Двигатель асинхронный трехфазный

 

Полезная модель относится к производству асинхронных трехфазных короткозамкнутых взрывобезопасных двигателей для самоходных вагонов и бункеров-перегружателей шахт и рудников. Надежность работы двигателя и уменьшение его габаритов достигаются за счет того, что со стороны статора подшипники закрыты взрывозащитными крышками с лабиринтными кольцами. Один подшипниковый узел снабжен узлом смазки подшипника, в наружную крышку этого подшипникового узла установлено кольцо, контактирующее с лабиринтной поверхностью наружной крышки. Устройство температурной защиты обмотки статора выполнено в виде реле температуры. 1 н.п. ф-лы, 1 изображение.

Полезная модель относится к электромашиностроению, к производству асинхронных трехфазных короткозамкнутых взрывобезопасных двигателей, например используемых в самоходных вагонах и в бункерах-перегружателях калийных и сланцевых рудников, угольных шахт при взрывоопасных условиях из-за наличия выделяемого газа, например, метана или из-за смеси воздуха и пыли калийных и сланцевых рудников.

Известен трехфазный асинхронный двигатель, по патенту РФ на полезную модель 98643, Н02К 17/12, 2010, включающий оболочку из станины, переднего и заднего подшипниковых щитов с подшипниками, статор, ротор, вентилятор с кожухом. В подшипниковых щитах размещено устройство для пополнения смазки в подшипниках двигателя. Узел смазки подшипников снабжен внизу отверстием с пробкой для удаления отработанной смазки. Недостатком является небольшая надежность работы двигателя, связанная с отсутствием защиты подшипниковых узлов от случайного попадания искр от статора, низкая взрывозащищенность. Кроме того снаружи подшипникового узла установлен вентилятор и кожух, в результате чего двигатель обладает большими габаритами.

В качестве ближайшего аналога заявляемой полезной модели выбрано техническое решение по патенту РФ на полезную модель 62307, Н02К 17/16, 2007. Трехфазный короткозамкнутый асинхронный двигатель содержит оболочку из высококачественной углеродистой стали, статор, ротор с сердечником и короткозамкнутой обмоткой, закрепленный на валу двигателя. Оболочка образована передним, задним подшипниковыми щитами и станиной. В обмотку статора встроен блок терморезисторов для температурной защиты двигателя. В переднем подшипниковом щите расположены две манжеты для уплотнения по линии вала. Недостатком является то, что резиновые армированные манжеты установлены снаружи подшипниковых узлов, с внутренней же стороны подшипниковые узлы не имеют защиты, что обуславливает недостаточную взрывобезопасность и надежность двигателя из-за возможного случайного попадания искр от статора на подшипники, работающие в смазке. Недостатком являются большие габариты двигателя, не позволяющие установить его на некоторые типы самоходных вагонов и бункеров-перегружателей. Кроме того, наличие терморезистора предназначено для регистрации изменения температуры обмотки статора, сама по себе такая регистрация не повышает надежность двигателя.

Технической задачей является улучшение эксплуатационных и технических характеристик двигателя асинхронного трехфазного.

Технический результат заключается в повышении надежности работы двигателя.

Технический результат достигается тем, что в двигателе асинхронном трехфазном, содержащем статор с устройством температурной защиты обмотки статора, короткозамкнутый ротор, закрепленный на валу, подшипниковые узлы с подшипниковыми щитами, узел смазки подшипника, согласно полезной модели подшипники изнутри закрыты взрывозащитными крышками, с установленными в них лабиринтными кольцами, в наружную крышку подшипникового узла, снабженного узлом смазки подшипника, установлено кольцо, контактирующее с лабиринтной поверхностью наружной крышки, и поджатое упорным элементом устройство температурной защиты обмотки статора выполнено в виде реле температуры.

Технический результат обеспечивается за счет того, что изнутри, т.е., со стороны статора подшипниковые узлы закрыты внутренними взрывозащитными крышками с установленными в них лабиринтными кольцами, что предотвращает попадание искры от статора в зоны работы подшипников и повышает надежность работы устройства. В наружную крышку переднего подшипникового узла, снабженного узлом смазки, и расположенного со стороны рабочего конца вала, установлено кольцо, поджатое упорным элементом. Контактная поверхность наружной крышки, взаимодействующая с боковой поверхностью кольца, выполнена с лабиринтными выемками. Такое конструктивное исполнение узла не допускает попадания масла внутрь двигателя из редуктора, присоединенного к двигателю, повышая надежность работы двигателя. Устройство температурной защиты обмотки статора выполнено в виде реле температуры, что обеспечивает автоматическое отключение двигателя при превышении допустимой температуры обмотки статора, что предотвращает выход двигателя из строя.

На фигуре 1 представлен двигатель асинхронный трехфазный.

На фигуре 2 представлен передний подшипниковый узел.

Двигатель асинхронный трехфазный содержит станину 1, статор с сердечником 2 и обмоткой 3, коробку выводов 4, ротор 5 с короткозамкнутой обмоткой 6, передний и задний подшипниковые узлы. Передний подшипниковый узел содержит подшипниковый щит 7, подшипник качения 9, наружную крышку подшипника 11, в которой установлено кольцо 13, поджатое гайкой 14. Подшипник 9 поджат упорным кольцом 15. Подшипник качения 9 закрыт внутренней крышкой 16 с кольцом лабиринтным 17, установленными на валу двигателя 18. В переднем подшипниковом узле расположен узел смазки 19 подшипника 9, образованный системой каналов и полостей в элементах переднего подшипникового узла. Во входное отверстие узла смазки 19 подшипника 9 установлена масленка 20. В нижней части крышки подшипника 11 выполнено отверстие 22 для удаления смазки. Задний подшипниковый узел содержит подшипниковый щит 8, подшипник качения 10, глухую наружную крышку 12, внутреннюю крышку 21 с кольцом лабиринтным 17.

Двигатель асинхронный трехфазный короткозамкнутый взрывобезопасный тяговый трехскоростной ДАТВ-270-4/6/12 У5 предназначен для работы от сети переменного тока, номинальным напряжением 660 В или 1140 В в подземных выработках угольных шахт, калийных и сланцевых рудников. Станина 1 двигателя выполнена из стали, имеет цилиндрическую форму. Сердечник статора 2, запрессованный в станину 1 выполняют из шихтованной электротехнической стали. Обмотку 3 статора выполняют всыпной из круглой проволоки, с двойной изоляцией. Двигатель содержит температурную защиту обмотки статора. В лобовые части катушек установлено реле температуры (на чертеже не показано). Данное конструктивное выполнение обмотки 3 статора повышает надежность устройства. Подшипниковые щиты 7 и 8 изготавливают сварными, из стали и крепят к станине болтами, взрывопроницаемое соединение щита и статора плоскоцилиндрическое. Смазку «Литол» переднего подшипника 9 со стороны рабочего конца вала 18 пополняют или полностью меняют во время работы двигателя, не прибегая к его остановке или демонтажу. Отработанную смазку удаляют через отверстие 22. Задний подшипник 10, устанавливают закрытым, заполненным смазкой, смазку в нем не пополняют и не удаляют во все время работы подшипника, т.к., в него заложено максимально возможное количество смазки, рассчитанное на определенный срок бесперебойной работы. В качестве заднего подшипника используют закрытый подшипник класса SKF и Explorer производства фирмы SKF. Наружную крышку 12 заднего подшипника 10 выполняют плоской, уменьшая тем самым габариты двигателя. Уменьшение габаритов позволяет устанавливать двигатели на новые модификации самоходных вагонов и бункеров-перегружателей, позволяет значительно снизить вес двигателя, уменьшить нагрузку на опору вагона. Конструкция переднего подшипникового узла предотвращает попадание масла из редуктора внутрь двигателя за счет использования крышки подшипника 11 с кольцом 13. Защита подшипников со стороны статора крышками 16 и 21 с лабиринтными кольцами 17 предотвращает попадание искры от статора на подшипники 9, 10. Данное конструктивное исполнение используют при изготовлении трехскоростных асинхронных трехфазных короткозамкнутых взрывобезопасных двигателей.

Таким образом, полезная модель позволяет повысить надежность работы двигателя.

Двигатель асинхронный трехфазный, содержащий статор с устройством температурной защиты обмотки статора, короткозамкнутый ротор, закрепленный на валу, подшипниковые узлы с подшипниковыми щитами, узел смазки подшипника, отличающийся тем, что подшипники изнутри закрыты крышками с установленными в них лабиринтными кольцами, в наружную крышку подшипникового узла, снабженного узлом смазки подшипника, установлено кольцо, контактирующее с лабиринтной поверхностью наружной крышки и поджатое упорным элементом, устройство температурной защиты обмотки статора выполнено в виде реле температуры.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к энергетике и может быть использовано в энергетической системе (подстанциях, распределительных устройствах и других электроустановках, предназначенных для приема, преобразования и распределения электрической энергии трехфазного переменного тока промышленной частоты 50 Гц в сетях в диапазоне напряжений до 1000 кВ и выше)
Наверх