Система активного обучения вождению транспортными средствами

 

Полезная модель относится к системам обучения навыкам управления транспортными средствами, в частности наземным, в реальных условиях, приближенных к критическим ситуациям. Система активного обучения вождению транспортными средствами посредством относительно простых технических средств обеспечивает высокую эффективность процесса обучения, позволяет осуществлять коррекцию неверных навыков управления транспортным средством и подготовку к действиям в нештатных ситуациях.

Система активного обучения вождению транспортными средствами посредством реального транспортного средства в реальных условиях движения представляет собой то, что в направлении движения транспортного средства на дорожном покрытии или других объектах отображаются статичные или динамичные световые знаки, обозначающие условные статичные или динамичные препятствия, посредством одного или нескольких светоизлучателей, например лазеров, установленных на транспортном средстве с возможностью управления направлением светового луча или световых импульсов.

Система активного обучения вождению транспортными средствами

Полезная модель относится к системам обучения навыкам управления транспортными средствами, в частности наземными, в реальных условиях, приближенных к критическим ситуациям.

Известна система обучения вождению транспортным средством на автодроме, предусматривающий тренировку водительских навыков посредством заранее устанавливаемых легких буйков, указывающих требуемую от водителя траекторию движения автомобиля.

Недостатком известной системы является ее невысокая эффективность вследствие того, что отсутствует эффект внезапного появления препятствия на пути движения автомобиля.

Известна система обучения вождению транспортными средствами (Пат. Ru 2240600), содержащая на транспортном средстве сигнальное устройство, световая индикация которого отражает режим работы учебного транспортного средства при выполнении упражнений.

Недостатком известной системы является невозможность создания критических ситуаций, приближенных к реальным условиям.

Технический результат полезной модели - повышение эффективности обучения вождению транспортными средствами путем приближения процесса обучения к реальным условиям дорожного движения и направлено на повышение безопасности движения транспортных средств.

Указанный технический результат достигается тем, что система активного обучения вождению транспортными средствами, содержащее транспортное средство, выполненая с возможностью отображения в направлении движения транспортного средства на дорожном покрытии или других объектах статичных или динамичных световых знаков, обозначающих условные статичные или динамичные препятствия, посредством одного или нескольких светоизлучателей, например лазеров, установленных на транспортном средстве или на экипировке обучающегося, или на сопровождающем транспортном средстве, или статично относительно учебного полигона с возможностью управления направлением светового луча или световых импульсов.

Сущность полезной модели поясняется рисунками, отражающих несколько примеров дорожных ситуаций, где:

на фиг. 1 изображена схема движения автомобиля навстречу неподвижно расположенным условным препятствиям,

на фиг. 2 - схема движения автомобиля навстречу неподвижно расположенным «змейкой» условным препятствиям,

на фиг. 3 - схема движения автомобиля при обгоне движущегося в попутном направлении условного объекта,

на фиг. 4 - схема движения автомобиля, которого обгоняют с обеих сторон в попутном направлении условные объекты,

на фиг. 5 - схема движения автомобиля навстречу поперечно перемещающихся условным объектам,

на фиг. 6 - схема движения автомобиля с резким маневром ухода от встречно движущегося условного объекта,

на фиг. 7 - схема учебного полигона.

Система активного обучения вождению транспортными средствами, например автомобилем 1, содержит установленные на нем управляемые лазеры 2, которые в направлении движения автомобиля на дорожном покрытии отображают световыми знаками неподвижные или подвижные условные препятствия 3 с тем, чтобы создавать самые разнообразные сложно предсказуемые дорожные ситуации. Система управляемых лазеров 3 позволяет направлять световой луч в круговой зоне относительно автомобиля на разные расстояния, при этом обеспечивается возможность неподвижности или движения светового знака относительно движущегося или неподвижного автомобиля. Световые знаки могут отражаться на реальных препятствиях. Световым знаком обозначаются условные препятствия, например подвижные и неподвижные автомобили, люди, животные, неподвижные предметы, разрушения на дорожном покрытии и т.п. Световые знаки могут быть в виде плоских, полуобъемных или объемных изображений. Световые знаки могут обозначать рекомендуемые темп, направление и характер движения. Лазеры могут быть размещены в фарах или в кабине транспортного средства. Лазеры могут быть размещены на экипировке водителя транспортного средства, например на шлеме велосипедиста или мотоциклиста. Действия лазеров могут сопровождаться звуковыми сигналами как в кабине транспортного средства, так и с наружи. Управление световым лучом или световыми импульсами лазеров может осуществляться программно или дистанционно. Интеллектуальная система транспортного средства посредством соответствующих датчиков может определять факт или предопределяет возможность пересечения траектории движения транспортного средства со световыми знаками. Транспортное средство может быть оснащено имитатором, создающим динамическое возмущение, соответствующее тем или иным ситуациям, например наезду на препятствие или столкновению, изменению характера дорожного покрытия, проезд железнодорожного переезда, землетрясение и т.п. Транспортное средство может быть оснащено имитатором, создающим звуковое возмущение, соответствующее тем или иным ситуациям, например наезду на препятствие или столкновению, изменению характера дорожного покрытия, приближению другого транспортного средства, шум низколетящего самолета и т.п. Транспортное средство может быть оснащено имитаторами условий недостаточной видимости, соответствующие тем или иным событиям, например дождь, снегопад, пыль, туман, выброс грязи из под колес встречного или попутного транспортного средства, темное время суток, яркий свет фар встречного транспортного средства и т.п. Световые знаки могут быть использованы в качестве предупреждающих для других участников движения, например перед пешеходом, не обращающим внимания на идущий навстречу транспорт, перед другим транспортным средством, перед которым предполагается перестроение и т.п. Световые знаки могут указывать водителю наиболее верное направление уклонения транспортного средства от контакта с препятствием. Система управления лазерами может исключать возможность непреднамеренного ослепления других участников дорожного движения. Обучение вождению транспортными средствами может осуществляться группами обучающихся на нескольких транспортных средствах во взаимодействии между собой. Светоизлучатели могут быть размещены не на транспортном средстве обучающегося, а на другом транспортном средстве, сопровождающего обучающего. Светоизлучатели могут быть размещены статично относительно учебного полигона, например на столбах, подвесах и т.п.

Система может быть реализована на таких транспортных средствах, как автомобиль, трактор, мотоцикл, велосипед, снегоход, сноуборд, сани, лыжи, а также на надводных плавсредствах и т.п.

Система активного обучения вождению транспортными средствами посредством относительно простых технических средств обеспечивает высокую эффективность процесса обучения вождению транспортными средствами и развивает навыки уверенного адекватного реагирования на возможные опасные ситуации на дороге, что способствует повышению безопасности движения транспортных средств.

Системаможет быть применена для определения профессиональной пригодности водителя к управлению транспортными средствами путем измерения времени реакции водителя на опасные дорожные ситуации.

1. Система активного обучения вождению транспортными средствами, содержащая транспортное средство, отличающаяся тем, что выполнена с возможностью отображения в направлении движения транспортного средства на дорожном покрытии или других объектах статичных или динамичных световых знаков, обозначающих условные статичные или динамичные препятствия, посредством одного или нескольких светоизлучателей, например лазеров, установленных на транспортном средстве, или на экипировке обучающегося, или на сопровождающем транспортном средстве, или статично относительно учебного полигона с возможностью управления направлением светового луча или световых импульсов.

2. Система по п. 1, отличающаяся тем, что направление светового луча или световых импульсов статично относительно транспортного средства.

3. Система по п. 1, отличающаяся тем, что световые знаки могут быть статичными или динамичными относительно неподвижного транспортного средства, например когда транспортное средство неподвижно относительно дороги.

4. Система по п. 1, отличающаяся тем, что световые знаки отображаются на реальных препятствиях.

5. Система по п. 1, отличающаяся тем, что световые знаки могут быть объемными.

6. Система по п. 1, отличающаяся тем, что световые знаки обозначают рекомендуемые темп, направление и характер движения.

7. Система по п. 1, отличающаяся тем, что светоизлучатели размещены в фарах или в кабине транспортного средства.

8. Система по п. 1, отличающаяся тем, что действия светоизлучателей могут сопровождаться звуковыми сигналами как в кабине транспортного средства, так и с наружи.

9. Система по п. 1, отличающаяся тем, что управление световым лучом или световыми импульсами осуществляется программно или дистанционно.

10. Система по п. 1, отличающаяся тем, что интеллектуальная система транспортного средства посредством соответствующих датчиков определяет факт или предопределяет возможность пересечения траектории движения транспортного средства со световыми знаками.

11. Система по п. 1, отличающаяся тем, что транспортное средство оснащено имитатором, создающим динамическое возмущение, соответствующее тем или иным ситуациям, например наезду на препятствие или столкновению, изменению характера дорожного покрытия, проезд железнодорожного переезда, землетрясение.

12. Система по п. 1, отличающаяся тем, что транспортное средство оснащено имитатором, создающим звуковое возмущение, соответствующее тем или иным ситуациям, например наезду на препятствие или столкновению, изменению характера дорожного покрытия, приближению другого транспортного средства, шум низколетящего самолета.

13. Система по п. 1, отличающаяся тем, что транспортное средство оснащено имитаторами условий недостаточной видимости, соответствующими тем или иным событиям, например дождь, снегопад, пыль, туман, выброс грязи из под колес встречного или попутного транспортного средства, темное время суток, яркий свет фар встречного транспортного средства.

14. Система по п. 1, отличающаяся тем, что световые знаки могут быть использованы в качестве предупреждающих для других участников движения, например перед пешеходом, не обращающим внимания на идущий навстречу транспорт, перед другим транспортным средством, перед которым предполагается перестроение.

15. Система по п. 1, отличающаяся тем, что световые знаки указывают водителю наиболее верное направление уклонения транспортного средства от контакта с препятствием.

16. Система по п. 1, отличающаяся тем, что система управления светоизлучателями исключает возможность непреднамеренного ослепления других участников дорожного движения.

РИСУНКИ



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к системам контроля профессиональной подготовки водителей автотранспорта и может быть использовано, с целью исключения влияния "человеческого фактора" при оценке качества вождения автомобиля
Наверх