Вкладыш под шибер стрелочного электропривода

 

Полезная модель относятся к средствам управления положением стрелочного перевода железнодорожного, трамвайного пути, в частности, к стрелочным переводам. Задача заявляемого технического решения является повышение безопасности движения подвижного состава. Технический результат, заключается заключающийся в отсутствии периодического обслуживания стрелочного электропривода, отсутствии периодического смазывания вкладыша, в увеличение срока службы вкладыша под шибер стрелочного электропривода. Технический результат достигается вкладышем под шибер стрелочного электропривода состоящим из основания и слоя из антифрикционного материала, при этом вкладыш выполнен плоским, имеет форму прямоугольника, толщина слоя антифрикционного материала составляет (2,0-4,0) мм, а общая толщина вкладыша (6,0-8,0) мм, имеет отверстия для крепления к основанию корпуса стрелочного электропривода, слой антифрикционного материала соединен с основанием вкладыша путем припекания, выполнен из порошкового металлокерамического материала на основе железа содержащего, мас.%: графит 0,6-1,5, никель 1,0-3,0, медь 2,5-5,0, дисульфид молибдена 0,8-1,0, имеет твердость по Бринеллю не менее 90 НВ, объемную пористость не более 25%, пропитан смазкой с температурой замерзания не ниже минус 60°С, смазка дополнительно содержит порошок дисульфида молибдена и порошок меди в количестве 1,5-5,0 мас.% каждого из указанных порошков, при этом зернистость порошков находится в пределах 0,1-10 мкм, а количество смазки после пропитки составляет не менее 1% от массы антифрикционного материала. Кроме этого в качестве смазки используется масло марки АМГ-10.

Полезная модель относится к средствам управления положением стрелочного перевода железнодорожного, трамвайного пути, в частности, к стрелочным электроприводам

Известно, что в узлах трения широко применяться изделия из антифрикционных спеченных материалов, пропитанных в машинном масле (Ермаков С.С., Вязников Н.Ф. Порошковые стали и изделия. - Л.: Машиностроение, 1990, стр.201-207.). Данные изделия обладают высокими износостойкими свойствами т.к. материал, из которого они изготовлены, обладают эффектом самосмазывания в процессе работы. Материалы, предназначенные для антифрикционных изделий, изготавливают большей частью на основе железа с добавлением легирующих добавок, таких как медь, графит, никель, молибден, хром и др. и пропиткой маслом с температурой замерзания в пределах минус (15-20)°С. Для получения необходимой структуры и механических свойств, спеченные изделия дополнительно подвергаются термической обработке. В своем большинстве порошковые изделия после спекания не подвергаются дополнительной механической обработке. Вкладыш под шибер стрелочного электропривода, кроме механической прочности, должен обладать рядом функциональных свойств. Но, как показал анализ технической литературы, не из всех антифрикционных материалов на основе железа, могут быть изготовлены вкладыши под шибер стрелочного электропривода. Вкладыш должен обладать высокими прочностными характеристиками, при высокой пористости, удержать в порах впитанное машинное масло в широком температурном диапазоне, не замерзать при низких температурах до минус (50-60)°С. Это обусловлено тем, что вкладыш под шибер стрелочного электропривода эксплуатируется в различных климатических зонах, условиях с перепадом температур более 100°С (Справочник инженера путейца. Транспорт. 1972 г, стр.655-666). Вибрации и ударные нагрузки от проходящих составов, наличие агрессивных сред, присутствуют весь период эксплантации стрелочного привода. Чтобы снизить износ вкладыша, исключить явление заклинивания при отсутствии обслуживания стрелочного электропривода, он должен сохранять эффект самосмазывания не менее пяти лет.

Известен вкладыш упорный (подшипник скольжения) http://www.detalmach.ru/lect7.htm состоящий из основания и слоя из антифрикционного материала, при этом контактная поверхность вкладыша выполнена плоской. Недостаток данного вкладыша является необходимость постоянной или периодической смазки.

Задача заявляемого технического решения является повышение безопасности движения подвижного состава.

В процессе решения поставленной задачи достигается технический результат, заключающийся в отсутствии периодического обслуживания стрелочного электропривода, отсутствии периодического смазывания вкладыша, в увеличение срока службы вкладыша под шибер стрелочного электропривода.

Технический результат достигается вкладышем под шибер стрелочного электропривода, состоящим из основания и слоя из антифрикционного материала, при этом вкладыш выполнен плоским, имеет форму прямоугольника, толщина слоя антифрикционного материала составляет (2,0-4,0) мм, а общая толщина вкладыша (6,0-8,0) мм, имеет отверстия для крепления к основанию корпуса стрелочного электропривода, слой антифрикционного материала соединен с основанием вкладыша путем припекания, выполнен из порошкового металлокерамического материала на основе железа содержащего, мас.%: графит 0,6-1,5, никель 1,0-3,0, медь 2,5-5,0, дисульфид молибдена 0,8-1,0, имеет твердость по Бринеллю не менее 90 НВ, объемную пористость не более 25%, пропитан смазкой с температурой замерзания не ниже минус 60°С, смазка дополнительно содержит порошок дисульфида молибдена и порошок меди в количестве 1,5-5,0 мас.% каждого из указанных порошков, при этом зернистость порошков находится в пределах 0,1-10 мкм, а количество смазки после пропитки составляет не менее 1% от массы антифрикционного материала. Кроме этого, в качестве смазки используется масло марки АМГ-10.

В процессе работы стрелочного привода, перемещении шибера происходит при значительных усилиях, что приводит созданию высоких контактные давлений между шибером и вкладышем направляющей шибера. Контактная поверхность вкладыша испытывают высокое давление со стороны шибера. Поверхность скольжения вкладыша с припеченным слоем из антифрикционного металлокерамического пористого материала, пропитанного смазкой, в зоне контакта поверхностей покрывается выдавливаемой смазкой, за счет чего уменьшается коэффициент трения и соответственно интенсивность изнашивания материала вкладыша и шибера и увеличивается срок службы шибера. Поскольку в состав смазки входят порошки дисульфида молибдена и меди, происходит натирание контактной поверхности данными материалами. После перевода стрелки наступает состояния покоя, большая часть масла впитывается обратно в поры антифрикционного спеченного материала, на поверхности остается тонкий слой меди и дисульфида молибдена. Такая поверхность успешно работает в условиях низких температур и моменты начала движения. Со временем, от длительной эксплуатации, количество смазки на контактной поверхности становится все меньше. При отсутствии на поверхности смазки в виде масла. Происходит процесс самосмазывания поверхности за счет наличия в составе втулки дисульфида молибдена, меди, углерода.

Проводятся эксплуатационные испытания заявляемого вкладыша, после 6 месяцев работы следов коррозии на вкладыше не обнаружено. Благодаря наличию на контактных поверхностях шибера и вкладыша пленки смазки с частицами меди и дисульфида молибдена стрелочный электропривод не требует проведения профилактических работ, а вкладыш периодического смазывания. Применение предлагаемого вкладыша позволяет сократить затраты на содержание и текущее обслуживание стрелочного привода.

1. Вкладыш под шибер стрелочного электропривода, состоящий из основания и слоя из антифрикционного материала, отличающийся тем, что вкладыш выполнен плоским, имеет форму прямоугольника, толщина слоя антифрикционного материала составляет 2,0-4,0 мм, а общая толщина вкладыша 6,0-8,0 мм, имеет отверстия для крепления к основанию корпуса стрелочного электропривода, слой антифрикционного материала соединен с основанием вкладыша путем припекания, выполнен из порошкового металлокерамического материала на основе железа, содержащего мас.%: графит 0,6-1,5, никель 1,0-3,0, медь 2,5-5,0, дисульфид молибдена 0,8-1,0, имеет твердость по Бринеллю не менее 90 НВ, объемную пористость не более 25%, пропитан смазкой с температурой замерзания не ниже минус 60°С, смазка дополнительно содержит порошок дисульфида молибдена и порошок меди в количестве 1,5-5,0 мас.% каждого из указанных порошков, при этом зернистость порошков находится в пределах 0,1-10 мкм, а количество смазки после пропитки составляет не менее 1% от массы антифрикционного материала.

2. Вкладыш по п.1, отличающийся тем, что в качестве смазки используется масло марки АМГ-10.



 

Наверх