Тележка подвижного состава

Авторы патента:

7 B61F7/00 -

 

Полезная модель относится железнодорожному транспорту, предназначена для оснащения подвижного состава для международных перевозок при разной ширине рельсовой колеи и направлена на повышение устойчивости транспортного средства на путях с узкой колеей, а также на стрелочных переводах. Тележка подвижного состава содержит раму, рессорное подвешивание, надрессорную балку, тормозную систему, жестко установленные на оси колесные пары с буксовыми узлами, взаимодействующие с рельсовым путем, при этом ширина обода колес определена из условия возможности их взаимодействия с рельсами при различной ширине колеи без смещения этих колес. Колеса выполнены безгребневыми, а рама снабжена телескопическими подъемно-опускными ограничителями перемещения с направляющими гребневыми колесами, смещенными относительно друг друга от продольной оси транспортного средства на величину, соответствующую половине разницы межколейных расстояний широкой и узкой колеи. Механизмы подъема и опускания ограничителей перемещения каждой пары колес тележки, установленных на одинаковом расстоянии от продольной оси транспортного средства, могут быть связаны между собой, а также с механизмом опускания ограничителей этой же тележки, установленных на другом расстоянии от упомянутой продольной оси.

Полезная модель относится к железнодорожному транспорту, а именно для оснащения подвижного состава тележками, предназначенными для международных перевозок при разной ширине рельсовой колеи.

Известна конструкция тележки подвижного состава с раздвижными колесными парами, установленными на скользящей посадке, позволяющими сокращать затраты труда и времени при международных железнодорожных перевозках. Раздвигающиеся колесные пары снабжаются специальным замковым устройством, обеспечивающим фиксацию ширины колесной пары при эксплуатации, а также управляющим устройством, которое обеспечивает открытие и закрытие замкового устройства колесных пар при переходе их с одной ширины колеи на другую см. - «Вагоны (конструкция, теория и расчет)» М., Транспорт, 1973, стр.439.

Недостатками данной конструкции являются ее сложность, низкая эксплуатационная надежность и большая трудоемкость при обслуживании и ремонте. На грузовых вагонах с большой осевой нагрузкой и сложными условиями эксплуатации использование раздвижных колесных пар весьма затруднительно.

Известна конструкция тележек на основе колес с гребнем, ширина которых определена из условия их взаимодействия с рельсами различной ширины межколейного пространства. Данная конструкция не требует перемещения колес по их оси при изменении ширины колеи (см. патент РФ №2125519, МПК 7 В 61 F 7/00, 1997).

Недостатком известного технического решения является низкая устойчивость транспортного средства на путях с узкой колеей, а также трудности, связанные с прохождением стрелочных переводов.

Техническим результатом предложенной полезной модели является устранение вышеуказанных недостатков.

Технический результат достигается за счет того, что тележка подвижного состава содержит раму, рессорное подвешивание, надрессорную балку, тормозную систему, жестко установленные на оси колесные пары с буксовыми узлами, взаимодействующие с рельсовым путем, при этом ширина обода колес определена из условия возможности их взаимодействия с рельсами при различной ширине колеи без смещения этих колес.

Колеса выполнены безгребневыми, а рама снабжена телескопическими подъемно-опускными ограничителями перемещения с направляющими гребневыми колесами, смещенными относительно друг друга от продольной оси транспортного средства на величину, соответствующую половине разницы межколейных расстояний широкой и узкой колеи.

Механизмы подъема и опускания ограничителей перемещения каждой пары колес тележки, установленных на одинаковом расстоянии от продольной оси транспортного средства, могут быть связаны между собой, а также с механизмом опускания ограничителей этой же тележки, установленных на другом расстоянии от упомянутой продольной оси.

Полезная модель поясняется фигурой, на которой представлен общий вид тележки.

Тележка 1, установленная на рельсовом пути 2, содержит колеса 3 колесной пары с буксовыми узлами 4, раму 5, рессорное подвешивание (на фиг. не показано) и другие составные части. Для эксплуатации тележки на путях различной ширины колеи колеса 3 колесных пар выполняются в виде

специальной конструкции с разделением функций качения и направляющего действия. Для этого основные колеса 3 выполняются без направляющих гребней, которые обеспечивают качение и передачу нагрузок на головки рельсов, а функцию направления движения колесной пары по рельсовой колее, выполняют установленные на телескопических подъемно-опускных устройствах 6, смонтированных на раме 5 тележки 1, специальные гребневые колеса 7.

Тележка работает следующим образом.

При необходимости движения тележки, например по рельсовой колее шириной 1435 мм, направляющее действие производит гребневое колесо 7, которое опускается с помощью подъемно-опускного устройства б на рельсовый путь 2.

Другое гребневое колесо на тележке 1 в этом случае находится в поднятом состоянии. Тележка 1 движется по рельсовому пути 2 на безгребневых колесах 3, а направляющее действие обеспечивают гребневые колеса 7.

При необходимости движения вагона по рельсовому пути, например, шириной 1520 мм, с помощью подъемно-опускного устройства 6 гребневое колесо 7 поднимается вверх, а другое гребневое колесо, отрегулированное на ширину колеи 1520 мм, опускается на рельсовый путь 2 и начинает обеспечивать направляющее воздействие на колесную пару. При этом тележка 1 движется на безгребневых колесах 3 по рельсовой колее в 1520 мм, а направляющее действие обеспечивают гребневые колеса 7 на подъемно-опускном устройстве 6. Ширина обода колеса 3 рассчитывается таким образом, чтобы обеспечивалось нормальное движение колесной пары как по колее в 1435 мм, так и по колее в 1520 мм.

1. Тележка подвижного состава, включающая раму, рессорное подвешивание, надрессорную балку, тормозную систему, жестко установленные на оси колесные пары с буксовыми узлами, взаимодействующие с рельсовым путем, причем ширина обода колес определена из условия возможности их взаимодействия с рельсами при различной ширине колеи без смещения этих колес, отличающаяся тем, что колеса выполнены безгребневыми, а рама снабжена телескопическими подъемно-опускными ограничителями перемещения с направляющими гребневыми колесами, смещенными относительно друг друга от продольной оси транспортного средства на величину, соответствующую половине разницы межколейных расстояний широкой и узкой колеи.

2. Тележка подвижного состава по п.1, отличающаяся тем, что механизмы подъема и опускания ограничителей перемещения каждой пары колес тележки, установленных на одинаковом расстоянии от продольной оси транспортного средства, связаны между собой.

3. Тележка подвижного состава по любому из пп.1 и 2, отличающаяся тем, что механизмы подъема связанных между собой ограничителей перемещения, установленных на одном расстоянии от продольной оси транспортного средства, связаны с механизмом опускания ограничителей этой же тележки, установленных на другом расстоянии от упомянутой продольной оси.



 

Наверх