Транспортно-заряжающая машина

 

Полезная модель относится к передвижным зенитным ракетным комплексам (ЗРК), конкретно, к ТЗМ - машинам для перевозки и заряжания зенитных ракет, размещенных в транспортно-пусковых контейнерах (ТПК), на пусковые установки (ПУ) в составе ЗРК. Технической задачей является улучшение условий транспортировки, повышение удобства обслуживания. Полезная модель содержит колесное шасси 1, на котором при помощи передних опорных стоек 2 и задних опорных стоек 3 закреплена транспортная платформа 4. Стойки 2 установлены вертикально. Стойки 3, установленные наклонно, образуют вместе с рамой шасси 1 и средней частью платформы 4 равнобедренную трапецию. Воображаемые продолжения стоек 3 сходятся в точке на продольной плоскости симметрии ТЗМ. Эта точка являющаяся центром мгновенного вращения платформы, служит третьей точкой опоры платформы. На платформе 4 смонтированы узлы для фиксации ТПК, содержащие вертикальные стойки 5. На стойках 5 закреплены нижние полки 6 и верхние полки 7 для фиксации ТПК. Полки 7 связаны со стойками 5 шарнирно, с возможностью откидывания в стороны. На шасси сзади смонтирован кран-манипулятор 8 для заряжания ТПК 9, 10. Указанные ТПК также закреплены на полках 6, 7 по трехточечной схеме для исключения передачи на ТПК транспортных деформаций от платформы 4. 4 п-та ф-лы, 2 илл.

Предлагаемая полезная модель относится к зенитным ракетным комплексам (ЗРК), конкретно, к машинам для перевозки и заряжания зенитных ракет на пусковые установки (ПУ) в составе ЗРК.

Известна транспортно-заряжающая машина (ТЗМ) ЗРК «Куб», содержащая колесное шасси, на котором смонтированы узлы для фиксации ракет и кран для заряжания ракет на ПУ (см в книге: Василин Н.Я, Гуринович А.Л., Зенитные ракетные комплексы, Минск, «Попурри», 2002, стр.231). Наиболее близкой к предлагаемой полезной модели является, на наш взгляд, установка для транспортировки, заряжания и запуска ракет, содержащая колесное шасси, платформу, ложементы для фиксации ракет и кран для заряжания ракет (см. патент РФ на ПМ 96645 - прототип).

Указанная установка не приспособлена для транспортировки и заряжания ракет, размещенных в транспортно-пусковых контейнерах (ТПК) с высокой степенью готовности к запуску. К таким ТЗМ предъявляют особые требования. Во-первых, конструкция ТЗМ должна исключать передачу транспортных деформаций от шасси и платформы к ТПК. Во-вторых, средства фиксации ТПК должны обеспечивать быстрый доступ к любой ракете для ее обслуживания.

Технической задачей является улучшение условий транспортировки, повышение удобства обслуживания.

Технический результат достигается тем, что в транспортно - заряжающей машине, включающей самоходное шасси, транспортную платформу, средства для фиксации и кран для погрузки ракет, транспортная платформа закреплена на шасси при помощи трех опорных узлов по трехточечной схеме для исключения передачи на платформу транспортных деформаций от шасси, при этом средства для фиксации ракет, размещенных в транспортно-пусковых контейнерах, содержат вертикальные стойки, оборудованные горизонтальными полками для закрепления указанных контейнеров, которые связаны между собой попарно-вертикально, причем часть полок связана со стойками шарнирно с возможностью откидывания полки в сторону.

В ТЗМ два опорных узла выполнены в виде вертикальных стержней, шарнирно связанных с шасси с образованием двух опорных точек для платформы, при этом третий опорный узел включает два наклонных стержня, образующих вместе с рамой шасси и платформой равнобедренную трапецию, причем воображаемые продолжения наклонных стержней пересекаются в центре мгновенного вращения равнобедренной трапеции с образованием третьей опорной точки платформы.

В ТЗМ указанные контейнеры закреплены на указанных полках по трехточечной схеме для исключения передачи транспортных деформаций от транспортной платформы на контейнеры. В ТЗМ шарнирно связаны с указанными вертикальными стойками верхние полки.

Устройство полезной модели поясняется чертежами. На фиг.1 показан вид ТЗМ сбоку, на фиг.2 - вид А по фиг.1.

В примере конкретного исполнения ТЗМ содержит колесное шасси 1, на котором при помощи опорных стоек 2 спереди и опорных стоек 3 сзади закреплена транспортная платформа 4. Стойки 2 установлены вертикально. Стойки 3, установленные наклонно, образуют вместе с рамой шасси 1 и средней частью платформы 4 равнобедренную трапецию. Воображаемые продолжения стоек 3 сходятся в точке на продольной плоскости симметрии ТЗМ. Эта точка является центром мгновенного вращения платформы, являющимся третьей опорной точкой платформы.

На платформе 4 смонтированы узлы для фиксации ТПК, содержащие вертикальные стойки 5. На стойках 5 закреплены нижние полки 6 и верхние полки 7 для фиксации ТПК. Полки 7 связаны со стойками 5 шарнирно, с возможностью откидывания в боковые стороны на 180°, как показано на фиг.2 пунктирной линией. На шасси сзади смонтирован кран-манипулятор 8 для погрузки ТПК 9, 10.

Полезную модель используют в следующем порядке. В цеховых условиях зенитные ракеты заранее размещают в ТПК, имеющие опорные пояса и силовые бугели. ТПК укладывают попарно один на другой и скрепляют, используя опорные пояса. Спаренные ТПК (далее - спарки) погружают при помощи крана 8 на платформу 4. Для этого сначала откидывают полки 7 в стороны (показано пунктирной линией), чтобы открыть доступ к средней части платформы 4. Затем две спарки размещают в средней части платформы и фиксируют по трехточечной схеме, используя выступы на контейнерах, которые размещают в соответствующих пазах на полках (не показано). После этого полки 7 возвращают в исходное положение (сплошные линии) и фиксируют замками. Затем одну спарку ТПК фиксируют на левых полках 6, а другую - на правых полках 6. Так группируют нижний ярус ТПК 9. После этого еще две спарки фиксируют на полках 7 также по трехточечной схеме. Эти спарки образуют верхний ярус ТПК 10. Таким образом, на ТЗМ можно погрузить до шести спарок ТПК.

Благодаря колесному шасси ТЗМ имеет право движения по автодорогам с асфальтобетонным покрытием, что существенно повышает ее мобильность. После доставки на огневую позицию ТПК с ракетами может возникнуть необходимость их технического обслуживания. Если в первую очередь требуется обеспечить доступ к ТПК в середине платформы, спарки 10 поднимают краном 8 на достаточную высоту и откидывают полки 7 в стороны, как показано на фиг.1. Затем спарки 10 опускают на откинутые полки 7 и фиксируют. В результате обеспечивается доступ к спаркам 9 в средней части платформы. После обслуживания ракет в спарках 9 (например, снятие механических блокировок), полки 7 возвращают на место, действуя в обратном порядке. Затем обслуживают ракеты второго яруса в ТПК 10. ТПК 9 вдоль бортов ТЗМ обслуживают в обычном порядке.

Предлагаемая полезная модель имеет ряд преимуществ по сравнению с аналогами. Благодаря применению трехточечной схемы закрепления исключена передача транспортных деформаций от шасси к платформе и от платформы к ТПК. Тем самым выполнены требования к перевозке зенитных ракет в контейнерах. Благодаря откидным верхним полкам улучшен доступ для обслуживания ракет, находящихся в средней части ТЗМ. Кран - манипулятор размещен на корме ТЗМ, что существенно увеличивает зону заряжания и снижает требования к взаимному расположению ПУ и ТЗМ при заряжании. Кроме того, ТПК заряжают на ПУ парами, что сокращает время заряжания ПУ и повышает быстродействие ЗРК в целом.

Согласно описанной выше схеме разработана техническая документация на ТЗМ. Анализ документации подтвердил правильность выбранных решений. В соответствии с рабочей документацией начато изготовление установочной партии ТЗМ.

Описанное выше новое, промышленно применимое устройство предлагается к правовой защите патентом на полезную модель.

1. Транспортно-заряжающая машина, включающая самоходное шасси, транспортную платформу, средства для фиксации и кран для погрузки ракет, отличающаяся тем, что транспортная платформа закреплена на шасси при помощи трех опорных узлов по трехточечной схеме для исключения передачи на платформу транспортных деформаций от шасси, при этом средства для фиксации ракет, размещенных в транспортно-пусковых контейнерах, включают вертикальные стойки, оборудованные горизонтальными полками для закрепления указанных контейнеров, которые связаны между собой попарно-вертикально, причем часть полок связана со стойками шарнирно с возможностью откидывания указанных полок в сторону.

2. Машина по п.1, отличающаяся тем, что два опорных узла выполнены в виде вертикальных стержней, шарнирно связанных с шасси с образованием двух опорных точек для платформы, при этом третий опорный узел содержит два наклонных стержня, образующих вместе с рамой шасси и платформой равнобедренную трапецию, причем воображаемые продолжения наклонных стержней пересекаются в центре мгновенного вращения равнобедренной трапеции с образованием третьей опорной точки платформы.

3. Машина по п.1, отличающаяся тем, что указанные контейнеры закреплены на указанных полках по трехточечной схеме для исключения передачи на контейнеры транспортных деформаций от платформы.

4. Машина по п.1, отличающаяся тем, что шарнирно связаны с указанными стойками верхние полки.



 

Наверх