Трость-сиденье

 

Настоящая полезная модель относится к удовлетворению жизненных потребностей человека, а именно, к устройствам, создающим надежную опору при ходьбе, которые могут быть использованы и как сиденье для короткого отдыха людей, имеющих трудности с передвижением, с быстрой утомляемостью, и для людей пожилого возраста. Трость-сидение содержит складную пространственную конструкцию, образованную тремя опорами: основной вертикальной стойкой и двумя боковыми стержнями меньшей длины, шарнирно соединенных между собой в средней части конструкции с возможностью образования в нижней ее части треноги, либо - вертикальной опоры, а выше средней части образованную сиденьем, шарнирно соединенным с опорами. Боковые стержни ниже их соединения с основной вертикальной стойкой снабжены шарнирами, выполненными с возможностью обеспечения поворота нижних частей боковых стержней относительно основной вертикальной стойки и их примыкания к ней. В местах нахождения шарниров на обоих боковых стержнях имеются втулки, позволяющие фиксировать положение боковых стержней в развернутом состоянии.

Настоящая полезная модель относится к удовлетворению жизненных потребностей человека, а именно, к устройствам, создающим надежную опору при ходьбе, которые могут быть использованы и как сиденье для короткого отдыха людей, имеющих трудности с передвижением, с быстрой утомляемостью, и для людей пожилого возраста.

Известна складная трость-стул (производитель R.POON MEDICAL PRODUCTS CO., LTD КНР, импортер ООО «ДОН» http://www.ooodon.ru/1289905226, см. Приложение 1), предназначенная для реабилитации опорно-двигательного аппарата и в сложенном состоянии представляющая собой трость, обеспечивающую опору при передвижении, а в разложенном состоянии используется как стульчик на 3-х ножках для непродолжительного отдыха. Эта трость-стул (далее - трость-сидение) содержит складную пространственную конструкцию. Ниже средней части эта конструкция образована тремя опорами в виде стержней, шарнирно соединенных между собой в средней части конструкции с возможностью образования в нижней ее части треноги при расположении опор под углом друг к другу (положение «сидение»), либо вертикальной опоры - при расположении опор в одной плоскости (положение «трость»). Выше средней части эта конструкция образована сиденьем, которое шарнирно соединено с опорами, с возможностью переходить из горизонтального в вертикальное положение при установке опор в одной плоскости. При этом, одна опора представляет собой основную вертикальную стойку с рукояткой в верхней ее части и упорным наконечником в нижней. Другие две опоры, расположенные симметрично по бокам основной стойки - боковые стержни меньшей длины имеют изгиб V-образной формы по направлению к основной стойке в средней ее части и шарнирно соединены с ней в этом же месте посредством оси-болта. На основную стойку с возможностью продольного перемещения по ней надета внешняя трубка, которая шарнирно соединена с сиденьем. С противоположной стороны сиденье шарнирно связано с верхними концами боковых стержней. На нижних концах боковых стержней расположены упорные наконечники.

Однако эта трость-сидение имеет следующие недостатки.

Во-первых, она имеет ограничения в своем применении, так как предназначена для определенного круга людей (для реабилитации опорно-двигательного аппарата). Это обусловлено тем, что высота трости-сидения в положении «трость» имеет постоянную величину, следовательно, она не может быть использована широким кругом лиц с различными физиологическими параметрами (ростом).

Во-вторых, у нее низкие эксплуатационные свойства, так как высота, на которую концы боковых стержней отстоят от земли в положении трость не рациональна, поскольку не учитывает необходимости наклона трости при ходьбе. Поэтому при наклоне трости во время ее переноса для осуществления последующих шагов при ходьбе, боковые стержни упираются в поверхность передвижения и мешают, поэтому эта трость-сидение неудобна для использования в качестве трости.

В-третьих, трость-сидение опасна при ходьбе по гололеду, так как она снабжена только гладкими упорными наконечниками.

Известен документ «Трость-стул» (патент на полезную модель 102466, опубл. 10 марта 2011 г.), представляющий собой описание трости-стула (далее - трости-сидения) треножного типа, содержащей складную пространственную конструкцию, образованную тремя опорами в виде стержней, шарнирно соединенных между собой в средней части конструкции с возможностью образования в нижней ее части треноги при расположении стержней под углом друг к другу, либо - вертикальной опоры при расположении стержней в одной плоскости, а выше средней части образованную сиденьем, которое шарнирно соединено с опорами, с возможностью переходить из горизонтального в вертикальное положение при установке опор в одной плоскости. При этом одна опора представляет собой основную вертикальную стойку с рукояткой в верхней ее части и упорным наконечником в нижней, а другие две опоры, расположенные симметрично по бокам основной стойки - боковые стержни меньшей длины, которые имеют изгиб по направлению к основной стойке в средней ее части и шарнирно соединены с ней в этом же месте посредством оси-болта. Причем изгиб выполнен трапециевидной формы с образованием прямолинейного участка, на котором и расположено шарнирное соединение посредством оси-болта. На основную вертикальную стойку с возможностью продольного перемещения по ней надета внешняя трубка, которая шарнирно соединена с сиденьем. С противоположного края сиденье шарнирно связано с верхними концами боковых стержней. На нижних концах боковых стержней расположены упорные наконечники. Причем при расположении стержней в одной плоскости упорный наконечник основной вертикальной стойки расположен ниже упорных наконечников боковых стержней на высоту h, а L - расстояние между концами боковых стержней. Рукоятка закреплена на выдвижном стержне, вставленном сверху в основную вертикальную стойку с возможностью установки нужной высоты посредством соответствующего болтового фиксатора. В нижней части основной стойки установлено устройство противоскольжения в виде штыря.

Высота h, по меньшей мере, равна 60 мм при условии, что L не превышает 245 мм, а для фиксации стержней в одной плоскости болт-ось снабжен гайкой типа «барашек».

Сидение может быть образовано металлической рамкой, на которую натянуты ремни, а фиксация стержней в одной плоскости может быть выполнена так, что изготовлен соответствующий пружинный фиксатор, палец которого заходит в отверстия, выполненные на внешней трубке и в основной стойке. При этом рукоятка трости и сидение имеют эргономические формы и могут быть выполнены из теплоизоляционного материала.

Это известное техническое решение выбирается в качестве прототипа, так как оно имеет наибольшее число существенных признаков, совпадающих с существенными признаками заявляемой полезной модели.

Однако этот прототип имеет существенные недостатки, а именно:

Во-первых, трость-сидение в варианте «трость» имеет значительные габариты по ширине и создает неудобства при переездах в переполненном общественном транспорте, а также при ходьбе по лестницам.

Во-вторых, незначительная высота торцов боковых стержней от поверхности земли (h~60 мм) при хождении человека по рыхлой или вязкой неровной поверхности создает также неудобства при наклоне трости во время ее переноса для осуществления последующих шагов, так как боковые стержни при увязании основной вертикальной стойки упираются в землю, т.е. трость неудобна для широкой ее эксплуатации. Укоротить же еще боковые стержни данная конструкция трости-сидения не позволяет, так как в этом случае в варианте «сидение» сидение не будет горизонтальным, а образованный стул будет неустойчивым.

В-третьих, так как у известной трости-сидения несколько укорочены боковые стержни, то при удлинении верхней части основного стержня (увеличенной высоте стержня) она начинает опрокидываться даже на горизонтальной поверхности в варианте «сидение».

В-четвертых, площадь опоры торца основного стержня в варианте «трость» недостаточна для хождения по рыхлому или вязкому грунту.

Задачей настоящей полезной модели является создание новой трости-сидения с достижением следующего технического результата: улучшение условий эксплуатации при одновременном уменьшении габаритов в варианте «трость».

Поставленная задача решена за счет того, что нижние части боковых стержней ниже их соединения посредством оси-болта снабжены шарнирами, выполненными с возможностью обеспечения поворота нижних частей упомянутых боковых стержней относительно основной вертикальной стойки и их примыкания к ней своими упорными наконечниками. Причем основная вертикальная стойка снизу снабжена двусторонним фиксатором, позволяющим удерживать боковые стержни в свернутом состоянии, а в местах нахождения шарниров на обоих боковых стержнях имеются втулки, выполненные с возможностью фиксации положения боковых стержней в развернутом состоянии.

Таким образом, такая конструкция трости-сидения позволяет улучшить условия эксплуатации трости-сидения в варианте «трость» за счет удобства переноса трости, перевозки ее в общественном транспорте, при хождении по лестницам при одновременном уменьшении габаритов в варианте «трость», поскольку боковые стержни компактно свернуты и надежно зафиксированы на основной стойке, и в варианте «сидение» за счет обеспечения устойчивости трости-сидения на горизонтальной поверхности при максимальной высоте трости.

Сущность заявляемого технического решения состоит в том, что в известной трости-сидении, содержащей складную пространственную конструкцию, образованную тремя опорами в виде стержней, шарнирно соединенных между собой в средней части конструкции с возможностью образования в нижней ее части треноги при расположении опор под углом друг к другу, либо - вертикальной опоры при расположении опор в одной плоскости, а выше средней части образованную сиденьем, которое шарнирно соединено с опорами, с возможностью переходить из горизонтального в вертикальное положение при установке опор в одной плоскости, при этом одна опора представляет собой основную вертикальную стойку с рукояткой в верхней ее части и упорным наконечником в нижней, а другие две опоры, расположенные симметрично по бокам основной стойки - боковые стержни меньшей длины, которые имеют изгиб по направлению к основной стойке в средней ее части и шарнирно соединены с ней в этом же месте посредством оси-болта, на основную вертикальную стойку с возможностью продольного перемещения по ней надета внешняя трубка, которая шарнирно соединена с сиденьем, с противоположного края сиденье шарнирно связано с верхними концами боковых стержней, а на нижних концах боковых стержней расположены упорные наконечники, причем при расположении стержней в одной плоскости упорный наконечник основной вертикальной стойки расположен ниже упорных наконечников боковых стержней, рукоятка закреплена на выдвижном стержне, вставленном сверху в основную вертикальную стойку с возможностью установки нужной высоты посредством соответствующего болтового фиксатора, а в нижней части основной стойки установлено устройство противоскольжения, согласно настоящей полезной модели, нижние части боковых стержней ниже их соединения посредством оси-болта снабжены шарнирами, выполненными с возможностью обеспечения поворота нижних частей упомянутых боковых стержней относительно основной вертикальной стойки и их примыкания к ней своими упорными наконечниками, причем основная вертикальная стойка снизу снабжена двусторонним фиксатором, позволяющим удерживать боковые стержни в свернутом состоянии, а в местах нахождения шарниров на обоих боковых стержнях имеются втулки, выполненные с возможностью фиксации положения боковых стержней в развернутом состоянии.

Возможен вариант развития основного технического решения, заключающийся в том, что на всех болтовых соединениях конструкции установлены гайки типа «барашек».

Таким образом, это заявляемое техническое решение всей своей совокупностью существенных признаков позволяет улучшение условий эксплуатации при одновременном уменьшении габаритов в варианте «трость».

Сущность заявляемой полезной модели и возможность ее практической реализации поясняется приведенным ниже описанием и чертежами.

Фиг. 1 - Трость-сидение в варианте «трость» (вид спереди с развернутыми боковыми стержнями).

Фиг. 2 - Трость-сидение в варианте «трость» (вид сзади со свернутыми боковыми стержнями).

Фиг. 3 - Трость-сидение в варианте «сидение».

Трость-сидение (Фиг. 1, 2, 3) представляет собой складную пространственную конструкцию, образованную тремя опорами в виде двух боковых стержней 1 и одной основной вертикальной стойки 2. Боковые стержни 1 расположены симметрично по бокам относительно основной вертикальной стойки 2, выполнены меньшей длины, чем она, имеют изгиб (на чертеже показано условно) по направлению к ней в средней ее части и шарнирно соединены с ней в этом же месте посредством оси-болта 3 с гайкой с возможностью образования в нижней ее части треноги (на чертеже показано условно) при расположении боковых стержней 1 и основной вертикальной стойки 2 под углом друг к другу (Фиг. 3), либо - вертикальной опоры (На чертеже показано условно) при расположении боковых стержней 1 и основной вертикальной стойки 2 в одной плоскости (Фиг. 1, 2).

Выше средней части конструкции имеется сидение 4, которое соединено с боковыми стержнями 1 и основной вертикальной стойкой 2 с возможностью переходить из горизонтального (Фиг. 3) в вертикальное (Фиг. 1, 2) положение при установке боковых стержней 1 и основной вертикальной стойки 2 в одной плоскости (Фиг. 1, 2).

На основную вертикальную стойку 2 с возможностью продольного перемещения по ней надета внешняя трубка 5, которая с помощью соответствующих проушин (на чертеже не показано) и болта 6 шарнирно соединена с сиденьем 4. С противоположного края сиденье 4 с помощью соответствующих проушин и болтов 7 шарнирно соединено с верхними концами боковых стержней 1.

Для фиксации боковых стержней 1, основной вертикальной стойки 2 и сидения 4 в одной плоскости (вариант «трость») на сидении 4 установлен фиксатор-зажим 8 с пружинящим обхватом основной вертикальной стойки 2. Возможен вариант, когда в качестве такого фиксатора используется гайка (на чертеже показана условно) типа «барашек», которая позволяет фиксировать боковые стержни 1 и основную вертикальную стойку 2 в месте их шарнирного соединения посредством оси-болта 3.

В верхней части основной вертикальной стойки 2 имеется рукоятка 9. Рукоятка 9 закреплена на выдвижном стержне 10, вставленном сверху в основную вертикальную стойку 2 с возможностью установки нужной высоты посредством имеющихся вдоль длины выдвижного стержня 10 отверстий (на чертеже не показано) для регулировки высоты трости и соответствующего болтового фиксатора 11.

Нижние части боковых стержней 1 ниже их соединения посредством оси-болта 3 снабжены шарнирами 12, выполненными с возможностью обеспечения поворота нижних частей упомянутых боковых стержней 1 относительно основной вертикальной стойки 2 и их примыкания к ней своими нижними концами. А в местах нахождения шарниров 12 на обоих боковых стержнях 1 имеются втулки 13, выполненные с возможностью фиксации положения боковых стержней 1 в развернутом состоянии (Фиг. 1, 3) с помощью опускания втулок 13 и фиксации их с помощью упоров 14. Причем основная вертикальная стойка 2 снизу снабжена двусторонним фиксатором 15, например, поворотной защелкой или двойным пружинящим зажимом, одетым на основную вертикальную стойку 2, и позволяющим удерживать боковые стержни 1 в свернутом состоянии (Фиг. 2).

В нижней части боковых стержней 1 и основной вертикальной стойки 2 имеются упорные наконечники 16. Причем при расположении боковых стержней 1 и основной вертикальной стойки 2 в одной плоскости (Фиг. 1, 2) упорный наконечник 16 основной вертикальной стойки 2 расположен ниже упорных наконечников 16 боковых стержней 1. А в нижней части основной вертикальной стойки 2 установлено устройство 17 противоскольжения, выполненное, например, в виде штыря, который имеет возможность при необходимости задвигаться внутрь основной вертикальной стойки 2 с помощью ручки 18 и фиксации ее в прорези 19, в которой выполнено два фиксационных паза (на чертеже не показано) в верхней и нижней ее части соответственно.

Сиденье 4 может быть образовано металлической рамкой, на которую натянуты ремни. Рукоятка 9 и сиденье 4 имеют эргономические формы и могут быть выполнены из теплоизоляционного материала.

На всех болтовых соединениях конструкции могут быть установлены гайки типа «барашек». Это позволяет вручную без инструмента быстро разобрать конструкцию на составные части, что необходимо для упаковки при транспортировке, а также быстро собрать.

Заявляемую трость-сидение используют следующим образом.

Возможно два варианта использования трости-сидения: в варианте «трость» и в варианте «сидение».

В начальном варианте «трость» выдвижной стержень 10 выдвинут из основной вертикальной стойки 2 на необходимую высоту, удобную для конкретного пользователя. Положение выдвижного стержня 10, определяющее высоту рукоятки 9 зафиксировано посредством болтового фиксатора 11. Внешняя трубка 5 находится в верхнем положении, а сидение 4 принимает вертикальное положение (фиг. 1, 2).

Нижние части боковых стержней 1 ниже их соединения посредством оси-болта 3 с помощью шарниров 12 повернуты относительно основной вертикальной стойки 2 и их примыкают к ней своими нижними концами с упорными наконечниками 16 на небольшой высоте от земли и не задевают ее при ходьбе с данной тростью. Примкнутые к основной вертикальной стойке 2 боковые стержни 1 удерживаются в варианте «трость» с помощью двустороннего фиксатора 15. Втулки 13 в это время продвинуты по боковым стержням 1 вверх.

Нижний конец основной вертикальной стойки 2 с упорным наконечником 16 стоит на земле и является упором трости. Устройство 17 противоскольжения задвинуто внутрь основной вертикальной стойки 2 и удерживается там посредством ручки 18, установленной в верхний паз прорези 19 в нижней части основной вертикальной стойки 2. Для ходьбы по скользкой поверхности устройство 17 противоскольжения оперативно выдвигается пользователем из основной вертикальной стойки 2 посредством перемещения ручки 18 вниз, в соответствующий паз прорези 19.

В вариант «сидение» (фиг. 3) заявляемое устройство трансформируют следующим образом.

Ослабляют гайку оси-болта 3, снимают основную вертикальную стойку 2 с фиксатора 8. Затем перемещают внешнюю трубку 5 вниз так, что нижний ее конец ложится на верхний край болтового фиксатора 11, выполняющего функцию стопорящего устройства. Этот болтовой фиксатор 11 может устанавливаться на различной высоте в зависимости от роста пользователя.

В результате перемещения внешней трубки 5 сидение 4 под действием соответствующего шарнирного соединения принимает горизонтальное положение. Верхние концы боковых стержней 1, связанные шарнирно с сидением 4, посредством соответствующих проушин и крепежных болтов 7 выдвигаются вперед. Боковые стержни 1 поворачиваются относительно основной вертикальной стойки 2 и отодвигаются от основной вертикальной стойки 2, а втулки 13 опускаются вниз до упоров 14, закрывая шарниры 12 и сохраняя прочность боковых стержней 1.

При этом двусторонний фиксатор 15 боковых стержней 1 на основной вертикальной стойке 2 в варианте «трость» может устанавливаться в нужное положение одним поворотом и одним поворотом освобождает боковые стержни 1 от фиксации, кроме того, возможен вариант, когда этот фиксатор 15 выполнен таким образом, что позволяет фиксировать боковые стержни 1 в положении «трость» автоматически (Фиг. 2).

Процедура перехода из варианта «сидение» в вариант «трость» и возврат в исходное положение достаточно проста и занимает несколько секунд. При этом прочность «трости-сидения» в варианте «сидение» в зависимости от толщины стенок втулок 13 может быть пригодна для человека любой весовой категории, что было испытано на экспериментальном образце.

Таким образом, достигается технический результат заявляемой полезной модели, а именно улучшение условий эксплуатации при одновременном уменьшении габаритов в варианте «трость».

1. Трость-сиденье, содержащая складную пространственную конструкцию, образованную тремя опорами в виде стержней, шарнирно соединенных между собой в средней части конструкции с возможностью образования в нижней ее части треноги при расположении опор под углом друг к другу (вариант "сиденье"), либо - вертикальной опоры при расположении опор в одной плоскости (вариант "трость"), а выше средней части образованную сиденьем, которое шарнирно соединено с опорами, с возможностью переходить из горизонтального в вертикальное положение при установке опор в одной плоскости, при этом одна опора представляет собой основную вертикальную стойку с рукояткой в верхней ее части и упорным наконечником в нижней, а другие две опоры, расположенные симметрично по бокам основной стойки - боковые стержни меньшей длины, которые имеют изгиб по направлению к основной стойке в средней ее части и шарнирно соединены с ней в этом же месте посредством оси-болта, на основную вертикальную стойку с возможностью продольного перемещения по ней надета внешняя трубка, которая шарнирно соединена с сиденьем, с противоположного края сиденье шарнирно связано с верхними концами боковых стержней, а на нижних концах боковых стержней расположены упорные наконечники, причем при расположении стержней в одной плоскости упорный наконечник основной вертикальной стойки расположен ниже упорных наконечников боковых стержней, рукоятка закреплена на выдвижном стержне, вставленном сверху в основную вертикальную стойку с возможностью установки нужной высоты посредством соответствующего болтового фиксатора, а в нижней части основной вертикальной стойки установлено устройство противоскольжения, отличающаяся тем, что нижние части боковых стержней ниже их соединения посредством оси-болта снабжены шарнирами, выполненными с возможностью обеспечения поворота нижних частей упомянутых боковых стержней относительно основной вертикальной стойки и их примыкания к ней своими упорными

наконечниками, причем основная вертикальная стойка снизу снабжена двусторонним фиксатором, позволяющим удерживать боковые стержни в свернутом состоянии, а в местах нахождения шарниров на обоих боковых стержнях имеются втулки, выполненные с возможностью фиксации положения боковых стержней в развернутом состоянии.

2. Трость-сидение по п.1, отличающаяся тем, что на всех болтовых соединениях конструкции установлены гайки типа "барашек".



 

Похожие патенты:

Легкая опорная трость ручной работы относится к средствам народного потребления и может быть использована людьми пожилого возраста, больными, ослабленными для дополнительной опоры и кратковременного отдыха в положении сидя. Ортопедическая деревянная трость по весу очень легкая, и может использоваться для ходьбы как прогулочная трость. Также, трость ручной работы обладает красивым дизайном, что дает ей функцию подарочной.
Наверх