Подъемное устройство для посадки и высадки пассажира в кресле-коляске, установленное в железнодорожном вагоне

 

Подъемное устройство для посадки и высадки пассажира в кресле-коляске, установленное в железнодорожном вагоне, относится к области грузоподъемных устройств. Задача - расширение технологических возможностей путем обеспечения возможности установки его в современных моделях пассажирских вагонов, у которых боковые двери выполнены автоматическими и прислонно-сдвижного типа, при одновременном повышении удобств и сокращении времени обслуживания. Подъемное устройство содержит корпус с несущим элементом 1, шарнирно закрепленным на стенке вагона. На верхней стороне несущего элемента 1 закреплена горизонтальная направляющая 3, на которой с возможностью горизонтального перемещения установлена каретка 6, связанная с электроприводом 5. На каретке шарнирно подвешен корпус 7 с подъемной платформой 8, которая по концам снабжена откидными аппарелями 10 и 11 и ограничительным поручнем 12. Ограничительный поручень 12 шарнирно закреплен на краю платформы 8. Подъемная платформа 8 имеет возможность вертикального перемещения от электропривода 13. В транспортном положении несущий элемент 3 с корпусом 7 и подъемной платформой 8 зафиксированы внутри защитного шкафа 14, внутри которого стационарно закреплен также блок 16 управления, совмещенный со стационарным пультом управления подъемным устройством, а на платформе 8 размещен дополнительный пульт 17 управления подъемным устройством. 1 з.п. ф-лы, 4 ил.

Предлагаемая полезная модель относится к грузоподъемным устройствам и может быть использована для посадки и высадки пассажира-инвалида в кресле-коляске с высоких или низких стационарных платформ в транспортное средство, а именно в пассажирский железнодорожный вагон или в электропоезд, у которых боковые двери выполнены автоматическими и прислонно-сдвижного типа.

Известно подъемное устройство для инвалидных колясок SU 1789482 (МПК5 B66B 9/04; B66F 7/08, опубл. 23.01.1993), содержащее две вертикальные стойки, к которым шарнирно присоединена подъемная платформа с приводом ее подъема, выполненная в виде силового цилиндра. Подъемная платформа оборудована откидывающимися панелями, расположенными на торцевых сторонах, и приводами их поочередного поворота.

Недостатком известного устройства, размещенного в дверном проеме транспортного средства, является то, что оно уменьшает его ширину, затрудняя доступ в вагон других пассажиров. Кроме того, для обеспечения доступа в транспортное средство самостоятельно следующих пассажиров подъемное устройство необходимо каждый раз перед посадкой приводить в рабочее состояние. Все это создает неудобства при эксплуатации вагона.

Известно также подъемное устройство для посадки и высадки пассажира в кресле-коляске в общественный вид транспорта по патенту DE 4135911 (МПК 5 B66F 11/00, опубл. 06.05.1993 г). Согласно описанию устройство содержит корпус, шарнирно связанный с несущим элементом и размещенный в нише на внешней стенке транспортного средства. С корпусом связана подъемная платформа, на которой размещается пассажир в кресле-коляске и которая имеет возможность поворота в дверной проем и вертикального перемещения относительно корпуса под действием гидроцилиндра. Платформа выполнена из двух частей, расположенных одна на другой в исходном положении и развернутых вокруг горизонтальной оси в рабочем положении. Обе части платформы оснащены двумя парами реек U-образного профиля. Для облегчения въезда коляски на платформу к ним подсоединяются рампы. Подвижная часть платформы, рампы и рейки образуют барьер безопасности, позволяющий, по мнению авторов, надежно фиксировать кресло-коляску.

Однако размещение такого подъемного устройства на внешней стенке вагона делает неудобным его обслуживание, т.к. для приведения в рабочее положение подъемника проводник должен находиться на перроне. Кроме того, использование таких подъемников на российских железных дорогах невозможно без производства для них специальных вагонов, имеющих на наружной стенке возле входной двери нишу, и двери которых открываются наружу, а также невозможна их установка в современных пассажирских вагонах и электропоездах, у которых боковые двери выполнены автоматическими и прислонно-сдвижного типа. Другим недостатком является то, что конструкция подъемника не позволяет транспортировать инвалида с сопровождающим, что сужает возможности его использования.

Из уровня техники известно подъемное устройство для посадки и высадки пассажиров в инвалидной коляске в железнодорожный пассажирский вагон по патенту US 5165839 (МПК5 B60P 1/44, опубл. 24.11.1992 г.). Известное подъемное устройство устанавливается в тамбуре железнодорожного вагона у обоих дверных проемов и представляет собой закрепленный на стенке тамбура корпус с кронштейном, несущим подъемную платформу, перемещающуюся относительно корпуса в вертикальном направлении от гидравлического цилиндра. Платформа выполнена из двух находящихся в транспортном положении одна над другой площадок, причем нижняя площадка для приведения в рабочее состояние имеет возможность поворота вокруг торцевой грани основной (верхней) площадки. Платформа снабжена также с обоих торцов шарнирно закрепленными рампами для въезда (выезда) инвалидной коляски. На нижней поворачивающейся площадке закреплены ограничительные поручни, которые в транспортном положении не складываются и размещаются в специальной нише под вагоном. Рампы и ограничительные поручни образуют барьер безопасности для пассажира. Каждый из поворачивающихся элементов платформы приводится от своего гидроцилиндра, которые размещены с нижней стороны основной площадки.

Известное подъемное устройство имеет следующие недостатки. Конструкция подъемника такова, что закрепленный на стенке тамбура корпус с кронштейном, на котором установлена подъемная платформа, сложенная в транспортное положение, размещены в дверном проеме, в результате чего затрудняется доступ в тамбур вагона обычных пассажиров. Отсутствие ступенек под дверным проемом не позволяет пользоваться дверьми для выхода (входа) на низкую платформу, что создает большие неудобства для пассажиров и, особенно, для проводника, которые могут войти (выйти) в тамбур с другой стороны вагона, либо через соседний вагон. Это удлиняет продолжительность посадки (высадки) инвалида со стационарной низкой платформы. Еще одним недостатком является невозможность посадки (высадки) инвалидов с высоких платформ (915 мм и 1100 мм), поскольку эти платформы не позволяют развернуть подъемное устройство в рабочее положение. Кроме того, при приведении подъемника в рабочее положение необходимо установить и закрепить поручни, находящиеся в транспортном положении вне подъемника в специальной нише, что также удлиняет время полного цикла работы подъемного устройства.

Известна также подъемная погрузочная платформа, закрепленная на транспортных средствах, по патенту RU 2378135, МПК6 B60P 1/44, опубл. 10.01.2010). Платформа содержит площадку и подъемный механизм, имеющий форму параллелограмма и включающий два кронштейна, поддерживающих площадку и расположенных на расстоянии друг от друга по горизонтали, не менее одного параллельного цилиндра для поворота площадки вокруг оси поворота из ее вертикального транспортного положения в горизонтальное рабочее, и наоборот, а также не менее одного подъемного цилиндра для подъема и опускания площадки в ее рабочем положении. Площадка отстоит на некотором расстоянии в поперечном направлении от второго кронштейна и может поворачиваться вокруг оси поворота на кронштейне посредством поперечной балки, перекрывающей это расстояние. На стороне фиксированной части площадки, которая обращена ко второму кронштейну, закреплена с возможностью поворота на 180° откидная часть площадки.

Недостатком известной платформы является то, что для приведения грузовой площадки в рабочее положение необходимо повернуть ее из вертикального в горизонтальное положение, а для приведения в транспортное положение - из горизонтального в вертикальное и зафиксировать ее в этом положении. Кроме того, в рабочем состоянии площадки необходима фиксация в вертикальном положении ее ограничительных барьеров. Другим недостатком платформы является то, что увеличение длины грузовой площадки в рабочем положении производится за счет поворота на 180° откидной части площадки, а при переводе площадки в транспортное положение необходимо повернуть на 180° откидную ее часть, что вызывает значительное неудобство в работе при значительных габаритах откидной части. Указанные недостатки приводят к увеличению времени полного цикла срабатывания погрузочной платформы и неудобству работы с ней.

Известны и другие подъемные устройства для посадки и высадки пассажира в инвалидной коляске в транспортное средство.

Из всех известных подъемных устройств наиболее близким по технической сущности к заявляемому, т.е. прототипом, является подъемное устройство для посадки и высадки пассажира в инвалидной коляске, установленное в тамбуре железнодорожного вагона по свидетельству на полезную модель RU 17039 (МПК 7 - B66F 7/24; B60P 1/44, опубл. 10.03.2001 г.). Известное подъемное устройство содержит корпус с несущим элементом, шарнирно закрепленным на стенке вагона, и связанную с корпусом подъемную платформу с приводом ее вертикального перемещения относительно корпуса. Платформа содержит барьеры безопасности, выполненные в виде откидных аппарелей, смонтированных с торцов платформы, и ограничительного поручня. Корпус с подъемной платформой шарнирно связан с несущим элементом и имеет возможность поворота в горизонтальной плоскости как вместе с несущим элементом относительно стенки вагона из транспортного положения в промежуточное и обратно, так и дополнительного поворота относительно несущего элемента из промежуточного положения в рабочее и обратно и фиксации в этих положениях. Подъемная платформа выполнена в виде двух телескопических раздвижных площадок и имеет в качестве привода вертикального перемещения электрический двигатель, а ограничительный поручень барьера безопасности шарнирно соединен с платформой с возможностью поворота и фиксации в требуемом положении. Подъемное устройство снабжено стационарным и переносным пультами управления приводом. В транспортном положении закрываются защитными жалюзи.

Известное подъемное устройство обладает рядом существенных недостатков, одним из которых является невозможность его установки в современных пассажирских вагонах и электропоездах, у которых боковые двери выполнены автоматическими и прислонно-сдвижного типа и которыми оборудуются все современные пассажирские вагоны, как в России, так и за рубежом. Портал автоматических дверей занимает значительное пространство возле дверного проема и, тем самым, отодвигает ось поворота несущего элемента вглубь тамбура. При таком расположении оси поворота несущего элемента система выдвижения платформы за счет поворота несущего элемента с корпусом относительно стенки вагона и дальнейшего поворота корпуса относительно несущего элемента не обеспечивают выдвижение платформы за пределы вагона, что необходимо для ее вертикального перемещения на низкую стационарную платформу. Другим недостатком известного подъемного устройства является неудобство его обслуживания, обусловленное тем, что для приведения подъемного устройства в рабочее положение необходимо осуществить дополнительные ручные операции, а именно: поворот корпуса вокруг оси его шарнирного закрепления на свободном конце несущего элемента и фиксация корпуса в повернутом положении, при том этот дополнительный поворот корпуса, по условиям работы подъемного устройства, производится, когда платформа полностью развернута в рабочее положение и на ней находится пассажир-инвалид в кресле-коляске. Еще одним недостатком известного подъемного устройства является длительный цикл его срабатывания, включающий в себя приведение подъемного устройства из транспортного в рабочее положение, опускание на низкую стационарную платформу, подъем и перевод подъемного устройства из рабочего положения в транспортное. Длительность цикла срабатывания имеет существенное значение особенно в условиях кратковременной остановки поезда. Длительность цикла срабатывания известного подъемное устройство обусловлена также дополнительным поворотом корпуса вокруг оси на несущем элементе и его фиксация в рабочем и транспортном положениях, наличием переносного пункта управления, связанного кабелем со стационарным пультом. При этом требуется дополнительное время на разматывание кабеля при переводе подъемного устройства в рабочее положение и на укладку кабеля при переводе его в транспортное положение.

Настоящая полезная модель направлена на исключение вышеперечисленных недостатков, а именно: на расширение технологических возможностей путем обеспечения возможности установки его в современных моделях пассажирских вагонов, у которых боковые двери выполнены автоматическими и прислонно-сдвижного типа, при одновременном повышении удобств и сокращении времени обслуживания.

Поставленная задача достигается тем, что в подъемном устройстве для посадки и высадки пассажира в кресле - коляске, установленном в железнодорожном вагоне, содержащем размещенный в защитном ограждении корпус с несущим элементом, шарнирно закрепленный на стенке вагона, связанную с корпусом подъемную платформу, выполненную в виде двух телескопических раздвижных площадок, установленную с возможностью вертикального перемещения относительно корпуса от электрического привода и снабженную барьером безопасности, выполненным в виде откидных аппарелей, смонтированных с торцов платформ, и ограничительного поручня, шарнирно соединенного с подъемной платформой с возможностью поворота и фиксации в требуемом положении, а также стационарные блок управления и пульт управления, согласно предлагаемой полезной модели корпус с подъемной платформой установлен на несущем элементе с возможностью дополнительного горизонтального перемещения вдоль направляющих, закрепленных на несущем элементе, от отдельного электропривода горизонтального перемещения корпуса с подъемной платформой, при этом устройство снабжено дополнительным пультом управления подъемным устройством, размещенным непосредственно на подъемной платформе.

Другое отличие заключается в том, что блок управления, установленный внутри защитного ограждения, совмещен со стационарным пультом управления.

Сопоставительный анализ с прототипом показывает, что заявляемая полезная модель отличается наличием новых деталей, элементов, их взаимным расположением, связью элементов.

Проведенный патентный поиск показал, что в настоящее время не известно подъемное устройство для посадки и высадки пассажира в кресле-коляске, установленное в железнодорожном вагоне, обладающее такой же совокупностью существенных признаков, что и предлагаемый. Таким образом, заявляемая конструкция соответствует критерию полезной модели «новизна».

Установка корпуса с подъемной платформой на несущем элементе с возможностью дополнительного горизонтального перемещения вдоль направляющих, закрепленных на несущем элементе, от отдельного электропривода горизонтального перемещения корпуса с подъемной платформой позволяет выводить подъемную платформу за пределы вагона при удаленном от дверного проема расположении оси поворота несущего элемента относительно стенки вагона. Такое конструктивное решение позволяет расширить область применения предлагаемого подъемного устройства и обеспечивает возможность установки его в вагонах, оборудованных автоматическими дверями прислонно-сдвижного типа. Это же решение улучшает удобство обслуживания подъемного устройства за счет исключения ручных операций дополнительного поворота корпуса относительно несущего элемента и ручной фиксации корпуса в рабочем и транспортном положениях. Исключение упомянутых ручных операций сокращает время полного цикла срабатывания подъемного устройства. Размещение пульта управления подъемного устройства непосредственно на подъемной платформе также сокращает время полного цикла срабатывания устройства за счет исключения операций по разматыванию и укладке кабеля переносного пульта управления при переводе подъемного устройства из транспортного положения в рабочее и обратно.

Вышеизложенное доказывает, что заявляемое техническое решение может быть использовано для посадки и высадки пассажира-инвалида в кресле-коляске в транспортное средство, а именно в пассажирский железнодорожный вагон, оборудованный автоматическими дверями прислонно-сдвижного типа, т.е. соответствует критерию полезной модели промышленная применимость.

Предлагаемая конструкция подъемного устройства для посадки и высадки пассажиров в кресле-коляске, установленного в железнодорожном вагоне, поясняется чертежами, где на:

- фиг. 1 изображено размещение подъемного устройства в тамбуре вагона (несущий элемент повернут и зафиксирован в рабочем положении, корпус подъемного устройства - внутри вагона, подъемная платформа - в верхнем положении);

- фиг. 2 - то же (корпус подъемного устройства выдвинут на предел вагона, подъемная платформа опущена на стационарную платформу);

- фиг. 3 - вид сверху (вид А) на подъемное устройство в рабочем положении;

- фиг. 4 - вид сверху (вид Б) на подъемное устройство в транспортном положении.

Подъемное устройство заявляемой конструкции устанавливается возле правого и левого дверных проемов вагона и предназначено для посадки (высадки) пассажиров в кресле-коляске вместе с сопровождающим или без соответственно с правой и левой стационарных платформ (с низких и высоких). Конструкции правого и левого подъемного устройств аналогичны и зеркальны друг другу.

Подъемное устройство содержит корпус с несущим элементом 1, шарнирно закрепленным на стенке вагона с помощью оси 2. На верхней стороне несущего элемента 1 закреплена основная горизонтальная направляющая 3, а на внешней стороне несущего элемента и в его нижней части установлена опорная направляющая 4. На направляющей 3 с возможностью горизонтального перемещения от электропривода 5 установлена каретка 6, связанная с электроприводом 5 цепным механизмом (на чертеже не показан). На каретке шарнирно подвешен корпус 7, при этом направляющая 4 является поддерживающей для опорных роликов (на чертеже не показаны), размещенных на корпусе 7.

Подъемная платформа 8 шарнирно закреплена в основании выдвижного блока 9 и имеет два фиксированных положения: вертикальное (транспортное) и горизонтальное (рабочее). Платформа 8 по концам снабжена откидными аппарелями 10 и 11 и ограничительным поручнем 12. Аппарели имеют два фиксированных положения: рабочее (вертикальное) и транспортное, при котором аппарели уложены на настил платформы 8, и третье нефиксированное положение заезда (съезда), при котором аппарель укладывается свободным краем на стационарную платформу. Ограничительный поручень 12 шарнирно закреплен на краю платформы 8 и имеет фиксированное вертикальное (рабочее) положение и нефиксированное (транспортное) положение, когда поручень 12 уложен на настил платформы 8.

Выдвижной блок 9 с подъемной платформой 8 имеет возможность вертикального перемещения от электропривода 13, в транспортном положении находится внутри корпуса 7. В транспортном положении несущий элемент 3 с корпусом 7 и подъемной платформой 8 зафиксирован внутри защитного шкафа 14, который в транспортном положении закрывается жалюзи 15. Внутри шкафа 14 стационарно закреплен блок 16 управления, совмещенный со стационарным пультом управления подъемным устройством. На подъемной платформе 8 размещен дополнительный пульт 17 управления подъемным устройством.

Рассмотрим работу подъемного устройства при посадке пассажира в инвалидной кресле-коляске с низкой стационарной платформы (работа механизмов при высадке пассажира в кресле-коляске из вагона аналогична).

Работу подъемного устройства рассмотрим на примере посадки инвалида в кресле-коляске в головной вагон электропоезда. Помощник машиниста или другое лицо, обслуживающее подъемное устройство (далее оператор), из своей кабины подает питание на блок управления 16. Вагонным ключом он открывает замок жалюзи 15 и поднимает их вверх. Нажимая на педаль (на чертеже не показана) фиксатора транспортного положения подъемного устройства, расфиксирует несущий элемент 1 и поворачивает его вокруг оси 2 на 180° в рабочее положение, в котором он автоматически фиксируется. После этого оператор расфиксирует платформу 8 и переводит ее в горизонтальное (рабочее) положение. Поднимает поручень 12 в вертикальное положение, нажимает ногой на фиксатор (на чертеже не показан) выдвижной площадки 18 платформы 8, и, толкая за поручень 12, раздвигает телескопическую платформу 8 в рабочее положение. Фиксация выдвижной площадки 18 в конце ее хода и поручня 12 - автоматические. Далее оператор фиксирует аппарели 10 и 11 в рабочем вертикальном положении, становится на платформу 8 и нажимает на пульте 17 управления подъемным устройством кнопку «Вниз». При этом включается электропривод 5 горизонтального перемещения платформы 8 и через определенное время включается электропривод 13 вертикального перемещения. Платформа 8 при этом совершает одновременное перемещение из вагона и вниз вдоль ступеней вагона. По достижении стационарной платформы 19 перемещение платформы 8 вниз автоматически отключается, при этом горизонтальное перемещение платформы 8 также автоматически отключается в крайнем положении при полном выходе платформы 8 из вагона. Помощник машиниста нажимает ногой на фиксатор (на чертеже не показан) передней рампы 11 и переводит ее в положение заезда, при этом ее свободный край ложится на стационарную платформу 19, и заводит кресло-коляску с инвалидом на платформу 8. После этого он устанавливает аппарель 11 в рабочее (вертикальное положение), встает на платформу и нажимает на пульте 17 кнопку «Вверх».

Платформа 8 совершает движение вверх и внутрь вагона. По достижении крайних положений при движении вверх и внутрь электроприводы 5 и 13 автоматически отключаются, оператор опускает аппарель 10 в положение съезда, при этом она ложится на пол вагона, и переводит кресло-коляску с инвалидом на место, предусмотренное для перевозки инвалидов в электропоезде. По окончании размещения инвалида в кресле-коляске помощник машиниста переводит подъемное устройство в транспортное положение в обратном порядке, при этом несущий элемент 1 автоматически фиксируется внутри шкафа 14, и в кабину машиниста автоматически подается сигнал о том, что подъемное устройство находится в транспортном положении. Опускают жалюзи 15 и закрывают их замок вагонным ключом.

Заявляемая полезная модель позволяет повысить удобства и безопасность при обслуживании подъемного устройства, сократить время на приведение его в рабочее и складывание в транспортное положения при одновременном расширении технологических возможностей путем установки его в современных моделях пассажирских вагонов, у которых боковые двери выполнены автоматическими и прислонно-сдвижного типа. Подъемное устройство просто в обслуживании.

1. Подъёмное устройство для посадки и высадки пассажира в кресле-коляске, установленное в тамбуре железнодорожного вагона, содержащее размещенный в защитном ограждении корпус с несущим элементом, шарнирно закрепленный на стенке вагона, связанную с корпусом подъёмную платформу, выполненную в виде двух телескопических раздвижных площадок, установленную с возможностью вертикального перемещения относительно корпуса от электрического привода и снабженную барьером безопасности, выполненным в виде откидных аппарелей, смонтированных с торцов платформы, и ограничительного поручня, шарнирно соединённого с подъемной платформой с возможностью поворота и фиксации в требуемом положении, а также стационарные блок управления и пульт управления, отличающееся тем, что корпус с подъёмной платформой установлен на несущем элементе с возможностью дополнительного горизонтального перемещения вдоль направляющих, закреплённых на несущем элементе, от отдельного привода горизонтального перемещения корпуса с подъёмной платформой, при этом устройство снабжено дополнительным пультом управления подъёмным устройством, размещенным непосредственно на подъёмной платформе.

2. Подъемное устройство по п.1, отличающееся тем, что блок управления, установленный внутри защитного ограждения, совмещен со стационарным пультом управления.

РИСУНКИ



 

Наверх