Механизм депарафинизации скважин "мдс-010"

 

Область использования: полезная модель относится к нефтяной промышленности и может быть использована для удаления асфальтосмолопарафиновых отложений с внутренней поверхности насосно-компрессорных труб. Сущность полезной модели: механизм депарафинизации скважин содержит электродвигатель-редуктор 11, 12 , соответственно, барабан 2 для намотки скребковой проволоки 3, закрепленный на выходном валу 4 редуктора 12, вертикальную стойку 6 с узлом крепления 7 к трубе 8 лубрикатора 5, сальниковое устройство 14, скребковое устройство 15 с узлом присоединения к тяговому органу, устройство управления 16. На стойке 6 закреплены электродвигатель - редуктор 11 и устройство контроля 17 натяжения скребковой проволоки 3. Лубрикатор 5 выполнен обогреваемым. В устройстве 17 размещены первый 18 и второй 19 индуктивные датчики контроля натяжения скребковой проволоки 3. В емкости 23 для смазки направляющий элемент 26 вместе с маслосъемным кольцом 28 помещен в корпус 30, размещенный внутри емкости для смазки 23. Конец выходного вала 4 редуктора 12, противоположный концу с закрепленным на нем барабаном 2 для намотки скребковой проволоки 3, удлинен и выведен в выполненное в корпусе редуктора отделение 34. На внутренней стенке отделения 34 закреплена катушка индуктивности 21 датчика вращения барабана 2. Фиксатор оборотов 22 барабана 2 закреплен на удлиненном конце вала 4 редуктора 1 напротив катушки индуктивности 21. Датчик 29 положения скребка в лубрикаторе 5 закреплен снаружи на верхней части стенки лубрикатора 5, которая в зоне действия датчика 29 выполнена из немагнитного материала. Датчики 18, 19, (21, 22), 29 и электродвигатель 11 выполнены с возможностью подключения к устройству управления 16. На стойке 6 закреплена монтажная коробка 37, в которую заведены провода 38, 39, 40, 41, 42 от датчиков 18, 19, (21, 22), 29, от двигателя 1 и от устройства управления 16. Достигаемый технический результат: улучшение условий эксплуатации. 1 н.п. ф-лы; 1 з.п. ф-лы; 7 илл.

Полезная модель относится к нефтяной промышленности и может быть использована для удаления асфальтосмолопарафиновых отложений с внутренней поверхности насосно-компрессорных труб.

Известны комплектно поставляемые на скважину механизмы депарафинизации, представляющие собой лебедки для спуска или подъема скребковой проволоки. Так лебедка для депарафинизации НКТ по патенту РФ, 16517, Е21B 19/02, публ. 2001 г., содержит стойку с кронштейном Г-образной формы, устанавливаемый на кронштейне привод, барабан для скребковой проволоки, закрепляемый на валу привода, узел крепления стойки к трубе лубрикатора.

Известен механизм для депарафинизации насосно-компрессорных труб нефтяных скважин, также представляющий собой лебедку (РФ, полезная модель патент 75422, Е21B 19/02, 10.08.2008). Известный механизм депарафинизации скважин содержит электродвигатель-редуктор, барабан для намотки скребковой проволоки, закрепляемый на выходном валу электродвигателя-редуктора, вертикальную стойку с узлом крепления к трубе лубрикатора и площадкой на верхнем конце, на которой под отрицательным углом к горизонту от 10 до 20° жестко закреплен электродвигатель-редуктор; устройство контроля натяжения скребковой проволоки, жестко и неразъемно закрепленное на вертикальной стойке. При выполнении работ по удалению асфальтосмолопарафиновых отложений с внутренней поверхности насосно-компрессорных труб сборка механизма депарафинизации осуществляется непосредственно на месте выполнения работ, которое, зачастую, находится в труднодоступных местах и в условиях бездорожья. В этом случае очень большое значение имеет полнота компоновки поставляемого механизма, так как получение всего комплекта механизма одномоментно и от одного изготовителя позволяет, прежде всего, избежать несоответствий установочных сборочных размеров, что повышает его надежность, а так же укорачивает время монтажа механизма и запуска на время, требуемое как для получения недостающих узлов, так и на устранение возникших несоответствий из-за конструктивных нестыковок.

Свободным от этих недостатков является наиболее близкий к предлагаемому механизм депарафинизации скважин МДС 10 (РФ, патент на полезную модель 126050, Е21B 37/02, Е21B 37/00, 20.03.2013). Известный механизм депарафинизации скважин содержит электродвигатель-редуктор, барабан для намотки скребковой проволоки, закрепленный на выходном валу редуктора, вертикальную стойку с узлом крепления к трубе лубрикатора. На вертикальной стойке закреплено устройство контроля натяжения скребковой проволоки, и, на приваренной к стойке площадке, под отрицательным углом к горизонту от 10 до 20° жестко закреплен электродвигатель-редуктор. Депарафинизатор также содержит лубрикатор, выполненный обогреваемым, сальниковое устройство, скребковое устройство с узлом присоединения к тяговому органу, устройство управления, индуктивный датчик вращения барабана, первый и второй индуктивные датчики контроля натяжения проволоки. Индуктивные датчики и электродвигатель выполнены с возможностью подключения к устройству управления. Выходной вал редуктора выполнен длиной, обеспечивающей возможность закрепления на нем барабана с расстоянием между его щеками при котором емкость барабана для проволоки диаметром от 2,2 до 1,8 мм составляет от 800 до 2000 метров. Свободный конец проволоки закреплен на отвальцованной части щеки барабана. Катушка датчика закреплена на боковой поверхности корпуса редуктора, обращенной в сторону внутренней щеки барабана, а фиксатор оборотов барабана выполнен в виде металлической пластины и закреплен на наружной поверхности внутренней щеки барабана напротив катушки индуктивности. Сальниковое устройство содержит емкость для смазки скребковой проволоки и сальник, снабженный вентилем для сброса давления. Устройство управления содержит электронную вычислительную машину (ЭВМ), аналогоцифровые преобразователи с первого по третий, преобразователь «код-напряжение». Для разводки проводов на стойке закреплена монтажная коробка.

Недостаток известного депарафинизатора состоит в ухудшении условий эксплуатации, что обусловлено следующим:

- отсутствует датчик положения скребка в лубрикаторе;

- в емкости для смазки направляющий элемент с маслосъемным кольцом размещены снаружи, что приводит к их промерзанию в зимнее время года и к ухудшению их функциональных качеств;

- в узле крепления вертикальной стойки к трубе лубрикатора снижена жесткость конструкции присоединительного узла к трубе лубрикатора, поскольку хомуты выполнены в виде полуцилиндров с присоединительными поверхностями, что снижает жесткость крепления всего узла к трубе рубрикатора и обусловливает возможность его сползания вниз, нарушая баланс всей конструкции механизма депарафинизации вцелом;

- в датчике вращения барабана фиксатор оборотов барабана закреплен на наружной поверхности внутренней щеки барабана напротив катушки индуктивности, закрепленной на корпусе редуктора. В результате показания датчика вращения барабана находятся в прямой зависимости от того, на каком расстоянии от центра окружности барабана установлен фиксатор оборотов, что требует соответствующих расчетов при определении количества оборотов барабана, снижает достоверность показаний датчика;

- отбортовка щековин барабана отвальцована, т.е. плавно скругляется, что снижает надежность фиксации проволоки в барабане при полной намотке;

- в устройстве контроля натяжения скребковой проволоки отсутствует возможность ограничения расстояния рычага до индуктивного датчика при взаимодействии рычага с соответствующим индуктивным датчиком в крайних положениях, что может привести к поломке датчика из-за резкого перемещения рычага при возникновении аварийной ситуации.

Предлагаемая полезная модель решает задачу создания механизма депарафинизации скважин, осуществление которого позволяет достичь технического результата, заключающегося в улучшении условий эксплуатации.

Сущность заявленной полезной модели состоит в том, что в механизме депарафинизации скважин, содержащем электродвигатель-редуктор, барабан для намотки скребковой проволоки, закрепленный на выходном валу редуктора, лубрикатор, выполненный обогреваемым, вертикальную стойку с узлом крепления к трубе лубрикатора, на верхнем конце которой на площадке под отрицательным углом к горизонту от 10 до 20° жестко закреплен электродвигатель-редуктор, при этом узел крепления вертикальной стойки к трубе лубрикатора содержит хомут, охватывающий стойку и жестко соединенный с ней и присоединительным узлом к трубе лубрикатора, при этом присоединительный узел к трубе лубрикатора представляет собой два полухомута, соединенных резьбовыми соединениями, один из которых внутренний, с которым жестко соединены концы хомута вертикальной стойки, а второй - наружный; сальниковое устройство, скребковое устройство с узлом присоединения к тяговому органу, устройство управления, кроме того, на вертикальной стойке закреплено устройство контроля натяжения скребковой проволоки, в котором размещены первый и второй индуктивные датчики контроля натяжения скребковой проволоки, при этом устройство контроля натяжения скребковой проволоки содержит рычаг, свободный конец которого взаимодействует со скребковой проволокой, причем в положении «норма» рычаг находится между датчиками, а в аварийных ситуациях занимает крайние положения с возможностью взаимодействия с соответствующим индуктивным датчиком; индуктивный датчик вращения барабана, который содержит катушку индуктивности и фиксатор оборотов барабана, при этом первый и второй индуктивные датчики, датчик вращения барабана и электродвигатель-редуктор выполнены с возможностью подключения к устройству управления, при этом сальниковое устройство содержит емкость для смазки скребковой проволоки и сальник, причем емкость для смазки снабжена фиксируемой крышкой, на которой в месте прохода скребковой проволоки закреплен направляющий элемент таким образом, что скребковая проволока при размотке и намотке на барабан проходит через направляющий элемент строго по продольной оси уплотнителя сальника, при этом под направляющим элементом по общей осевой линии установлено маслосъемное кольцо, отличающийся тем, что введен индуктивный датчик положения скребка в лубрикаторе, подключенный к устройству управления и закрепленный снаружи на стенке лубрикатора в его верхней части, при этом стенка лубрикатора в зоне действия датчика выполнена из немагнитного материала, кроме того в емкости для смазки направляющий элемент вместе с маслосъемным кольцом помещен в корпус, размещенный внутри емкости для смазки, а корпус закреплен в крышке емкости для смазки посредством вкрученного в него и законтренного штуцера, кроме того, в узле крепления вертикальной стойки к трубе лубрикатора в присоединительном узле к трубе лубрикатора к наружной боковой поверхности наружного хомута по периметру приварены на расстоянии друг от друга металлические ребра жесткости, а к соединительным поверхностям внутреннего и наружного хомутов приварены конгруэнтные им вертикальные металлические пластины, кроме того, конец выходного вала редуктора, противоположный концу с закрепленным на нем барабаном для намотки скребковой проволоки, удлинен и выведен в выполненное в корпусе редуктора отделение, на внутренней стенке которого закреплена катушка индуктивности датчика вращения барабана, при этом фиксатор оборотов барабана закреплен на удлиненном конце вала редуктора напротив катушки индуктивности датчика вращения барабана, кроме того, отбортовка щековин барабана выполнена в наружную сторону под острым углом к внутренней поверхности соответствующей щековины, не превышающем 45°, при этом в устройстве контроля натяжения скребковой проволоки между первым и вторым датчиками жестко закреплено ребро, высота которого обеспечивает возможность взаимодействия рычага с соответствующим индуктивным датчиком в крайних положениях. При этом, в емкости для смазки направляющий элемент представляет собой уплотнитель, в котором выполнено сквозное отверстие для прохода проволоки, соосное с уплотнителем сальника.

Заявленный технический результат достигается следующим образом. Существенные признаки формулы полезной модели: «Механизм депарафинизации скважин, содержащий электродвигатель-редуктор, барабан для намотки скребковой проволоки, закрепленный на выходном валу редуктора, лубрикатор, выполненный обогреваемым, вертикальную стойку с узлом крепления к трубе лубрикатора, на верхнем конце которой на площадке под отрицательным углом к горизонту от 10 до 20° жестко закреплен электродвигатель-редуктор, при этом узел крепления вертикальной стойки к трубе лубрикатора содержит хомут, охватывающий стойку и жестко соединенный с ней и присоединительным узлом к трубе лубрикатора, при этом присоединительный узел к трубе лубрикатора представляет собой два полухомута, соединенных резьбовыми соединениями, один из которых внутренний, с которым жестко соединены концы хомута вертикальной стойки, а второй - наружный; сальниковое устройство, скребковое устройство с узлом присоединения к тяговому органу, устройство управления, кроме того, на вертикальной стойке закреплено устройство контроля натяжения скребковой проволоки, в котором размещены первый и второй индуктивные датчики контроля натяжения скребковой проволоки, при этом устройство контроля натяжения скребковой проволоки содержит рычаг, свободный конец которого взаимодействует со скребковой проволокой, причем в положении «норма» рычаг находится между датчиками, а в аварийных ситуациях занимает крайние положения с возможностью взаимодействия с соответствующим индуктивным датчиком; индуктивный датчик вращения барабана, который содержит катушку индуктивности и фиксатор оборотов барабана, при этом первый и второй индуктивные датчики, датчик вращения барабана и электродвигатель-редуктор выполнены с возможностью подключения к устройству управления, при этом сальниковое устройство содержит емкость для смазки скребковой проволоки и сальник, причем емкость для смазки снабжена фиксируемой крышкой, на которой в месте прохода скребковой проволоки закреплен направляющий элемент таким образом, что скребковая проволока при размотке и намотке на барабан проходит через направляющий элемент строго по продольной оси уплотнителя сальника, при этом под направляющим элементом по общей осевой линии установлено маслосъемное кольцо, » являются неотъемлемой частью заявленного устройства и, в совокупности с оставшимися существенными признаками, обеспечивают осуществление заявленной полезной модели, а, следовательно, обеспечивают достижение заявленного технического результата, а именно: улучшение условий эксплуатации.

Введение в заявленный механизм депарафинизации скважин датчика положения скребка в лубрикаторе, подключенного к устройству управления и закрепленного снаружи на стенке лубрикатора в его верхней части, обеспечивает автоматический контроль подъема скребка в лубрикатор и фиксацию его верхнего положения, что повышает надежность устройства вцелом и улучшает условия эксплуатации. Выполнение стенки лубрикатора в зоне действия датчика из немагнитного материала повышает чувствительность датчика, а, следовательно, повышает достоверность полученной информации, что также улучшает условия эксплуатации устройства вцелом.

Поскольку в заявленном механизме депарафинизации скважин в емкости для смазки направляющий элемент вместе с маслосъемным кольцом помещен в корпус, размещенный внутри емкости для смазки, то рабочей окружающей средой для них является смазка. Это позволяет использовать материал смазки в качестве утеплителя и повысить рабочую температуру окружащей среды для этого узла, что особенно важно в сильные зимние морозы, так как снижает вероятность промерзания в зимнее время года и позволяет сохранить рабочие характеристики направляющего элемента. Это позволяет выполнить направляющий элемент в виде уплотнителя со сквозным отверстием для прохода проволоки, соосным с уплотнителем сальника, что обеспечивает дополнительную (дополнительно к сальнику) фиксацию рабочего положения скребковой проволоки. Кроме того, выполнение направляющего элемента в виде уплотнителя, а также закрепление корпуса с уплотнителем и маслосъемным кольцом в крышке емкости для смазки посредством вкрученного в него и законтренного штуцера, сохраняет герметичность емкости со смазкой, предохраняя смазку как от воздействия на нее внешней среды, так и от высыхания. Помещение направляющего элемента вместе с маслосъемным кольцом в корпус обеспечивает их изоляцию от смазки, что обеспечивает работоспособность узла. В результате улучшаются условия эксплуатации устройства вцелом.

В заявленном механизме депарафинизации скважин в узле крепления вертикальной стойки к трубе лубрикатора в присоединительном узле к трубе лубрикатора к наружной боковой поверхности наружного хомута по периметру приварены на расстоянии друг от друга ребра жесткости, а к соединительным поверхностям хомутов приварены конгруэнтные им вертикальные пластины. В результате повышается жесткость конструкции присоединительного узла к трубе лубрикатора, исключается сползание вниз, сохраняется баланс всей конструкции механизма депарафинизации вцелом, улучшая условия эксплуатации.

В заявленном механизме депарафинизации скважин контроль оборотов барабана со скребковой проволокой выполняют непосредственным контролем числа оборотов выходного вала редуктора, передающего вращение барабану. Это стало возможным благодаря тому, что конец выходного вала, противоположный концу с закрепленным на нем барабаном для намотки скребковой проволоки, удлинен и выведен в выполненное в корпусе редуктора отделение, на внутренней стенке которого закреплена катушка индуктивности датчика вращения барабана, при этом фиксатор оборотов барабана закреплен на удлиненном конце вала редуктора напротив катушки индуктивности датчика вращения барабана. В результате возможности непосредственного считывания числа оборотов вала редуктора исключена зависимость результатов измерений от расстояния установки фиксатора оборотов барабана от центра окружности барабана и упрощается операция контроля глубины погружения в скважину скребкового устройства, что повышает достоверность полученной информации и улучшает условия эксплуатации.

Выполнение отбортовки щековин барабана в наружную сторону под острым углом к внутренней поверхности соответствующей щековины, не превышающем 45°, повышает надежность фиксации проволоки в барабане при полной намотке, препятствуя ее сползанию с барабана, что улучшает условия эксплуатации.

В устройстве контроля натяжения скребковой проволоки между первым и вторым датчиками жестко закреплено ребро, высота которого обеспечивает возможность взаимодействия рычага с соответствующим индуктивным датчиком в крайних положениях. Это обеспечивает возможность ограничения расстояния рычага до датчика при его взаимодействии с соответствующим индуктивным датчиком в крайних положениях, что исключает поломку датчиков из-за резкого перемещения рычага при возникновении аварийной ситуации, а, следовательно, повышает условия эксплуатации.

Таким образом, из вышеизложенного следует, что заявленный механизм депарафинизации скважин при осуществлении обеспечивает достижение технического результата, заключающегося в улучшении условий эксплуатации.

На фиг. 1 изображен заявленный механизм депарафинизации, вид сбоку; на фиг. 2 - то же, вид спереди; на фиг. 3 - наружный хомут присоединительного узла к трубе лубрикатора, вид сверху; на фиг. 4 - устройство контроля натяжения скребковой проволоки, фрагмент (расположение рычага по отношению к датчикам в крайних положениях с закрепленными между датчиками ребром); на фиг. 5 - то же, схематично; на фиг. 6 - сальниковое устройство; на фиг. 7 - размещение индуктивного датчика вращения барабана.

Заявленный механизм депарафинизации скважин содержит электродвигатель-редуктор 11 и 12 соответственно, барабан 2 для намотки скребковой проволоки 3, закрепленный на выходном валу 4 редуктора 12, лубрикатор 5, выполненный обогреваемым (не показано), вертикальную стойку 6 с узлом крепления 7 к трубе 8 лубрикатора 5.

На верхнем конце стойки 6 на площадке 9 под отрицательным углом к горизонту от 10 до 20° жестко закреплен электродвигатель-редуктор 11 , 12.

Узел крепления 7 вертикальной стойки 6 к трубе 8 лубрикатора 5 содержит хомут 10, охватывающий стойку 6 и жестко соединенный с ней и присоединительным узлом 11 к трубе 8 лубрикатора 5.

Присоединительный узел 11 к трубе 8 лубрикатора 5 представляет собой два полухомута 12 и 13, соединенных резьбовыми соединениями, один из которых 12 внутренний, с которым жестко соединены концы хомута 10 вертикальной стойки 6, а второй 13 - наружный.

Механизм депарафинизации также содержит сальниковое устройство 14, скребковое устройство с узлом присоединения к тяговому органу 15, устройство управления 16.

Кроме того, на вертикальной стойке 6 закреплено устройство контроля 17 натяжения скребковой проволоки 3, в котором размещены первый 18 и второй 19 индуктивные датчики контроля натяжения скребковой проволоки 3. Устройство контроля 17 натяжения скребковой проволоки содержит рычаг 20, свободный конец которого взаимодействует со скребковой проволокой 3, причем в положении «норма» рычаг 20 находится между датчиками 18 и 19, а в аварийных ситуациях занимает крайние положения с возможностью взаимодействия с соответствующим индуктивным датчиком.

Механизм депарафинизации снабжен индуктивным датчиком вращения барабана 2, который содержит катушку индуктивности 21 и фиксатор оборотов 22 барабана 2.

Сальниковое устройство 14 содержит емкость 23 для смазки скребковой проволоки 3 и сальник 24, причем емкость 23 для смазки снабжена фиксируемой крышкой 25, на которой в месте прохода скребковой проволоки 3 закреплен направляющий элемент 26 таким образом, что скребковая проволока 3 при размотке и намотке на барабан 2 проходит через направляющий элемент 26 строго по продольной оси уплотнителя 27 сальника 24. Под направляющим элементом 26 по общей осевой линии установлено маслосъемное кольцо 28. В емкости для смазки направляющий элемент представляет собой уплотнитель 26, в котором выполнено сквозное отверстие для прохода проволоки 3, соосное с уплотнителем 27 сальника 24.

Сальник 24 может быть выполнен аналогично сальнику прототипа и состоит из пробки - корпуса, вкручивающегося в трубу 8 лубрикатора 5, и уплотнителя 27, размещенного в корпусе в средней части, по осевой.

Введен датчик 29 положения скребка в лубрикаторе 5, закрепленный снаружи на стенке лубрикатора 5 в его верхней части. Стенка лубрикатора 5 в зоне действия датчика 29 выполнена из немагнитного материала.

Кроме того в емкости 23 для смазки направляющий элемент 26 вместе с маслосъемным кольцом 28 помещен в корпус 30, размещенный внутри емкости для смазки 23, а корпус 30 закреплен в крышке 25 емкости 23 для смазки посредством вкрученного в него и законтренного штуцера 31.

В узле крепления 7 вертикальной стойки 6 к трубе 8 лубрикатора 5 в присоединительном узле 11 к трубе 8 лубрикатора 5 к наружной боковой поверхности наружного хомута 13 по периметру приварены на расстоянии друг от друга ребра жесткости 32, а к соединительным поверхностям хомутов приварены конгруэнтные им вертикальные пластины 33.

Конец выходного вала 4 редуктора 12, противоположный концу с закрепленным на нем барабаном 2 для намотки скребковой проволоки 3, удлинен и выведен в выполненное в корпусе редуктора отделение 34, на внутренней стенке которого закреплена катушка индуктивности 21 датчика вращения барабана 2, при этом фиксатор оборотов 22 барабана 2 закреплен на удлиненном конце вала 4 редуктора 12 напротив катушки индуктивности 21 датчика вращения барабана.

Отбортовка 35 щековин барабана 2 выполнена в наружную сторону под острым углом к внутренней поверхности соответствующей щековины, не превышающем 45°.

В устройстве контроля 17 натяжения скребковой проволоки 3 между первым 18 и вторым 19 датчиками жестко закреплено ребро 36, высота которого обеспечивает возможность взаимодействия рычага 20 с соответствующим индуктивным датчиком 18 (19) в крайних положениях.

Первый 18 и второй 19 индуктивные датчики, датчик вращения (21, 22) барабана 2, датчик 29 положения скребка в лубрикаторе 5 и электродвигатель 11 выполнены с возможностью подключения к устройству управления 16.

Для разводки проводов на стойке 6 закреплена монтажная коробка 37, в которую заведены провода от двигателя 1 и от датчиков 18, 19, (21, 22), 29 и провода от устройства управления 16, соединяющие датчики с соответствующими информационными входами 38, 39, 40, 41 устройства управления 16, и управляющий выход 42 устройства управления 16 с двигателем 1.

Устройство управления 16 может быть выполнено аналогично, приведенному в прототипе, а именно: содержит ЭВМ, к входам которой подключены амплитудно-цифровые преобразователи для сигналов с индуктивных датчиков 18, 19, (21, 22), 29 и преобразователь код напряжение - для передачи управляющего сигнала на электродвигатель 11.

Заявленный механизм депарафинизации скважин используют следующим образом. Сборку устройства выполняют непосредственно на месте эксплуатации.

В заявленном механизме депарафинизации узел крепления 7 усилен металлическими ребрами жесткости, а именно: ребрами жесткости 32 по периметру наружной стенки наружного хомута 13, приваренными на расстоянии друг от друга, а также вертикальными пластинами 33, приваренными к соединительным поверхностям внутреннего 12 и наружного 13 хомутов. В результате при закреплении узла крепления 7 на трубе 8 лубрикатора 5 жестко, посредством резьбового соединения с последующим контрением, исключается деформация соединительных поверхностей внутреннего 12 и наружного 13 хомутов присоединительного узла 11 к трубе лубрикатора 8 и обеспечивается плотное, надежное прилегание внутренних поверхностей хомутов 12, 13 к поверхности трубы 8 лубрикатора 5. Кроме того, желательно предварительно между внутренней поверхностью хомутов 12, 13 и поверхностью трубы 8 лубрикатора 5 разместить прокладку из резины технической маслостойкой для предупреждения сползания узла крепления 7 по трубе 8 лубрикатора 5 из-за попадания на ее поверхность нефтепродуктов. Продольные оси стойки 6 и трубы 8 лубрикатора 5 должны быть параллельны.

После настройки собранного механизма депарафинизации скважин приступают к очистке стенок насосно-компрессорной трубы от парафинистых отложений (НКТ). Открывают задвижку, включают электродвигатель-редуктор 11 и 12, который приводит во вращение барабан 2 для намотки скребковой проволоки 3, и опускают скребковое устройство 15 в НКТ. Катушка индуктивности 21 индуктивного датчика вращения барабана 2 фиксирует каждый оборот фиксатора оборотов 22 барабана 2, закрепленный на удлиненном конце вала 4 редуктора 12 . Сигнал с выхода датчика 21 вращения барабана 2 принимает устройство управления 16 на вход 40, которое контролирует по этому сигналу глубину погружения скребкового устройства 15.

Скребковая проволока 3 проходит через сальниковое устройство: через емкость для смазки 23 (через направляющий элемент 26 и маслосъемное кольцо 28) и уплотнитель 27 сальника 24, что обеспечивает вертикальную фиксацию рабочего положения скребковой проволоки 3. При этом, размещение направляющего элемента 26 в корпусе 30 внутри емкости 23 для смазки, т.е. окружающей рабочей средой является смазка, снижает температуру промерзания материала направляющего элемента 26, сохраняя его работоспособность даже при низких зимних температурах. Это позволяет выполнить направляющий элемент в виде уплотнителя со сквозным отверстием для прохода проволоки 3, соосным с уплотнителем 27 сальника 24, что обеспечивает дополнительную фиксацию рабочего положения скребковой проволоки 3 при прохождении через емкость 23 со смазкой.

Устройство контроля 17 натяжения скребковой проволоки 3 отслеживает изменения в ее натяжении. В штатном режиме рычаг 20 устройства контроля 17 находится в среднем положении между датчиками 18, 19. При спуске скребкового устройства 15, в случае ослабления натяжения проволоки 3 ниже допустимого предела, рычаг 20 занимает нижнее крайнее положение и взаимодействует с индуктивным датчиком 19. При этом рычаг удерживается над датчиком 19 посредством ребра 36, что исключает поломку датчика 19 при резком отклонении рычага 21 от положения, соответствующего норме. Высота ребра 36 обеспечивает рабочее расстояние рычага до рабочей поверхности датчиков 18, 19 при крайних положениях рычага 20. В результате, в случае ослабления натяжения проволоки 3 ниже допустимого предела, индуцированный датчиком 19 сигнал поступает в устройство управления 16 на информационный вход 39, которое программно анализирует ситуацию и формирует управляющий сигнал для электродвигателя 11. Электродвигатель 1 1 выключается по сигналу с выхода 42 устройства управления 16, отматывание проволоки 3 прекращается. В это время скребковое устройство 15 под действием собственного веса продолжает медленно продвигаться вперед, срезая парафин. Устройство управление 16 возобновляет отматывание проволоки после того, когда проволока 3 натянется, а рычаг 21 устройства контроля 17 вновь займет штатное положение. После чего продолжают спуск скребкового устройства 15, отматывая проволоку 3 по мере его продвижения вниз.

Аналогично срабатывает устройство управления 16 при получении на информационный вход 38 сигнала от датчика 18, в случае заклинивания скребковой проволоки 3 в барабане 2. Электродвигатель 11 выключается по сигналу с блока управления 16 (выход 42), отматывание проволоки 3 прекращается.

После подъема скребкового устройства 15 в лубрикатор 5 срабатывает датчик 29 положения скребка в лубрикаторе 5 и посылает сигнал на вход устройства управления, которое выключает электродвигатель 11 и выдает разрешительный сигнал на закрытие задвижки в трубе 8 лубрикатора 5.

Для связи устройства управления 16 с первым 18 и вторым 19 индуктивными датчиками, датчиком вращения (21, 22) барабана 2, датчиком 29 положения скребка в лубрикаторе 5 и электродвигателем 11 удаленных скважин могут быть использованы проводные и беспроводные системы связи.

1. Механизм депарафинизации скважин, содержащий электродвигатель-редуктор, барабан для намотки скребковой проволоки, закрепленный на выходном валу редуктора, лубрикатор, выполненный обогреваемым, вертикальную стойку с узлом крепления к трубе лубрикатора, на верхнем конце которой на площадке под отрицательным углом к горизонту от 10 до 20° жестко закреплен электродвигатель-редуктор, при этом узел крепления вертикальной стойки к трубе лубрикатора содержит хомут, охватывающий стойку и жестко соединенный с ней и присоединительным узлом к трубе лубрикатора, при этом присоединительный узел к трубе лубрикатора представляет собой два полухомута, соединенные резьбовыми соединениями, один из которых внутренний, с которым жестко соединены концы хомута вертикальной стойки, а второй - наружный; сальниковое устройство, скребковое устройство с узлом присоединения к тяговому органу, устройство управления, кроме того, на вертикальной стойке закреплено устройство контроля натяжения скребковой проволоки, в котором размещены первый и второй индуктивные датчики контроля натяжения скребковой проволоки, при этом устройство контроля натяжения скребковой проволоки содержит рычаг, свободный конец которого взаимодействует со скребковой проволокой, причем в положении "норма" рычаг находится между датчиками, а в аварийных ситуациях занимает крайние положения с возможностью взаимодействия с соответствующим индуктивным датчиком; индуктивный датчик вращения барабана, который содержит катушку индуктивности и фиксатор оборотов барабана, при этом первый и второй индуктивные датчики, датчик вращения барабана и электродвигатель-редуктор выполнены с возможностью подключения к устройству управления, при этом сальниковое устройство содержит емкость для смазки скребковой проволоки и сальник, причем емкость для смазки снабжена фиксируемой крышкой, на которой в месте прохода скребковой проволоки закреплен направляющий элемент таким образом, что скребковая проволока при размотке и намотке на барабан проходит через направляющий элемент строго по продольной оси уплотнителя сальника, при этом под направляющим элементом по общей осевой линии установлено маслосъемное кольцо, отличающийся тем, что введен индуктивный датчик положения скребка в лубрикаторе, подключенный к устройству управления и закрепленный снаружи на стенке лубрикатора в его верхней части, при этом стенка лубрикатора в зоне действия датчика выполнена из немагнитного материала, кроме того, в емкости для смазки направляющий элемент вместе с маслосъемным кольцом помещен в корпус, размещенный внутри емкости для смазки, а корпус закреплен в крышке емкости для смазки посредством вкрученного в него и законтренного штуцера, кроме того, в узле крепления вертикальной стойки к трубе лубрикатора в присоединительном узле к трубе лубрикатора к наружной боковой поверхности наружного хомута по периметру приварены на расстоянии друг от друга металлические ребра жесткости, а к соединительным поверхностям внутреннего и наружного хомутов приварены конгруэнтные им вертикальные металлические пластины, кроме того, конец выходного вала редуктора, противоположный концу с закрепленным на нем барабаном для намотки скребковой проволоки, удлинен и выведен в выполненное в корпусе редуктора отделение, на внутренней стенке которого закреплена катушка индуктивности датчика вращения барабана, при этом фиксатор оборотов барабана закреплен на удлиненном конце вала редуктора напротив катушки индуктивности датчика вращения барабана, кроме того, отбортовка щековин барабана выполнена в наружную сторону под острым углом к внутренней поверхности соответствующей щековины, не превышающим 45°, при этом в устройстве контроля натяжения скребковой проволоки между первым и вторым датчиками жестко закреплено ребро, высота которого обеспечивает возможность взаимодействия рычага с соответствующим индуктивным датчиком в крайних положениях.

2. Механизм депарафинизации скважин по п.1, отличающийся тем, что в емкости для смазки направляющий элемент представляет собой уплотнитель, в котором выполнено сквозное отверстие для прохода проволоки, соосное с уплотнителем сальника.



 

Похожие патенты:
Наверх