Спасательное устройство для эвакуации людей с верхних уровней зданий и сооружений

 

Полезная модель касается устройств для аварийного спасания людей путем их эвакуации с высоких этажей зданий и сооружений при пожарах и чрезвычайных ситуациях и может быть использовано в тех случаях, когда к месту аварии не могут быть поданы высотные автолестницы и аналогичные им устройства. Спасательное устройство содержит закрепленный на верхнем уровне тормозной блок 1, взаимодействующий с веревкой 2, образующей замкнутую петлю, а также комплект захватов (зажимов) 3, взаимодействующих с веревкой и присоединяемых к обвязкам или подвесным системам 4 посредством альпинистских карабинов 5. Веревка выполнена из термостойких волокон, защитная оплетка веревки также выполнена термостойкой. Кроме того, в веревку через равные промежутки по длине вплетены петли 6, выполненные из термостойкого материала, для захвата рукой при аварийном спуске. Длина петли 6 в сложенном виде составляет 12-13 см. Диаметр петли 6 составляет не более половины диаметра веревки 2. Целью полезной модели является расширение возможностей для эвакуации людей до 5-6 человек одновременно, а также повышение надежности устройства.

Полезная модель касается устройств для аварийного спасания людей путем их эвакуации с высоких этажей зданий и сооружений при пожарах и чрезвычайных ситуациях и может быть использовано в тех случаях, когда к месту аварии не могут быть поданы высотные автолестницы и аналогичные им устройства.

Известно спасательное устройство для эвакуации людей с верхних уровней зданий и сооружений, содержащее размещенный на верхнем уровне подвес с обоймой, в которой закреплен по меньшей мере один цилиндрический тормозной элемент, огибаемый замкнутой петлей веревки, длина которой не меньше удвоенной высоты уровня подвеса, а также не менее двух связанных с обвязками спасаемых захватов, взаимодействующих с веревкой (Волков И.С. Машины и аппараты пожаротушения. - М. - Л.: Изд. Министерства коммунального хозяйства РСФСР, 1948, стр. 29, 30). Это устройство обеспечивает возможность работы в непрерывном режиме, но осуществим только последовательный спуск, а именно спуск только одного человека одновременно. Начало спуска очередного спасаемого возможно только после завершения спуска предыдущего, причем направление движения веревки меняется на обратное. По этой причине режим непрерывного спуска, при котором к веревке последовательно присоединяется неограниченное (определяемое только прочностью веревки) количество спасаемых, невозможен, в силу наличия узла, который не может пройти через тормозное устройство. Кроме того, известное устройство относительно громоздко (в комплект входит двухметровая перекладина), для его обслуживания необходимы три человека. Указанные недостатки ограничивают функциональные возможности устройства.

Также известно спасательное устройство для эвакуации людей с верхних уровней зданий и сооружений, содержащее обойму с подвесом, по меньшей мере, один цилиндрический тормозной элемент для охвата бесконечной веревкой, длина которой не меньше удвоенной высоты подвеса, размещенный между щечками обоймы несущий элемент для разделения ветвей веревки и по меньшей мере два захвата веревки со средствами для соединения с обвязкой спасаемых. При этом веревка выполнена с защитной оплеткой и сквозным плетением, элемент для подвеса обоймы и элемент для разделения ветвей веревки выполнены за одно целое в виде пластины с разнесенными отверстиями для карабинов подвески и клиновидным пазом для фиксации веревки (патент РФ 2061516, 1996 г.). Данное устройство принято за ближайший аналог.

Указанная конструкция обеспечивает свободное прохождение узла сращения концов веревки, что обеспечивает возможность эвакуации с высоты нескольких человек одновременно в непрерывном режиме спуска. Но при этом указанное устройство является недостаточно надежным в работе и позволяет вести эвакуацию только с того этажа, на котором находятся спасатели, а количество спасаемых ограничено количеством обвязок и подвесных систем, в которых размещаются спасаемые.

Целью полезной модели является расширение возможностей для эвакуации людей до 5-6 человек одновременно, а также повышение надежности устройства.

Указанная цель достигается тем, что спасательное устройство для эвакуации людей с верхних уровней зданий и сооружений содержит обойму с элементом для ее подвеса, по меньшей мере, один цилиндрический тормозной элемент для охвата бесконечной веревкой, длина которой не менее удвоенной высоты подвеса, размещенный между щечками обоймы несущий элемент для разделения ветвей веревки и по меньшей мере два захвата веревки со средствами для соединения с обвязкой спасаемых, веревка выполнена с защитной оплеткой, сквозным плетением и диаметром сплетения концов не более 1,5 диаметра веревки, элемент для подвеса обоймы и элемент для разделения ветвей веревки выполнены за одно целое в виде пластины с разнесенными отверстиями для карабинов подвески и клиновидным пазом для фиксации веревки, при этом диаметр цилиндрического тормозного элемента равен 8-12 диаметрам веревки, расстояние между щечками обоймы и пластиной подвеса составляет не менее диаметра сплетения концов веревки, охват веревкой цилиндрического элемента составляет не менее 1,5 оборота. При этом веревка выполнена из термостойких волокон, а защитная оплетка выполнена термостойкой, причем веревка снабжена вплетенными через равные промежутки по всей длине термостойкими петлями для захвата рукой, диаметр шнура которых составляет не более половины диаметра веревки, а длина петли в сложенном виде составляет 12-13 см.

Компоновка и работа устройства поясняются чертежами.

На Фиг. 1 показан общий вид системы в навешенном состоянии. На Фиг. 2 показан общий вид тормозного устройства, вид спереди, частично в разрезе. На Фиг. 3 показан общий вид тормозного устройства, вид сбоку. На Фиг. 4 показан общий вид тормозного устройства с заряженной веревкой в свободном и зафиксированном состоянии. На Фиг. 5 показан спасаемый в спусковой беседке с пристегнутым карабином и зажимом, присоединенным к веревке. На Фиг. 6 показано присоединение спусковой беседки к веревке посредством петли со схватывающим альпинистским узлом. На Фиг. 7 показана принципиальная схема регулировки угла охвата цилиндрического тормозного элемента рабочей веревкой. На Фиг. 8 показан фрагмент веревки с термостойкой оплеткой и вплетенной петлей для захвата рукой.

Спасательное устройство по Фиг. 1-5 выполнено по схеме «КАРУСЕЛЬ» и содержит закрепленный на верхнем уровне тормозной блок 1, взаимодействующий с веревкой 2, образующей замкнутую петлю, а также комплект захватов (зажимов) 3, взаимодействующих с веревкой и присоединяемых к обвязкам или подвесным системам 4 посредством альпинистских карабинов 5. Кроме того, в веревку через равные промежутки по длине вплетены петли 6, выполненные из термостойкого материала, например, кевлара или тварона, для захвата рукой при аварийном спуске. Длина петли 6 в сложенном виде составляет 12-13 см. Диаметр петли 6 составляет не более половины диаметра веревки 2. Количество петель 6 на одной из ветвей веревки 2 составляет 7-10 штук. Тормозной блок 1 содержит цилиндрическую поверхность 7, разделительную пластину 8 и боковые ограничительные пластины-щечки 9 и 10. Диаметр цилиндрической поверхности 7 составляет 8-12 диаметров веревки 2. Разделительная пластина 8 содержит крепежные отверстия 11 и 12 для подвески на нужном уровне здания с использованием, например, вспомогательной веревки и клиновый паз 13 для возможности закладки в него ненагруженной ветви веревки 14 для ее фиксации. Боковые ограничительные пластины-щечки 9 и 10 наряду с функцией ограничения положения витков веревки 15, 16, 17 обеспечивают также отвод тепла, образующегося от трения веревки о цилиндрическую поверхность тормозного устройства. Конструкция выполнена сборной и соединяется резьбовыми стяжками 18. Размер «A» на Фиг. 3 со стороны сбегающей ветви веревки между пластинами 8 и 9 и размер «B» между пластинами 8 и 10 должны быть большими, чем диаметр сплетения, и могут быть равны между собой.

Используемая для спасательного устройства веревка 2 с прочностью не менее 3000 кгс выполнена из термостойких волокон, например, кевлара или тварона, сквозным (репсовым) плетением, позволяющим производить надежное сращение концов с весьма малыми наружными габаритами (1,2-1,3 диаметра веревки). Защитная оплетка 19 веревки 2 выполнена термостойкой, например, из таких материалов, как кевлар или тварон.

Петля веревки может быть выполнена любой заданной длины, соответствующей этажности здания. Для присоединения к веревке используются альпинистские зажимы 3 типа «жумар», «конг-бонаити» (см. Фиг. 1 и 5). Может быть, для этой же цели, как одна из модификаций, петля со схватывающим альпинистским узлом «прусик» (Фиг. 6). Для подвески человека может быть использован спасательный треугольник 4 (Фиг. 5), а также обвязка, сетка или пояс пожарного.

Устройство может быть снабжено, по меньшей мере, одним регулятором угла охвата (Фиг. 7) веревкой цилиндрической поверхности 7 тормозного блока 1, выполненного в виде ролика 20, перемещающегося эквидистантно цилиндрической поверхности за счет рычага 21. Фиксация положения ролика 20 может быть осуществлена за счет накидного фиксатора 22.

Устройство работает следующим образом.

Хранение и переноска производятся комплектно с заряженной в тормозной блок веревкой, карабинами, спасательными треугольниками (или обвязками).

При чрезвычайной ситуации, например, пожаре, закрепление тормозного блока 1 (Фиг. 1) может производиться:

а) на заранее подготовленных и предусмотренных проектом здания стационарных точках фиксации (основной способ, который доступен подготовленному персоналу службы безопасности здания после инструктажа);

б) на вспомогательных веревках, закрепляемых на более высоком уровне здания, например, на верхнем этаже или крыше (универсальный способ, которым могут воспользоваться только профессионально подготовленные спасатели).

Управление спуском производится одним человеком, который, зафиксировав набегающую ветвь веревки 14 в клиновом пазу 13, присоединяет спускаемого с надетой на него системой подвески (например, спасательным треугольником) посредством карабина 5 и зажима 3 к сбегающему концу витка 15. Далее, сняв веревку с фиксации и выдавая ветвь 14 на протравливание, спускает первого на 3-4 метра, после чего таким же образом присоединяет посредством зажима 3 следующих по мере их готовности к спуску. Места сращения концов веревки скользят и проходят по цилиндрической поверхности 7 между элементами 8, 9 и 10. Указанное выше соотношение диаметров цилиндрической поверхности 7 и веревки 2, с учетом повышенной жесткости участка сращения концов, обеспечивает беспрепятственный проход участка сращения при незначительном увеличении значений усилий торможения.

Благодаря петлям 6, если не оказалось достаточного количества спасательных треугольников, у человека появляется дополнительный шанс на спасение путем прикрепления к движущейся вниз ветви веревки захватом за петлю 6, вплетенную в веревку.

Количество одновременно спускаемых людей определяется прочностью рабочей веревки. Так при прочности 3000 кгс, что достигается использованием для ее изготовления термостойких волокон, а также за счет термостойкой защитной оплетки, при весе спускаемого, например, 100 кг и коэффициенте запаса 5, можно осуществлять одновременно спуск 5-6 человек, равномерно расположенных по фасаду здания.

Спасательное устройство для эвакуации людей с верхних уровней зданий и сооружений, содержащее обойму с элементом для ее подвеса, по меньшей мере, один цилиндрический тормозной элемент для охвата бесконечной веревкой, длина которой не менее удвоенной высоты подвеса, размещенный между щечками обоймы несущий элемент для разделения ветвей веревки и по меньшей мере два захвата веревки со средствами для соединения с обвязкой спасаемых, веревка выполнена с защитной оплеткой, сквозным плетением и диаметром сплетения концов не более 1,5 диаметра веревки, элемент для подвеса обоймы и элемент для разделения ветвей веревки выполнены за одно целое в виде пластины с разнесенными отверстиями для карабинов подвески и клиновидным пазом для фиксации веревки, при этом диаметр цилиндрического тормозного элемента равен 8-12 диаметрам веревки, расстояние между щечками обоймы и пластиной подвеса составляет не менее диаметра сплетения концов веревки, охват веревкой цилиндрического элемента составляет не менее 1,5 оборота, отличающееся тем, что веревка выполнена из термостойких волокон, а защитная оплетка веревки выполнена термостойкой, причем веревка снабжена вплетенными через равные промежутки по всей длине термостойкими петлями для захвата рукой, диаметр шнура которых составляет не более половины диаметра веревки, а длина петли в сложенном виде составляет 12-13 см.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к средствам спасения, особенно к устройствам поиска и опознания личности

Изобретение относится к спасательным средствам и может быть использовано для спасения, эвакуации людей из многоэтажных зданий при пожарах, авариях и чрезвычайных ситуациях

Изобретение относится к устройствам для эвакуации людей при пожаре в многоэтажных зданиях
Наверх