Устройство для крепления рельса

 

Устройство для крепления рельса содержит два плечевых элемента, выполненных с возможностью размещения между ними подошвы рельса (8), упругий рельсовый зажим (4) выполненный с возможностью упругой опоры на верхнюю сторону подошвы рельса (8) и изолятор (11), каждый плечевой элемент выполнен в виде анкера (2), с выполненным в нем криволинейным отверстием (3) для фиксации упругого рельсового зажима (4), причем ширина анкера (2) меньше расстояния между концами (7) рельсового зажима (4), а изолятор (11) выполнен в виде П-образного каркаса, обрамляющего анкер (2) и с возможностью изоляции концов (7) рельсового зажима (4), который выполнен в виде двухсторонней спирали, средняя часть (5) которой имеет форму петли, которая зафиксирована в криволинейном отверстии (3) через U-образную прокладку (6). За счет такого конструктивного выполнения снижаются эксплуатационные затраты, повышается надежности и увеличивается рабочий ресурс рельсового зажима. 1 з.п. формулы, 6 ил.

Полезная модель относится к железнодорожному транспорту, а именно к конструкции верхнего строения железнодорожного, трамвайного путей и путей метрополитенов.

Известно устройство для крепления рельса с упругими рельсовыми зажимами (Карпущенко Н.И., Антонов Н.И. Совершенствование рельсовых скреплений. - Новосибирск: Из-во СГУПС, 2003, с. 220-226). Это устройство для крепления рельса состоит из изолированных анкера, забетонированного в шпалу, подрельсовой прокладки, упругих рельсовых зажимов, выполненных с возможностью упругой опоры на верхнюю стороны подошвы рельса и опирающихся своими концами в анкер.

Недостатками вышеописанного устройства является несовершенство конструкции анкеров, допускающих возможность значительного поперечного смещения рельса, что приводит к появлению концентраторов напряжений, деформации упругих рельсовых зажимов и снижению их ресурса, сложность монтажа упругих рельсовых зажимов, корытообразная конструкция анкера позволяет забиваться щебню и грязи в зону расположения упругих рельсовых зажимов и подрельсовой прокладки.

Известно также устройство для крепления рельса (Пат РФ 2156332), содержащее два плечевых элемента, выполненных с возможностью размещения между ними подошвы рельса, упругий рельсовый зажим, выполненный с возможностью упругой опоры на верхнюю стороны подошвы рельса и изолятор.

Недостатками вышеописанного устройства является высокая металлоемкость и многодетальность конструкции крепления, сложность изготовления и монтажа, а также нерациональное распределение плеч передачи усилия прижатия на подошву рельса.

Техническая задача - снижение эксплуатационных затрат, повышение надежности и увеличение рабочего ресурса рельсового крепления.

Указанная техническая задача достигается тем, что в устройстве для крепления рельса, содержащем два плечевых элемента, выполненных с возможностью размещения между ними подошвы рельса, упругий рельсовый зажим выполненный с возможностью упругой опоры на верхнюю сторону подошвы рельса и изолятор, каждый плечевой элемент выполнен в виде анкера, с выполненным в нем криволинейным отверстием для фиксации упругого рельсового зажима, причем ширина анкера меньше расстояния между концами рельсового зажима, а изолятор выполнен в виде П-образного каркаса, обрамляющего анкер и с возможностью изоляции концов рельсового зажима, который выполнен в виде двухсторонней спирали, средняя часть которой имеет форму петли. Рельсовый зажим зафиксирован в криволинейном отверстии через U-образную прокладку.

Устройство поясняется чертежами, где на фиг. 1 - устройство для крепления рельса в сборе; на фиг. 2 изображено устройство для крепления рельса в монтажном положении; на фиг. 3 - упругий рельсовый зажим; на фиг. 4 - подрельсовая прокладка; на фиг. 5 - изолятор; на фиг. 6 - U-образная прокладка.

Устройство для крепления рельса содержит забетонированные в шпале 1 два плечевых элемента, выполненных с возможностью размещения между ними подошвы рельса, каждый из которых представляет собой анкер 2, с выполненным в нем криволинейным отверстием 3, рельсовый зажим 4, выполненный с возможностью упругой опоры на верхнюю сторону подошвы для предотвращения вертикальных перемещений рельса, в виде двухсторонней спирали, средняя часть 5 которого имеет форму петли и зафиксирована в криволинейном отверстии 3 анкера 2 через изолирующую U-образную прокладку 6, а концы 7 зажима 4 опираются на верхнюю сторону подошвы рельса 8, расположенного на подрельсовой прокладке 9. Подрельсовая прокладка 9 представляет собой типовую конструкцию с ребордами 10 для фиксации на шпале 1. Изолятор 11 установлен между боковой поверхностью рельса и анкером 2 и выполнен в виде П-образного каркаса, обрамляющего анкер 2, при этом его боковые стороны 12 изолируют концы 7 рельсового зажима 4 от анкера 2, а также фиксирует его на шпале 1, от продольного смещения.

Предлагаемое устройство для крепления рельса монтируется и работает следующим образом. На шпалу 1 укладывается подрельсовая прокладка 9, на которую устанавливается рельс 8 и два изолятора 11. Упругий рельсовый зажим 4, с помощью специального рычажного инструмента, приводится в монтажное положение и закрепляется в этом положении с помощью удерживающей скобы 13. Затем рельсовый зажим 4 устанавливается на подошву рельса 8 и сдвигается к анкеру 2, и петлей 5 с прокладкой 6 вставляется в криволинейное отверстие 3 анкера 2, а его концы 7 смещаются за подошву 8 рельса. Удерживающая скоба 13 снимается, после чего рельсовый зажим 4 приводится в рабочее положение, фиксируясь в криволинейном отверстии 3 анкера 2.

Разборка устройства для крепления рельса при выполнении эксплуатационных работ осуществляется в следующем порядке. Применяя специальный рычажный инструмент петля 5 рельсового зажима 4 приводится из рабочего положения в монтажное и в таком положении выдавливается за пределы криволинейного отверстия 3.

Заявленная конструкция устройства для крепления рельса в сравнении с прототипом обеспечивает снижение металлоемкости и многодетальности конструкции, снижение сложности их изготовления и монтажа, обеспечение рационального распределения плеч передачи усилия прижатия на подошву рельса, что снижает эксплуатационные затраты, повышает надежность и рабочий ресурс рельсового крепления.

1. Устройство для крепления рельса, содержащее два плечевых элемента, выполненных с возможностью размещения между ними подошвы рельса, упругий рельсовый зажим, выполненный с возможностью упругой опоры на верхнюю сторону подошвы рельса, и изолятор, отличающееся тем, что каждый плечевой элемент выполнен в виде анкера, с выполненным в нем криволинейным отверстием для фиксации упругого рельсового зажима, причем ширина анкера меньше расстояния между концами рельсового зажима, а изолятор выполнен в виде П-образного каркаса, обрамляющего анкер, и с возможностью изоляции концов рельсового зажима, выполненного в виде двухсторонней спирали, средняя часть которой имеет форму петли.

2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что рельсовый зажим зафиксирован в криволинейном отверстии через U-образную прокладку.



 

Наверх