Узел датчика фазы газового двигателя
Полезная модель относится к области транспортного машиностроения и может быть использована в газовых двигателях, в частности в двигателях, содержащих один турбокомпрессор. Узел датчика фазы газового двигателя содержит индуктивный датчик (1), установленный на картере (2) маховика с боковой стороны выходного конца вала (3) ведомой шестерни, и колесо (4), закрепленное на выходном конце вала (3) ведомой шестерни. Датчик (1) прикреплен к картеру (2) маховика при помощи кронштейна (5). Между кронштейном (5) датчика (1) и картером (2) установлена размещенная в корпусе манжета (8). Колесо (4) датчика (1) выполнено полимерным с металлическими вставками (10). Колесо (4) установлено на валу (3) посредством шпоночного соединения (11), зафиксировано гайкой (12) и закрыто защитным кожухом (13), который закреплен вместе с кронштейном (5) к картеру (2) маховика. Технический результат заключается в повышении надежности работы датчика фазы газового двигателя. 2 з.п. ф-лы, 3 ил.
Полезная модель относится к области транспортного машиностроения и может быть использована в газовых двигателях, в частности в двигателях, содержащих один турбокомпрессор.
Известны газовые двигатели, в которых датчик фазы установлен на верхней стенке картера маховика, а турбокомпрессоры расположены с боковых сторон двигателя на расстоянии достаточном для работоспособности датчика. Датчик считывает информацию с диаметральной поверхности колеса, закрепленного на валу ведомой шестерни внутри картера маховика (см. патент RU 111197, МПК F02B 43/00, опубл. 10.12.2011).
В конструкции двигателя, содержащем один турбокомпрессор, такое расположение датчика фазы неприемлемо, т.к. из-за близкого расположения турбокомпрессора и выпускных газопроводов теряется работоспособность датчика.
Наиболее близким к заявляемому техническому решению по совокупности существенных признаков является узел датчика фазы газового двигателя с одним турбокомпрессором, содержащий датчик, установленный на картере маховика, и колесо, закрепленное на выходном конце вала ведомой шестерни, при этом датчик фазы установлен со стороны выходного конца вала ведомой шестерни и прикреплен к картеру маховика при помощи цилиндрического корпуса, а колесо выполнено цилиндрической формы с закрытой торцевой частью, выполненной с выступом. Между корпусом и картером маховика установлена манжета. Датчик фазы работает по принципу эффекта Холла (см. патент 129567, МПК F02P 7/07, F02B 43/00, опубл. 27.06.2013).
В известной конструкции датчик перенесен в зону с более низкими температурами. Но для корректной работы датчика необходимо обеспечить зазор между датчиком и торцем колеса 05-1,5 мм, а в данной конструкции происходит осевое перемещение вала ведомой шестерни, что приводит к увеличению указанного зазора, вследствие чего датчик считывает информацию неточно или не считывает ее вообще. Ограничение осевого перемещения вала требует повышенных трудозатрат.
Задачей, на решение которой направлено заявляемое техническое решение, является повышение надежности работы датчика фазы газового двигателя.
Для решения поставленной задачи в узле датчика фазы газового двигателя, содержащем бесконтактный датчик, установленный на картере маховика, колесо, закрепленное на выходном конце вала ведомой шестерни, размещенную в корпусе манжету, датчик выполнен индуктивным, размещен с боковой стороны выходного конца вала ведомой шестерни и прикреплен к картеру маховика при помощи кронштейна, а колесо выполнено полимерным с металлическими вставками. К картеру маховика может быть закреплен защитный кожух, закрывающий колесо. Колесо может быть установлено на валу посредством шпоночного соединения и зафиксировано гайкой.
Совокупность отличительных признаков, заключающаяся в том, что датчик выполнен индуктивным, размещен с боковой стороны выходного конца вала ведомой шестерни и прикреплен к картеру маховика при помощи кронштейна, а колесо выполнено полимерным с металлическими вставками, позволила исключить отрицательное влияние посторонних электромагнитных полей на работу датчика, и тем самым обеспечила повышение надежности работы датчика фазы.
Анализ известных технических решений по научно-технической и патентной документации показал, что совокупность существенных признаков заявляемого решения ранее не была известна, следовательно, оно соответствует условию патентоспособности «новизна».
Заявляемое техническое решение поясняется чертежами:
фиг. 1 - узел датчика фазы, установленный на газовом двигателе;
фиг. 2 - вид А на фиг. 1;
фиг. 3 - разрез Б-Б на фиг. 2.
Узел датчика фазы газового двигателя содержит индуктивный датчик 1, установленный на картере 2 маховика с боковой стороны выходного конца вала 3 ведомой шестерни, и колесо 4, закрепленное на выходном конце вала 3 ведомой шестерни. Датчик 1 прикреплен к картеру 2 маховика при помощи кронштейна 5. Кронштейн 5 закреплен к картеру 2 с помощью шпилек 6 и гаек 7. Между кронштейном 5 датчика 1 и картером 2 установлена размещенная в корпусе манжета 8, обеспечивающая предотвращение протечек масла. Датчик 1 крепится к кронштейну 5 при помощи болта 9.
Колесо 4 датчика 1 выполнено полимерным с металлическими вставками 10. Колесо 4 установлено на валу 3 посредством шпоночного соединения 11, зафиксировано гайкой 12 и закрыто защитным кожухом 13, который закреплен вместе с кронштейном 5 к картеру 2 маховика.
Вал 3 приводится в движение через гитару шестерен от коленчатого вала 14 и вращается совместно с колесом 4. Металлические вставки 10 на колесе 4 обеспечивают датчику 1 формирование необходимых сигналов для электронной системы управления двигателем о положении распределительного вала двигателя.
Заявляемое техническое решение позволяет повысить надежность работы датчика фазы газового двигателя.
Заявляемое техническое решение соответствует требованию промышленной применимости и возможно для реализации на стандартном технологическом оборудовании.
1. Узел датчика фазы газового двигателя, содержащий бесконтактный датчик, установленный на картере маховика, колесо, закрепленное на выходном конце вала ведомой шестерни, размещенную в корпусе манжету, отличающийся тем, что датчик выполнен индуктивным, размещен с боковой стороны выходного конца вала ведомой шестерни и прикреплен к картеру маховика при помощи кронштейна, а колесо выполнено полимерным с металлическими вставками.
2. Узел датчика фазы по п. 1, отличающийся тем, что к картеру маховика закреплен защитный кожух, закрывающий колесо.
3. Узел датчика фазы по п. 1, отличающийся тем, что колесо установлено на валу посредством шпоночного соединения и зафиксировано гайкой.
РИСУНКИ