нормы внесения препарата и средней скорости движения автомобиля по полю. В этом случае, движение опрыскивателя с меньшей скоростью от расчетной (торможение перед препятствием или при резком изменении рельефа поля) приводит к внесению избыточного количества пестицида и, как следствие, к ожогам обрабатываемой культуры и снижению планируемого урожая. С другой стороны, повышение скорости на отдельных участках поля для увеличения производительности обработок невозможно, так как приводит к уменьшению дозы внесения препарата на гектар площади от требуемой нормы и появлению огрехов - необработанных участков.

В данных опрыскивателях применено последовательное подключение к напорной магистрали распыливающих устройств, расположенных на одной штанге, что при применении насосов низкого давления приводит к уменьшению давления на концевых распыливающих устройствах, снижению через них расхода жидкости и, как следствие, к неравномерному расходу рабочей жидкости по размаху штанги.

Отсечка поступления рабочей жидкости в распыливающие устройства данных опрыскивателей производится перекрывными клапанами, срабатывающими при снижении давления в гидравлической магистрали (выключении водителем насоса). Однако, в практике работ нередки случаи, когда водитель вследствие усталости или по другим причинам, забывает выключить насос при остановке опрыскивателя, в результате чего происходит непроизводительный расход пестицида и загрязнение окружающей среды.

Навигация данных опрыскивателей во время обработок (выдерживание заданной ширины между проходами-гонами) осуществляется либо с использованием сигнальщиков, либо автономно - с применением появившихся в последнее время на рынке бытовых навигационных приемников-индикаторов спутниковой навигационной системы GPS. Средняя квадратическая погрешность определения плоскостных координат (широта и долгота) бытовыми (кодовыми одночастотными) приемниками-индикаторами зависит от количества «видимых» в данный момент спутников, их взаимного друг от друга положения и т.д. и лежит для лучших моделей в пределах 1 -Юм. Кроме этого, программное обеспечение GPS приемников-индикаторов выводит на экран только траекторию движения объекта, причем отображение текущего местоположения запаздывает от фактического на 4-5 секунд. Таким образом, применение для навигации штанговых опрыскивателей серийно выпускаемых кодовых одночастотных приемников-индикаторов спутниковой навигационной системы GPS не гарантирует необходимую точность выдерживания ширины гона при малообъемном опрыскивании в 1-2 метра в течение всего периода обработок, что приводит к снижению их качества.

Сущность полезной модели.

Целями создания малообъемного опрыскивателя «АЭРОСОЮЗ» является повышение качества и производительности химических обработок сельскохозяйственных растений.

Поставленные цели достигаются тем, что малообъемный опрыскиватель «АЭРОСОЮЗ» выполнен в виде автономного агрегата, размещаемого на транспортном средстве, и включающего в себя химический бак с измерителем уровня жидкости, по крайней мере один насос и фильтр, складывающиеся штанги с распыливающими устройствами и электрическими отсечными клапанами, системы ручной и автоматической регулировки подачи рабочей жидкости от бака к распыливающим устройствам, гидравлическую магистраль с датчиком расхода жидкости и навигационное устройство на базе приемника спутниковой навигационной системы GPS и микрокомпьютера.

Благодаря тому, что штанга опрыскивателя представляет собой многозвенную складывающуюся тонкостенную трубу, звенья которой удерживаются в рабочем состоянии тросовыми расчалками, снижена общая масса несущей конструкции, что позволяет монтировать опрыскиватель на шасси легкого грузовика типа УАЗ-3303. В свою очередь, использование легких грузовиков для опрыскивания снижает потери урожая за счет наличия технологической колеи с 4-5% до 0.5-1%.

Благодаря тому, что в несущей конструкции используется система одновременного натяжения тросовых расчалок штанг, снижено время перевода опрыскивателя из транспортного положения и обратно до 5 минут одним человеком, что увеличивает производительность обработок при переездах с одного поля на другое.

Благодаря тому, что применена параллельная подача рабочей жидкости к распыливающим устройствам, расположенным на одной штанге, достигается равномерный расход пестицида по всему размаху штанги.

Благодаря тому, что регулирование подачи жидкости к распыливающим устройствам производится автоматическим микропроцессорным устройством в зависимости от заданной нормы внесения пестицида, общего текущего расхода жидкости через распыливающие устройства и скорости движения опрыскивателя по полю, повышается качество обработок и их производительность.

Благодаря тому, что автоматическое микропроцессорное устройство отключает насос опрыскивателя при снижении скорости движения меньше 5 км/час и снимает напряжение с электрических клапанов, которые одновременно перекрывают подачу жидкости из магистрали к каждому распыливающему устройству, исключается непроизводительный расход рабочей жидкости при остановке и стоянке опрыскивателя.

Благодаря тому, что для навигации опрыскивателя используется автономное навигационной устройство, состоящее их приемника спутниковой навигационной системы GPS

и микрокомпьютера, увеличивается производительность и качество работ, за счет их выполнения в ночное время, которое по метеорологическим условиям наиболее пригодно для малообъемного опрыскивания.

Благодаря тому, что программа навигационного устройства визуализирует не только траекторию движения опрыскивателя, но ширину захвата и текущий коэффициент геометрии созвездия спутников, характеризующий точность определения местоположения, повышены точности выдерживания гонов до необходимых, что приводит к увеличению качества работ.

Перечень фигур чертежей.

На фиг.1 показан общий вид опрыскивателя, на фиг.2 - подключение распыливающих устройств к напорной магистрали, а на фиг.3 - вид экрана навигационного устройства во время обработок.

Сведения, подтверждающие возможность осуществления полезной модели.

На транспортном средстве (см. фиг.1) монтируется рама 1, на которой размещаются бак 8 рабочей жидкости с датчиком уровня (на чертеже не показан), насос подачи жидкости 9, фильтр 10, гидравлическая магистраль (на чертеже не показана), складывающиеся штанги 2 с тросовыми расчалками 6, распыливающими устройствами 7 и отсечными электроклапанами 12, устройство натяжения тросовых расчалок, состоящее из верхней мачты 3, задней мачты 4 и раздвижного подкоса 5. В кабине транспортного средства размещаются микропроцессорное устройство управления расходом жидкости 13, управляющее электромеханическим краном регулирования подачи жидкости 11 по сигналам датчика скорости и датчика расхода жидкости (на чертеже не показаны), навигационное устройство 14 с магнитной антенной приемника навигационной системы GPS 15 и пульт ручного управления подачи жидкости в распыливающие устройства (на чертеже не показан). Распыливающие устройства 1, расположенные на одной штанге (см. фиг.2), подключаются к напорной магистрали 2 через распределительный коллектор 3 посредством гибких шлангов 4.

Полезная модель работает следующим образом.

При подъезде к обрабатываемому участку водитель-оператор раскладывает штанги (см фиг.1) 2, откидывает заднюю мачту 4 и фиксирует ее раздвижным подкосом 5, вращением которого при необходимости регулируется натяжение тросов. При увеличении скорости движения более 5 км/час по сигналу датчика скорости микропроцессорное устройство управления расходом жидкости 13 включает насос 9 и открывает отсечные клапана 12 подачи жидкости в распыливающие устройства 7. Регулировка общего расхода рабочей жидкости через распыливающие устройства осуществляется изменением пропускного сечения электромеханического крана 11 в зависимости от фактического расхода рабочей жидкости, текущей скорости движения опрыскивателя и введенной водителем-оператором в память микропроцессорного устройства управления расходом жидкости 13 гектарной нормы внесения рабочей жидкости. Выдерживание заданной ширины между гонами во время обработок обеспечивается водителем-оператором на основе информации выводимой на экран навигационного устройства 14. Требуемые точности достигаются изменением направления движения опрыскивателя таким образом, что бы на экране навигационного устройства (фиг.3) стыковались границы текущего гона с обработанным. Обработки выполняются только в тот временной период, когда коэффициент геометрии созвездия навигационных спутников имеет величину, обеспечивающую необходимую точность определения местоположения.

1. Опрыскиватель, представляющий собой автономный агрегат, размещаемый на транспортном средстве, и включающий в себя химический бак, по крайней мере один насос и фильтр, складывающиеся штанги с распыливающими устройствами, гидравлическую систему с ручной и (или) автоматической регулировкой подачи жидкости от бака к распыливающим устройствам, отличающийся тем, что штанга опрыскивателя представляет собой многозвенную складывающуюся тонкостенную трубу, одно или несколько звеньев которой удерживаются в рабочем состоянии тросовыми расчалками.

2. Опрыскиватель по п.1, отличающийся тем, что в несущей конструкции используется механическая система одновременного натяжения тросовых расчалок штанг.

3. Опрыскиватель по п.1, отличающийся тем, что химический бак снабжен измерителем уровня жидкости.

4. Опрыскиватель по п.1, отличающийся тем, что в гидравлической магистрали установлен датчик расхода жидкости.

5. Опрыскиватель по п.1, отличающийся тем, что гидравлическая система подачи жидкости к распыливающим устройствам, расположенным на одной штанге, выполнена параллельной.

6. Опрыскиватель по п.1, отличающийся тем, что регулирование подачи жидкости к распыливающим устройствам производится автоматическим микропроцессорным устройством в зависимости от заданной гектарной нормы внесения пестицида, общего текущего расхода жидкости через распыливающие устройства и фактической скорости движения опрыскивателя по полю.

7. Опрыскиватель по п.1, отличающийся тем, что каждое распыливающее устройство укомплектовано электрическим клапаном, автоматически перекрывающим по сигналу микропроцессорного устройства подачу жидкости из магистрали в распыливающее устройство при остановке опрыскивателя.

8. Опрыскиватель по п.1, отличающийся тем, что дополнительно укомплектован навигационным устройством, включающим в себя приемник спутниковой навигационной системы GPS и микрокомпьютер, программа которого рассчитывает и визуализирует на экране ширину захвата опрыскивателя и коэффициент, характеризующий текущую точность определения местоположения навигационной спутниковой системой GPS.



 

Наверх