Подкладка подрельсовая для стыкового скрепления рельсов
Полезная модель относится к верхнему строению железнодорожного пути, в частности к подкладке подрельсовой промежуточного рельсового скрепления, предназначенной для установки между шпалой и подошвой рельса. Подкладка подрельсовая выполнена цельной деталью с основанием, на котором расположены два центральных поперечных выступа, ограничивающих подрельсовый участок, с противоположных сторон которого расположены подклеммные участки, каждый из которых снабжен подклеммным выступом, причем два противоположных периферийных участка основания подкладки выполнены ступенеобразно поднятыми вверх с образованием верхних площадок, на которых сформированы краевые выступы. Новым является то, что каждый из подклеммных выступов содержит участок, расположенный на верхней площадке периферийного участка основания, и два углубления под ветви пружинной клеммы, ограниченные с внешней стороны продольными стенками с загнутыми к удлиненным сторонам подкладки концевыми участками, расположенными на упомянутой верхней площадке. Технический результат заключается в повышении эксплуатационной надежности подкладки подрельсовой. 1 н. 3 з.п. формулы, 5 ил.
Область техники
Полезная модель относится к верхнему строению железнодорожного пути, в частности к подкладке подрельсовой промежуточного рельсового скрепления, предназначенной для установки между шпалой и подошвой рельса.
Предшествующий уровень техники
Из уровня техники известна подкладка подрельсовая (ближайший аналог - см. патент на промышленный образец RU 84750), выполненная цельной деталью и содержащая два подклеммных участка, между которыми расположен подрельсовый участок, ограниченный с двух сторон центральными поперечными выступами, ограничивающими боковые перемещения рельса. Каждый из упомянутых подклеммных участков содержит: центральное отверстие для установки крепежного элемента, например, шурупа или закладного болта; подклеммный выступ, расположенный поперек подкладки, на который опирается пружинная клемма. Два противоположных периферийных участка основания подкладки выполнены ступенеобразно, в частности Г-образно, отогнутыми вверх и снабжены краевыми выступами, ограничивающими смещение пружинных клемм, каждая из которых предназначена для прижатия подошвы рельса к подкладке. Описанная подкладка выполняет свою функцию в рельсовом скреплении и защищает от разрушения противоположные периферийные участки постели шпалы.
Недостатком данной конструкции является ограниченность ее применения. А именно, на подклеммных участках могут быть установлены преимущественно е-образные пружинные клеммы, которые не обеспечивают надежное прижатие подошвы рельса к шпале.
Раскрытие полезной модели
Задача полезной модели направлена на создание подкладки подрельсовой, обеспечивающей надежность рельсового скрепления и защиту противоположных периферийных участков постели шпалы от разрушения.
Технический результат, получаемый при реализации разработанной подкладки подрельсовой, заключается в повышении эксплуатационной надежности подкладки подрельсовой.
Совокупность признаков заявляемой подкладки подрельсовой находится в причинно-следственной взаимосвязи с достигаемым техническим результатом и представлена в независимом пункте формулы полезной модели.
Указанный технический результат достигается в конструкции подкладки подрельсовой, выполненной цельной деталью с основанием, на котором расположены два центральных поперечных выступа, ограничивающих подрельсовый участок, с противоположных сторон которого расположены подклеммные участки, каждый из которых снабжен подклеммным выступом, причем два противоположных периферийных участка основания подкладки выполнены ступенеобразно поднятыми вверх с образованием верхних площадок, на которых сформированы краевые выступы, согласно полезной модели каждый из подклеммных выступов содержит участок, расположенный на верхней площадке периферийного участка основания и два углубления под ветви пружинной клеммы, ограниченные с внешней стороны продольными стенками с загнутыми к удлиненным сторонам подкладки концевыми участками, расположенными на упомянутой верхней площадке.
Поднятые вверх периферийные участки основания могут иметь профиль, приближенный по форме к Г-образному.
На каждой верхней площадке поднятого вверх периферийного участка основания могут быть расположены два краевых выступа, препятствующих смещению концевых участков пружинной клеммы вдоль продольной оси L подкладки.
Каждый из подклеммных участков может быть снабжен, по меньшей мере, двумя ребрами жесткости, соединяющими центральный поперечный выступ с основанием подкладки и ограничивающими смещение пружинной клеммы в направление к подрельсовому участку.
Сравнение заявленного технического решения с уровнем техники по научно-технической и патентной документации на дату приоритета в основной и смежной рубриках показывает, что совокупность существенных признаков заявленного решения не известна, следовательно, оно соответствует условию патентоспособности новизна
.
Предложенное техническое решение может быть изготовлено промышленным способом, работоспособно, осуществимо, воспроизводимо, следовательно, соответствует условию патентоспособности промышленная применимость
. При этом промышленный выпуск предложенной подкладки подрельсовой возможен на стандартном оборудовании с применением известных, хорошо отработанных технологий и материалов.
Сущность технического решения поясняется фигурами
фиг. 1 - изображена перспективная подкладка подрельсовая;
фиг. 2 - вид A на фиг. 1;
фиг. 3 - вид B на фиг. 2;
фиг. 4 - вид C на фиг. 2;
фиг. 5 - изображен участок верхнего строения железнодорожного пути с предлагаемой подкладкой подрельсовой.
На вышеуказанных фигурах изображены:
1 - подкладка подрельсовая;
2 - основание;
3 - подклеммный участок;
4 - подрельсовый участок;
5 - центральный поперечный выступ;
6 - рельс;
6a - подошва рельса 6;
7 - шпала;
7а - периферийный участок постели шпалы;
7b - верхний участок шпалы;
8 - боковой вырез;
9, 10 - ветви пружинной клеммы 11;
9a - концевой участок ветви 9;
10a - концевой участок ветви 10;
9b - прямолинейный участок ветви 9;
10b - прямолинейный участок ветви 10;
11 - пружинная клемма;
12 - периферийный участок основания 2;
12a - верхняя площадка периферийного участка 12;
13 - краевой выступ;
14 - отверстие;
15 - крепежный элемент;
16 - ребра жесткости;
17 - подклеммный выступ;
17a - участок подклеммного выступа 17;
18 - углубления;
19 - продольная стенка;
19a - концевой участок продольной стенки;
20 - нарельсовый участок пружинной клеммы 11:
21 - шайба;
L - продольная ось подкладки 1;
W - продольная ось шпалы 7.
Следует понимать, что специалисты в данной области техники смогут предложить другие варианты осуществления полезной модели и что некоторые ее детали можно изменять в различных других аспектах, не выходя за рамки сущности и объема настоящей полезной модели. Соответственно, чертежи и подробное описание подкладки подрельсовой носят иллюстративный, но не ограничительный характер.
Лучший вариант осуществления полезной модели
Подкладка 1 подрельсовая (далее - подкладка) выполнена цельной деталью с основанием 2, содержащим два подклеммных 3 и один подрельсовый 4 участки (см. фиг. 1, 2). Подрельсовый участок 4 расположен между подклеммными участками 3 и ограничен с двух сторон центральными поперечными выступами 5, расположенными на основании 2, при этом ограничивающими смещение подрельсовой прокладки, если она установлена, и подошвы 6a рельса 6 вдоль продольной оси L подкладки 1 и продольной оси W шпалы 7. Центральные поперечные выступы 5 подкладки 1 выполнены с боковыми вырезами 8, для размещения ветвей 9, 10 пружинных клемм 11.
Два противоположных периферийных участка 12 основания 2 подкладки 1 выполнены ступенеобразно приподнятыми вверх (см. фиг. 3). Следует отметить, что упомянутые периферийные участки 12 являются также периферийными частями подклеммных участков 3. В конкретном примере исполнения профиль периферийных участков 12 приближен по форме к Г-образному. В конструкции верхнего строения железнодорожного пути периферийные участки 12 основания 2 подкладки 1 сопрягаются с ответными им периферийными участками 7a постели шпалы 7, при этом верхняя площадка 12a периферийных участков 12 накладывается сверху на верхнюю часть 7b шпалы 7, расположенной рядом с постелью шпалы 7. Таким образом, периферийные участки 12 предохраняют постель шпалы 7 от разрушения под воздействием концевых участков 9a и 10a соответствующих ветвей 9 и 10 пружинных клемм 11. Сохранение постели и упомянутого верхнего участка 7b шпалы 7 позволяет увеличить усилие прижатия пружинных клемм 11 к подошве 6а рельса 6.
Каждый из периферийных участков 12 основания 2 снабжен краевыми выступами 13, приближенными к угловым зонам и препятствующими смещению концевых участков 9a и 10a соответствующих ветвей 9 и 10 пружинной клеммы 11 вдоль упомянутой продольной оси L подкладки 1 и вдоль продольной оси W шпалы 7. Также краевые выступы 13 позволяют предотвратить перекос пружинных клемм 11 в период эксплуатации рельсового скрепления. Со стороны расположения пружинных клемм 11 части краевых выступов 13 в продольном сечении подкладки 1 (вдоль продольной оси L) могут быть вогнутыми по радиусу, что обеспечивает максимальную площадь их контакта с концевыми участками 9a и 10a соответствующих ветвей 9 и 10 пружинной клеммы 11.
Не исключается возможность выполнения краевых выступов 13 в каждом из подклеммных участков 3 в виде единого цельного элемента, расположенного поперек продольной оси L.
Подклеммные участки 3 подкладки 1 могут быть выполнены по форме зеркально симметричными. Однако длина подклеммных участков 3 вдоль продольной оси L может незначительно отличаться друг от друга, что позволит регулировать ширину межрельсовой колеи.
Каждый из подклеммных участков 3 содержит: отверстие 14 для установки крепежного элемента 15; по меньшей мере два ребра жесткости 16; подклеммный выступ 17.
Ребра жесткости 16 соединены с центральным поперечным выступом 5 и с основанием 2 подкладки 1, что повышает жесткость последней и увеличивает прочность центральных поперечных выступов 5. Кроме того, упомянутые ребра жесткости 16 выполняют функцию ограничителей, а именно, ограничивают смещение пружинных клемм 11 вдоль продольной оси L подкладки 1 в направлении к подрельсовому участку 4.
Подклеммные выступы 17 сопряжены с периферийными участками 12 и содержат участки 17a, расположенные на верхних площадках 12a упомянутых периферийных участков 12, при этом каждый из подклеммных выступов 17 выполнен с двумя углублениями 18 под ветви 9, 10 пружинной клеммы 11, что уменьшает удельное давление пружинных клемм 11 на подкладку 1 за счет большей площади их сопряжения (прилегания), предотвращает смещение пружинных клеммы 11 поперек продольной оси L, в том числе при затяжке крепежных элементов 15, повышает точность позиционирования упомянутых клемм 11 в процессе сборки рельсового скрепления.
Каждый из подклеммных выступов 17 ограничен с двух сторон продольными стенками 19, которые ограничивают с внешней стороны углубления 18 (см. фиг. 2, 4), при этом концевые части 19a продольных стенок 19 расположены на верхней площадке 12a и выполнены плавно загнутыми к противоположным удлиненным сторонам подкладки 1 и соответствуют по форме загибам участков пружинной клеммы 11, что обеспечивает конструктивно заданное расположение упомянутых пружинных клемм 11 и ограничивает их смещение в поперечном направлении (поперек продольной оси L).
В конкретном примере исполнения продольные стенки 19 каждого подклеммного выступа 17 выполнены в плане зеркально симметричной формы, приближенной к J-образной формы.
Для снижения массы подкладки 1 с внутренней ее стороны могут быть сформированы выемки, образующие ячеистую структуру.
Вышеописанная подкладка 1 устанавливается в постель шпалы 7 под подошву 6a рельса 6 в узле промежуточного рельсового скрепления верхнего строения железнодорожного пути с целью восприятия и гашения динамических нагрузок при движении подвижного состава, в том числе и высокоскоростного (см. фиг. 5). Подошва 6a рельса 6 размещена на подрельсовом участке 4, а две пружинные клеммы 11 установлены на подклеммных участках 3. При этом пружинные клеммы 11 охватывают центральные поперечные выступы 5 и прижимают своим нарельсовым участком 20 подошву 6а рельса 6 к подкладке 1. Два прямолинейных участка 9b и 10b соответствующих ветвей 9 и 10 пружинных клемм 11 установлены в углублениях 18 подклеммных выступов 17 и поджаты через шайбу 21 крепежным элементом 15 в сторону основания 2. При этом направленные в противоположные стороны концевые участки 9a и 10a пружинной клеммы 11 расположены на верхней площадке 12a периферийного участка 12 и упираются в краевые выступы 13.
Вышеописанная конструкция обеспечивает эксплуатационную надежность подкладки 1, выраженную в конструктивно заданном расположении пружинных клемм 11 и уменьшенном их удельном давлении на подкладку 1, в возможности увеличить усилие прижатия пружинных клемм 11 к подошве 6а рельса 6 без разрушения постели шпалы 7.
Промышленная применимость
Полезная модель относится к верхнему строению железнодорожного пути, в частности к подкладке подрельсовой промежуточного рельсового скрепления, предназначенной для установки между шпалой и подошвой рельса. Подкладка 1 может быть выполнена по существующей отработанной технологии методом литья под давлением из материала полиамид-6 со стеклонаполнением, либо с минералонаполнением, либо без наполнения, или пластических масс, или полимерного композита, или другого материала.
1. Подкладка подрельсовая, выполненная цельной деталью с основанием, на котором расположены два центральных поперечных выступа, ограничивающих подрельсовый участок, с противоположных сторон которого расположены подклеммные участки, каждый из которых снабжен подклеммным выступом, причем два противоположных периферийных участка основания подкладки выполнены ступенеобразно поднятыми вверх с образованием верхних площадок, на которых сформированы краевые выступы, отличающаяся тем, что каждый из подклеммных выступов содержит участок, расположенный на верхней площадке периферийного участка основания, и два углубления под ветви пружинной клеммы, ограниченные с внешней стороны продольными стенками с загнутыми к удлиненным сторонам подкладки концевыми участками, расположенными на упомянутой верхней площадке.
2. Подкладка подрельсовая по п. 1, отличающаяся тем, что поднятые вверх периферийные участки основания имеют профиль, приближенный по форме к Г-образному.
3. Подкладка подрельсовая по п. 1, отличающаяся тем, что на каждой верхней площадке поднятого вверх периферийного участка основания расположены два краевых выступа, препятствующих смещению вдоль продольной оси L подкладки концевых участков пружинной клеммы.
4. Подкладка подрельсовая по п. 1, отличающаяся тем, что каждый из подклеммных участков снабжен, по меньшей мере, двумя ребрами жесткости, соединяющими центральный поперечный выступ с основанием подкладки и ограничивающими смещение пружинной клеммы в направлении к подрельсовому участку.