Подвесной лодочный мотор

 

Заявляемая полезная модель относится к подвесным лодочным моторам, предназначенным для оснащения маломерных плавучих средств легкого класса с малым водоизмещением, например, каяков и байдарок. Подвесной лодочный мотор, содержащий приводной двигатель, движитель, связанный с двигателем приводным валом, расположенным в дейдвуде и румпель, при этом дейдвуд выполнен поворотным относительно приводного двигателя, телескопический румпель выполнен с возможностью поворота относительно своей оси и соединен с дейдвудом шестеренчатой конической передачей. В качестве движителя может быть использован водомет или винт. В нижней части в районе движителя мотор снабжен поплавком из материала с положительной плавучестью. Техническим результатом заявляемой полезной модели является использование подвесного лодочного мотора на каяке (байдарке) с сохранением остойчивости и возможности управления направлением движения лодки.

Заявляемая полезная модель относится к подвесным лодочным моторам, предназначенным для оснащения маломерных плавучих средств легкого класса с малым водоизмещением, например, каяков и байдарок.

Аналогом заявляемой полезной модели является подвесной лодочный мотор «Прибой», включающий приводной двигатель, движитель (винт), связанный с двигателем приводным валом, расположенным в дейдвуде и румпель (Подвесной лодочный мотор «Прибой»: ). Существенные признаки аналога «приводной двигатель, движитель, связанный с двигателем приводным валом, расположенным в дейдвуде, румпель» совпадают с существенными признаками заявляемой полезной модели.

Недостатком аналога является невозможность использования такого подвесного лодочного мотора на легких судах (каяках), вследствие его большого веса (19 кг) и, как следствие, большого дифферента на корму, на транец которой он навешивается.

Наиболее близким аналогом заявляемой полезной модели принятым в качестве прототипа является подвесной водометный лодочный мотор «Кальмар», включающий приводной двигатель, движитель (водомет), связанный с двигателем приводным валом, расположенным в дейдвуде и румпель, связанный с приводным двигателем (Технический паспорт, Подвесной водометный лодочный мотор «Кальмар»: 128/#ukazaniya). Существенные признаки наиболее близкого аналога «приводной двигатель, движитель, связанный с двигателем приводным валом, расположенным в дейдвуде, румпель» совпадают с существенными признаками заявляемой полезной модели.

Недостатком прототипа является неудобство его использования на каяках, байдарках. Хотя его сухой вес 9 кг, при навешивании его на транец присутствует дифферент на корму, кроме мотора на корме лодки размещается и человек, управляющий лодкой. На таких типах лодок, как каяки или байдарки, с целью сохранения их остойчивости при эксплуатации, человек размещается примерно в середине лодки, длина которой может достигать 4 - 4,5 метров, а короткий румпель мотора «Кальмар» не дает возможности управлять направлением ее движения. Длинный же (от 1,5 м) румпель связанный с приводным двигателем делает практически невозможным осуществление управление направлением движения лодки.

Техническим результатом заявляемой полезной модели является использование подвесного лодочного мотора на каяке (байдарке) с сохранением остойчивости и возможности управления направлением движения лодки.

Для достижения указанного технического результата в подвесном лодочном моторе, содержащем приводной двигатель, движитель, связанный с двигателем приводным валом, расположенным в дейдвуде и румпель, дейдвуд выполнен поворотным относительно приводного двигателя. Румпель выполнен удлиненным, может быть и телескопическим, с возможностью изменения своей длины. Так как управление направлением движения лодки длинным румпелем очень ограничено, он выполнен с возможностью поворота относительно своей оси и соединен с дейдвудом шестеренчатой передачей. Для передачи вращения румпеля на дейдвуд может быть использована коническая шестеренчатая передача. В качестве неподвижно соединенного с дейдвудом движителя может быть использован водомет или винт. Для улучшения остойчивости лодки с мотором, подвесной мотор может быть снабжен в своей нижней части, которая в процессе эксплуатации находится под водой, поплавком из материала с положительной плавучестью, который, за счет выталкивающей силы, уменьшит давление веса мотора на транец лодки. Таким материалом может служить, например, пенопласт.

На фиг.1 схематично представлен подвесной лодочный мотор (с водометным движителем).

Подвесной лодочный мотор, включает приводной двигатель 1, движитель 2, связанный с двигателем приводным валом 3, расположенным в дейдвуде 4 и румпель 5, дейдвуд выполнен поворотным относительно приводного двигателя, румпель 5 соединен с дейдвудом 4 шестеренчатой конической передачей 6, при этом в качестве движителя использован водомет или винт (детально на фиг.1 не показаны, ввиду широкой известности). Дейдвуд 4 в своей верхней части через радиально-упорный роликовый подшипник 7 соединен с нижней частью 8 приводного двигателя 1. В нижней части дейдвуда 4 в районе движителя 2 расположен поплавок 9.

Подвесной лодочный мотор работает следующим образом. Во время работы приводного двигателя, через приводной вал осуществляется работа движителя, выполненного в виде водомета или винта. При вращении румпеля вокруг своей оси шестеренчатая коническая передача передает вращение дейдвуду, на котором закреплен движитель. Движитель поворачивается относительно приводного двигателя, неподвижно закрепленного на транце лодки, и она осуществляет поворот.

Подвесной лодочный мотор с поворотным относительно приводного двигателя дейдвудом с движителем, поворот которого осуществляется вращением румпеля, изготовлен заявителем, летом прошел испытания на каяке и показал хорошую остойчивость и управляемость лодки.

1. Подвесной лодочный мотор, содержащий приводной двигатель, движитель, связанный с двигателем приводным валом, расположенным в дейдвуде, и румпель, отличающийся тем, что дейдвуд выполнен поворотным относительно приводного двигателя, а румпель соединен с дейдвудом.

2. Подвесной лодочный мотор по п.1, отличающийся тем, что румпель выполнен с возможностью поворота относительно своей оси и соединен с дейдвудом шестеренчатой передачей.

3. Подвесной лодочный мотор по п.2, отличающийся тем, что шестеренчатая передача выполнена в виде конической передачи.

4. Подвесной лодочный мотор по п.1, отличающийся тем, что румпель выполнен телескопическим.

5. Подвесной лодочный мотор по п.1, отличающийся тем, что поворот дейдвуда обеспечивается радиально-упорным роликовым подшипником или подшипником скольжения, расположенным в нижней части приводного двигателя.

6. Подвесной лодочный мотор по п.1, отличающийся тем, что в качестве движителя использован водомет.

7. Подвесной лодочный мотор по п.1, отличающийся тем, что в качестве движителя использован винт.

8. Подвесной лодочный мотор по п.1, отличающийся тем, что в нижней части, в районе движителя, он снабжен поплавком из материала с положительной плавучестью.



 

Наверх