Износостойкая зубчатая передача

 

Изобретение относится к зубчатым передачам открытого и закрытого типов, с прямозубыми и косозубыми колесами, работающими в условиях консистентного и жидкостного смазывания, и предназначено для повышения износостойкости рабочих поверхностей зубьев и стойкости этих поверхностей к выкрашиванию.

Согласно изобретению, покрытие из износостойкого материала нанесено на рабочие поверхности ведущего и ведомого колес, а поперечные канавки выполнены на рабочих поверхностях зубьев ведомого и ведущего колес без выхода на торцевую поверхность под углом к нормали, проведенной к торцевой поверхности зуба. Канавки выполнены глубиной, равной толщине диффузионной зоны, полученной в результате термодиффузионного насыщения карбидообразующими элементами, имеют форму полуокружности в поперечном сечении, заполнены антифрикционным материалом, и расположены на расстоянии, не меньшем десяти толщин износостойкого покрытия.

3 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к зубчатым передачам открытого и закрытого типов, с прямозубыми и косозубыми чугунными колесами, работающими в условиях консистентного и жидкостного смазывания и предназначено для повышения износостойкости рабочих поверхностей зубьев и стойкости этих поверхностей к выкрашиванию.

Традиционное упрочнение рабочих поверхностей стальных зубчатых колес - цементация, нитроцементация, азотирование не позволяют создать такую твердость рабочих поверхностей зубьев, которую можно создать термодиффузионным насыщением чугуна карбидообразующими элементами.

Термодиффузионное насыщение стальных зубчатых колес карбидообразующими элементами может привести к обезуглераживанию внутренних, лежащих под карбидным покрытием слоев и как следствие - к возможности продавливания созданного карбидного покрытия.

При термодиффузионном насыщении карбидообразующими элементами чугунных зубчатых колес обезуглераживания внутренних, лежащих под покрытием слоев не происходит.

Наиболее близким аналогом к заявляемому объекту является зубчатая передача где на рабочие поверхности зубьев ведомого и ведущего зубчатых колес нанесен равномерный слой термодиффузионного покрытия из износостойкого материала, а на рабочих поверхностях зубьев сопряженных колес выполнены поперечные канавки длиной, меньшей ширины рабочей поверхности зубьев. Канавки заполнены антифрикционным материалом и расположены на расстоянии, не меньшем десяти толщин износостойкого покрытия (см. Патент на ПМ 120735).

Задача, решаемая изобретением, заключается в повышении срока службы зубчатой передачи.

Технический результат обеспечивается снижением сил трения.

Поставленная задача решается тем, что в известной передаче с целью повышения износостойкости покрытие износостойким материалом выполнено на рабочих поверхностях зубьев ведомого и ведущего колес и поперечные канавки, имеющие V- образную форму, выполнены на рабочих поверхностях зубьев ведомого и ведущего колес без выхода на торцевую поверхность зуба, согласно изобретению покрытие из износостойкого материала нанесено на рабочие поверхности ведомого и ведущего колес, а поперечные канавки выполнены на рабочих поверхностях зубьев ведомого и ведущего колес без выхода на торцевую поверхность под углом к нормали, проведенной к торцевой поверхности зуба. Канавки выполнены глубиной равной толщине диффузионной зоны, полученной в результате термодиффузионного насыщения карбидообразующими элементами, имеют форму полуокружности в поперечном сечении, заполнены антифрикционным материалом, и расположены на расстоянии, не меньшем десяти толщин износостойкого покрытия.

Сущность изобретения поясняется чертежами, где:

- на фиг.1 схематично изображено выполнение рабочей контакной поверхности зуба.

Для наиболее полного раскрытия технической сущности заявляемого изобретения на фиг.1 обозначены позициями: 1 - фрагмент зуба колеса; 2 - поперечные канавки; 3 - антифрикционный материал; 4 - слой карбидного покрытия; 5 - зона легированного чугуна, а также обозначены символами: - угол наклона канавок; b - длина канавки; h - толщина карбидного слоя; k - толщина слоя легированного чугуна; R - радиус поперечного сечения канавки; t - шаг канавок; 1 - толщина диффузионной зоны.

Длина поперечной канавки b во всех случаях меньше ширины зуба зубчатого колеса, причем поперечные канавки 2 располагаются под углом к перпендикуляру, соединяющему боковые поверхности зуба без выхода канавки 2 на торец зубчатого колеса.

Величина шага t поперечных канавок 2 назначается в зависимости от условий нагружения зубчатой передачи и условий ее работы. В случае консистентной смазки зубчатых колес шаг t поперечных канавок 2 при изготовлении зубчатых колес следует выбирать меньшей величины. С ростом нагруженности передачи вращающим моментом шаг t поперечных канавок уменьшается.

Рекомендуется выбирать угол равным 29-31°.

Значительно большая длина поперечных канавок 2 в сравнении с прототипом обеспечивает лучшую подачу антифрикционного материала 3 в контактную зону, создает больший его запас и значительно снижает коэффициент трения между рабочими поверхностями зубьев с износостойким материалом.

Ограниченная длина канавки 2 удерживает антифрикционный материал 3 от выдавливания через края, а рекомендуемая длина канавки b, равная 0,7-0,9 расстояния между боковыми поверхностями зуба вдоль линии канавки подает антифрикционный материал на максимальную площадь зацепления зубьев.

Радиус поперечного сечения канавки R, равный толщине диффузионной зоны 1, рекомендуется выбирать в диапазоне 0,1-0,2 мм.

Ресурс работы таких чугунных зубчатых колес исчисляется выработкой карбидного слоя h и слоя легированного чугуна k.

Такие зубчатые колеса менее чувствительны к перегрузкам в сравнении с прототипом и позволяют увеличить ресурс работы зубчатой передачи на 5-10% вследствие снижения трения скольжения.

1. Зубчатая передача, в которой для повышения износостойкости на рабочую поверхность колеса нанесен равномерный слой износостойкого материала и на рабочих поверхностях зубьев выполнены поперечные канавки с наполнителем, отличающаяся тем, что поперечные канавки выполнены на рабочих поверхностях зубьев ведущего и ведомого колес без выхода на торцевую поверхность под углом к нормали, проведенной к торцевой поверхности зуба.

2. Зубчатая передача по п.1, отличающаяся тем, что поперечные канавки выполнены глубиной, равной толщине диффузионной зоны, полученной в результате термодиффузионного насыщения карбидообразующими элементами.

3. Зубчатая передача по п.1, отличающаяся тем, что поперечные канавки имеют форму полуокружности в поперечном сечении.



 

Наверх