Мобильная установка для восстановления качества дизельного топлива

 

Мобильная установка для восстановления качества дизельного топлива длительного хранения содержит две параллельно работающие технологические линии, каждая из которых имеет последовательно соединенные фильтр грубой очистки, фильтр основного потока, фильтр водоотделения, фильтр-адсорбер и фильтр тонкой очистки от полиненасыщенных соединений и остаточных механических примесей. Компоновка составных узлов установки обеспечивает мобильность ее передвижения. Технический результат - производительность 120 м3/час, достижение качества по показателям - фактические смолы - до 10 ед., кислотность - до 3 ед., йодное число - до 3 ед., коксуемость - до 0,10%. 1 н.п, 1 ил.

Полезная модель к устройствам для восстановления качества дизельного топлива после его длительного хранения и может найти применение на предприятиях нефтепродуктообеспечения в теплоэнергетике, нефтеперерабатывающей промышленности, на заправочных станциях.

На предприятиях нефтепродуктообеспечения находятся на длительном хранении (5 лет согласно ГОСТ 305-82) значительные количества дизельного топлива. По истечении срока хранения дизельные топлива, выпускаемые в реализацию на рынок, даже при правильных условиях хранения, в значительной мере утрачивают запас качества по ряду физико-химических показателей, в первую очередь, таких как концентрация фактических смол и кислотность. Как следствие, такие дизельные топлива приобретают более темную окраску, т.е. теряют свой товарный вид. Кроме того, в резервуарах в процессе хранения скапливаются значительные количества подтоварной воды и механических примесей, попадающих при реализации топлива в железнодорожные цистерны потребителя. В то же время, для предприятий промышленности, эксплуатирующих технику, особенно импортную, работающую на дизельном топливе, совершенно неприемлема возможность серьезных убытков из-за низкого качества такого дизельного топлива.

В настоящее время для решения проблем качества топлива используются два способа. Один способ - это фильтрация и сепарация, второй - применение присадок.

Процесс с использованием присадок, требует производства соответствующих присадок. Однако при этом не обеспечивается стабилизация гомогенизированной структуры топлива и снижение токсичных выбросов с выхлопными газами. Сепараторы топлива нуждаются в техническом обслуживании, а некоторые сепараторы недостаточно периодически промывать и сливать из корпуса отстой, чтобы восстановить их работоспособность. Более того, ГОСТ 305-82 (Дизельные топлива) применение присадок вообще не предусмотрено.

Из уровня техники известен способ обработки дизельного топлива, в котором осуществляют подогрев, сепарацию и гомогенизацию топлива под действием центробежных сил в роторном вихревом аппарате с последующей фильтрацией и стабилизацией путем ввода в топливо депрессорных присадок (RU 2131534, RU 2054572, SU 1381156, SU 878998, RU 2163979). Данный способ не позволяет достигнуть должной эффективности, требуя больших энергозатрат.

Известна также установка для комплексной обработки дизельного топлива, содержащая роторно-дисковый вихревой аппарат открытого типа, с входным, выходным и сливным патрубками, включенный в контур циркуляции совместно с приемной емкостью, теплообменником и нагнетающим насосом, перекачивающий насос, вход которого подключен к выходному патрубку роторно-дискового аппарата открытого типа, а выход соединен с фильтром тонкой очистки, подающий трубопровод и отводящий трубопровод, подключенные соответственно к приемной емкости и фильтру тонкой очистки (RU 2163979 С1, F02М 31/16, 2001). Данная установка обеспечивает эффективную механодеструкцию содержащихся в дизельном топливе смолисто-асфальтеновых соединений, но имеет ограниченную пропускную способность.

Предлагаемой полезной моделью решается задача восстановления качества дизельного топлива на объектах нефтепродуктообеспечения в больших объемных количествах до 120 м3 в час с высокой производительностью процесса восстановления, отсутствием энергозатрат на подогрев топлива при его восстановлении и обеспечение мобильной транспортабельности к месту процесса восстановления.

Для достижения указанного технического результата предлагается мобильная установка для восстановления качества дизельного топлива, содержащая последовательно соединенные резервуар хранения дизельного топлива, всасывающий трубопровод с запорной арматурой, подключенный к двум параллельно работающим технологическим линиями, каждая из которых имеет последовательно соединенные фильтр грубой очистки, фильтр основного потока, фильтр водоотделения, фильтр-адсорбер и фильтр тонкой очистки от полиненасыщенных соединений и остаточных механических примесей, и через трубопровод откачки технологические линии подключены к резервуару хранения восстановленного дизельного топлива.

Отличительными признаками предлагаемой установки для восстановления качества дизельного топлива является сочетание способов фильтрации, водоотделения и адсорбции при наличии двух параллельных технологических линий восстановления, каждая из которых имеет фильтр грубой очистки, фильтр основного потока, фильтр водоотделения, фильтр-адсорбер, фильтр тонкой очистки от полиненасыщенных соединений и остаточных механических примесей. Это позволяет обеспечить непрерывность процесса восстановления, который при необходимости замены или очистки фильтра, а также замены адсорбента одной из технологических линий не требует остановки всего процесса.

Своей компоновкой составных узлов установка позволяет обеспечить мобильность ее передвижения, создать комфорт обслуживающему персоналу и клиенту.

Предлагаемая мобильная установка для восстановления качества дизельного топлива иллюстрируется технологической схемой, представленной на рис.1.

Установка содержит всасывающий трубопровод 2, подключаемый к резервуару с дизельным топливом 1, фильтры грубой очистки 3, электронасосный агрегат 4, фильтры основного потока 5, фильтры водоотделители горизонтального типа 6, фильтры-адсорберы 7, фильтры тонкой очистки от полиненасыщенных соединений и остаточных механических примесей 8, трубопровод откачки восстановленного дизельного топлива 9, подключаемый к резервуару восстановленного дизельного топлива 10.

Работа установки осуществляется следующим образом.

Дизельное топливо из резервуара длительного хранения 1 через фильтры грубой очистки 2 подается на восстановление качества электронасосным агрегатом 4 производительностью 120 м3/час. Подача производится через фильтры основного потока 5 преимущественно марки ФГк-120 (ТУ 7981-020-00529114-98), и фильтры-водоотделители 6 преимущественно марки ФВГк-120 (ТУ 7981-020-00529114-98), на которых дизельное топливо очищается от сверхнормативных количеств воды и механических примесей, а также смолистых соединений и других продуктов окисления. Затем предварительно очищенное дизельное топливо подается на фильтры-адсорберы 7 представляющие собой корпуса фильтров ФГк-120, заполненные дозированной смесью синтетических цеолитов и силикагелей. В фильтрах-адсорберах производится основная очистка дизельных топлив от продуктов окисления, осмоления и поликонденсации ненасыщенных углеводородов и непредельной гетероорганики.

После фильтров-адсорберов дизельное топливо подается в фильтры тонкой очистки от полиненасыщенных соединений и остаточных механических примесей 8, представляющих из собой корпуса фильтров ФГк-120, заполненные высокопористым поливинилформалем. Затем восстановленное дизельное топливо при достижении показателей качества, установленных нормативно-технической документацией, трубопроводом откачки 9 подается в подготовленный резервуар для хранения 10.

В результате проведения указанных операций дизельное топливо очищается от воды, механических примесей, происходит улучшение качества дизельного топлива по таким показателям как фактические смолы - до 10 ед., кислотность - до 3 ед., йодное число - до 3 ед., коксуемость - до 0,10%.

После процедуры восстановления качества на предлагаемой установке данной полезной модели дизельное топливо становится практически идентичным топливу свежей выработки и может вновь длительно храниться в течение 5-8 лет.

Наличие в составе установки двух параллельно работающих технологических линий, каждая из которых имеет фильтр грубой очистки, фильтр основного потока, фильтр водоотделения и фильтр тонкой очистки от полиненасыщенных соединений и остаточных механических примесей, позволяет обеспечить непрерывность процесса восстановления при производительности установки 120 м3/час.

Компоновка составных узлов установки позволяет обеспечить мобильность ее передвижения.

Мобильная установка для восстановления качества дизельного топлива, содержащая последовательно соединенные резервуар хранения дизельного топлива, всасывающий трубопровод с запорной арматурой, подключенный к двум параллельно работающим технологическим линиям, каждая из которых имеет последовательно соединенные фильтр грубой очистки, фильтр основного потока, фильтр водоотделения, фильтр-адсорбер и фильтр тонкой очистки от полиненасыщенных соединений и остаточных механических примесей, и через трубопровод откачки технологические линии поключены к резервуару хранения восстановленного дизельного топлива.



 

Похожие патенты:

Полезная модель относится к измерительным системам, предназначенным для проведения измерений показателей качества нефти, формирования, хранения и выдачи информации по результатам измерений для ее дальнейшего применения при расчетах технологических режимов работы и расчета баланса нефти в системе магистральных нефтепроводов
Наверх