Устройство для имитации работы фрикционного клинового гасителя колебаний с переменной силой трения

 

Полезная модель относится к разделу машиностроения, в частности к исследованию износа фрикционного клина грузового вагона. На фиг. 1 изображено устройство для имитации работы фрикционного гасителя колебаний в процессе движения грузового вагона. Задачей, на решение которой направлена модель, является исследование в лабораторных условиях процессов, протекающих в паре трения фрикционного гасителя колебаний с фрикционной планкой.

Фрикционный клиновой гаситель колебаний грузового вагона с переменной силой трения предназначен для гашения резонансных колебаний в вертикальной и горизонтальной плоскостях [1]. Износу подвергается в основном фрикционный клин у которого в процессе эксплуатации изнашивается вертикальная и наклонная поверхности, для исследования процесса износа и его характера необходимо имитировать процесс нагружения и гашения колебаний. Процесс изнашивания в реальных условиях происходит не только по поверхности клина, но и по ответным поверхностям (надрессорная балка, фрикционный клин). Известны машины трения [2], которые работают по схеме ролик-колодочка и ролик-диск. Эти схемы не в полной мере отвечают условиям эксплуатации, так как в этой машине не имитируются колебания происходящие в тележке грузового вагона.

Наиболее близкой машиной трения является [2] где осуществляется трение (износ) трущихся плоских поверхностей, но нет подпружиненных элементов.

Для реализации работы фрикционного гасителя колебаний предлагается схема фиг. 1. Она работает следующим образом. Модель фрикционного гасителя колебаний 1 размещается в обойме (на рисунке не показана) с помощью штифтового отверстия 2. Причем гаситель подпружинен снизу пружинами 5 и он постоянно контактирует с поверхностью 3 которая выполняет роль фрикционной планки, которая крепится к основанию 4, на которое опираются пружины 5 фрикционного клина и пружины 6 элемента надрессорной балки 7 к которой крепится сменный элемент 8 выполненный с наклонной поверхностью, которая контактирует с наклонной поверхность клина. Кроме этого имеется электродвигатель 9, редуктор 10 и комплект сменных кулачков 11.

Механизм работает следующим образом, движение от электродвигателя 9 передается на редуктор 10 на выходном валу которого размещается кулачок 11 эксцентрик которого определяет величину нагружения элемента 8 он должен быть не более хода пружин 5 и 6. При вращении кулачка нагружается элемент 7 и элемент 8, который воздействует на фрикционный клин 1 и трется по 3. Таким образом, элемент трется по двум поверхностям клина наклонной и вертикальной.

Список литературы

1. Пастухов, И.Ф. Вагоны: учебник для ВУЗов / И.Ф. Пастухов, В.В. Лукин, Н.И. Жуков. - М.: Транспорт, 1988. - 280 с.

2. Комбалов, В.С. Методы и средства испытаний на трение и износ конструкционных и смазочных материалов: справочник / В.С. Комбалов. - М.: Машиностроение, 2007. - 384 с.

Устройство для имитации работы фрикционного клинового гасителя колебаний с переменной силой трения, включающее в себя электродвигатель, устройство нагружения и гашения колебаний, а также приспособление для испытания материалов, отличающееся тем, что для изменения силы трения при возникновении резонансных колебаний в вертикальной и горизонтальной плоскостях устройство снабжено редуктором, на валу которого размещен сменный кулачек, эксцентриситет которого должен быть не более хода компенсирующих пружин.



 

Наверх