Двухосное маневровое транспортное средство

 

Полезная модель относится к рельсовым транспортным средствам, в частности, к маневровым тепловозам с силовыми установками. Двухосное маневровое транспортное средство включает несущую раму, два колесно-моторных блока, силовую установку с автоматическим устройством запуска, тяговый преобразователь, высоковольтную камеру, модульную кабину управления с пультами управления, оборудованными блоками многофункциональной микропроцессорной системы дистанционного управления, капоты, вентиляторы воздушного охлаждения тяговых электродвигателей с приводными электродвигателями и воздуховодами, оборудование тормозной системы, стояночный тормоз, автосцепные устройства, бак для топлива. Устройство содержит смещенную к одному из торцев транспортного средства модульную кабину управления, которая имеет остекление по всему периметру, систему защиты и диагностики состояния и работы транспортного средства, выполненную с возможностью передачи информации на пульты управления. Кроме того, силовая установка и высоковольтная камера установлены по одну сторону кабины управления, но под разными капотами, а оборудование тормозной системы установлено под капотом по другую сторону кабины управления. Технический результат заключается в улучшении условий труда локомотивной бригады посредством рациональной компоновки конструктивных элементов, а также в возможности ее изменения путем использования в составе транспортного средства различных силовых установок и снижения трудоемкости технического обслуживания устройства. 4 з.п. ф-лы, 1 илл.

Полезная модель относится к рельсовым транспортным средствам, в частности, к маневровым тепловозам с силовыми установками.

Известен маневровый локомотив (тепловоз), состоящий из несущей рамы, конструктивно образующей топливные баки, на раме установлено более одного двигателя внутреннего сгорания, каждый из которых оснащен системой передачи мощности, включающей гидродинамическую трансмиссию, коробку передач, упругую муфту и карданный вал, соединенный с осевым редуктором, который закреплен на соответствующей колесной паре; на локомотиве предусмотрен бортовой и выносной пульты управления с которых осуществляется управление локомотивом. Тепловоз имеет тормозную систему с компрессором, главными резервуарами и стояночным тормозом с ручным приводом (см. заявку РСТ WO 2005/039952 A1, опубл. 06.05.2005 г.).

Недостатками указанного локомотива являются высокая трудоемкость технического обслуживания, обусловленная сложностью конструкции и отсутствием системы диагностики.

Кроме того, из "Уровня техники" известен маневровый двухосный тепловоз, содержащий несущую раму, две тяговые оси, приводимые во вращение тяговыми электродвигателями через цилиндрические зубчатые передачи мощности, дизель-генераторную силовую установку, высоковольтную камеру, регулятор тока, кабину управления с пультами управления, оборудованными блоками многофункциональной микропроцессорной системы дистанционного управления, капоты, вентиляторы воздушного охлаждения тяговых электродвигателей с приводным электродвигателем и воздуховодом, оборудование тормозной системы с компрессорным агрегатом, главными резервуарами и стояночным тормозом, автосцепные устройства, дизель-генераторная силовая установка и высоковольтная камера, а также компрессорный агрегат установлены на несущей раме по разные стороны кабины управления, металлоконструкции капотов отделены зазорами от кабины управления, осевой вентилятор воздушного охлаждения тяговых электродвигателей и приводной электродвигатель осевого вентилятора размещены под полом кабины управления в полости воздуховода, образованной листами несущей рамы, над главными резервуарами тормозной системы, вал осевого вентилятора и ротор его приводного электродвигателя расположены вертикально, с дизель-генераторной силовой установкой (см. патент РФ 95297, опубл. 27.06.2010).

Недостатком известного устройства также является высокая трудоемкость технического обслуживания, обусловленная нерациональной компоновкой конструктивных элементов и отсутствие системы диагностики.

Задачей настоящей полезной модели является устранение вышеуказанных недостатков.

Технический результат заключается в улучшении условий труда локомотивной бригады посредством рациональной компоновки конструктивных элементов, а так же в возможности изменения ее характеристик путем использования в составе транспортного средства различных силовых установок и в снижении трудоемкости технического обслуживания устройства.

Технический результат обеспечивается тем, что двухосное маневровое транспортное средство включает несущую раму, два колесно-моторных блока, силовую установку с автоматическим устройством запуска, тяговый преобразователь, высоковольтную камеру, модульную кабину управления с пультами управления, оборудованными блоками многофункциональной микропроцессорной системы дистанционного управления, капоты, вентиляторы воздушного охлаждения тяговых электродвигателей с приводными электродвигателями и воздуховодами, оборудование тормозной системы, стояночный тормоз, автосцепные устройства, бак для топлива. Устройство содержит смещенную к одному из торцев транспортного средства модульную кабину управления, которая имеет остекление по всему периметру, систему защиты и диагностики состояния и работы транспортного средства, выполненную с возможностью передачи информации на пульты управления. Кроме того, силовая установка и высоковольтная камера установлены по одну сторону кабины управления, но под разными капотами, а оборудование тормозной системы установлено под капотом по другую сторону кабины управления.

В соответствии с частными случаями выполнения полезная модель может иметь следующие конструктивные особенности.

Система защиты и диагностики состояния и работы транспортного средства включает комплекс путевых датчиков, автоматическую сигнализацию, систему управления силового оборудования, контрольно-измерительную аппаратуру, обеспечивающую дистанционный контроль за параметрами работы силовой установки.

Силовая установка выполнена с автоматическим устройством защиты, обеспечивающим сброс нагрузки или полную ее остановку.

Силовая установка может быть выполнена в виде дизель-генераторной силовой установки или в виде гибридной силовой установки, содержащей дизель-генераторное устройство и накопитель энергии.

При этом накопитель энергии содержит электрически перезаряжаемый тяговый аккумулятор и/или суперконденсатор.

Сущность настоящей полезной модели поясняется иллюстрацией, на которой отображено настоящее устройство.

На иллюстрации обозначены следующие конструктивные элементы:

1 - несущая рама;

2 - колесно-моторный блок;

3 - силовая установка;

4 - тяговый преобразователь;

5 - высоковольтная камера;

6 - модульная кабина управления;

7 - капот;

8 - вентиляторы обдува тяговых двигателей с системой воздуховодов;

9 - оборудование тормозной системы;

10 - автосцепное устройство;

11 - топливный бак;

12 - механический стояночный тормоз.

Двухосное маневровое транспортное средство содержит цельносварную из листов несущую раму 1, установленную на двух колесно-моторных блоках 2. На несущей раме 1 установлены силовая установка 3, тяговый преобразователь 4, высоковольтная камера 5, модульная кабина управления 6, а также оборудование тормозной системы 9.

Силовая установка 3 может состоять из дизеля, соединенного с генератором, установленных на общей раме 1. По другому частному случаю выполнения силовая установка может быть выполнена в виде гибридной силовой установки, содержащей дизель-генераторное устройство и накопитель энергии. При этом накопитель энергии может включать один суперконденсатор или перезаряжаемый тяговый аккумулятор либо эти оба средства в комбинации.

Силовая установка 3 оборудована автоматическим устройством запуска дизеля; автоматическими устройствами защиты дизеля, обеспечивающими сброс нагрузки или полную остановку при достижении предельных значений температуры охлаждающей жидкости; устройством подогрева топлива; контрольно-измерительной аппаратурой для дистанционного контроля параметров дизеля и других агрегатов.

Тяговый преобразователь 4 обеспечивает поступление и передачу электрического тока к тяговым двигателям колесно-моторных блоков 2, которые приводят во вращение колесные пары настоящего транспортного средства.

Высоковольтная камера 5 содержит электрическое и пневматическое оборудование.

Модульная кабина управления 6 установлена на несущей раме 1 на виброопорах. Кабина 6 оборудована двумя пультами управления, расположение которых позволяет выбирать машинисту более удобное для работы место в зависимости от направления движения и расположения вагонов по отношению к транспортному средству. Пульты управления выполнены с возможностью получения информации от системы защиты и диагностики состояния и работы транспортного средства, которая включает комплекс путевых датчиков, автоматическую сигнализацию, систему управления силового оборудования, контрольно-измерительную аппаратуру, обеспечивающую дистанционный контроль за параметрами работы силовой установки. Система обеспечивает постоянный мониторинг за работой оборудования, исключает сбой в его работе и облегчает определение неполадок.

Под кабиной управления размещены два вентилятора обдува тяговых двигателей с системой воздуховодов 8.

Оборудование тормозной системы 9 содержит систему контроля отпуска тормозов; систему аварийно-экстренного торможения; систему контроля давления в тормозной и питательной магистралях. Кроме того, она содержит автоматический пневматический тормоз с воздухораспределителем грузового типа; вспомогательный прямодействующий пневматический тормоз, действующий автономно, независимо от автотормоза.

При этом силовая установка 3 и высоковольтная камера 5 установлены по одну сторону кабины управления 6, но под разными капотами 7, а оборудование тормозной системы 9 установлено под капотом 7 по другую сторону кабины управления 6. Наличие нескольких капотов 7 также обеспечивает улучшение условий труда локомотивной бригады и облегчает техническое обслуживание, поскольку при обслуживании или ремонте одного конструктивного элемента исключается случайное повреждение другого элемента, установленного под собственным капотом. Кроме того, все перечисленные конструктивные особенности исключают повышение уровня шума в кабине машиниста, а также попадание отработанных газов в кабину машиниста. Кабина управления имеет остекление по всему периметру, что обеспечивает улучшение условий труда, поскольку обеспечивается хорошая обзорность пути при движении транспортного средства.

Кроме того, настоящее устройство включает механический стояночный тормоз 12, автосцепные устройства 10 и топливный бак 11, размещенный под несущей рамой 1.

Настоящее устройство функционирует следующим образом.

Силовая дизель-генераторная установка 3 вырабатывает электрическую энергию. При наличии гибридной силовой установки 3 используют два различных источника энергии: дизель-генераторная установка и накопитель энергии. Накопитель энергии может включать в себя электрически перезаряжаемый тяговый аккумулятор либо суперконденсатор (либо оба устройства в комбинации).

При помощи аппаратуры высоковольтной камеры 5 и тягового преобразователя 4 электрическая энергия передается на тяговые двигатели колесно-моторных блоков 2, которые приводят во вращения колесные пары настоящего устройства. При наличии гибридной силовой установки часть электрической энергии используется для зарядки тягового аккумулятора либо суперконденсатора.

При разгоне транспортного средства накопительное устройство работает в состоянии разрядки, а при его торможении накопитель энергии работает в состоянии перезарядки. Гибридные установки являются предпочтительными из-за их способности увеличивать топливную экономичность силовой установки и уменьшать загрязнение окружающей среды.

При движении транспортного средства в тяговом режиме или электродинамического торможения тяговые электродвигатели нагреваются и для их охлаждения включаются соответственно вентиляторы воздушного охлаждения, размещенные под кабиной управления 6 в блоке вентиляторов 8.

Тормозная система обеспечивает торможение транспортного средства во время движения. Для длительной стоянки используется механический стояночный тормоз.

1. Двухосное маневровое транспортное средство, включающее несущую раму, два колесно-моторных блока, силовую установку с автоматическим устройством запуска, тяговый преобразователь, высоковольтную камеру, модульную кабину управления с пультами управления, оборудованными блоками многофункциональной микропроцессорной системы дистанционного управления, капоты, вентиляторы воздушного охлаждения тяговых электродвигателей с приводными электродвигателями и воздуховодами, оборудование тормозной системы, стояночный тормоз, автосцепные устройства, бак для топлива, отличающееся тем, что устройство содержит смещенную к одному из торцев транспортного средства модульную кабину управления, которая имеет остекление по всему периметру, систему защиты и диагностики состояния и работы транспортного средства, выполненную с возможностью передачи информации на пульты управления, кроме того, силовая установка и высоковольтная камера установлены по одну сторону кабины управления, но под разными капотами, а оборудование тормозной системы установлено под капотом по другую сторону кабины управления.

2. Транспортное средство по п.1, отличающееся тем, что система защиты и диагностики состояния и работы транспортного средства включает комплекс путевых датчиков, автоматическую сигнализацию, систему управления силового оборудования, контрольно-измерительную аппаратуру, обеспечивающую дистанционный контроль за параметрами работы силовой установки.

3. Транспортное средство по п.2, отличающееся тем, что силовая установка выполнена в виде дизель-генераторной силовой установки.

4. Транспортное средство по п.2, отличающееся тем, что силовая установка выполнена в виде гибридной силовой установки, содержащей дизель-генераторное устройство и накопитель энергии.

5. Транспортное средство по п.4, отличающееся тем, что накопитель энергии содержит электрически перезаряжаемый аккумулятор и/или суперконденсатор.



 

Наверх