Заземляющее устройство для автоцистерн и транспортных средств, перевозящих легковоспламеняющиеся вещества и грузы
Полезная модель относится к заземляющим устройствам [H01R 4/66], обеспечивающим электробезопасность персонала автотранспортных средств, далее АТС, перевозящих легковоспламеняющиеся жидкости или газ, в процессе их налива/слива, путем подключения к контуру заземления (в условиях нефтебаз) или к временному заземлителю в виде металлического штыря с розеткой (в полевых условиях). Техническим результатом полезной модели является повышение безопасности устройства посредством исключения искрения при операциях налив/слив легковоспламеняющейся жидкости или сжиженного газа. Указанный технический результат достигается за счет того, что заземляющее устройство для транспортных средств, перевозящих легковоспламеняющиеся грузы, содержащее барабан, с намотанным на него тросом, контакты, отличающийся тем, что содержит неподвижное основание, выполненное с возможностью крепления на корпусе транспортного средства, вращающейся наружной тарелки-крышки, на которой установлена полая ручка, через которую пропущен конец заземляющего троса, а барабан выполнен состоящим из закрепленных на оси: неподвижной тарелки и осевой дистанционной втулки.
Полезная модель относится к заземляющим устройствам [H01R 4/66], обеспечивающим электробезопасность персонала автотранспортных средств, далее АТС, перевозящих легковоспламеняющиеся жидкости или газ, в процессе их налива/слива, путем подключения к контуру заземления (в условиях нефтебаз) или к временному заземлителю в виде металлического штыря с розеткой (в полевых условиях).
Известны конструкции заземляющих устройств для заземления передвижных электроустановок, например по авторскому свидетельству SU 1815705, содержащее заземлитель, выполненный в виде резервуара, заполненного электропроводящим составом, который устанавливается на грунт и соединяется с емкостью. Недостатком такого устройства является большой расход электропроводящей жидкости, неглубокое ее проникновение в грунт и негативное влияние на окружающую среду. Также устройство конструктивно сложно и его не удобно использовать в качестве заземляющего устройства в процессе налива/слива в грузовой транспорт легковоспламеняющихся жидкостей или сжиженного газа.
Известно заземляющее устройство для передвижных электроустановок SU 1823043, содержащее основание с вертикальными электродами и емкость для электропроводящего состава.
Недостатком такого устройства является то, что для его погружения в грунт требуется значительное механическое усилие, создаваемое весом электроустановки, малая глубина погружения электродов в грунт, большой расход электропроводящей жидкости и вредное ее воздействие на окружающую среду. Также решение конструктивно сложно и его не удобно использовать в качестве заземляющего устройства в процессе налива/слива в грузовой транспорт легковоспламеняющихся жидкостей или сжиженного газа. Известно заземляющее устройство для передвижных электроустановок RU 2279163, включающее основание с вертикальными электродами, емкость для электропроводящего состава, отличающееся тем, что имеет заземлитель, изогнутый по закону винтовой линии с постоянным шагом витков, выполненный с продольным внутренним каналом по всей длине и установленный с возможностью вращения в направляющем патрубке, закрепленном на основании и имеющем внутреннюю резьбу с шагом, совпадающим с шагом изгиба витков заземлителя, при этом в верхней части заземлитель снабжен рукоятками для вращения и закрепленной на нем емкостью для жидкости, внутри которой установлен поршневой насос, а в нижней части имеет распылитель жидкости. Недостатком указанного решения является то, что оно конструктивно сложно и его не удобно использовать в качестве заземляющего устройства в процессе налива/слива в грузовой транспорт легковоспламеняющихся жидкостей или сжиженного газа. Наиболее близким решением является устройство заземления и контроля УЗА [http://zazemlyayushie-ustroistva.ru/]. Схема действия прибора достаточно проста. К автоцистерне, подъехавшей к месту слива (налива), присоединяется зажим проводника заземления. При этом необходимо, чтобы зажим имел стабильный электрический контакт с металлом автоцистерны обоими электродами. Другим концом заземляющий проводник подключается к УЗА. После закрепления зажимов проводника и нажатия кнопки «земля» устройство оповестите наличии заземления с помощью светодиодов. В случае наличия стабильного электрического контакта между зажимом проводника заземления и автоцистерной включится зеленый светодиод, информирующий, что устройство заземлено. В этом случае контакт блокировки замыкается, разрешая налив или слив жидкости. Если электрический контакт электродов с автоцистерной плохой или вообще отсутствует, схема индикации заземления и блокирование не сработает, проводник заземления не подключится к контуру и процесс налива (слива) будет запрещен, о чем вас оповестит красный индикатор на устройстве.
Известные конструкции традиционно реализованы в виде вращающегося барабана, на который наматывается тросик, цепь к корпусу обеспечивается скользящими контактами, которые ненадежны, допускают искрение, что недопустимо при операциях налив/слив легковоспламеняющейся жидкости или сжиженного газа. При неподвижном барабане необходимость в контактах отпадает, плотный металлоконтакт создается на всем протяжении цепи, легко обеспечивается искробезопасность.
Техническим результатом полезной модели является повышение безопасности устройства посредством исключения искрения при операциях налив/слив легковоспламеняющейся жидкости или сжиженного газа.
Указанный технический результат достигается за счет того, что заземляющее устройство для транспортных средств, перевозящих легковоспламеняющиеся грузы, содержащее барабан, с намотанным на него тросом, контакты, отличающийся тем, что содержит неподвижное основание, выполненное с возможностью крепления на корпусе транспортного средства, вращающейся наружной тарелки-крышки, на которой установлена полая ручка, через которую пропущен конец заземляющего троса, а барабан выполнен состоящим из закрепленных на оси: неподвижной тарелки и осевой дистанционной втулки.
Предпочтительно, что основание выполнено в виде металлического Г-образного кронштейна с отверстиями для крепежа на корпусе транспортного средства.
Кроме того, дополнительно между неподвижной тарелкой и осевой дистанционной втулкой размещена неподвижная конусная тарелка, между плоскостью которой и плоскостью внутренней неподвижной тарелки намотан моток троса.
Кроме того, на неподвижной тарелке может быть выполнен кольцевой выступ, наклоненный под углом, между плоскостью которого и плоскостью неподвижной тарелки намотан моток троса.
В целом указанный результат достигается за счет исключения скользящих токосъемников.
Полезная модель поясняется чертежами.
На Фиг.1 показано конструктивное устройство полезной модели (вид спереди в объеме в разрезе). На Фиг.2 показано схематическое конструктивное устройство полезной модели (вид сбоку в разрезе). На Фиг.3 показано конструктивное устройство полезной модели (вид сбоку в объеме в разрезе). На Фиг.4 показано конструктивное устройство штыря с розеткой (общий вид в объеме).
Заземляющее устройство, далее «ЗУ», предназначено для снятия наведенного электростатического потенциала (далее ЭСП), с автотранспортных средств, далее АТС, перевозящих легковоспламеняющиеся жидкости (бензин и т.д.), в процессе налива-слива, путем подключения к контуру заземления (в условиях нефтебаз) или к временному заземлителю в виде металлического штыря с розеткой (в полевых условиях). ЗУ может быть реализовано состоящим, например, из следующих деталей:
- металлическое Г-образное основание 1 с отверстиями для крепежа на корпусе автотранспортного средства и других деталей изделия, - задняя неподвижная тарелка 2,
- внутренняя неподвижная 3 конусная тарелка,
- осевая дистанционная втулка 4,
- вращающаяся наружная тарелка-крышка 5,
- полимерная ручка 6 с полой осью 7,
- металло-полимерный трос 8 с вилкой 13 на свободном конце,
- сборочные крепежи - болты 9, 12, гайки 11, шайбы 10.
Внутренняя неподвижная конусная тарелка 3 может быть выполнена единой монолитной формы с задней неподвижной тарелкой 2 так, что на внутренней неподвижной тарелке выполнен кольцевой выступ, наклоненный под углом, между плоскостью которого и плоскостью внутренней неподвижной тарелки намотан моток троса. Указанный кольцевой выступ на тарелке 2 и сама тарелка выполняется пресс-формованием. Конструкция ЗУ обеспечивая плотный неразрывный металлоконтакт корпуса АТС с контуром заземления или с временным заземлителем снимает наведенный ЭСП и не дает навестись ЭСП в процессе налива-слива продукта в емкость.
Конструкция реализована так, что обеспечивается соединение корпуса АТС с землей - металлополимерный трос 8, предпочтительно длиной до восьми метров, наматывается на неподвижный барабан образованный двумя неподвижными тарелками 2, 3 и втулкой 4, либо только тарелкой 2 и втулкой 4, которые прикреплены к основанию тремя болтами 12, к одному из болтов надежно крепится конец троса 8.
Разматывание и сматывание троса 8 производится путем вращения подвижной тарелки-крышки 5, трос 8 пропущен через полую ось 7 ручки 6, а второй конец троса оканчивается вилкой 13. Дистанционная втулка 4 позволяет крепить подвижную тарелку-крышку 5 к основанию 1 с некоторым люфтом, позволяющем крышке свободно вращаться.
С помощью вилки 13 обеспечивается соединение либо с контуром заземления, либо с заземляющим штырем 14, для чего на штыре имеется розетка 15, с контактной пластиной 16 из нержавеющей стали, которая крепится винтом 16. В условиях нефтебаз имеются штатные контуры заземления,
в полевых условиях с помощью прилагаемого штыря создается заземление.
Тарелка-крышка 5 закрывает внутреннюю конструкцию ЗУ от повреждений и придает изделию эстетический вид.
1. Заземляющее устройство для транспортных средств, перевозящих легковоспламеняющиеся грузы, содержащее барабан с намотанным на него тросом, контакты, отличающееся тем, что содержит неподвижное основание, выполненное с возможностью крепления на корпусе транспортного средства, вращающуюся наружную тарелку-крышку, на которой установлена полая ручка, через которую пропущен конец заземляющего троса, а барабан выполнен состоящим из закрепленных на оси неподвижной тарелки и осевой дистанционной втулки.
2. Заземляющее устройство по п.1, отличающееся тем, что основание выполнено в виде металлического Г-образного кронштейна с отверстиями для крепежа на корпусе транспортного средства.
3. Заземляющее устройство по п.1, отличающееся тем, что дополнительно между неподвижной тарелкой и осевой дистанционной втулкой размещена неподвижная конусная тарелка, между плоскостью которой и плоскостью внутренней неподвижной тарелки намотан моток троса.
4. Заземляющее устройство по п.1, отличающееся тем, что на неподвижной тарелке выполнен кольцевой выступ, наклоненный под углом, между плоскостью которого и плоскостью неподвижной тарелки намотан моток троса.