Блок пассажирских кресел для наземного транспортного средства
Полезная модель относится к области транспортных средств, в частности, к блокам пассажирских кресел для наземного транспортного средства, предпочтительно, электропоездов. Блок пассажирских кресел для наземного транспортного средства, содержит соединяемую с рабочими поверхностями салона транспортного средства несущую раму на которой по обе стороны относительно ее продольно-вертикальной плоскости симметрии установлен двусторонний каркас для оппозитно-спаренного размещения кресел относительно указанной плоскости симметрии. Каркас каждого кресла выполнен в виде рамы, образованной горизонтально 4 и вертикально-ориентированными балками 7, 8. Верхние части балок 7 для кресел, расположенных с одной из сторон вертикально-продольной плоскости симметрии, телескопически соединены с нижними частями вертикально-ориентированных балок 10 дополнительных П-образных по форме рам 11. Поверхности вертикально-ориентированных балок 10 параллельные указанной плоскости симметрии образуют опорные поверхности для опозитно-спаренных подголовников 12. Поперечное сечение балок 7 каркаса, по меньшей мере, в зоне их телескопического соединения с балками 10 П-образной рамы имеет швеллерный профиль, со стороны которого нижние части балок 10 рамы 11 имеют кронштейны в виде продольно-ориентированных к несущей раме пластин 13, симметричных относительно указанной плоскости симметрии. На каждой пластине 13 выполнены отверстия под крепежные элементы для соответствующей вертикально-ориентированной балки 8 каркаса для спинки кресла, опозитно размещаемой на противоположной стороне относительно указанной плоскости симметрии. Торцы пластин 13 и параллельные названной плоскости вертикально ориентированные балки 10 рам 11 снабжены параллельно расположенными зацепами 15 для ответного силового взаимодействия со скобами 16, установленными на тыльных поверхностях спинок и подголовников кресел. При реализации полезной модели обеспечивается формирование удобных для входа и выхода пассажиров купейных зон при значительном снижении материалоемкости блока пассажирских кресел с одновременным упрощением монтажных, демонтажных работ при оппозитно-спаренном размещении кресел с удобными по комфортабельности посадочными местами для пассажиров. 1 незав. п. фор-лы, 2 илл.
Полезная модель относится к области транспортных средств, в частности, к блокам пассажирских кресел для наземного транспортного средства, которые могут быть установлены в салонах наземного транспортного средства, предпочтительно, рельсового типа, например, электропоездов.
В салонах наземного транспортного средства, предпочтительно, рельсового типа, например, электропоездов, традиционно предусматривается размещение блоков пассажирских кресел при двух или трехместном их расположении (см. например, патент RU 2469881, публ. 20.12.2012 г., патент RU 2265537, публ., патент RU 54884, публ., патент CZ 182248, публ. 13.02.2008 г). В данных технических решениях блоки пассажирских кресел имеют несущую раму с опорами для присоединения к рабочим поверхностям салона транспортного средства, соединенный с несущей рамой каркас с горизонтально-ориентированными основаниями и вертикально-ориентированными наклонными под тупым углом к ним опорными поверхностями для размещения соответственно сидений и спинок кресел. Для изготовления каркаса используют, например, стеклопластик (патент РФ 54884), металлоконструкции - патент CZ 182248.
В техническом решении по патенту CZ 182248 каркас для каждого кресла имеет горизонтально-ориентированное основание для сидения и вертикально-ориентированную опорную поверхность для спинок в виде соединенных между собой трубчатых балок, при этом для улучшения эксплуатационных характеристик блока пассажирских кресел с целью повышения комфортабельности проезда пассажиров, при формировании каркаса каждого кресла используют дополнительную раму для крепления на ней подголовника. Дополнительная рама имеет вертикально-ориентированные балки с отверстиями под крепежные элементы подголовника. Вертикально-ориентированные балки дополнительной рамы телескопически соединены с вертикально-ориентированными балками опорной поверхности спинки кресла.
При данном техническом решении предполагается одинаковая ориентации, кресел в смежных параллельных рядах вдоль салона транспортного средства или оппозитная ориентации кресел в смежных параллельных рядах вдоль салона.
Известны блоки пассажирских кресел для наземного транспортного средства, предпочтительно, рельсового типа, которые при двух или трехместном расположении кресел образуют вдоль салона купейные зоны за счет оппозитно-спаренного размещения рядов кресел (см. патент РФ . 39314, публ. от 27.07.2004).
Возможность использования технического решения по патенту CZ 182248 с целью формирования в салоне вагона купейной зоны технологически затрудняется, т.к. монтаж кресел в компоновке оппозитно-спаренного их размещения требует увеличения шагового расстояния между каркасами смежных блоков кресел, что ухудшает полезное использование рабочего пространства салона, ухудшает формирование удобных для входа и выхода пассажиров купейных зон, усложняет демонтажные работы при осуществлении технического обслуживания (ремонта) кресел, например, при износе чехлов сидений.
В техническом решении (патент РФ 39314) предлагается блок пассажирских, кресел для наземного транспортного средства, предпочтительно, железнодорожного, содержащий соединяемую с рабочими поверхностями салона транспортного средства несущую раму, на которой по обе стороны относительно продольно-вертикальной плоскости симметрии установлен двусторонний каркас, имеющий горизонтально-ориентированные основания для сидений и вертикально-ориентированные наклонные под тупым углом к ним опорные поверхности для соответствующих спинок кресел, расположение которых относительно указанной плоскости симметрии оппозитно-спаренное.
Каркас выполнен пустотелым, цельностеклопластиковым, по форме перевернутой буквы Т.
Верхняя часть спинки снабжена скобообразной рукояткой для опоры пассажиров, установленной с одного края каркаса.
Однако, при данном выполнении блока пассажирских кресел для наземных транспортных средств:
имеют место значительные материалозатраты на производство каркаса для блока пассажирских кресел;
технологически затрудняется производство демонтажных работ при техническом обслуживании (ремонте) сидений, спинок при износе;
ухудшается комфортабельность проезда пассажиров, т.к. образуемое каждым креслом посадочное место по эргономическим показателям размещения и проезда пассажиров не соответствует санитарно-гигиеническим требованиям.
Вместе с тем, анализ известного уровня техники показал, что блок пассажирских кресел для наземного транспортного средства по патенту RU 39314 по функциональному назначению в части полезного использования рабочего пространства салона при формировании удобных для входа и выхода пассажиров купейных зон, по конструктивному исполнению блока пассажирских кресел в компоновке оппозитно-спаренного расположения кресел, является ближайшим аналогом настоящей полезной модели.
Технический результат настоящей полезной модели заключается в снижении материалоемкости блока пассажирских кресел при одновременном улучшении условий комфортабельности пассажиров и упрощении монтажных, демонтажных работ.
Для решения поставленного технического результата предлагается блок пассажирских кресел для наземного транспортного средства, содержащий соединяемую с рабочими поверхностями салона транспортного средства несущую раму, на которой по обе стороны относительно ее продольно-вертикальной плоскости симметрии установлен двусторонний каркас, имеющий горизонтально-ориентированные основания для сидений и вертикально-ориентированные наклонные под тупым углом к ним опорные поверхности для соответствующих спинок кресел, расположение которых относительно указанной плоскости симметрии оппозитно-спаренное, согласно полезной модели, каркас каждого кресла выполнен в виде рамы, образованной соединяемыми между собой горизонтально и вертикально-ориентированными балками, верхние части последних для кресел, расположенных с одной из сторон вертикально-продольной плоскости симметрии, телескопически соединены с нижними частями вертикально-ориентированных балок дополнительных П-образных по форме рам, поверхности вертикально-ориентированных балок которых параллельны указанной плоскости симметрии и образуют опорные поверхности для подголовников оппозитно-спаренных кресел, поперечное сечение указанных балок каркаса, по меньшей мере, в зоне их телескопического соединения с балками П-образной рамы имеет швеллерный профиль, со стороны которого нижние части вертикально-ориентированных балок П-образной рамы имеют кронштейны в виде продольно-ориентированных к несущей раме пластин симметричных относительно указанной продольно-вертикальной плоскости, на каждой пластине выполнены отверстия под крепежные элементы для соответствующей вертикально-ориентированной балки каркаса для спинки кресла, оппозитно размещаемой на противоположной стороне относительно указанной плоскости симметрии, при этом торцы пластин и параллельные названной плоскости симметрии вертикально ориентированные балки П-образных рам снабжены параллельно расположенными зацепами для ответного силового взаимодействия со скобами, установленными на тыльных поверхностях спинок и подголовников кресел.
Согласно полезной модели, горизонтально и вертикально-ориентированные балки каркаса выполнены в виде металлоизделий с коробчатым поперечным сечением.
Согласно полезной модели, вертикально-ориентированные балки каркаса для спинок кресел и балки П-образной рамы выполнены в виде металлоизделий с швеллерным профилем коробчатого поперечного сечения.
Согласно полезной модели, вертикально-ориентированные балки каркаса для спинок кресел наклонны к горизонтально ориентированным балкам для сидений под углом соответствующим 95-115°.
Согласно полезной модели, несущая рама имеет опору для присоединения к рабочей поверхности салона транспортного средства, которая выполнена в виде трапециевидной стойки, большее основание которой соединено с несущей рамой, а меньшее основание с полом салона.
Согласно полезной модели, тыльные поверхности сиденья, спинки и подголовника образованы плоскими основаниями, с которыми соединены опорные мягкие элементы, образующие соответствующие лицевые поверхности сиденья, спинки, подголовника.
Согласно полезной модели, опорные мягкие элементы сиденья, спинки, подголовника выполнены из синтетического пористого материала, предпочтительно, полиуретана, неопрена (пористый каучук) с антропометрическим изгибом лицевых поверхностей, соответствующих физиологическому лондозу крестцового, поясничного, грудного, шейного отделам позвоночника и для затылочной части головы пассажира.
Согласно полезной модели, на каждой стороне несущей рамы относительно ее продольно-вертикальной плоскости симметрии размещен ряд из двух или трех пассажирских кресел.
При реализации настоящей полезной модели, благодаря рамной конструкции каркасов для каждого кресла, наличию П-образной рамы, формирующей опорные поверхности для подголовников оппозитно-спаренных кресел и обеспечивающей соединение оппозитно размещаемых относительно вертикальной плоскости симметрии оппозитно-спаренных каркасов кресел, использованию указанных средств крепления спинок и подголовников к рамным элементам каркаса и П-образной рамы, обеспечивается формирование в салоне вагона удобных для входа и выхода пассажиров купейных зон при значительном снижении материалоемкости блока пассажирских кресел с одновременном улучшением комфортабельности для пассажиров и упрощением монтажных, демонтажных работ приоппозитно-спаренном размещении кресел.
При анализе известного уровня техники не выявлено технических решений, имеющих аналогичную заявляемому техническому решению совокупность конструктивных признаков, что свидетельствует о соответствии заявляемого технического решении критериям полезной модели: «новизна» и «промышленная применимость», что и подтверждается нижеприведенным описанием полезной модели.
Полезная модель поясняется графическими материалами, где на:
Рис.1 - показана принципиальная схема монтажа на несущей раме каркасов для оппозитно-спаренного размещения кресел;
Рис.2. - показан общий вид блока пассажирских кресел для наземного транспортного средства, предпочтительно, железнодорожного и узел А;
Блок пассажирских кресел для наземного транспортного средства, предпочтительно, железнодорожного содержит соединяемую с рабочими поверхностями салона несущую раму 1. Для присоединения несущей рамы 1 к рабочим поверхностям салона используют, предпочтительно, трапециевидную стойку 2, большее основание которой соединено с несущей рамой, меньшее - с полом салона, а также пластины 3 для соединения с боковой стенкой салона вагона. Для присоединения несущей рамы 1 к рабочим поверхностям салона могут быть использованы и иные средства, например, вертикально-ориентированные стойки (не показано).
На несущей раме 1 по обе стороны относительно ее продольно-вертикальной плоскости симметрии установлен двусторонний каркас для оппозитно-спаренного расположения кресел. На каждой стороне несущей рамы относительно ее продольно-вертикальной плоскости симметрии размещают ряд из двух или трех пассажирских кресел.
Каркас каждого кресла выполнен в виде рамы, имеющей соединяемые между собой горизонтально - ориентированные балки 4 для образования оснований для сидений 5, 6 и вертикально-ориентированные балки 7, 8, формирующих опорные поверхности для спинок 9 оппозитно-спаренных кресел.
Вертикально-ориентированные балки 7, 8 каркаса для спинок кресел наклонны к горизонтально ориентированным балкам 5, 6 для сидений кресел под тупым углом соответствующим 95-115°, что соответствует принятым стандартам наклона спинок стационарных кресел для физиологической позы человека.
Горизонтальные и вертикально-ориентированные балки каркаса выполнены, предпочтительно, в виде металлоизделий с коробчатым поперечным сечением, что обеспечивает оптимальную прочность конструкции каждого каркаса и снижает общую металлоемкость блока пассажирских кресел. Для изготовления балок каркаса могут быть использованы также композитные материалы, например, на основе стеклопластиков, имеющих высокую прочность и низкую материалоемкость.
Верхние части вертикально-ориентированных балок 7 каркасов кресел, расположенных с одной из сторон вертикально-продольной плоскости симметрии, телескопически соединены с нижними частями вертикально-ориентированных балок 10 дополнительных П-образных по форме рам 11. Поверхности вертикально-ориентированных балок 10 рам 11 параллельные продольно-вертикальной плоскости симметрии образуют опорные поверхности для подголовников 12 оппозитно-спаренных кресел (рис.2). По меньшей мере, верхняя часть балок 7 в указанной зоне телескопического соединения их с балками 10 имеет швеллерный профиль поперечного сечения, а нижняя часть каждой вертикально-ориентированной балки 10 рамы 11 со стороны указанного швеллерного профиля балок 7 имеет кронштейн в виде продольно-ориентированной к несущей раме 1 пластины 13, симметричной относительно указанной продольно-вертикальной плоскости и имеющей отверстия под крепежные элементы для соединения с соответствующей вертикально-ориентированной балкой 8 каркаса для спинки оппозитно-спаренного кресла, размещаемого на противоположной стороне относительно указанной плоскости симметрии (рис.1, 2). Боковины пластин 13 и параллельные продольно-вертикальной плоскости симметрии вертикально-ориентированные балки 10 П-образных рам 11 снабжены параллельно расположенными зацепами 15 для ответного силового взаимодействия со скобами 16, установленными на тыльных поверхностях спинок и подголовников кресел. Зацепы 15 на вертикально-ориентированных балках 10 расположены на их поверхностях, образующих опорные поверхности для оппозитно-спаренного размещения подголовников соответствующих кресел. Зацепы 15 на боковинах пластин 13 и аналогичные зацепы на балках 10 расположены поярусно для силового взаимодействия соответственно со скобами подголовников и спинок оппозитно-спаренных кресел.
Каждое кресло формирует посадочное место для пассажира с использованием сидения, спинки и подголовника, при изготовлении которых используют плоские основания с присоединяемыми к ним мягкими опорными элементами. Сидения, спинки и подголовники размещают в чехлах.
Благодаря выполнению посадочного места кресла из отдельных модулей соответственно сидения, спинки и подголовника облегчается процесс формирования опорных мягких элементов с учетом предъявляемым к ним стандартам по формированию анатомически удобных кресел. Опорные мягкие элементы сиденья, спинки, подголовника выполнены из синтетического пористого материала, например, полиуретана, неопрена (пористый каучук) с антропометрическим изгибом лицевых поверхностей, соответствующих физиологическому лондозу крестцового, поясничного, грудного, шейного отделам позвоночника и для затылочной части головы пассажира.
Процесс установки в салоне транспортного средства, например, железнодорожного блока пассажирских кресел, формирующих в салоне вагона удобные для входа и выхода пассажиров купейные зоны, осуществляют следующим образом:
устанавливают вдоль салона ряд последовательно размещаемых несущих рам 1 с формированием между ними купейных зон, поперечно-ориентированных к общему продольно-ориентированному вдоль салона проходу для входа и выхода пассажиров;
на каждой несущей раме по обе стороны относительно ее продольно-вертикальной плоскости симметрии устанавливают рамы, образующие каркасы для кресел, посредством крепления горизонтально-ориентированных балок 5 каркасов к соответствующим балкам несущей рамы 1. Процесс монтажа каркасов осуществляют вдоль купейной зоне, и предпочтительно, в направлении к общему продольно-ориентированному вдоль салона проходу, что облегчает подход оператора к зоне монтажа каждого каркаса, а также монтаж дополнительного оборудования на несущей раме в подкресельной зоне, предназначенной для технического обслуживания салона вагона. Монтаж каждого каркаса осуществляют со стороны продольно-вертикальной плоскости симметрии несущей рамы 1, что соответствует телескопическому соединению вертикально-ориентированных балок 7 с соответствующим образом ориентированными нижними частями балок 10 дополнительной рамы 11. После телескопического соединения балок 7 и 10 к продольно-ориентированным пластинам 13 крепят вертикально-ориентированные балки 8 каркаса, расположенного с противолежащей стороны относительно продольно-вертикальной плоскости симметрии несущей рамы 1. Установку следующих каркасов, предназначенных для размещения на них оппозитно-спаренных кресел, осуществляют в том же порядке в соответствии с направлением их монтажа. После монтажа каркасов на несущей раме 1 осуществляют последовательную установку на каждом каркасе модулей оппозитно-спаренных кресел в последовательности: подголовник, спинка, сиденье. Крепление подголовника и сидения кресла осуществляют при силовом замыкании скоб 16, установленных на тыльных поверхностях подголовников и спинок кресел, с зацепами 15, расположенных соответственно на вертикально-ориентированных балках 10 П-образных рам 11 и боковинах пластин 13. Крепление сидений производят на горизонтально-ориентированных балках каркаса посредством размещаемых на тыльной поверхности сидений средств, взаимодействующих с ответно выполненными посадочными для них зонами крепления на балках (не показано).
В результате производства монтажных работ формируют блок пассажирских кресел с оппозитно-спаренным их размещением на несущей раме в образуемой купейной зоне.
При техническом обслуживании кресел, например, подголовников осуществляют их демонтаж.
Таким образом, при реализации настоящей полезной модели обеспечивается формирование в салоне вагона удобных для входа и выхода пассажиров купейных зон при значительном снижении материалоемкости блока пассажирских кресел с одновременным упрощением монтажных, демонтажных работ при оппозитно-спаренном размещения кресел и с формированием анатомически удобных по комфортабельности посадочных мест для пассажиров.
1. Блок пассажирских кресел для наземного транспортного средства, предпочтительно железнодорожного, содержащий соединяемую с рабочими поверхностями салона транспортного средства несущую раму, на которой по обе стороны относительно ее продольно-вертикальной плоскости симметрии установлен двусторонний каркас, имеющий горизонтально ориентированные основания для сидений и вертикально-ориентированные наклонные под тупым углом к ним опорные поверхности для соответствующих спинок кресел, расположение которых относительно указанной плоскости симметрии оппозитно спаренное, согласно полезной модели, каркас каждого кресла выполнен в виде рамы, образованной соединяемыми между собой горизонтально и вертикально ориентированными балками, верхние части последних для кресел, расположенных с одной из сторон вертикально-продольной плоскости симметрии, телескопически соединены с нижними частями вертикально ориентированных балок дополнительных П-образных по форме рам, поверхности вертикально ориентированных балок которых параллельны указанной плоскости симметрии и образуют опорные поверхности для подголовников оппозитно спаренных кресел, поперечное сечение указанных балок каркаса, по меньшей мере, в зоне их телескопического соединения с балками П-образной рамы имеет швеллерный профиль, со стороны которого нижние части вертикально ориентированных балок П-образной рамы имеют кронштейны в виде продольно ориентированных к несущей раме пластин, симметричных относительно указанной продольно вертикальной плоскости, на каждой пластине выполнены отверстия под крепежные элементы для соответствующей вертикально ориентированной балки каркаса для спинки кресла, оппозитно размещаемой на противоположной стороне относительно указанной плоскости симметрии, при этом торцы пластин и параллельные названной плоскости симметрии вертикально ориентированные балки П-образных рам снабжены параллельно расположенными зацепами для ответного силового взаимодействия со скобами, установленными на тыльных поверхностях спинок и подголовников кресел.
2. Блок пассажирских кресел по п.1, отличающийся тем, что горизонтально и вертикально ориентированные балки каркаса выполнены в виде металлоизделий с коробчатым поперечным сечением.
3. Блок пассажирских кресел по п.2, отличающийся тем, что вертикально ориентированные балки каркаса для спинок кресел и балки П-образной рамы выполнены в виде металлоизделий с швеллерным профилем коробчатого поперечного сечения.
4. Блок пассажирских кресел по п.1, отличающийся тем, что вертикально ориентированные балки каркаса для спинок кресел наклонны к горизонтально ориентированным балкам сидений кресел под углом, соответствующим 95-115°.
5. Блок пассажирских кресел по п.1, отличающийся тем, что несущая рама имеет опору для присоединения к рабочей поверхности салона транспортного средства, которая выполнена в виде трапециевидной стойки, большее основание которой соединено с несущей рамой, а меньшее основание - с полом салона.
6. Блок пассажирских кресел по п.1, отличающийся тем, что тыльная поверхность каждого сиденья, спинки и подголовника образована плоским основанием, с которыми соединены опорные мягкие элементы, образующие соответствующие лицевые поверхности сиденья, спинки, подголовника.
7. Блок пассажирских кресел по п.6, отличающийся тем, что опорные мягкие элементы сиденья, спинки, подголовника выполнены из синтетического пористого материала, предпочтительно полиуретана, неопрена (пористый каучук) с антропометрическим изгибом лицевых поверхностей, соответствующих физиологическому лондозу крестцового, поясничного, грудного, шейного отделам позвоночника и для затылочной части головы пассажира.
8. Блок пассажирских кресел по п.1, отличающийся тем, что на каждой стороне несущей рамы относительно ее продольно-вертикальной плоскости симметрии размещен ряд из двух или трех пассажирских кресел.