Подкладка подрельсовая

 

Полезная модель относится к конструкции верхнего строения железнодорожного пути, в частности к элементу узла промежуточного рельсового скрепления, а именно к подкладке, предназначенной для размещения под подошву рельса. Подкладка 1 подрельсовая, выполнена цельной деталью и содержит нижние выступы 14, подрельсовый участок 6, ограниченный двумя поперечными выступами 9, два подклеммных участка 7, расположенных с противоположных боковых сторон от подрельсового участка 6, причем каждый из упомянутых подклеммных участков 7 содержит крепежное отверстие и ограничен с одной стороны загнутым краевым участком 8 подкладки 1. Новым является то, что каждый подклеммный участок 7 снабжен двумя по существу зеркально отраженными продольными выступами 10, приближенными в плане к L-образной форме, а также ограничительными выступами 11, 12, сформированными рядом с крепежным отверстием и между упомянутыми продольными выступами 10 с образованием свободных зон для размещения концевых участков клеммы. Технический результат, получаемый при реализации разработанной подкладки 1, заключается в обеспечении правильного позиционирования и установки клемм и крепежных элементов, в обеспечении правильного функционирования и повышении надежности узла промежуточного рельсового скрепления. 1 н. 5 з.п. формулы, 6 ил.

Область техники

Полезная модель относится к конструкции верхнего строения железнодорожного пути, в частности к элементу узла промежуточного рельсового скрепления, а именно к подкладке, предназначенной для размещения под подошву рельса.

Предшествующий уровень техники

Из уровня техники известна подкладка подрельсовая (см. ближайший аналог - RU 86955, кл. E01B 19/00, фиг.9, 12, 13-16), выполненная цельной деталью и содержащая: два нижних выступа, ограничивающих смещение подкладки вдоль шпалы; плоский подрельсовый участок, с противоположных боковых сторон от которого сформированы подклеммные участки; два поперечных выступа, ограничивающих с двух сторон подрельсовый участок и, соответственно, боковые перемещения рельса. Два противоположных краевых участка подкладки выполнены загнутыми на лицевую сторону подкладки и ограничивают с одной стороны подклеммные участки. В каждом из упомянутых подклеммных участков выполнены ступенеобразный участок и крепежное отверстие для установки элемента крепления - шурупа или закладного болта. Вышеописанная подкладка выполняет свою функцию в узле верхнего строения железнодорожного пути, однако ее конструкция затрудняет процесс позиционирования и установки пружинных В-образных клемм и крепежных элементов на подклеммных участках, а также не позволяет осуществлять визуальный контроль правильной сборки скрепления и нормативной затяжки крепежных элементов. Неправильное, т.е. не проектное положение клемм в условиях многократных динамических нагрузок может привести к нарушению конструкции узла промежуточного рельсового скрепления, тем самым вызвать, например уширение колеи, что снижает безопасность грузопассажирских перевозок.

Раскрытие полезной модели

Задача полезной модели направлена на разработку надежной и эффективной подкладки подрельсовой, которая была бы лишена указанных выше недостатков, что позволит повысить ее эксплуатационные качества и, как следствие, безопасность грузопассажирских перевозок.

Технический результат, получаемый при реализации разработанной подкладки подрельсовой, заключается в обеспечении правильного позиционирования и установки клемм и крепежных элементов, в обеспечении правильного функционирования и повышении надежности узла промежуточного рельсового скрепления.

Совокупность признаков заявляемой полезной модели подкладки подрельсовой, находящаяся в причинно-следственной взаимосвязи с достигаемым техническим результатом, представлена в независимом пункте формулы полезной модели.

Сущность полезной модели заключается в том, что подкладка подрельсовая выполнена цельной деталью и содержит нижние выступы, подрельсовый участок, ограниченный двумя поперечными выступами, два подклеммных участка, расположенных с противоположных боковых сторон от подрельсового участка, причем каждый из упомянутых подклеммных участков содержит крепежное отверстие и ограничен с одной стороны загнутым краевым участком подкладки, причем каждый подклеммный участок снабжен двумя по существу зеркально отраженными продольными выступами, приближенными в плане к L-образной форме, а также ограничительными выступами, сформированными рядом с крепежным отверстием и между упомянутыми продольными выступами с образованием свободных зон W для размещения концевых участков клеммы.

Загнутый концевой участок каждого продольного выступа может быть выполнен по дуге окружности.

В каждом подклеммном участке каждый продольный выступ может быть соединен с поперечным выступом и уменьшен по высоте по направлению к загнутому краевому участку подкладки.

Каждый поперечный выступ может быть выполнен с боковыми вырезами, образующими уступы.

С тыльной стороны подкладки может быть выполнено множество выемок, образующих продольные и поперечные ряды.

Подкладка подрельсовая может быть выполнена из полиамида-6 со стеклонаполнением.

Сравнение заявленного технического решения с уровнем техники по научно-технической и патентной документации на дату приоритета в основной и смежной рубриках показывает, что совокупность существенных признаков заявленного решения не была известна, следовательно, оно соответствует условию патентоспособности новизна.

Предложенное техническое решение может быть изготовлено промышленным способом, работоспособно, осуществимо, воспроизводимо, следовательно, соответствует условию патентоспособности "промышленная применимость". При этом промышленный выпуск полезной модели возможен на стандартном оборудовании с применением известных, хорошо отработанных технологий и материалов.

Сущность технического решения поясняется фигурами:

Фиг.1 - изображен общий вид подкладки подрельсовой;

Фиг.2 - показано продольное сечение А-А фиг.1;

Фиг.3 - показан вид сверху (вид Б) на фиг.2.

Фиг.4 - показан вид снизу (вид В) на фиг.2.

Фиг.5 - показан участок верхнего строения железнодорожного пути с установленной подкладкой.

Фиг.6 - показано сечение Г-Г фиг.6.

На вышеуказанных фигурах изображены:

1 - подкладка подрельсовая;

2 - лицевая поверхность;

3 - тыльная поверхность;

4 - рельс;

5 - шпала;

6 - подрельсовый участок;

7 - подклеммный участок;

8 - загнутый краевой участок;

9 - поперечный выступ;

9a - уступ;

10 - продольный выступ;

11 - ограничительный выступ;

12 - ограничительный выступ;

13 - крепежное отверстие;

14 - нижние выступы;

15 - выемка;

16 - боковой вырез;

17 - клемма;

17a - концевые участки клеммы;

18 - перемычка;

19 - дополнительная прокладка;

20 - крепежный элемент.

Следует понимать, что специалисты в данной области техники смогут предложить другие варианты осуществления полезной модели и что некоторые ее детали можно изменять в различных других аспектах, не выходя за рамки сущности и объема настоящей полезной модели. Соответственно, чертежи и подробное описание подкладки подрельсовой носят иллюстративный, но не ограничительный характер.

Подкладка 1 подрельсовая (далее по тексту - подкладка) выполнена цельной деталью, приближенной в плане к прямоугольной форме. В конструкции верхнего строения железнодорожного пути подкладка 1 направлена наружной поверхностью 2 к подошве рельса 4, а тыльной поверхностью 3 к шпале 5. С лицевой стороны подкладки 1 сформированы, по крайней мере: подрельсовый участок 6; два подклеммных участка 7; два загнутых краевых участка 8, являющихся противоположными боковыми участками подкладки 1; два поперечных выступа 9; две пары продольных выступов 10; ограничительные выступы 11 и 12; два крепежных отверстия 13. С тыльной стороны подкладки 1 сформированы: нижние выступы 14, ограничивающие смещение вдоль шпалы 5 подкладки 1; множество выемок 15. Упомянутые выемки 15 могут образовывать продольные и поперечные ряды или расположены хаотично. Каждый из нижних выступов 14, расположенных вдоль загнутых краевых участков 8 подкладки 1, может быть сформирован цельным (на фигурах не изображено) или члененным локальными выемками 15, как изображено на фигурах 1 и 4.

Подрельсовый участок 6 выполнен с уплощенной лицевой поверхностью 2 и ограничен с двух сторон поперечными выступами 9, которые, в свою очередь, ограничивают боковые перемещения рельса 4. Каждый из упомянутых поперечных выступов 9 выполнен с боковыми вырезами 16, образующими уступы 9а для установки участков клеммы 17.

Подклеммные участки 7 расположены с противоположных боковых сторон от подрельсового участка 6. Каждый подклеммный участок 7 ограничен с одной стороны, в частности укороченной, загнутым краевым участком 8 подкладки 1. Каждый подклеммный участок 7 снабжен двумя по существу зеркально отраженными продольными выступами 10, приближенными в плане к L-образной форме и образованными удлиненным участком 10a и загнутым к удлиненной стороне подкладки 1 укороченным участком 10b, при этом между последним и загнутым краевым участком 8 выполнена свободная зона Z для размещения участка клеммы 17. Преимущественным вариантом является выполнение клеммы 17 в плане В-образной формы с двумя концевыми участками 17a.

В конкретном примере исполнения в каждом подклеммном участке 7 каждый продольный выступ 10 соединен с поперечным выступом 9 и уменьшен по высоте по направлению к загнутому краевому участку 8. Преимущественным вариантом является выполнение укороченного участка 10b загнутым по дуге окружности в соответствии с ответным участком клеммы 17. Вышеописанный продольный выступ 10 по существу повторяет форму ответного ему участка клеммы 17, что упрощает позиционирование упомянутой клеммы 17 на подклеммном участке 7 подкладки 1.

Каждый подклеммный участок 7 снабжен двумя парами ограничительных выступов 11 и 12, сформированных рядом с крепежным отверстием 13, при этом выступы 12 соединены друг с другом перемычкой 18, сформированной телом поперечного выступа 9. Вышеописанная конструкция не исключает соединение пары ограничительных выступов 11 перемычкой, или выполнение пары ограничительных выступов 11 единым цельным ограничительным выступом, и/или выполнение пары ограничительных выступов 12 единым цельным ограничительным выступом (на фигурах не изображено). В каждом подклеммном участке 7 ограничительные выступы 11 и 12 расположены между продольными выступами 10 с образованием свободных зон W для размещения концевых участков 17a клеммы 17.

Краевые участки 8 подкладки 1 выполнены наклонными таким образом, что подкладка 1 с лицевой стороны выполнена расширенной по сравнению со своей тыльной стороной.

Подкладка 1 может быть выполнена по существующей отработанной технологии методом литья под давлением из материала полиамид-6 со стеклонаполнением, либо с минералонаполнением, либо без наполнения, или пластических масс, или полимерного композита, или другого материала.

Подкладка 1 устанавливается между шпалой 5 и рельсом 4 в узле промежуточного рельсового скрепления верхнего строения железнодорожного пути с целью восприятия и гашения динамических нагрузок при движении подвижного состава, в том числе и высокоскоростного. При прохождении подвижного состава подкладка 1 ослабляет вибрации и поглощает удары, возникающие при прохождении пары колес по участку рельса 4, расположенному непосредственно на этой подкладке 1. Между рельсом 4 и подкладкой 1 может быть установлена дополнительная прокладка 19 (прокладка-амортизатор), способная дополнительно гасить вибрации.

В конструкции верхнего строения железнодорожного пути подкладка 1 установлена таким образом, что опирается тыльной поверхностью 3 на шпалу 5, при этом нижние выступы 14 входят в углубления, выполненные в шпале 5, а лицевой поверхностью 2 подрельсового участка 6 контактирует с подошвой рельса 4 или вышеупомянутой дополнительной прокладкой 19. В каждом подклеммном участке 7 клемма 17 опирается на уступы 9a и охватывает поперечный выступ 9 и два продольных выступа 10, а концевые участки 17а клеммы 17 расположены в свободных зонах W, при этом смещение клеммы 17 ограничивают продольные 10 и ограничительные 11, 12 выступы подклеммного участка 7; крепежный элемент 20 установлен в крепежном отверстии 13 и упирается в ограничительные выступы 11, 12 и при этом прижимает концевые участки 17а клеммы 17 к подклеммному участку 7.

Вышеописанная подкладка 1 надежна в эксплуатации, имеет относительно небольшую массу и при этом обладает высокой поперечной устойчивостью, упрощает позиционирование и установку клемм 17 и крепежных элементов 20, позволяет осуществлять контроль, в том числе и визуальный, правильной сборки скрепления и нормативной затяжки крепежных элементов 20, что в целом повышает надежность работы узла промежуточного рельсового скрепления верхнего строения железнодорожного пути.

1. Подкладка подрельсовая, выполненная цельной деталью и содержащая нижние выступы, подрельсовый участок, ограниченный двумя поперечными выступами, два подклеммных участка, расположенных с противоположных боковых сторон от подрельсового участка, причем каждый из упомянутых подклеммных участков содержит крепежное отверстие и ограничен с одной стороны загнутым краевым участком подкладки, отличающаяся тем, что каждый подклеммный участок снабжен двумя, по существу, зеркально отраженными продольными выступами, приближенными в плане к L-образной форме, а также ограничительными выступами, сформированными рядом с крепежным отверстием и между упомянутыми продольными выступами с образованием свободных зон W для размещения концевых участков клеммы.

2. Подкладка подрельсовая по п.1, отличающаяся тем, что загнутый концевой участок каждого продольного выступа выполнен по дуге окружности.

3. Подкладка подрельсовая по п.1, отличающаяся тем, что в каждом подклеммном участке каждый продольный выступ соединен с поперечным выступом и уменьшен по высоте по направлению к загнутому краевому участку подкладки.

4. Подкладка подрельсовая по п.1, отличающаяся тем, что каждый поперечный выступ выполнен с боковыми вырезами, образующими уступы.

5. Подкладка подрельсовая по п.1, отличающаяся тем, что с тыльной стороны подкладки выполнено множество выемок, образующих продольные и поперечные ряды.

6. Подкладка подрельсовая по п.1, отличающаяся тем, что выполнена из полиамида-6 со стеклонаполнением.



 

Наверх