Торцовое уплотнение
Полезная модель относится к уплотнительной технике и может быть использована для фиксации вращающегося узла торцового уплотнения. Задачей полезной модели является повышение надежности работы торцового уплотнения и уменьшение трудоемкости монтажа. Торцовое уплотнение, уплотняющий контакт которого образован взаимодействующими элементами неподвижного и вращающегося узлов, последний из которых содержит втулку, зафиксированную на валу от проворота и соединенную через монтажный элемент с неподвижным узлом, вал имеет кольцевой резьбовой участок, на котором навернута гайка, фиксирующая втулку в осевом направлении, отличающееся тем, что на конце наружной поверхности втулки выполнена резьба, на которую навернута дополнительная гайка, стянутая с гайкой стяжными элементами, причем резьбы на валу и на втулке выполнены противоположными. Торцовое уплотнение может иметь гайку, представляющую собой гайку с контрящими винтами.
Полезная модель относится к уплотнительной технике и может быть использована для фиксации вращающегося узла торцового уплотнения.
Известно значительное количество торцовых уплотнений, уплотняющий контакт которого образован взаимодействующими элементами неподвижного и вращающегося узлов, последний из которых содержит втулку, зафиксированную на валу (см. Уплотнения и уплотнительная техника. Справочник под редакцией А.И.Голубева, Л.А.Кондакова, М., Машиностроение 1986 г. стр. 420 рис.13.9, патент ЕР 1 059475 кл. F 16 J 15/34, 02.06.2000). Недостатком данных конструкций является ненадежность их работы из-за неудовлетворительной фиксации втулки на валу, из-за чего происходит сползание втулки с вала под действием гидравлических сил, что снижает надежность работы торцового уплотнения.
Наиболее близким техническим решением торцового уплотнения вала является решение по патенту ЕР 1253359 А2, в котором торцовое уплотнение вала имеет уплотняющий контакт, образованный взаимодействующими элементами неподвижного и вращающегося узлов, последний из которых содержит втулку, зафиксированную на валу от проворота и соединенную через монтажный элемент с неподвижным узлом. Вал имеет кольцевой резьбовой участок, на котором навернута гайка, фиксирующая втулку в осевом направлении.
Недостатком данного решения является ненадежность крепления втулки и трудоемкость монтажа торцового уплотнения, так как во время монтажа торец втулки должен упираться в бурт вала и одновременно торец не вращающегося узла торцового уплотнения должен упираться в торец корпуса агрегата. С этой целью либо осуществляется многократная
подрезка втулки, либо устанавливается промежуточный элемент между торцем втулки и буртом вала с многочисленной ее подгонкой.
Задачей полезной модели является повышение надежности работы торцового уплотнения и уменьшение трудоемкости монтажа.
Технический результат от использования полезной модели заключается в повышении надежности крепления втулки, расположенной на валу и уменьшение трудоемкости при монтаже.
Указанный технический результат достигается тем, что на конце наружной поверхности втулки выполнена резьба, на которую навернута дополнительная гайка, стянутая с гайкой стяжными элементами, причем резьбы на валу и на втулке выполнены противоположными. Как вариант исполнения гайка может представлять собой гайку с контрящими винтами.
На фиг.1 представлено продольное сечение торцового уплотнения.
На фиг.2 вид спереди торцового уплотнения с гайкой с контрящими винтами;
На фиг.3 представлено сечение А-А фиг.2.
Торцовое уплотнение вала содержит взаимодействующие элементы неподвижного 1 и вращающегося 2 узлов. Вращающийся узел 2 содержит втулку 3, зафиксированную на валу 4 от проворота шпонкой 5. Втулка 3 соединена с неподвижным узлом 1 через монтажный элемент 6. Вал 4 имеет кольцевой резьбовой участок 7, на котором навернута гайка 8, фиксирующая втулку в осевом направлении. На конце наружной поверхности втулки выполнена резьба 9, на которую навернута дополнительная гайка 10, стянутая с гайкой 8 стяжными элементами 11. Резьба 7 на валу и резьба 9 на втулке 3 выполнена противоположными.
Конструкция варианта исполнения торцового уплотнения может содержать гайку 8 представляющая собой гайку с контрящими винтами 12.
Торцовое уплотнение собирается следующим образом.
Неподвижный и вращающийся узлы торцового уплотнения фиксируются монтажным элементом 6 относительно друг друга. На валу 4 устанавливается шпонка 5. Неподвижный и вращающийся узлы торцового уплотнения устанавливаются на вал 4 и корпус агрегата до упора. Причем шпонка 5 попадает в шпоночный паз втулки 3. Неподвижный узел уплотнения жестко крепится на корпусе агрегата. На резьбовую часть 9 втулки 3 наворачивается дополнительная гайка 10, на резьбовую часть 7 вала 4 наворачивается гайка 8 до соприкосновения с торцем втулки 3. Гайка 10 проворачивается до совпадения резьбовых отверстий с отверстиями гайки 8. Гайки 10, 8 стягиваются болтами II. Монтажный элемент 6 удаляется. Торцовое уплотнение готово к работе.
Как вариант исполнения с гайкой представляющей собой гайку с контрящими винтами, неподвижный и вращающийся узлы торцового уплотнения фиксируются монтажным элементом 6 относительно друг друга. Неподвижный и вращающийся узлы торцового уплотнения устанавливаются на вал 4 и корпус агрегата до упора. Неподвижный узел уплотнения жестко крепится на корпусе агрегата. На резьбовую часть 9 втулки 3 наворачивается дополнительная гайка 10, на резьбовую часть 7 вала 4 наворачивается гайка 8 до соприкосновения с торцем втулки 3. Болтами 12 гайка 8 фиксируется на валу 4, как от проворота, так и в осевом направлении. Гайка 10 проворачивается до совпадения резьбовых отверстий с отверстиями гайки 8. Гайки 10, 8 стягиваются болтами II. Монтажный элемент 6 удаляется. Торцовое уплотнение готово к работе.
Достоинством предлагаемого решения является то, что вращающийся узел уплотнения надежно фиксируется непосредственно на валу, что повышает надежность, технологичность, и существенно снижает трудоемкость монтажа торцового уплотнения.
Промышленная применимость очевидна. Торцовое уплотнение вала прошло опытную проверку на стенде OOO НПЦ «Анод» и доказало свое преимущество по сравнению с прототипом.
Перечисленные признаки отличают техническое решение от прототипа и обуславливают соответствие этого решения требованиям полезной модели.
1. Торцовое уплотнение, уплотняющий контакт которого образован взаимодействующими элементами неподвижного и вращающегося узлов, последний из которых содержит втулку, зафиксированную на валу от проворота и соединенную через монтажный элемент с неподвижным узлом, вал имеет кольцевой резьбовой участок, на котором навернута гайка, фиксирующая втулку в осевом направлении, отличающееся тем, что на конце наружной поверхности втулки выполнена резьба, на которую навернута дополнительная гайка, стянутая с гайкой стяжными элементами, причем резьбы на валу и на втулке выполнены противоположными.
2. Торцовое уплотнение по п.1, отличающееся тем, что гайка представляет собой гайку с контрящими винтами.