Устройство управления спускоподъемными режимами работы подъемных механизмов


H02P25/26 - Управление или регулирование электрических двигателей, генераторов, электромашинных преобразователей; управление трансформаторами, реакторами или дроссельными катушками (конструкции пусковых аппаратов, тормозов или других управляющих устройств см. в соответствующих подклассах, например механические тормоза F16D, механические регуляторы скорости G05D; переменные резисторы H01C; пусковые переключатели H01H; системы для регулирования электрических или магнитных переменных величин с использованием трансформаторов, реакторов или дроссельных катушек G05F; устройства, конструктивно связанные с электрическими двигателями, генераторами, электромашинными преобразователями, трансформаторами, реакторами или дроссельными катушками, см. в соответствующих подклассах, например H01F,H02K; соединение или управление
H02P25/24 - Управление или регулирование электрических двигателей, генераторов, электромашинных преобразователей; управление трансформаторами, реакторами или дроссельными катушками (конструкции пусковых аппаратов, тормозов или других управляющих устройств см. в соответствующих подклассах, например механические тормоза F16D, механические регуляторы скорости G05D; переменные резисторы H01C; пусковые переключатели H01H; системы для регулирования электрических или магнитных переменных величин с использованием трансформаторов, реакторов или дроссельных катушек G05F; устройства, конструктивно связанные с электрическими двигателями, генераторами, электромашинными преобразователями, трансформаторами, реакторами или дроссельными катушками, см. в соответствующих подклассах, например H01F,H02K; соединение или управление

 

Полезная модель относится к электротехнике и может использоваться в асинхронных электроприводах при питании двигателя, как от промышленной сети, так и от автономного источника питания типа дизель-генератора.

Техническая задача - автоматизация перехода с силового спуска груза на тормозной в зависимости от момента, развиваемого грузом, реализация плавного регулирования скорости подъема и спуска, повышение жесткости механических характеристик электропривода на пониженных скоростях, исключение дросселя и переход на резисторы в роторной цепи, реализация режима рекуперативного торможения при спуске тяжелого груза.

Для уменьшения пускового момента при включении двигателя в направлении спуска в цепь ротора включаются три ступени резисторов. При спуске груза двигатель первоначально включается в направлении спуска. Микроконтроллерная система управления следит за скоростью спуска и, если скорость спуска превышает заданное значение, электродвигатель переключается в направлении подъема и спуск идет в режиме торможения противовключением. В диапазоне скоростей от нуля до половины синхронной как при подъеме, так и при спуске происходит плавное регулирование скорости. Сигнал текущей скорости формируется по данным датчиков напряжения и частоты роторной цепи. При задании скорости больше половины синхронной как при подъеме, так и при спуске в цепи ротора остается невыключаемая ступень резисторов, обеспечивая спуск при рекуперативном торможении.

3 ил.

Полезная модель относится к электротехнике и может использоваться в электроприводах переменного тока на базе асинхронного электродвигателя при питании электродвигателя, как от промышленной сети, так и от автономного источника питания типа дизель-генератора ограниченной мощности, сопоставимой с мощностью питаемых от него электродвигателей, в основном для механизмов подъема кранов как стационарных, так и подвижных на автомобильном или гусеничном ходу.

Известны решения по управлению спускоподъемными режимами работы подъемных механизмов с асинхронными электродвигателями (Яуре А.Г., Певзнер Е.М. Крановый электропривод. Справочник. - М.; Энергоатомиздат, 1988. - 344 с., ил. стр.251-277), однако в этих решениях управление возлагается на человека.

Наиболее близким и принятым за прототип является устройство управления автоматизацией пуско-тормозных режимов дроссельного асинхронного электропривода (Патент РФ 2311725, МПК Н02Р 5/40, 7/62, опубл. 27.11.2007). Работа устройство основана на учете непостоянства момента трения кранового механизма подъема.

Однако, в устройстве используются громоздкий и дорогой дроссель, требуется отключение фаз ротора при силовом спуске, обратная связь по напряжению не обеспечивает требуемой жесткости и стабильности механических характеристик при регулировании скорости, отсутствует возможность плавного регулирования посадочных скоростей при спуске груза на месте его установки, отсутствует режим рекуперативного торможения при спуске тяжелых грузов.

Технической задачей заявляемой полезной модели является упрощение конструкции устройства, обеспечение плавного регулирования скорости при подъеме и спуске грузов с малыми скоростями с повышенной жесткостью механических характеристик при регулировании, обеспечение работы на механических характеристиках электродвигателя, близких к естественным, со спуском тяжелых грузов на максимальных скоростях в режиме рекуперативного торможения.

Указанная техническая задача решается тем, что дроссель заменяется тремя ступенями резисторов, включенных последовательно друг за другом, первая из которых невыключаемая, подключенная к кольцам ротора, вторая ступень двигательного режима и третья ступень противовключения, отключаемая шунтированием резисторов этой ступени в режиме подъема груза, отключаются закорачиванием концов резисторов невыключаемой ступени контактором закорачивания в звезду при подъеме и спуске груза с максимальными скоростями, когда электродвигатель работает на характеристиках близких к естественным характеристикам, и тяжелый груз спускается при работе электродвигателя в режиме рекуперативного торможения. Повышение жесткости и стабильности регулировочных механических характеристик достигается введением датчика частоты напряжения на кольцах ротора электродвигателя, а плавное регулирование скорости подъема/спуска - отказом от дискретного задания скорости и заменой его аналоговым сигналом.

Сущность полезной модели поясняется чертежами, где на фиг.1 - представлена функциональная схема устройства управления спускоподъемными режимами работы автоматизации с тиристорным регулятором скорости; на фиг.2 - механические характеристики, отражающие режимы работы модели при спуске/подъеме легкого груза; на фиг.3 представлены механические характеристики, отражающие режимы работы модели при спуске/подъеме тяжелого груза.

Устройство управления спускоподъемными режимами работы подъемного механизма (фиг.1) содержит источник энергии 1 (промышленная сеть или автономный источник типа дизель-генератор), питающий через автоматический выключатель 2 и реверсивный пускатель 3 асинхронный электродвигатель 4, в каждую фазу роторной цепи которого включены последовательно друг за другом три ступени резисторов, первая из которых невыключаемая с резисторами 5 подключена к кольцам ротора, а вторые концы резисторов могут закорачиваться в звезду контактами 9 контактора закорачивания с катушкой 8 для получения характеристик близких к естественным, вторая ступень с резисторами 6 включена для двигательного режима, а третья ступень противовключения с резисторами 7, с возможностью их шунтирования контактами 11 контактора противовключения с катушкой 10, вторыми концами своих резисторов подключена к соединенным в треугольник тиристорам 13 регулирования скорости блока тиристоров 12, управляемых микроконтроллерной системой управления 16, к входу которой подключено устройство задания скорости 17, а также выходы датчиков частоты 14 и напряжения 15, которые в свою очередь подключены к выводам роторной цепи электродвигателя 4.

Устройство задания скорости (джойстик или система автоматизации объекта) выдает напряжение задания UЗ, уровень которого содержит информацию о требуемом направлении вращения электродвигателя и его скорости. Микроконтроллерная система управления анализирует значение U З, формирует команду реверсивному контактору для работы электродвигателя на подъем (П) или спуск (С), управляет контакторами, обеспечивающими шунтирование ступени сопротивления противовключения и закорачивание концов невыключаемой ступени резисторов ротора электродвигателя, и управляет тиристорами блока тиристоров, обеспечивая регулирование скорости. Датчик напряжения реагирует на изменение скорости электродвигателя, выдавая напряжение обратной связи Uoc микроконтроллерной системе управления для поддержания заданной скорости электродвигателя. Датчик частоты напряжения ротора обеспечивает сигнал обратной связи по частоте foe для реализации интегральной составляющей регулятора скорости, повышающей жесткость механических характеристик в установившихся режимах работы.

Особенность работы механизма подъема заключается в том, что груз всегда тянет вниз в направлении спуска. При отключенном и расторможенном электродвигателе падению груза препятствует только момент трения Мтр механизма. Момент трения величина непостоянная. В неподвижном состоянии создается момент трогания механизма Мтро. При движении механизма момент трения уменьшается. В дальнейшем изложении учитывается М тро.

Если момент, создаваемый грузом, меньше момента трения, то для его спуска требуется двигательный режим работы двигателя на спуск. Такой груз условно назван легким, создаваемый им момент обозначен Mгр1., a режим такого спуска назван силовым спуском. Если же груз преодолевает момент трения, то для его спуска требуется работа двигателя в тормозном режиме. Такой груз условно назван тяжелым, создаваемый им момент обозначен Мгр2., а режим такого спуска назван тормозным спуском.

Принцип автоматизации управления поясняется на механических характеристиках электропривода для спуска легкого груза на фиг.2 и для спуска тяжелого груза на фиг.3.

Характеристики 1n, 2n и 3n (фиг.2) соответствуют установке устройства задания скорости в положение на подъем. Жирными линиями выделены участки характеристик, участвующие в работе модели. На невыделенных участках характеристик привод никогда не работает.

Характеристика 1n - искусственная характеристика электродвигателя при работе на подъем, соответствующая включению в ротор (для уменьшения токов в роторе в динамических режимах) невыключаемой ступени резисторов с сопротивлениями примерно равными активному сопротивлению фаз обмоток ротора. В дальнейшем изложении эта характеристика условно названа характеристикой близкой к естественной. На эту характеристику электродвигатель попадает только в случае, если электродвигатель имеет скорость >0,50, где 0 - синхронная скорость электродвигателя. Характеристика 2n ограничивает максимальное значение момента при плавном регулировании скорости подъема в диапазоне от =0 до =0,50. Она соответствует случаю зашунтированной ступени сопротивления противовключения. Характеристика 3n формируется при плавном регулировании скорости подъема.

Характеристики 1с, 2с, 3с и 4с соответствуют установке устройства задания скорости в положение на спуск. Характеристика 1с как и 1n - характеристика близкая к естественной, но при работе на спуск. На эту характеристику электродвигатель попадает только в случае, если электродвигатель имеет скорость в диапазоне от =-0,50 до =-0. Характеристики 2с и 3с аналогичны и соответствуют включенной в цепь ротора ступени сопротивления противовключения. Характеристика 2с во 2-м квадранте ограничивает тормозной момент режима торможения противовключением электродвигателя, продолжающего еще вращаться в направлении подъема при снижении скорости. В 3-м квадранте она ограничивает максимальное значение момента при плавном регулировании скорости спуска легкого груза в диапазоне от =0 до =-0,50. Выделенная часть характеристики 3с соответствует случаю, когда устройство задания скорости дает задание на спуск, а микроконтроллерная система управления определила, что груз тяжелый, и статорную цепь электродвигателя переключила на подъем. Характеристика 4с формируется при плавном регулировании скорости спуска.

На фиг.2 представлены переходы с характеристики на характеристику при изменении задания скорости подъема и спуска легкого груза. Момент трения (взят момент трения трогания М тро) больше момента Mгр1, создаваемого легким грузом. Рассмотрены два случая изменения режимов работы.

В первом случае вначале дается ступенчатое задание скорости для работы на характеристике 3n. Происходит создание пускового момента (точка 1) и двигатель разгоняется по характеристике 2n до точки 2. Потом продолжается разгон по характеристике 3n до точки 3, в которой момент двигателя М=Мтрогр1 и разгон двигателя прекращается. Затем ступенчато изменяется задание скорости на спуск груза со скоростью на характеристике 4с. Переключается пускатель статора на спуск и из точки 3 происходит переход в точку 4 на характеристике 2с. Происходит торможение электродвигателя противовключением до точки 5, в которой изменяется направление вращения электродвигателя и по той же характеристике скорость спуска растет до точки 6, с которой происходит переход по характеристике 4с до точки 7, в которой М=Мтро-M гр1. Наконец, опять ступенчато задание скорости изменяется для подъема на характеристике 3n. Происходит переход от характеристики к характеристике по точкам 7-8-9-1-2-3.

Во втором случае рассмотрен подъем и спуск легкого груза на максимальной скорости. При ступенчатом задании максимальной скорости подъема происходит переход от характеристики к характеристике по точкам 1-10-11-12. Если при работе в точке 12 ступенчато задать максимальную скорость спуска, то переход от характеристики к характеристике происходит по точкам 12-13-14-15-16. Если затем вновь ступенчато дать задание на подъем с максимальной скоростью, то переход от характеристики к характеристике происходит по точкам 16-17-9-1-10-11-12. Таким образом, если груз легкий и не преодолевает при спуске момента трения, то никаких проблем со спуском и подъемом не возникает.

Проблемы возникают при спуске тяжелого груза, так как он осуществляется при включении статорной цепи электродвигателя на подъем. На фиг.3 рассматривается спуск тяжелого груза, создающего при спуске момент Мгр2, превышающий момент трения трогания Мтро. Назначение используемых характеристик описано при рассмотрении фиг.2. Дополнительно введена характеристика 5с, используемая для тормозного спуска такого груза в режиме торможения противовключением двигателя, статорная цепь которого включена на подъем.

Ниже рассматриваются при спуске тяжелого спуска те же режимы, как и при спуске легкого груза.

Вначале дается ступенчатое задание скорости для работы на характеристике 3n. Происходит создание пускового момента (точка 1) и двигатель разгоняется по характеристике 2n до точки 2. Потом продолжается разгон по характеристике 3n до точки 3, в которой момент двигателя М=Mтрогр2 и разгон двигателя прекращается. Затем ступенчато изменяется задание скорости на спуск груза со скоростью на характеристике 4с. Переключается пускатель статора на спуск и из точки 3 происходит переход в точку 4 на характеристике 2с. Происходит торможение электродвигателя противовключением до точки 5, в которой изменяется направление вращения электродвигателя и по той же характеристике скорость спуска растет до точки 6, с которой происходит переход по характеристике 4с до точки 7. В точке 7 момент двигателя равен нулю и груз под действием своего веса разгоняется, и скорость спуска становится больше заданной. Микропроцессорная система управления по данным датчиков напряжения и частоты контролирует скорость спуска и при определенном значении превышения заданной скорости в точке 8 дает команду на переключение статорной цепи на подъем и задает задание на тормозной спуск по характеристике 5с. В точке 9 момент двигателя М=Мгр2тро и происходит спуск груза с установившейся скоростью. Наконец, опять ступенчато задание скорости изменяется для подъема на характеристике 3n. Происходит переход от характеристики к характеристике по точкам 9-10-11-1-2-3.

Рассмотрим случай, когда необходимо подъем и спуск тяжелого груза производить на максимальной скорости. При ступенчатом задании максимальной скорости подъема происходит переход от характеристики к характеристике по точкам 1-12-13-14. Если при работе в точке 14 ступенчато задать максимальную скорость спуска, то переход от характеристики к характеристике происходит по точкам 14-15-16-17-18. Двигатель будет работать в точке 18 в режиме рекуперативного торможения. Если затем вновь ступенчато дать задание на подъем с максимальной скоростью, то переход от характеристики к характеристике происходит по точкам 18-19-11-1-12-13-14.

При работе полезной модели решаются следующие задачи:

- автоматизация перехода с силового спуска на спуск тормозной в зависимости от момента, развиваемого грузом;

- реализация плавного регулирования скорости подъема при выборе слабины канатов и посадочных скоростей при спуске груза;

- исключение дросселя и переход на ступени резисторов в роторной цепи электродвигателя;

- повышение жесткости и стабильности механических характеристик электропривода при регулировании скорости;

- реализация режима рекуперативного торможения при спуске тяжелого груза.

Полезная модель предназначена для использования в электроприводах переменного тока на базе асинхронного электродвигателя с фазным ротором для подъемных механизмов кранов, бурильных установок и им подобным.

Устройство управления спускоподъемными режимами работы подъемных механизмов, включающее в себя асинхронный электродвигатель с фазным ротором, подключенный через реверсивный пускатель и автоматический выключатель к источнику энергии, характеризующееся тем, что в каждую фазу роторной цепи электродвигателя включены последовательно друг за другом три ступени резисторов, при этом начала резисторов первой невыключаемой ступени подключены к кольцам ротора, а точки соединения концов резисторов первой ступени с началами резисторов второй ступени подключены к контактам контактора закорачивания с возможностью соединения этих точек в звезду, третья ступень резисторов выполнена с возможностью шунтирования ее резисторов контактами контактора противовключения, вторыми концами своих резисторов она подключена к соединенным в треугольник тиристорам блока тиристоров, соединенных с микроконтроллерной системой управления, которая соединена с катушками контакторов закорачивания и противовключения, а к входу микроконтроллерной системы управления подключено устройство задания скорости, а также выходы датчиков частоты и напряжения, которые, в свою очередь, подключены к выводам роторной цепи электродвигателя.



 

Похожие патенты:

Система автоматического регулирования скорости двигателя постоянного тока независимого возбуждения построенная по принципу подчиненного регулирования параметров со скоростным и токовым контурами.

Полезная модель относится к области энергетики и может быть использована для осуществления рекуперативного торможения электроподвижного состава - метропоездов, трамваев, электричек.
Наверх