Асинхронный электропривод электродвигателя с фазным ротором

 

Полезная модель относится к электротехнике и может быть использована в электроприводах общепромышленных механизмов, например, насосов, транспортеров, вентиляторов и др. асинхронный электропривод с фазным ротором, содержащий асинхронный электродвигатель с фазным ротором, тиристорный коммутатор в цепи статора, на первый управляющий вход тиристорного коммутатора подключен вывод регулятора тока, а на второй управляющий вход - вывод датчика положения ротора, механически связанного с валом асинхронного двигателя, первый управляющий вход регулятора тока соединен с источником задающего напряжения, пропорционального желаемому току статора, а второй - соединен с выводом датчика тока. Параллельно включенным обмоткам ротора подключен встречно выпрямленному току тиристорного коммутатора диод, который создает демпфирующий контур в цепи ротора и уменьшает колебания ротора. В зависимости от сигнала с датчика положения ротора двигателя управляющие импульсы подают на те два тиристора тиристорного коммутатора двух фаз статора асинхронного двигателя, фазную зону которых пересекает магнитная ось обмотки ротора. Техническим результатом является снижение степени колебательности электропривода. 1 н.п., 3 илл.

Полезная модель относится к электротехнике и может быть использована в электроприводах общепромышленных механизмов, например насосов, транспортеров, вентиляторов и др.

Известны асинхронные электроприводы, в которых регулирование скорости вращения вала асинхронного двигателя осуществляется изменением напряжения на статоре с помощью, например, тиристорного преобразователя напряжения при неизменной частоте, равной частоте питающей сети (см., например, Мэрфи Д. Тиристорное управление двигателями переменного тока: Пер. с англ. - М: Энергия, 1979. - С.207-216.). Однако данный способ регулирования скорости характеризуется большими потерями в цепи ротора, тем большими, чем больше скольжение, а это резко ограничивает сферу применения этого способа.

Известен способ регулирования скорости асинхронного двигателя, обеспечивающий возможность получения пониженных скоростей вращения ротора асинхронного двигателя путем создания устойчивого вращающегося магнитного поля с заданной частотой вращения (RU 2095933 C1, 10.11.1997, H02P 7/42). Устройство для реализации способа содержит тиристоры коммутатора, статорные обмотки асинхронного двигателя соединены по схеме "звезда", общая точка которой подключена к одному из зажимов сети однофазного питающего напряжения; катоды тиристоров и аноды тиристоров соединены между собой и подключены к другому зажиму сети однофазного питающего напряжения. Кроме того, устройство снабжено блоком управления, состоящим из стандартных функциональных узлов. Однако устройство характеризуется большими потерями скольжения, что ограничивает его сферу применения.

За прототип предлагаемой полезной модели выбран асинхронный электропривод с фазным ротором (RU 2288535. Опубл. 27.11.2006, Бюл. 33). Электропривод содержит асинхронный электродвигатель с фазным ротором, тиристорный коммутатор в цепи статора, в рассечку между катодными и анодными группами коммутатора включены последовательно обмотка ротора двигателя и датчик тока ротора, на первый управляющий вход тиристорного коммутатора подключен вывод регулятора тока, а на второй управляющий вход - вывод датчика положения ротора, механически связанного с валом асинхронного двигателя. Первый управляющий вход регулятора тока соединен с источником задающего напряжения, пропорционального заданному току статора, а второй соединен с выводом датчика тока.

Достоинство устройства заключается в отсутствии потерь, связанных со скольжением ротора. Однако указанный электропривод характеризуется высокой степенью колебательности, что объясняется отсутствием демпфирующих контуров. Эти контуры имеются в синхронных двигателях в виде демпферной обмотки на роторе, а в асинхронных - в виде короткозамкнутых контуров обмоток ротора.

В основу предлагаемой полезной модели положена задача, заключающаяся в снижении степени колебательности за счет создания короткозамкнутого контура на роторе, путем шунтирования его обратным диодом.

Решение поставленной задачи достигается тем, что асинхронный электропривод с фазным ротором, содержащий асинхронный электродвигатель с фазным ротором, тиристорный коммутатор в цепи статора, в рассечку между катодными и анодными группами тиристорного коммутатора включены последовательно обмотка ротора двигателя и датчик тока ротора, на первый управляющий вход тиристорного коммутатора подключен вывод регулятора тока, а на второй управляющий вход - вывод датчика положения ротора, механически связанного с валом асинхронного двигателя, первый управляющий вход регулятора тока соединен с источником задающего напряжения, пропорционального желаемому току статора, а второй соединен с выводом датчика тока, согласно полезной модели электропривод дополнительно снабжен диодом, который подключен параллельно обмотке ротора в направлении, противоположном выпрямленному току тиристорного коммутатора.

Особенность предлагаемого решения состоит в том, что с одной стороны, в нем сохраняются все достоинства прототипа (простая схема тиристорного коммутатора, исключаются потери скольжения в роторе, для реверса электропривода не требуется двойного комплекта вентилей в тиристорном коммутаторе), а с другой - благодаря дополнительному диоду на роторе появляется короткозамкнутый контур, создающий демпфирующий момент, что снижает степень колебательности электропривода.

Сущность полезной модели поясняется чертежами, где изображены:

на фиг.1 - схематичный поперечный разрез асинхронного двигателя;

на фиг.2 - пример функциональной схемы асинхронного электропривода с фазным ротором;

на фиг.3 - диаграммы, поясняющие принцип работы датчика положения ротора.

На фиг.1 представлен в разрезе пример трехфазного асинхронного двигателя с фазным ротором, когда в пазах статора 1, расположенных в плоскостях A-a, B-b и C-c, сдвинутых пространственно на 120 электрических градусов, размещены обмотки 2, 3 и 4 статора. В пазах ротора 5 размещены фазные обмотки 6, 7 и 8 многофазной обмотки ротора, расположенные в плоскостях X-x, Y-y и Z-z, также сдвинутых пространственно друг относительно друга на 120 электрических градусов.

На фиг.2 начала обмоток 2, 3 и 4 подсоединены к фазным зажимам A, B и C источника трехфазного напряжения питания, а концы этих обмоток - ко входам тиристорного коммутатора 9. Тиристоры 10, 11 и 12 в коммутаторе 9 образуют катодную группу, а тиристоры 13, 14 и 15 - анодную группу вентилей. В рассечку между анодной и катодной группами вентилей включен датчик выпрямленного тока 16. На первый управляющий вход тиристорного коммутатора 9 подключен выход регулятора тока 17, а на последующие шесть его управляющих входов подключены выводы датчика 18 положения ротора 5. Этот датчик механически связан с валом ротора асинхронного двигателя. Первый управляющий вход регулятора тока 17 подключен к источнику напряжения U ЗТ, которое пропорционально заданной величине тока статора, а второй соединен с датчиком выпрямленного тока 16.

Параллельно обмоткам ротора 6 и 7 подключен диод 19, при этом направление проводимости диода выбрано противоположным выпрямленному току тиристорного коммутатора 9.

На фиг.3 изображена диаграмма, поясняющая принцип работы датчика 18 положения ротора 5. Здесь заштрихованные участки диаграммы на уровнях Т10-Т15 означают замкнутые положения тиристоров 10-15 в зависимости от угла поворота ротора 5 электродвигателя. В зависимости от угла поворота вала ротора 5 двигателя датчик 18 положения ротора разрешает подачу управляющих импульсов на тиристоры анодной и катодной групп коммутатора 9 в следующей последовательности: при изменении угла поворота ротора 5 от нуля до 120 градусов (электрических) отпирают тиристор 10, от 120 до 240 градусов - тиристор 11, от 240 до 360 градусов - тиристор 12, принадлежащие анодной группе коммутатора 9. Одновременно датчик 18 положения ротора 5 разрешает подачу отпирающих импульсов на тиристоры катодной группы: при изменении угла от 60 до 180 градусов отпирают тиристор 15, от 180 до 300 градусов - тиристор 13, от 300 до 60 градусов следующего электрического оборота ротора 5 - тиристор 14.

Благодаря выбранной последовательности отпирания тиристоров достигается дискретное (шаговое) круговое перемещение вектора магнитодвижущей силы FC статора в воздушном зазоре двигателя.

За исходное состояние электропривода принимается мгновенное состояние всех его элементов, когда вращающийся по часовой стрелке ротор 5 занимает пространственное положение, как на фиг.1, т.е. плоскость X-x обмотки 6 ротора располагается между плоскостями B-b и C-c обмоток 3 и 4 статора, а плоскость Y-y обмотки 7 - между плоскостями A-a и C-c. На фиг.3 это положение обозначено 0. В целях наглядности изложения начало отсчета угла поворота ротора на графиках (фиг.3) и исходное положение ротора 0 выбраны несовпадающими.

В положении ротора 0, принятом за исходное, управляющие импульсы подаются только на тиристоры 10 и 14. Поэтому ток протекает от фазы А питающей сети к фазе В только в положительные полупериоды приложенного напряжения и по следующей цепи (см. фиг.2): фаза А - обмотка 2 - тиристор 10 - датчик выпрямленного тока 16 - обмотка 6 - обмотка 7 - тиристор 14 - обмотка 3 - фаза В. Направления токов во всех обмотках статора 1 и ротора 5, соответствующие описанному исходному мгновенному положению ротора 5, указаны на фиг.1. Ток, протекающий по обмоткам 2 и 3 статора, создает магнитодвижущую силу, обозначенную на фиг.1 вектором FC . Ток, протекающий по обмоткам 6 и 7 ротора 5, создает магнитодвижущую силу, обозначенную на фиг.1 вектором FP.

Электропривод работает следующим образом. Так как направления векторов FC и FP не совпадают (а при 0 они взаимно ортогональны), то двигатель будет развивать момент, а его ротор 5 придет во вращение по часовой стрелке. Наличие короткозамкнутого контура, образованного обмотками 6, 7 и диодом 19, уменьшит степень колебательности электропривода.

Когда ротор 5 двигателя повернется из положения 0 до угла поворота ротора =60 градусов, то в соответствии с диаграммой (фиг.3) датчик 18 положения ротора 5 прекратит подачу отпирающих импульсов на тиристор 14, но одновременно разрешит их подавать на тиристор 15. В результате импульсы тока от питающей сети пойдут по цепи: фаза А - обмотка 2 - тиристор 10 - датчик выпрямленного тока 16 - обмотка 6 - обмотка 7 - тиристор 15 - обмотка 4 - фаза С, а вектор магнитодвижущей силы (далее МДС) статора повернется по часовой стрелке на 60 градусов от начала отсчета на фиг.3 (и на 30 градусов от a0). Через 120 градусов от начала отсчета (фиг.3) датчик положения ротора 18 запрещает подавать управляющие импульсы на управляющий вход тиристора 10, но разрешает подавать их на управляющий вход тиристора 11. Через 180 градусов импульсы снимаются с тиристора 15 и подаются на тиристор 13 и т.д. Осуществляя таким образом через каждые 60 градусов переключения токов в фазных обмотках статора, обеспечивают пространственное круговое движение МДС статора вдоль окружности воздушного зазора двигателя так, что эта МДС перемещается синхронно с вращающимся ротором двигателя. Благодаря такому совместному вращательному движению ротора двигателя и МДС обмотки статора достигается непрерывность вращающего момента двигателя.

Величина момента двигателя определяется величиной тока, протекающего по обмоткам ротора и статора двигателя. Величина же этого тока задается напряжением UЗТ на входе регулятора тока 17.

Промышленная применимость предлагаемого решения.

Асинхронный электропривод и способ управления им могут быть рекомендованы для общепромышленных механизмов (насосов, вентиляторов, транспортеров и т.д.).

Асинхронный электропривод с фазным ротором, содержащий асинхронный электродвигатель с фазным ротором, тиристорный коммутатор в цепи статора, в рассечку между катодными и анодными группами тиристорного коммутатора включены последовательно обмотка ротора двигателя и датчик тока ротора, на первый управляющий вход импульсного коммутатора подключен вывод регулятора тока, а на второй управляющий вход - вывод датчика положения ротора, механически связанного с валом асинхронного двигателя, первый управляющий вход регулятора тока соединен с источником задающего напряжении, пропорционального желаемому току статора, а второй соединен с выводом датчика тока, отличающийся тем, что электропривод дополнительно снабжен диодом, который подключен параллельно обмотке ротора в направлении, противоположном выпрямленному току тиристорного коммутатора.



 

Похожие патенты:

Система шунтирования относится к устройствам преобразовательной техники и может быть применена в реверсивных тиристорных электроприводах постоянного тока с обратной связью по скорости. Устройство однополярного шунтирования тиристоров в реверсивном трехфазном тиристорном электроприводе предназначено для своевременного шунтирования токов обусловленных ЭДС самоиндукции, устраняя тем самым отрицательные составляющие выпрямленного напряжения катодной группы тиристоров и положительные составляющие анодной группы

Полезная модель относится к области электротехники и электромашиностроения, в частности, к построению групповых коммутаторов постоянного тока
Наверх