Эксцентрик качения

 

Предложение относится к машиностроению и может быть использовано для преобразования вращательного движения ведущего звена в сложное движение ведомого звена в одной и более плоскостях в различных механизмах и машинах. Эксцентрик качения состоит из наружного кольца с дорожкой качения 1, внутреннего кольца с дорожкой качения 2, тел качения 3, выполненных в соответствии с заданным эксцентриситетом и местом расположения на окружности по определенному закону и установленных между кольцами без сепаратора, что позволяет получить более высокую точность позиционирования толкателя и жесткость эксцентрика в целом. Ось вращения внутреннего ведущего кольца 2 может быть выполнена под углом к плоскости эксцентрика или ось вращения наружного ведущего кольца 2 может быть выполнена под углом к плоскости эксцентрика. Ил. - 4; 3 п.ф.

Предложение относится к машиностроению и может быть использовано для преобразования вращательного движения ведущего звена в сложное движение ведомого звена в одной и более плоскостях в различных механизмах и машинах.

Известны эксцентриковые механизмы, состоящие из круглого эксцентрика и толкателя (см. С.Н. Кожевников, Я.И. Есипенко, Я.М. Раскин. Механизмы. Справочник, стр.279, рис.4.24). Основным элементом этого механизма является эксцентрик. Недостатком этого эксцентрика является наличие на его рабочей поверхности трения скольжения, что в сочетании с высокой скоростью скольжения трущихся поверхностей приводит к значительному износу деталей механизма и снижению коэффициента полезного действия.

Известен также подшипник качения (а.с. SU 1774088, МПК F16C 19/24, опубл. 07.11.1992 г.), содержит наружное и внутреннее кольца с дорожками качения, расположенные между ними тела качения различных диаметров и сепаратор, обеспечивающий симметрично-неравномерное расположение тел качения различных диаметров. Недостатками данного подшипника качения являются наличие сепаратора, который в сочетании с телами качения разного диаметра значительно усложняет конструкцию, так как пазы в сепараторе под тела качения имеют разные размеры и зазоры, что требует особой точности расчетов диаметров тел качения, которую не обеспечивает представленная формула. Кроме этого, наличие сепаратора значительно снижает жесткость подшипника, что не дает возможность применять его в точных машинах и механизмах.

Наиболее близким по технической сущности к заявленному является эксцентриковый механизм качения (Серебренникова Ю.Г., Селин Д.Д., Мерко М.А., Меснянкин И.В. Анализ зависимости угла подъема эксцентрика эксцентрикового 8-я Всеросийская конференция «Молодежь и наука», 2012 г.), содержащий наружное и внутреннее кольца с дорожками качения и расположенные между ними тела качения различных диаметров.

Недостатками данного механизма качения является наличие неопределенных зазоров или натягов. Зазоры уменьшают жесткость механизма качения, что недопустимо в эксцентрике качения, а полное отсутствие зазоров приводит к заклиниванию механизма при малейшем его нагреве. Кроме того, тела качения различных диаметров должны быть выполнены строго по определенному закону, иметь различные предельные отклонения, что требует специальной методики и точности расчетов, которая не приведена в работе.

Задачей заявляемого технического решения является создание конструкции безсепараторного эксцентрика качения, обладающего повышенной жесткостью, точностью и передаточным отношением, и обеспечивающего плоское или пространственное движение ведомого звена.

Технический результат предложенного изобретения - создание эксцентрика качания без сепаратора с повышенной жесткостью и точностью исполнения заданного синусоидального плоского или пространственного закона движения ведомого звена при вращательном движении ведущего с передаточным отношением i=1+R2/R1 за счет заданного эксцентриситета и тел качения, размеры которых определены по формуле, являющейся математической моделью эксцентрика качения, где R2 и R1 - радиусы наружного и внутреннего колец соответственно.

Для решения технического результата в эксцентрике качения, содержащем внутреннее кольцо радиуса R1, наружное кольцо радиуса R2 и тела качения, размещенные между наружным и внутренним кольцами, согласно изобретению, тела качения выполнены в соответствии с заданным эксцентриситетом, передаточным отношением и местом расположения на окружности и установлены во избежание заклинивания с температурным зазором друг относительно друга без сепаратора, что повышает жесткость эксцентрика, точность исполнения синусоидального плоского или пространственного закона движения выходного звена, а тела качения выполнены с диаметрами, определенными по формуле

di=R1(u-1)+ecos

di - текущий диаметр тела качения; R1 - радиус внутренней дорожки качения; u=R 2/R1 - геометрическое передаточное отношение; =i угол расположения текущего тела качения; e - эксцентриситет эксцентрика качения; i=2arcsin(r0+r1)/(0+i) - центральный угол расположения тел качения di и d(i-1)

На фиг.1, 2, 3 изображен эксцентрик качения; на фиг.4 - его расчетная схема.

Эксцентрик качения состоит из наружного кольца с дорожкой качения 1, внутреннего кольца с дорожкой качения 2, тел качения 3, выполненных в соответствии с заданным эксцентриситетом и местом расположения на окружности по определенному закону и установленных между кольцами без сепаратора, что позволяет получить более высокую точность позиционирования толкателя и жесткость эксцентрика в целом. Ось вращения внутреннего ведущего кольца 2 может быть выполнена под углом к плоскости эксцентрика или ось вращения наружного ведомого кольца 1 может быть выполнена под углом к плоскости эксцентрика.

Работает эксцентрик качения следующим образом.

При вращении ведущего звена (например звена 2) вокруг своей оси O1 тела качения, свободно перекатываясь, закатываются в клин, образованный наружным и внутренним кольцами и телами качения разных диаметров, при этом, их последовательное увеличение и образует клин с заданным углом подъема, вследствие чего ведомое звено 1 получает радиальное перемещение S на величину 2e при повороте ведущего звена на угол =i, где i=1+R2/R1 - кинематическое передаточное отношение эксцентрика, имея возможность свободно вращаться относительно своей оси O2 или быть неподвижным. При этом если ось вращения ведущего звена расположена под углом к плоскости эксцентрика качения, ведомое звено получает сложное пространственное движение.

Таким образом, предлагаемый эксцентрик качения позволяет получать радиальное перемещение ведомого звена-кольца по плоскопространственному синусоидальному закону при вращательном движении ведущего звена, ведомое звено 1, при этом может находится в неподвижном или свободном вращательном состоянии за счет применения тел качения различных диаметров, определяемых по формуле:

di =R1(u-1)+ecos

где di -текущий диаметр тела качения; R1 - радиус внутренней дорожки качения; u=(R2/R1) - геометрическое передаточное отношение; e - эксцентриситет эксцентрика; =i - угол расположения текущего тела качения; i=2arcsin(r0+ri)/(0+i) - центральный угол расположения тел качения di и d(i-1).

Следовательно, предложенный эксцентрик качения - это механизм, который преобразует вращательное движение ведущего звена в сложное плоско-пространственное движение ведомого звена с заданным передаточным отношением. Эксцентрик качения испытан в производственных условиях в радиально-поршневом насосе Н-403А и показал хорошие результаты.

Эксцентрик качения, содержащий наружное и внутреннее кольца с дорожками качения, тела качения, расположенные по этим дорожкам, отличающийся тем, что размеры тел качения выполнены в соответствии с эксцентриситетом эксцентрика, передаточным отношением и местом их расположения на окружности и установлены без сепаратора, при этом внутреннее кольцо выполнено с осью вращения, расположенной под углом к плоскости эксцентрика качения, а наружное кольцо выполнено с осью вращения, расположенной под углом к плоскости эксцентрика.



 

Наверх