Бордюрный камень с незасоряющимися отверстиями для отвода воды

 

Предлагаемое техническое решение позволяет обеспечить эффективный отвод воды за пределы дороги в грунт или в водосточные канавы без дополнительных затрат.Вода естественным образом через отверстия в бордюрах уходит в грунт или водосточные канавы. Для эффективного отвода грязной воды с листьями и мусором, самоочищения и уменьшения засоряемости, необходимо максимально увеличить ширину стока воды на уровне поверхности дороги, а для этого нижняя поверхность отверстий выполнена плоской и располагается примерно на уровне или ниже дорожного полотна. Кроме описанных функциональных преимуществ, бордюр с отверстиями внешне выглядит более разнообразным и приятным эстетически, бордюр легче по массе и требует для изготовления меньше бетона, при этом, не теряя в прочности и безопасности. Отверстия или вырезы могут быть любой формы и в любом количестве, в зависимости от предполагаемых водообразований, возможности засорения, конструктивной прочности и затрат на изготовление.

Изобретение относится к области дорожного строительства, в частности к элементам устройства дороги. Цель изобретения - создание пассивной дренажной системы для отвода воды за пределы дорожного покрытия на обочину или в специальные лотки и канавы. Изобретение может применяться на любых видах дорог или тротуаров, преимущественно в небольших городах и на трассах, где нет подземных систем отвода воды и там где дорожная часть или тротуар непосредственно граничат с газоном или другим видом открытого грунта.

Устройство дороги в разных местах различное и зависит от многих факторах: от ширины проезжей части, наличия тротуаров, типа прилегающей территории, наличия подземных систем отвода воды, от финансовых возможностей и другое. После выпадения осадков дороги и тротуары превращаются в водосточные канавы, вода течет и скапливается, как правило, на краях проезжей части или тротуаров вдоль бордюра. Образовавшиеся лужи сохраняются на протяжении нескольких дней и даже недель. Машины разбрызгивают эту воду на пешеходные дорожки и на пешеходов, люди вынуждены ходить по грязи. При этом от постоянной сырости дорожное и тротуарное покрытие разрушается, образуются выбоины и ямы, что еще больше усугубляет ситуацию с лужами и грязью на дорогах.

Предлагаемое техническое решение позволяет обеспечить постоянный эффективный отвод дождевой, талой воды или воды отдорожно-моечной техники за пределы дороги в грунт или в водосточные канавы без дополнительных затрат (См. Фиг. 1-2). Вода естественным образом через отверстия в бордюрах уходит в грунт или водосточные канавы, как показано штриховыми стрелками на Фиг. 2. При этом даже засоренные отверстия в бордюрах хоть и медленнее, но пропускают воду и сокращают время существования луж. Прототипом представленного технического решения является стандартный бордюр по ГОСТ 6665-91 «Камни бетонные и железобетонные бортовые». Бордюрный камень с отверстиями, расположенными в надземной части бордюра, не вносит никаких отличий в отлаженный сегодня процесс установки бордюров и дорожного строительства в целом, поскольку подземная часть остается неизменной. По этой причине он может быть применен во всех местах, где применяется стандартные бордюры, то есть обладает универсальностью.

Кроме описанных функциональных преимуществ, бордюр с отверстиями внешне выглядит более разнообразным и эстетически более приятным. К тому же, бордюр легче по массе и требует для изготовления меньше бетона, не теряя при этом в прочности. Сохранение прочности и непрерывность верхней поверхности обеспечивает выполнение требований безопасности, предъявляемые к дорожным бордюрам.

Отверстия или вырезы могут быть любой формы и в любом количестве, в зависимости от предполагаемых водообразований, возможности засорения, конструктивной прочности и затрат на изготовление. Однако для эффективного отвода грязной воды с листьями и мусором, создания эффекта самоочищения и уменьшения засоряемости, необходимо максимально увеличить ширину стока воды на уровне поверхности дороги, а для этого нижняя поверхность отверстий выполнена плоской, располагается примерно на уровне или ниже дорожного полотна. Это является самым главным отличием от существующих аналогов. Возможно также предусматривать небольшой наклон отверстий для увеличения эффективности отвода воды.

На Фиг. 1 показано несколько вариантов изготовления бордюрного камня, имеющего отверстия или вырезы с плоской нижней поверхностью: (1) - с отверстием в середине, (2)- с вырезами по краям, чтобы при стыковке два соседних бордюра образовывали необходимое отверстие, (3)-бордюр с рядом отверстий меньшего размера, (4) - декоративный бордюр с комбинацией отверстий и вырезов.

На Фиг. 2 изображено устройство дороги, где 1 - проезжая часть, 2 - тротуар, 3 - грунт, а штриховыми стрелками показано направление отвода воды с твердого покрытия в грунт через отверстия в бордюрах.

Известен близкий к описанному техническому решению патент SU1622486, который сложен по форме, кардинально отличается от стандартных сегодня бордюрных камней и предназначен для использования только в сочетании со специальным бетонным лотком.

В патенте RU2007115209 также говорится о водоотводной системе встроенной в дорожные бордюры, однако там предлагается использовать продольные желоба, что существенно удорожает стоимость изготовления бордюров и требует вносить корректировки в процесс дорожного строительства, не говоря уж о том, что чистить засорившийся продольный желоб в дорожных бордюрах не представляется возможным.

Немецкий патент DE202006013085 предлагает использовать в бордюрах небольшие круглые вырезы, а японский патент JP2008082144 предлагает использовать маленькие круглые отверстия для полива деревьев на газоне. Отверстия в таких бордюрах имеют очень маленькую площадь потока, а поэтому обладают большой засоряемостью и их можно использовать только в случае идеально чистых дорог Японии или Германии. Однако в России невозможно использовать бордюры с круглыми отверстиями, поскольку они забьются после первого дождя листьями, мусором или просто грязью. Если же, как в предлагаемом техническом решении, нижняя поверхность отверстий будет плоской, расположенной на уровне проезжей части и отверстия будут достаточно широкие, то в таком случае отверстия не будут забиваться, но будут самоочищаться стоками, а чистить их сможет обычная машина с вращающейся щеткой, то есть не потребуется никаких дополнительных затрат. В редких случаях полного забивания, широкое отверстие, как в вариантах 1 и 2, можно почистить даже совковой лопатой.

Бордюрный камень, отличающийся тем, что имеет поперечные сквозные отверстия, либо имеет вырезы с торцевых сторон, которые при стыковке соседних бордюров образуют сквозные отверстия, причем отверстия и вырезы имеют плоскую нижнюю поверхность для эффективного отвода загрязненной воды с проезжей части или тротуара.



 

Наверх