Колодка хвостового отсека баллистической ракеты

 

Полезная модель относится к ракетной технике, в частности, к ракетам, стартующим из шахты подводной лодки, и может быть использована по своему прямому назначению. Колодка хвостового отсека баллистической ракеты, включающая многослойные каналы с заданными размерами под патрубки подачи рабочего газа в баки ракеты, при этом первый слой каналов - алюминиевый сплав, из которого изготовлена колодка, а второй слой - оксидная пленка этого сплава, при этом дополнительно в первые два слоя, в их каверны и пористую структуру оксидной пленки, введены: третий слой - контактное олово; четвертый слой - наполненный компаунд на основе эпоксидной смолы - клей ВК-9; пятый и шестой слои - проникающий анаэробный клей - герметик высокой прочности на основе диметакрилового полиэфира - «Анакрол-204»; Предложенная конструкция полезной модели позволяет устранить дефекты в каналах, уплотнить пористую структуру анодной пленки и получить надежную антикоррозионную защиту каналов после их ремонта, что, в свою очередь, позволяет увеличить срок эксплуатации ракеты. 1 пфпм, 2 илл.

Полезная модель относится к ракетной технике, в частности, к ракетам, стартующим из шахты подводной лодки, и может быть использована по своему прямому назначению.

Известна баллистическая ракета (БР), описанная в Маленькой энциклопедии, Космонавтика, главный редактор академик В.П.Глушко, 2-е издание, издательство «Советская энциклопедия», М., 1970, с.488., которая в своей хвостовой части содержит опорную колодку, наружным торцом которой она устанавливается на пусковой стол шахты подводной лодки. В колодке имеются каналы (отверстия), в которые автоматически при загрузке БР в шахту входят заправочные патрубки, пускового стола, образуя магистрали для подачи газов в топливные баки ракеты (наддув баков, с.310 вышеуказанной книги) при предстартовой подготовке БР.

Опорная колодка выполнена из алюминиевого сплава и крепится к хвостовому отсеку первой ступени БР с помощью сварки, образуя единый монолитный блок. Для обеспечения герметичности стыков между заправочными патрубками пускового стола шахты и каналами колодки ракеты, сопрягаемые поверхности их выполнены с требуемыми допусками, причем поверхности каналов в колодке покрыты оксидной пленкой для предохранения основного металла от коррозии.

При этом герметичность стыков между патрубками стола и отверстиями колодки обеспечивается с помощью уплотнительных резиновых колец.

Недостатком данной конструкции является то, что при штатных механических и влажностных воздействиях на каналы колодки оксидная пленка в них начинает терять свои эксплуатационные свойства, она разрыхляется и в некоторых местах выкрашивается - с образованием в ней и основном металле каверн. В результате этого герметичность стыков нарушается, что недопустимо для дальнейшей эксплуатации изделий.

Известен из описания изобретения к патенту Российской Федерации 2135878, МПК F16L 37/00, F41F 3/00 с приоритетом от 18.11.1997 г многоштуцерный разъемный агрегат, содержащий бортовую плату (колодку) с заправочными каналами, в которые автоматически при установке ракеты на пусковой стол устанавливаются штуцера (патрубки), расположенные на пусковом столе. Стыки между каналами и патрубками имеют защитные уплотнения по цилиндрическим поверхностям.

Данное устройство выбрано в качестве прототипа.

Недостатком данной конструкции, как и аналога, является то, что при штатных (установленных) механических и влажностных воздействиях на каналы колодки оксидная пленка в них с течением времени начинает терять свои эксплуатационные свойства, она разрыхляется и в некоторых местах выкрашивается - с образованием в ней и основном металле каверн. В результате этого герметичность стыков нарушается, что недопустимо для дальнейшей эксплуатации изделий.

Задачей полезной модели является повышение надежности коррозионной защиты поверхностей каналов колодки и возможность продолжения эксплуатации ракеты, в том числе после истечения гарантийного срока.

Поставленная задача решается тем, что в колодке хвостового отсека ракеты, выполненной из алюминиевого сплава, с каналами, покрытыми оксидной пленкой, в кавернах, основной металл покрыт контактным оловом, а затем вся каверна заполнена полимерным компаундом на основе эпоксидной смолы - клеем ВК-9. После чего оксидная пленка в каналах пропитана проникающим анаэробным клеем-герметиком высокой прочности на основе диметакрилового полиэфира «Анакрол-204». Пропитка клеем «Анакрол-204» осуществлена последовательно дважды. При этом после процесса ремонта каналов (отверстий) их первоначальные точности исполнения геометрических размеров сохраняются.

Таким образом, каналы в колодке выполнены многослойными:

первый слой - основной металл колодки - алюминиевый сплав;

второй слой - оксидная пленка из металла колодки;

третий слой - контактное олово, повышающее адгезию контактирующих слоев в каверне;

четвертый слой - наполненный компаунд на основе эпоксидной смолы - клей ВК-9, заполняющий каверну и обеспечивающий восстановление геометрической формы каналов в местах каверн;

пятый и шестой слои - проникающий анаэробный клей-герметик высокой прочности на основе диметакрилового полиэфира - «Анакрол-204».

Клеем «Анакрол-204», в каналах колодки обеспечивается заполнение макро и микро пор оксидного покрытия, создается монолитная структура пленки и сохраняется первоначальная точность размеров каналов, тем самым обеспечивается герметичность стыков по сопрягаемым в них поверхностям каналов и патрубков.

Сущность полезной модели поясняется чертежами, где на фиг.1 показан фрагмент стыкового соединения патрубка подачи газа в бак двигательной установки с отверстием колодки, на фиг.2 показана структура отверстия полезной модели.

На фиг.1 показаны: 1 - пусковой стол в шахте для установки ракеты в вертикальном положении; 2 - опорная колодка хвостового отсека ракеты; 3 - канал, через который подается рабочее вещество, например газ, в топливный бак жидкотопливной ракеты; 4 - патрубок для подачи рабочего вещества с борта подводной лодки; 5 - стык патрубка с каналом колодки; 6 - уплотнительное резиновое кольцо. На фиг.2 показана в разрезе многослойная структура поверхности канала 3 фиг.1, где: 7 - оксидная пленка, полученная анодированием металла колодки; 8 - анаэробный клей-герметик высокой прочности на основе диметакрилового полиэфира - «Анакрол-204»; 9 - каверна в оксидной пленке и основном металле; 10 - контактное олово на дне каверны в основном металле; 11 - наполненный компаунд на основе эпоксидной смолы - клей ВК-9.

«Анакрол-204», внесенный в пористую структуру оксидной пленки, позволяет заполнить поры оксидной пленки и защитить от влияния влаги, а также позволяет заполнить возможные щели на границе каверны и оксидной пленки, при этом образуется монолитная структура.

Таким образом, предложенная конструкция полезной модели позволяет устранить дефекты в каналах и получить надежную антикоррозионную защиту каналов после их ремонта, что позволяет увеличить срок ее эксплуатации.

Колодка хвостового отсека баллистической ракеты, включающая многослойные каналы с заданными размерами под патрубки подачи рабочего газа в баки ракеты, при этом первый слой каналов - алюминиевый сплав, из которого изготовлена колодка, а второй слой - оксидная пленка этого сплава, в котором с течением времени появились точечные каверны из-за разрыхления структуры пленки, отличающаяся тем, что в каверны и пористую структуру оксидной пленки введены:

третий слой - контактное олово на первый слой - дно каверн;

четвертый слой - наполненный эпоксидный клей на контактное олово;

пятый и шестой слои - проникающий анаэробный клей-герметик высокой прочности на основе диметакрилового полиэфира - «Анакрол-204» в оксидную пленку канала, с сохранением первоначальных заданных геометрических размеров каналов.



 

Наверх