Навесная сцепка для агрегатирования и транспортирования посевных агрегатов

 

Полезная модель относится к сельскохозяйственному машиностроению и предназначена для агрегатирования и транспортирования посевных агрегатов, имеющих различную ширину захвата с тракторами класса тяги 30 и 50 кН. Навесная сцепка для агрегатирования и транспортирования посевных агрегатов, состоящая из средней секции и двух шарнирно присоединенных к ней боковых секций, в качестве шарнирного соединения боковых секций к средней секции использован вертикальный шарнир, представляющий собой проушины с фиксирующими элементами, прикрепленные к концам средний секции и к одному из концов боковых секций, средняя секция жестко прикреплена к нижним рычагам продольных тяг механизма навески трактора, для поддержания боковых секций навесной сцепки в горизонтальном положении при транспортировании посевных агрегатов на боковых стенках рамы трактора установлены кронштейны, а при агрегатировании широкозахватных посевных агрегатов боковые секции дополнительно соединены в продольно-горизонтальной плоскости с трактором и со стойкой средней секции в поперечно-вертикальной плоскости гибким элементом. В качестве фиксирующих элементов проушин боковых и средней секции использованы пальцы. Жесткое крепление средней секции к нижним рычагам продольных тяг механизма навески трактора осуществляется с помощью хомутов. Предлагаемая полезная модель позволяет агрегатировать и транспортировать посевные агрегаты к месту проведения полевых работ без привлечения дополнительного транспорта, а также использовать на посеве тракторы класса тяги 30 и 50 кН с посевными агрегатами имеющими различную ширину захвата, что позволяет тем самым снизить затраты на выполнении технологических операций, за счет повышения годовой загрузки тракторов и предлагаемой навесной сцепки для агрегатирования и транспортирования посевных агрегатов, а так же увеличения производительности посевных комплексов.

Полезная модель относится к сельскохозяйственному машиностроению и предназначена для агрегатирования и транспортирования посевных агрегатов, имеющих различную ширину захвата с тракторами класса тяги 30 и 50 кН.

Известна существующая навесная сцепка для сельскохозяйственных орудий (Патент 129408 A1, МПК A01B 73/06, A01B 71/00 опубл. от 01.01.1960), которая состоит из фермы и двух шарнирно присоединенных к ней крыльев. Ферма с помощью скоб и стойки присоединяется к продольным тягам механизма навески трактора. Крылья присоединены к ферме при помощи шарниров, допускающих поворот крыльев только в горизонтальной плоскости. Опорные колеса поддерживают ферму в рабочем положении. На крыле установлена переставная каретка с самоустанавливающимся опорным колесом, а на конце крыла - переставная каретка с прицепным устройством.

Недостатком данной сцепки является наличие опорных колес, которые дополнительно образуют колею перед заделкой семян в почву, что приводит к неравномерному посеву по глубине заделки семян. К тому же дополнительное уплотнение почвы приводит к ухудшению условий тепло - влагообеспеченности семян в процессе их вегетационного периода. В виду наличия трехточечного соединения орудий на прицепном устройстве сцепки могут быть использованы агрегаты, соединяющиеся только по этой схеме, что ограничивает использование прицепных орудий.

Прототипом к заявляемому техническому решению является навесная сцепка для сельскохозяйственных орудий (Патент 435768, МПК A01B 59/04 опубликовано от 15.07.1974), которая состоит из средней секции и двух шарнирно присоединенных к ней боковых секций. Боковые секции присоединены к средней секции при помощи горизонтальных шарниров, допускающих поворот боковых секций в поперечно-вертикальной плоскости. На боковых секциях установлены переставные каретки с прицепным устройством, которое смонтировано с помощью горизонтального шарнира, допускающего повороты устройства в поперечно - вертикальной плоскости.

Рассматриваемая навесная сцепка для посевных агрегатов имеет следующие недостатки:

- отсутствие возможности комплектования широкозахватных агрегатов из-за недостаточной длины боковых секций в виду затруднительного подъема в вертикальной плоскости боковых секций, имеющих большую длину при транспортировании сельскохозяйственных орудий к месту проведения полевых работ;

- отсутствие возможности переналадки сцепки для агрегатирования посевных агрегатов с различной шириной захвата в составе тракторов класса тяги 30 и 50 кН.

Задачей предлагаемой полезной модели является расширение технологических возможностей навесной сцепки за счет возможности агрегатирования и транспортирования посевных агрегатов к месту полевых работ без привлечения дополнительного транспорта, а также использование на посеве тракторов класса тяги 30 и 50 кН с посевными агрегатами, имеющими различную ширину захвата, соответствующую их тяговым возможностям.

Технический результат достигается тем, что в навесной сцепке для агрегатирования и транспортирования посевных агрегатов, содержащей среднюю и две шарнирно присоединенные к ней боковые секции, в отличие от прототипа для крепления боковых секций различной длины в зависимости от ширины применяемых посевных агрегатов соединение средней и боковых секций осуществляется с помощью вертикальных шарниров, представляющих собой проушины с фиксирующими элементами, прикрепленные к концам средней секции и к одному из концов боковых секций, что позволяет осуществлять поворот боковых секций в продольно-горизонтальной плоскости в направлении движения агрегата при транспортировании посевных агрегатов к месту работ, а для поддержания боковых секций в горизонтальном направлении при транспортировании посевных агрегатов на боковых стенках рымы трактора установлены кронштейны, при соединении широкозахватных агрегатов боковые секции дополнительно соединены в продольно-горизонтальной плоскости с трактором и со стойкой средней секции в поперечно-вертикальной плоскости гибким элементом, при этом средняя секция жестко прикреплена к нижнем рычагам продольных тяг механизма навески трактора при помощи хомутов, что позволяет повысить надежность выполнения технологического процесса. В качестве фиксирующих элементов проушин боковых и средней секции используются пальцы, позволяющие в зависимости от производственной ситуации осуществлять крепление, отсоединение или поворот боковых секций относительно средней секции.

Наличие вертикальных шарниров позволяет складывать боковые секции в продольно-вертикальной плоскости в направлении движения агрегата вручную механизатором или посредством гидроцилиндров, транспортировать сцеп сеялок к месту посевных работ без привлечения дополнительного транспорта, а также обеспечивает возможность использования широкозахватных агрегатов.

Возможность устанавливать боковые секции различной длины к средней секции позволяет использовать тракторы класса тяги 30 и 50 кН с соответствующей шириной захвата посевных агрегатов, сопоставимой с их потенциальными тяговыми возможностями.

Жесткое крепление средней секции с помощью хомутов к нижним рычагам продольных тяг механизма навески трактора обеспечивает более надежное крепление по сравнению с трехточечной схемой соединения сельскохозяйственных машин, где возможно отклонение сцепки относительно продольной оси трактора и частичное нарушение технологического процесса.

Осуществление фиксации средней и боковых секций сцепки с помощью пальцев придает жесткость конструкции и исключает самопроизвольное складывание боковых секций относительно средней секции в моменты остановок или снижения скорости посевных агрегатов из-за действующих сил инерции.

В частном случае выполнения при использовании боковых секций большей длины в случае применения широкозахватных посевных агрегатов на них будут действовать моменты сопротивления, возникающие со стороны тягового сопротивления орудий и силы тяжести боковых секций, которые могут снизить надежность крепления боковых секций к средней секции при выполнении посевных работ. Для исключения этого недостатка боковые секции дополнительно соединяются в продольно-горизонтальной плоскости с трактором и со стойкой средней секции в поперечно-вертикальной плоскости гибким элементом в виде троса.

Использование данной сцепки позволяет использовать широкозахватный посевной агрегат, состоящий из трех сеялок типа СЗ-5,4 в агрегате с гусеничным трактором ХТЗ-181 класса тяги 50 кН с общей шириной захвата 16 м и трех сеялок типа СЗ-3,6 с трактором ХТЗ-150К-09 класса тяги 30 кН с общей шириной захвата 10,8 м. При этом длина средней секции остается постоянной и составляет 2,5 м, а боковые секции при использовании сеялок СЗ-5,4-4,3 м и 2,5 м при применении сеялок СЗ-3,6.

Из уровня техники не известна навесная сцепка для агрегатирования и транспортирования посевных агрегатов, которой присущи все приведенные выше существенные признаки, т.е. предлагаемая полезная модель обладает новизной.

На фиг. 1. представлена схема посевного агрегата в рабочем положении (вид сверху), на фиг. 2 - вид сверху посевного агрегата в транспортном положении, на фиг. 3 представлена схема широкозахватного посевного агрегата в рабочем положении (вид сверху), на фиг. 4 - схема широкозахватной навесной сцепки в рабочем положении (вид сзади), на фиг. 5 - вид сверху широкозахватного посевного агрегата в транспортном положении.

Посевной агрегат состоит из трактора тягового класса 30 кН (ХТЗ-150К-09 на одинарных колесах 21,3 R24) 1 (фиг. 1), навесной сцепки для агрегатирования и транспортирования посевных агрегатов, состоящей из средней секции 2 и боковых секций 3, имеющих длину, достаточную для агрегатирования трех сеялок типа СЗ-3,6.

Средняя и боковые секции соединены вертикальными шарнирами, представляющие собой проушины 5 (фиг. 2), служащие для установки фиксирующих элементов в виде пальцев 6 с целью осуществления поворота боковых секций 3 относительно средней секции в направлении движения трактора для транспортирования посевных агрегатов к месту работы, а также закреплении боковых секций со средней секцией с помощью дополнительно фиксирующих пальцев 7 (фиг. 1) в рабочем положении. Для присоединения сеялок к навесной сцепке служат хомуты 8, которые размещены на средней и боковых секциях предлагаемой сцепки. Средняя секция крепится жестко с помощью хомутов 9 к нижним рычагам 10 продольных тяг 11 механизма навески трактора. Для транспортирования посевных агрегатов к месту посева боковые секции складываются и удерживаются с помощью кронштейнов 12 (фиг. 2) присоединенные к боковым стенкам рамы трактора.

Широкозахватный посевной агрегат состоит из гусеничного трактора тягового класса 50 кН, навесной сцепки для агрегатирования и транспортирования посевных агрегатов состоящей из средней секции 2 (фиг. 3) и боковых секций 3, имеющих длину необходимую для агрегатировании широкозахватных посевных агрегатов.

Боковые секции навесной сцепки 3 (фиг. 3) для агрегатирования и транспортирования широкозахватных посевных агрегатов соединены в продольно-вертикальной плоскости с трактором 1 через кронштейны 15, размещенные на боковых стенках рамы трактора и боковых секциях сцепки и в поперечно-вертикальной плоскости со стойкой средней секции 14 (фиг. 4) гибким элементом в виде троса 13.

Навесная сцепка для агрегатирования и транспортирования посевных агрегатов работает следующим образом. На колесный трактор кл 3 с помощью хомутов 9 (фиг. 2) соединяют среднею секцию 2 навески к нижним рычагам 10 (фиг. 2) продольных тяг 11 (фиг. 3) механизма навески трактора. Затем к средней секции 2 (фиг. 1) с помощью проушин 5 и фиксирующих элементов в виде пальцев 6 крепятся боковые секции 3 и складываются в направлении движения трактора 1 (фиг. 2) до укладки и фиксации кронштейнами 12. После складывания боковых секций 2 (фиг. 2) и фиксации кронштейнами 12 составляется последовательный сцеп сеялок, который транспортируется к местам полевых работ. В случае транспортирования широкозахватных посевных агрегатов к средней секции 2 (фиг. 5) с помощью проушин 5 и фиксирующих элементов в виде пальцев 6 крепятся удлиненные боковые секции 3 и складываются в направлении движения трактора 1 до укладки и фиксации кронштейнами 12. Перед посевом отцепляется сцеп сеялок, переводятся боковые секции 3 (фиг. 1) в рабочее положение и закрепляются через проушины 5 дополнительными фиксирующими элементами в виде пальцев 7 среднею 2 и боковые секции 3 в одной плоскости. После присоединения зерновых сеялок 4 к хомутам 8 (фиг. 2), размещенным на средней и боковых секциях навесной сцепки, и их заполнения от загрузчика семян выполняется технологический процесс.

При этом соединяют боковые секции 2 (фиг. 3) с трактором 1 в продольно-горизонтальной плоскости через кронштейны 15, расположенные на боковых стенках рамы трактора и боковых секциях сцепки, а также в поперечно-вертикальной плоскости со стойкой средней секции 14 (фиг. 4.) гибким элементом в виде троса 13.

После окончания полевых работ посевной агрегат переводится в транспортное положение и транспортируется к месту хранения, при этом перевод сцепки для транспортирования сеялок осуществляется в обратной последовательности.

Использование предлагаемой навесной сцепки для агрегатирования и транспортирования посевных агрегатов к месту проведения полевых работ позволяет без привлечения дополнительного транспорта, а также переналадки сцепки для использования посевных агрегатов с различной шириной захвата с тракторами класса тяги 30 и 50 кН, что приведет к повышению производительности труда за счет лучшей маневренности агрегатов и сокращения трудозатрат при переводе из транспортного в рабочее положение и обратно.

1. Навесная сцепка для агрегатирования и транспортирования посевных агрегатов, состоящая из средней секции и двух шарнирно присоединённых к ней боковых секций, отличающаяся тем, что в качестве шарнирного соединения боковых секций к средней секции использован вертикальный шарнир, представляющий собой проушины с фиксирующими элементами, прикреплённые к концам средний секции и к одному из концов боковых секций, средняя секция жёстко прикреплена к нижним рычагам продольных тяг механизма навески трактора, а для поддержания боковых секций навесной сцепки в горизонтальном положении при транспортировании посевных агрегатов на боковых стенках рамы трактора установлены кронштейны.

2. Навесная сцепка по п.1, отличающаяся тем, что при агрегатировании широкозахватных посевных агрегатов боковые секции дополнительно соединены в продольно-горизонтальной плоскости с трактором и со стойкой средней секции в поперечно-вертикальной плоскости гибким элементом.

3. Навесная сцепка по п.1, отличающаяся тем, что в качестве фиксирующих элементов проушин боковых и средней секции использованы пальцы.

4. Навесная сцепка по п.1, отличающаяся тем, что жёсткое крепление средней секции к нижним рычагам продольных тяг механизма навески трактора осуществляется с помощью хомутов.



 

Наверх