Зимняя дорожная конструкция дренажа в плитах
Полезная модель относится к области строительства временных зимних дорог (зимников) и может быть использована для проектирования дорожных конструкций с продленными на весенне-летний период сроками эксплуатации. Зимняя дорожная конструкция включает размещенные на естественном мохорастительном покрове теплоизолирующий слой из смеси снега и мха, слой уплотненного снега, армированный пространственной полимерной решеткой и верхний слой из уплотненного снега. Технический результат - повышение прочностных характеристик дорожной конструкции. 2 з.п. ф-лы, 1 ил.
Полезная модель относится к области строительства временных зимних дорог (зимников) и может быть использована для проектирования дорожных конструкций с продленными на весенне-летний период сроками эксплуатации.
Основным принципом проектирования автозимников с продленными сроками эксплуатации является сохранение тела насыпи и основания в мерзлом состоянии в течение установленного срока эксплуатации путем применения в конструкция естественных или искусственных теплоизоляторов.
Из уровня техники известна конструкция зимника, включающая размещенные на грунтовом основании теплоизолирующий слой из уплотненной смеси снега с мхом, и верхних уплотненный слой снега (см. ВСН 2-105-78 Инструкция по строительству временных дорог для трубопроводного строительства в сложных условиях (на обводненной и заболоченной местности), 1978 г).
Недостатком конструкции является ее невысокая стойкость к разрушению и, следовательно, малая надежность.
Решаемая полезной моделью задача - заключается в повышении срока эксплуатации зимника.
Технический результат заявленной полезной модели заключается в повышении прочностных характеристик дорожной конструкции.
Указанный технический результат достигается за счет того, что зимняя дорожная конструкция включает размещенные на естественном мохорастительном покрове: теплоизолирующий слой из смеси снега и мха, слой уплотненного снега плотностью не менее 0,6 г/см3, армированный пространственной полимерной решеткой, и верхний слой из уплотненного снега толщиной 5-10 см.
Кроме того, указанный технический результат достигается в предпочтительных вариантах реализации полезной модели за счет того, что:
- пространственная полимерная решетка выполнена из материала черного цвета,
- пространственная полимерная решетка выполнена из полиэтиленовых лент, соединенных между собой сварными швами, расположенными в шахматном порядке, причем пространственная полимерная решетка выполнена с дренажными отверстиями, расстояние t между которыми определяется из соотношения:
t=k×d, где
d - диаметр дренажных отверстий;
k - коэффициент заполняемости стенок дренажными отверстиями, выбираемый из диапазона от 1,43 до 5,27.
Заявленная конструкция схематично показана на фиг. 1.
Конструкция зимника, расположенного в естественном снежном покрове 1, включает последовательно размещенные на основании 2 (естественном мохорастительном покрове) слои: теплоизолирующий слой 3 из уплотненной смеси мха и снега, слой 4 уплотненного снега армированный пространственной полимерной решеткой (далее ППР) 5 и верхний слой 6 из уплотненного снега.
Плотность теплоизолирующего слоя составляет не менее 0,6 г/см3. ППР выполняют, например, из полиэтиленовых лент. При этом ленты соединены между собой сварными швами, расположенными в шахматном порядке. Предпочтительно ППР выполнена из материала, имеющего черный цвет (для обеспечения лучшего поглощения материалом солнечного света).
Толщину слоев 3, 4 и 6, а также высоту ППР 5 выбирают исходя из действующей нагрузки на дорожное покрытие. При этом верхний слой 6 выполняют толщиной 5-10 см.
Заявленную конструкцию формируют следующим образом.
На подготовленное основание 2 (естественный мохорастительный покров) укладывают теплоизоляционный слой 3 из смеси снега с мхом и уплотняют его. Затем на слой 3 укладывают секции ППР 5, которые скрепляют между собой, например, скобами. Затем полученный каркас ППР засыпают снегом с последующим его уплотнением с формированием армированного слоя 4. В завершении формируют верхний защитный слой 6 из уплотненного снега.
За счет использования в конструкции зимника армирующей пространственной полимерной решетки (георешетки) в сочетании с уплотненным слоем снега плотностью не менее 0,6 г/см3 значительно повышается износостойкость слоя из уплотненного снега, что увеличивает прочностные свойства конструкции в целом. Верхний слой снега толщиной 5-10 см обеспечивает наилучшее распределение воздействующей на конструкцию нагрузки, что также повышает ее прочность. Кроме того, при использовании секций ППР черного цвета, происходит более интенсивное поглощения солнечного света материалом ППР, что приводит к таянию снега в ячейках ППР, с последующим затвердеванием. В результате конструкция становится более прочной и жесткой.
Таким образом, применение ППР в конструкции зимника позволяет избежать деформаций снежного покрова связанных с:
истиранием (срезом),
выбиванием, выкрашиванием, разрушением материала полотна,
образованием колей и ухабов,
сквозным разрушением одежды (проломом),
оледенением полос наката,
образованием трещин на дороге.
По сравнению с традиционными конструкциями автозимников, заявленная конструкция позволяет
- продлить сроки эксплуатации на 1-2 месяца,
- повысить скорость доставки грузов (скорость движения транспортных средств) на 30%,
- ускорить сроки строительства зимних дорог на 15-20%,
- повторно использовать дорогу без разрушения ягеля,
- использовать конструкцию в летний период,
- повторно использовать ППР.
1. Зимняя дорожная конструкция, включающая последовательно размещенные на естественном мохорастительном покрове:
теплоизолирующий слой из смеси снега и мха,
слой уплотненного снега плотностью не менее 0,6 г/см3, армированный пространственной полимерной решеткой,
и верхний слой из уплотненного снега толщиной 5-10 см.
2. Конструкция по п.1, в которой пространственная полимерная решетка выполнена из материала черного цвета.
3. Конструкция по п.1, в которой пространственная полимерная решетка выполнена из полиэтиленовых лент, соединенных между собой сварными швами, расположенными в шахматном порядке, причем в лентах выполнены дренажные отверстия, расстояние t между которыми определяется из соотношения:
t=k×d, где
d - диаметр дренажных отверстий;
k - коэффициент заполняемости стенок дренажными отверстиями, выбираемый из диапазона от 1,43 до 5,27.