Устройство для автоматизированного контроля за соблюдением правил дорожного движения транспортными средствами

 

Полезная модель относится к контрольно-измерительной технике, а именно, к устройству для автоматизированного контроля за соблюдением правил дорожного движения транспортными средствами и может быть использована как на машинах дорожно-патрульной службы, так и в качестве переносного мобильного устройства для автоматизированного выполнения вышеуказанной функции. Устройство включает первую видеокамеру, выполненную с возможностью фото- и/или видеофиксации государственного регистрационного знака контролируемого транспортного средства, вторую видеокамеру, которая является обзорной, приемник сигналов ГЛОНАСС/GPS, блок управления и визуализации, выполненный в виде монитора с возможностью сенсорного управления функциями устройства, блок обработки информации и блок хранения данных, при этом, устройство дополнительно содержит электронный компас, установленный неподвижно относительно первой видеокамеры, отвечающей за фиксацию государственного регистрационного знака контролируемого транспортного средства, и передающий в блок обработки информации численное значение отклонения указанной видеокамеры от направления севера в текущий момент времени, блок обработки информации дополнительно содержит модуль, отвечающий за определение координат и скорости движения фиксируемого транспортного средства, и получающий информацию с первой видеокамеры, электронного компаса и приемника сигналов ГЛОНАСС/GPS. Техническим результатом полезной модели является повышение точности определения местонахождения транспортных средств нарушителей, и как следствие, повышение достоверности и эффективности работы устройства для автоматизированного контроля за соблюдением правил дорожного движения транспортных средств.

Полезная модель относится к контрольно-измерительной технике, а именно, к устройству для автоматизированного контроля за соблюдением правил дорожного движения транспортными средствами и может быть использована как на машинах дорожно-патрульной службы, так и в качестве переносного мобильного устройства для автоматизированного выполнения вышеуказанной функции.

Известна система фиксации нарушений скоростного режима транспортным средством (RU 110856 U1, G08G 1/054), содержащая по меньшей мере два регистратора, каждый из которых включает в себя по меньшей мере один компьютер и видеокамеру и выполнен с возможностью захвата изображения транспортного средства. Каждый регистратор оснащен приемником глобальной спутниковой навигационной системы для связи с глобальной спутниковой навигационной системой и выполнен с возможностью определения своих географических координат и синхронизации времени, причем дополнительно компьютер через межсетевой экран с криптопровайдером связан с адаптером и модемом, который через систему связи оператора посредством сети передачи данных соединен с вычислительным центром, выполненным с возможностью вычисления скорости транспортного средства по данным, получаемым с по меньшей мере двух регистраторов, причем криптопровайдер установлен с возможностью защиты регистратором обрабатываемых данных электронно-цифровой подписью.

Указанная система направлена на выявление нарушений, связанных с превышением скорости движения транспортного средства и не приспособлена для выявления и фиксации фактов нарушения правил стоянки и остановки транспортных средств.

Известна система для обнаружения и видеофиксации транспортных средств, нарушающих правила дорожного движения, в частности, правила стоянки, остановки и парковки (RU 107380 U8, G08G 1/01, G07C 5/08), которая включает модуль видеоконтроля, содержащий первую и вторую видеокамеры, выполненный с возможностью видеозаписи дорожной обстановки и ее передачи на соединенный по каналам связи удаленный сервер обработки данных, снабженный программно-аппаратными средствами автоматической квалификации нарушений правил дорожного движения, идентификации транспортного средства-нарушителя и принятия решений по ним. При этом модуль видеоконтроля выполнен мобильным в виде установленного на патрульном транспортном средстве и/или в его салоне устройства видеофиксации, снабженного навигационным модулем с обеспечением возможности определения текущего местоположения патрульного транспортного средства и таймером с обеспечением возможности осуществления по меньшей мере двукратной, с интервалом не менее 5 мин, непрерывной видеозаписи в блок памяти дорожной обстановки места патрулирования.

Известна также система фиксации нарушений правил стоянки транспортным средством (RU 111931 U1, МПК: G07C 1/30, G08G 1/017), содержащая по меньшей мере один регистратор, выполненный с возможностями приема и обработки сигналов от спутниковой навигационной системы, а также передачи и приема по беспроводной сети передачи данных всевозможных сообщений, в том числе времени и координат стоянки транспортного средства, отличающаяся тем, что регистратор выполнен с возможностью захвата изображения транспортного средства, идентификации государственного регистрационного номера транспортного средства, определения с помощью спутниковой навигационной системы точного времени и координат стоянки транспортного средства и защиты всех полученных данных электронно-цифровой подписью для дальнейшей их передачи посредством беспроводной сети передачи данных в вычислительный центр, выполненный с возможностью обработки полученных данных и вычисления факта превышения допустимого времени стоянки транспортным средством.

Недостатками рассмотренных выше систем является высокая вероятность ошибки при установлении фактов нарушения правил дорожного движения, в особенности правил остановки и стоянки транспортных средств в запрещенных зонах.

Заявленная полезная модель направлена на устранение вышеуказанных недостатков.

Техническим результатом полезной модели является повышение точности определения местонахождения транспортных средств нарушителей, и как следствие, повышение достоверности и эффективности работы устройства для автоматизированного контроля за соблюдением правил дорожного движения транспортных средств.

Вышеуказанный технический результат обеспечивается тем, что предлагаемое устройство для автоматизированного контроля за соблюдением правил дорожного движения транспортными средствами включает первую видеокамеру, выполненную с возможностью фото- и/или видеофиксации государственного регистрационного знака контролируемого транспортного средства, вторую видеокамеру, которая является обзорной, приемник сигналов ГЛОНАСС/GPS, блок управления и визуализации, выполненный в виде монитора с возможностью сенсорного управления функциями устройства, блок обработки информации и блок хранения данных, при этом устройство дополнительно содержит электронный компас, установленный неподвижно относительно первой видеокамеры, отвечающей за фиксацию государственного регистрационного знака контролируемого транспортного средства, и передающий в блок обработки информации численное значение отклонения видеокамеры от направления севера в текущий момент времени, а блок обработки информации дополнительно содержит модуль, отвечающий за определение координат и скорости движения фиксируемого транспортного средства, и получающий информацию с первой видеокамеры, электронного компаса и приемника сигналов ГЛОНАСС/GPS.

Предпочтительной областью применения заявленного устройства является выявление и фиксация фактов нарушения транспортными средствами правил остановки и стоянки.

Заявленное устройство может использоваться в комплексе с патрульным автомобилем. В этом случае оно может быть жестко зафиксировано на патрульном автомобиле с возможностью интеграции в бортовой компьютер.

В то же время, заявленное устройство может быть выполнено переносным и использоваться в качестве ручного прибора сотрудниками, уполномоченными для несения вышеуказанных функций.

Блок обработки информации может содержать модуль выявления нарушений правил дорожного движения, который отвечает за идентификацию и квалификацию нарушений правил дорожного движения. Этот модуль может быть выполнен с возможностью обмена информацией, в частности, касающейся нарушения правил остановки и стоянки транспортных средств, с удаленным сервером, содержащим базу данных владельцев транспортных средств.

Информация о контролируемых зонах запрещенной остановки и/или стоянки транспортных средств может быть предварительно размещена в блоке хранения данных.

В целях повышения точности идентификации координат устройства оно может содержать более одного приемника сигналов ГЛОНАСС/GPS.

На Фиг.1 показана схема заявленного устройства для автоматизированного контроля соблюдения правил дорожного движения транспортными средствами.

1 - соединенные неподвижно относительно друг друга первая видеокамера, отвечающая за выявление и фиксацию государственного регистрационного знака контролируемого транспортного средства, и электронный компас, указывающий угол отклонения связанной с ним камеры относительно направления севера.

2 - блок обработки информации, который отвечает, в частности, за идентификацию государственных регистрационных знаков фиксируемых транспортных средств, определение координат и скорости движения фиксируемых транспортных средств, а также за выявление нарушений правил дорожного движения.

3 - электронный компас,

4 - приемник сигналов ГЛОНАСС/GPS,

5 - первая видеокамера, отвечающая за выявление и фиксацию государственного регистрационного знака контролируемого транспортного средства,

6 - вторая видеокамера, отвечающая за обзорную фиксацию дорожной обстановки и повышающая достоверность выполнения контрольной функции устройством,

7 - блок хранения данных, содержащий информацию о контролируемых зонах (зонах запрещенной остановки и стоянки ТС), записи с видеокамер, список транспортных средств, нарушивших правила дорожного движения и др.,

8 - блок управления и визуализации, отвечающий за визуализацию информации, поступающей из видеоблока, навигационных приемников, блока обработки информации, блока хранения данных или любых подключаемых внешних носителей и дополнительных устройств, а также обеспечивает возможность ввода дополнительной информации и управления параметрами устройства.

Ниже приведено описание работы устройства.

Устройство для фиксации нарушений правил дорожного движения работает следующим образом.

Для начала работы устройства первоначально необходимо записать в его память информацию об участках дороги с запрещенной стоянкой (остановкой). Это можно сделать как известным способом (например, через электронную карту местности), так и с помощью самого устройства.

Для этих целей во время движения патрульного автомобиля по контролируемому маршруту с установленным устройством, перед началом участка, на котором требуется фиксировать нарушение правил стоянки (остановки), оператор посредством блока управления и визуализации 8 включает функцию записи «запрещенных зон».

Приемник сигналов ГЛОНАСС/GPS 4 через определенные интервалы времени принимает сигналы от спутника, обрабатывает их, и записывает в блок хранения данных 7 навигационную информацию - координаты и курс патрульного автомобиля для всех точек участка дороги с запрещенной стоянкой (остановкой). По окончании участка дороги с запрещенной стоянкой (остановкой) оператор посредством интерфейса управления выключает функцию записи «запрещенных зон».

После объезда маршрутов с включенной функцией записи «запрещенных зон» на тех участках дороги, где требуется производить фиксацию нарушений правил стоянки (остановки), в блоке 7 содержится информация обо всех участках дороги, где запрещена стоянка (остановка), с их географическими координатами, и с направлением движения патрульного автомобиля на каждом таком участке.

Оператор может выгрузить информацию о записанных зонах из блока хранения данных 7 посредством беспроводной связи или при помощи Flash-накопителя в центр хранения информации о зонах, или же загрузить данную информацию из него.

Фиксация нарушений правил стоянки (остановки) в автоматическом режиме осуществляется следующим образом.

Перед началом работы оператор посредством интерфейса управления блока 8 переводит устройство в режим автоматической фиксации нарушений правил стоянки (остановки). Патрульный автомобиль движется по маршрутам, проходящим через зоны, координаты которых сохранены в блоке 7.

В процессе работы устройства видеокамера 5 формирует видеокадры зоны контроля. Если в кадре обнаруживается изображение государственного регистрационного знака (ГРЗ) транспортного средства (ТС), то данный кадр передается в модуль идентификации, где производится распознавание ГРЗ зафиксированного ТС. При этом распознанному ГРЗ присваивается точное время его фиксации, полученное от приемника сигналов ГЛОНАСС/GPS 4, присваивается идентификатор зоны запрещенной стоянки, в которой он был зафиксирован, производится сохранение обзорной видеозаписи от видеокамеры 6, фиксирующей общий вид всей зоны запрещенной стоянки и всех ТС в этой зоне - от начала зоны и до конца зоны. В результате распознанному ГРЗ присваивается идентификатор обзорной видеозаписи той зоны, в которой он был зафиксирован.

Одновременно с этим в модуль определения координат и скорости движения фиксируемого ТС видеокамера 5 передает видеокадр с изображением ГРЗ, электронный компас 3 передает текущее значение отклонение видеокамеры 5 от направления севера, а приемник 4 передает текущие координаты патрульного автомобиля. Модуль определения координат и скорости по изображению ГРЗ на видеокадре определяет расстояние от видеокамеры до ГРЗ в пространстве, затем данное расстояние откладывается от точки с текущими координатами патрульного автомобиля в направлении, полученном от электронного компаса 3. Полученные координаты новой точки и есть координаты ГРЗ зафиксированного ТС.

Затем в модуле определения координат и скорости производится расчет скорости фиксируемого ТС. В нем производится анализ положения фиксируемого ТС - сравниваются координаты и время для нескольких фактов фиксации и определяется значение скорости движения ТС (или факт неподвижного нахождения).

Затем информация об идентификации ТС, о его координатах и скорости движения передается в модуль выявления нарушений ПДД.

Там производится сравнение текущих координат и курса патрульного автомобиля с параметрами зон запрещенной стоянки, полученными из блока хранения данных 7. Если сравнение дает положительный результат (текущие координаты попадают в одну из зон запрещенной стоянки), то модуль выявления нарушений формирует пакет данных о ТС-нарушителе с идентификатором текущей зоны запрещенной стоянки. Этот пакет данных сохраняется в блоке хранения данных 7.

Модуль выявления нарушений ПДД непрерывно производит обработку и анализ поступающей информации о зафиксированных ТС в блоке хранения данных 7. Так, если указанный модуль обнаруживает два одинаковых ГРЗ, которые зафиксированы в одной зоне запрещенной стоянки (остановки) с разницей во времени фиксации, превышающей разрешенную для данной зоны, то ТС с данным ГРЗ считается нарушителем и все данные для этого ГРЗ сохраняются в блоке 7 с пометкой «Нарушитель правил стоянки (остановки)». При этом модуль анализирует, что если ТС с ГРЗ было признано нарушителем в какой-либо зоне, то в течение суток в этой же зоне это же ТС с ГРЗ не будет признано нарушителем повторно.

Видеокамера 5 для идентификации государственного регистрационного знака фиксируемого транспортного средства может быть реализована в виде черно-белой видеокамеры. Предназначена для формирования кадров с изображением государственного регистрационного знака (ГРЗ) транспортного средства (ТС) для последующего распознавания. Используется черно-белая камера, т.к. по характеристикам (чувствительность, скорость и т.п.) лучше подходит для распознавания ГРЗ, чем цветная.

Обзорная видеокамера 6 может быть реализована в виде цветной видеокамеры. Предназначена для формирования фото- и видеокадров обстановки перед патрульным автомобилем (ПА).

Блок 1 может быть реализован в виде кронштейна, на котором закрепляются неподвижно видеокамера и электронный компас.

Приемник сигналов ГЛОНАСС/GPS 4 представляет собой один или более навигационных модулей, работающих в сетях ГЛОНАСС/GPS, которые могут быть установлены в корпусе автомобильного компьютера или отдельно. Предназначен для определения текущих координат и времени.

Блок хранения данных 7 предназначен для хранения данных, формируемых и используемых в процессе работы устройства. Может быть реализован в виде программных модулей (на логическом уровне), а также в виде SSD-накопителя(ей) (на физическом уровне).

Блок управления и визуализации 8 может быть реализован в виде сенсорного дисплея автомобильного компьютера или в отдельном корпусе. Предназначен как для отображения информации в процессе работы устройства, так и для управления устройством с помощью интерфейса программного обеспечения.

Блок обработки информации 2 предназначен для обработки информации, поступающей от видеокамеры 5, электронного компаса 3, приемника сигналов ГЛОНАСС/GPS 4, видеокамеры 6, а также из блока визуализации и управления 8 и блока хранения данных 7.

Заявленное устройство может быть выполнено в одном корпусе с возможностью установки на патрульном автомобиле, а также в качестве портативного устройства для использования вне патрульного автомобиля специально обученными сотрудниками.

1. Устройство для автоматизированного контроля за соблюдением правил дорожного движения транспортными средствами, включающее первую видеокамеру, выполненную с возможностью фото- и/или видеофиксации государственного регистрационного знака контролируемого транспортного средства, вторую видеокамеру, которая является обзорной, приемник сигналов ГЛОНАСС/GPS, блок управления и визуализации, выполненный в виде монитора с возможностью сенсорного управления функциями устройства, блок обработки информации и блок хранения данных, отличающееся тем, что устройство дополнительно содержит электронный компас, установленный неподвижно относительно первой видеокамеры, отвечающей за фиксацию государственного регистрационного знака контролируемого транспортного средства, и передающий в блок обработки информации численное значение отклонения этой видеокамеры от направления севера в текущий момент времени, при этом блок обработки информации дополнительно содержит модуль, отвечающий за определение координат и скорости движения фиксируемого транспортного средства и получающий информацию с первой видеокамеры, электронного компаса и приемника сигналов ГЛОНАСС/GPS.

2. Устройство по п.1, отличающееся тем, чтооно направлено на выявление и фиксацию фактов нарушения транспортными средствами правил остановки и стоянки.

3. Устройство по п.1, отличающееся тем, что блок обработки информации содержит модуль выявления нарушений правил дорожного движения, который отвечает за идентификацию и квалификацию нарушений правил дорожного движения.

4. Устройство по п.3, отличающееся тем, чтомодуль выявления нарушений правил дорожного движения выполнен с возможностью обмена информацией с удаленным сервером, содержащим базу данных владельцев транспортных средств.

5. Устройство по п.1, отличающееся тем, что блок хранения данных содержит информацию о контролируемых зонах запрещенной остановки и/или стоянки.

6. Устройство по п.1, отличающееся тем, что устройство содержит по меньшей мере два приемника сигналов ГЛОНАСС/GPS.



 

Наверх