Устройство для контроля воздушного зазора электрической машины

 

Полезная модель относится к средствам постоянного (текущего) контроля состояния конструкции вращающихся электрических машин и, в частности, мощных гидрогенераторов. Технический результат полезной модели - сокращение трудоемкости монтажа и демонтажа устройства. Устройство содержит измерительную обмотку (1), предназначенную для размещения на зубце (5) статора электрической машины. Измерительная обмотка (1) намотана на катушечный каркас (2), закрепленный в немагнитной П-образной скобе (3) ортогонально ее перекладине. Скоба (3) выполнена с возможностью плотной посадки на зубец (5). Высота H стоек скобы (3) не превышает 70%, а высота h каркаса (2) - 30% от номинального значения Z измеряемого воздушного зазора. Каркас (2) может быть приклеен к скобе (3). 1 з.п.ф., 1 ил.

Область техники

Полезная модель относится к средствам контроля состояния конструкции вращающихся электрических машин и, в частности, мощных гидрогенераторов.

Уровень техники

Известно принятое в качестве прототипа устройство для текущего контроля зазора вращающихся машин, содержащее измерительную обмотку, размещенную на зубце статора электрической машины [RU 2449454].

Недостатком прототипа является трудоемкость монтажа и демонтажа устройства контроля на электрической машине, т.к. для этого необходима выемка ротора машины, т.е. вывод ее в ремонтное состояние.

Сущность полезной модели

Технический результат полезной модели - сокращение трудоемкости монтажа и демонтажа устройства. Конструкция предлагаемого устройства позволяет устанавливать устройство контроля на зубце статора электрической машины без ее разборки (без выемки ротора или снятия его полюса).

Заявляемое устройство для контроля воздушного зазора электрической машины содержит измерительную обмотку, предназначенную для размещения на зубце статора электрической машины. Измерительная обмотка намотана на катушечный каркас, закрепленный в П-образной скобе из немагнитного материала ортогонально ее перекладине Немагнитная скоба выполнена с возможностью плотной посадки на зубец статора. Высота H стоек немагнитной П-образной скобы не превышает 70%, а высота h каркаса - 30% от номинального значения Z измеряемого воздушного зазора.

Это позволяет получить вышеуказанный технический результат.

Уточняющее развитие полезной модели состоит в том, что каркас, на котором размещена измерительная обмотка, приклеен к немагнитной П-образной скобе.

Осуществление полезной модели

На чертеже показано заявляемое устройство, размещенное на зубце статора электрической машины. На фигуре обозначено: 1 - измерительная обмотка, 2 - катушечный каркас, 3 - немагнитная П-образная скоба, 4 - выводы измерительной обмотки, выполненные, например, с помощью двужильного провода, 5 - зубец статора.

Обмотка 1 намотана на катушечный каркас 2 вокруг его оси. Скоба 3 выполнена из немагнитного материала, например, латуни. П-образная скоба 3 имеет перекладину и две стойки. Ширина скобы 3 (расстояние между ее стойками) обеспечивает возможность плотной посадки скобы 3 на зубец 5 статора контролируемой электрической машины. Катушечный каркас 2 размещен в скобе 3 так, что его ось ортогональна перекладине П-образной скобы 3. Закрепление каркаса 2 в скобе 3 может быть выполнено с помощью клея. Выводы 4 обмотки 1, например, с помощью гибкого изолированного двужильного провода, могут быть выведены, за пределы скобы 3 через отверстие в ней.

Для того, чтобы устройство можно было без затруднений ввести в измеряемый зазор электрической машины и плотно посадить на зубец 5, оно должно иметь достаточно малые размеры: высота H стоек скобы 3 не должна превышать 70% от номинального значения Z измеряемого воздушного зазора, а высота h каркаса 2-30% от номинального значения Z. Например, если Z составляет 12 мм, то H может быть равно 8 мм, а h - 3 мм.

Устройство работает следующим образом.

При вращении ротора электрической машины в обмотке 1 наводится напряжение, величина которого зависит от величины контролируемого зазора. Выводы 4 подключаются к входу аналого-цифрового преобразователя, оцифровывающего значения наведенного в обмотке 1 напряжения, которые затем обрабатываются вычислительными средствами под управлением специализированной программы. Результатом обработки являются данные о величине контролируемого зазора, которые архивируются и предоставляются обслуживающему персоналу.

1. Устройство для контроля воздушного зазора электрической машины, содержащее измерительную обмотку, предназначенную для размещения на зубце статора электрической машины, отличающееся тем, что измерительная обмотка намотана на катушечный каркас, закрепленный в немагнитной П-образной скобе ортогонально её перекладине, при этом скоба выполнена с возможностью плотной посадки на зубец статора, высота её стоек не превышает 70%, а высота катушечного каркаса - 30% от номинального значения измеряемого воздушного зазора.

2. Устройство по п. 1, в котором катушечный каркас приклеен к немагнитной П-образной скобе.

РИСУНКИ



 

Наверх