Устройство для повышения проходимости колёсного транспортного средства и вездеход, в котором использовано такое устройство

 

Полезная модель относится к транспортной технике, а именно, к комплектующим колесных транспортных средств и предназначено для повышения их проходимости и плавучести, т.е. для переоборудования обычного автомобиля в вездеход или в вездеход-амфибию. Устройство для повышения проходимости колесного транспортного средства содержит дополнительное колесо и средство его крепления на основном колесе транспортного средства. Дополнительное колесо выполнено большего диаметра, чем основное. Средство крепления включает кольца, крепежный элемент, установленную на нем несущую трубу и стягивающую гайку. Кольца снабжены соосными бонками под направляющие штифты и зафиксированы на дисках основного и дополнительного колес. Крепежный элемент соосно закреплен на ступице основного колеса. Несущая труба проходит через центральное отверстие в диске дополнительного колеса. Стягивающая гайка расположена на снабженном резьбой свободном конце несущей трубы. Вездеход выполнен в виде автомобиля, каждое основное колесо которого снабжено указанным устройством для повышения проходимости. Полезная модель позволяет повысить надежность работы устройства для повышения проходимости колесного транспортного средства и вездехода в целом. 2 н.п. ф-лы, 2 з.п. ф-лы, 2 ил.

Полезная модель относится к транспортной технике, а именно, к комплектующим колесных транспортных средств и предназначено для повышения их проходимости и плавучести, т.е. для переоборудования обычного автомобиля в вездеход или в вездеход-амфибию.

Из уровня техники известно устройство для повышения проходимости колесного транспортного средства, содержащее дополнительное колесо и средство его крепления на основное колесо транспортного средства, в котором дополнительное колесо выполнено большего диаметра, чем основное, а также вездеход, выполненный в виде автомобиля, каждое основное колесо которого снабжено указанным устройством (см. патент US 3890010 A, A63B 26/00, опубл. 21.01.2009). Основным недостатком известных устройства и, соответственно, вездехода является то, что устройство для повышения проходимости содержит крепление дополнительного колеса, которое требует устранения дисбаланса (увеличения веса) в результате попадания снега и грязи в полости дисков колес, а также значительного увеличения прочностных характеристик ступицы и крепежных болтов. При этом резко увеличивается износ подвески и трансмиссии, соответственно резко снижается общий ресурс и надежность работы автотранспортного средства, т.е. основные динамические нагрузки, как осевые, так и нагрузки при кручении, воспринимаются не только креплениями дополнительного колеса на ступице основного колеса, но и всей подвеской, в том числе рулевым управлением.

Задачей полезной модели является устранение указанных недостатков и уменьшение трудоемкости при установке и снятии дополнительных колес. Технический результат заключается в повышении надежности работы устройства для повышения проходимости колесного транспортного средства и вездехода в целом за счет более равномерного распределения действующих нагрузок на ступицы колес и другие элементы подвески трансмиссии.

В части устройства для повышения проходимости колесного транспортного средства поставленная задача решается, а технический результат достигается тем, что в указанном устройстве, содержащем дополнительное колесо и средство его крепления на основное колесо транспортного средства, в котором дополнительное колесо выполнено большего диаметра, чем основное, указанное средство крепления включает кольца, снабженные соосными бонками под направляющие штифты и зафиксированные на дисках основного и дополнительного колес, соосно закрепленный на ступице основного колеса крепежный элемент, установленную на нем несущую трубу, проходящую через центральное отверстие в диске дополнительного колеса, и стягивающую гайку, расположенную на снабженном резьбой свободном конце несущей трубы. Полости между дисками колес и/или полость диска дополнительного колеса предпочтительно заполнены материалом с положительной плавучестью, например, пенополистиролом.

В части вездехода поставленная задача решается, а технический результат достигается тем, что вездеход выполнен в виде автомобиля, каждое основное колесо которого снабжено указанным устройством для повышения проходимости колесного транспортного средства. Вездеход предпочтительно также снабжен опорными штангами, полностью блокирующими подвеску автомобиля.

Полезная модель поясняется чертежами, где:

- на фиг. 1 представлено устройство для повышения проходимости колесного транспортного средства, закрепленное на основном колесе;

- на фиг. 2 приведен общий вид вездехода, снабженного таким устройством.

Устройство для повышения проходимости колесного транспортного средства (см. фиг. 1) состоит из дополнительного колеса 1 на шине низкого давления, имеющего больший диаметр, чем основное колесо 2, и средства его крепления на основное колесо 2. Указанное средство крепления включает кольца 3, крепежный элемент 4, несущую трубу 5 и стягивающую гайку 6. Кольца 3 зафиксированы на дисках основного и дополнительного колес, например, посредством сварки. На кольцах 3 расположены соосные бонки 7 под штифты 8, выполняющие функцию направляющих при креплении дополнительного колеса 1, передающие ему вращательный момент от основного колеса 2 и исключающие откручивание большого колеса. Крепежный элемент 4 прикреплен к ступице 9 основного колеса 2. На крепежном элементе 4 посредством резьбового соединения установлена несущая труба 5, проходящая через центральное отверстие в диске дополнительного колеса 1. Свободный конец трубы 5 также снабжен резьбой. Дополнительное колесо 1 притягивается к колесу 2 до соприкосновения бонок 7 с помощью стягивающей гайки 6, входящей в зацепление с резьбой свободного конца несущей трубы 5. Наличие двух независимых механизмов крепления колеса 1 - к диску колеса 2 (с помощью бонок 7 со штифтами 8) и к его ступице 9 (с помощью направляющей трубы 5) распределяет действующие нагрузки, что позволяет значительно повысить надежность конструкции в целом.

Для исключения увеличения веса (дисбаланса), т.е. налипания снега и грязи, а также для повышения плавучести при движении по воде или заболоченной поверхности полость 10 между дисками колес 1-2 и/или полость 11 диска дополнительного колеса 1 заполнены материалом с положительной плавучестью, например, пенополистиролом. Пенополистирол может закладываться в полости 10, 11 в виде твердых вставок или закачиваться в них после стяжки колес 1, 2 в виде монтажной пены. Полость 11 закрывается снаружи колпаком 12.

Предлагаемый вездеход представляет собой автомобиль 13 с багажником 14 и прицепом 15, к каждому колесу которого в нужный момент крепится описанное выше устройство для повышения проходимости колесного транспортного средства. Вездеход, в зависимости от количества мостов автомобиля 13, может иметь две, три и более пар разноразмерных колес 1,2, что позволяет ему преодолевать, песчаные, ледовые, пустынные, заснеженные, заболоченные и другие, в том числе, водные преграды, а также легко передвигаться по глубокой колее большегрузных машин.

Поскольку при прохождении трудных участков подвеска и трансмиссия автомобиля 13 испытывает нагрузку, значительно превышающую норму, а кузовные детали (крылья) резко ограничивают работу рулевого механизма, основой, необходимой для применения колес большого диаметра на серийных автомобилях, является полная блокировка подвески, т.е. перевод автомобилям 13 в состояние трактора (телеги). Для этого предлагаемый вездеход оснащается опорными штангами 16, полностью блокирующими подвеску путем жесткого соединения между собой кузова (рамы) и крепления подвески и устанавливаемыми на место амортизаторов или независимо от них. В последнем случае на кузове и мостах предусматривается установка дополнительных крепежных элементов.

На фиг. 2 представлен опытный образец Легкого Вездеходного Комплекса (ЛВК), а именно СнегоБолотоход (СБтТ-1) на базе серийно выпускаемых автомобиля ВАЗ 21213 и прицепа «Кремень». Большие колеса 915×508 R-16 с плавучестью порядка 200 кг перевозятся этим же автомобилем и могут размещаться на крыше в багажнике, в багажном отделении, в салоне или в прицепе. Предлагаемый вездеход может передвигаться к месту назначения или до места использования его отдельных элементов по любым дорогам общего пользования со скоростью до 100 км/час. Установка больших колес 1 на автомобиль 13 и прицеп 15 осуществляется путем их присоединения к стандартным основным колесам 2.

После того, как к дискам колес 1 и 2 предварительно приварены кольца 3 с бонками 7, а к ступицам 9 приварены крепежные элементы 4, для приведения комплекса из транспортного положения в положение вездеход проводятся следующие операции:

1. С помощью домкрата вывешивается передний мост автомобиля и блокируется передняя подвеска, путем установки двух передних опорных штанг 16.

2. На крепежный элемент 4 накручивается несущая труба 5 до упора в ступицу 9. В полости 10 устанавливается или закачивается в виде монтажной пены (в этом случае - после присоединения колеса 1) внутренняя пенополистироловая вставка.

3. В бонки 7 основного колеса 2 вставляются направляющие штифты 8.

4. Дополнительные колеса 1 по направляющей несущей трубе 5 и направляющим штифтам 8 прижимаются основным колесам 2 большой стягивающей гайкой 6 до полного соприкосновения бонок 7 дополнительного колеса 1 с бонками 7 основного колеса 2. Для усиления крепления больших колес могут использоваться болты ступицы 8 путем присоединения к ним удлиненных шпилек (на чертежах не показано).

5. Те же операции по п. 1.-п. 4. проделываются с задним мостом с установкой задних стоек 15, а так же с прицепом 14.

Использование предлагаемой полезной модели позволяет повысить надежность крепления дополнительных колес на вездеходе, повысив тем самым его надежность, а, следовательно, и проходимость.

1. Устройство для повышения проходимости колесного транспортного средства, содержащее дополнительное колесо и средство его крепления на основном колесе транспортного средства, причем дополнительное колесо выполнено большего диаметра, чем основное, отличающееся тем, что указанное средство крепления включает кольца, снабжённые соосными бонками под направляющие штифты и зафиксированные на дисках основного и дополнительного колёс, соосно закреплённый на ступице основного колеса крепежный элемент, установленную на нём несущую трубу, проходящую через центральное отверстие в диске дополнительного колеса, и стягивающую гайку, расположенную на снабжённом резьбой свободном конце несущей трубы.

2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что полости между дисками колес и/или полость диска дополнительного колеса заполнены материалом с положительной плавучестью, например пенополистиролом.

3. Вездеход, выполненный в виде автомобиля, каждое основное колесо которого снабжено устройством для повышения проходимости колесного транспортного средства по п.1.

4. Вездеход по п.3, отличающийся тем, что снабжён опорными штангами, полностью блокирующими подвеску автомобиля.



 

Наверх