Система смазки открытых поверхностей трения колеса

 

Система смазки открытых поверхностей трения колеса относится к вспомогательному оборудованию для смазки колесных реборд железнодорожного транспорта, грузоподъемных механизмов, в том числе тяжелонагруженных кранов. Система смазки открытых поверхностей трения колеса содержит установленный в корпусе 1 смазывающий элемент 2, контактирующий с одной из поверхностей трения с возможностью совершения поступательного перемещения в сторону смазываемой поверхности трения, корпус 1 смазывающего элемента 2 установлен внутри втулки 3, связанной с направляющей 4, ось 5 которой параллельна оси 6 колеса 7, корпус 1 смазывающего элемента 2 снабжен толкателем 8 с закрепленным на нем грузом 9. Направляющая 4 может быть выполнена в виде цилиндрического стержня с наружной резьбой. Втулка 3 может быть установлена под углом 44-46° к реборде колеса.

Технический результат, получаемый при реализации заявляемой полезной модели, выражается в равномерной, непрерывной подаче смазывающего элемента к поверхности трения.

Полезная модель относится к системам смазки открытых поверхностей трения колес рельсовых транспортных средств и касается систем смазывания реборд ходовых колес, преимущественно крановых.

Известна система смазки для смазывания реборды кранового колеса, содержащая каток-ролик, который находится в контакте с цилиндрической поверхностью реборды колеса, вал, ось которого параллельна оси колеса, твердосмазочный диск, который прижимается к реборде колеса пружиной и укреплен на валу с возможностью аксиального перемещения с помощью винтовой передачи.

(См. авторское свидетельство СССР 1782831, МКИ В61К 3/02 «Устройство для смазывания реборды кранового колеса» заявл.28.04.1990 г., опубл. 23.12.1992 г.)

Недостатком известного технического решения является сложность конструкции и ненадежность в работе, в результате низкий срок службы крановых колес.

Наиболее близкой по технической сущности, достигаемому эффекту и выбранной в качестве прототипа является система смазки открытых поверхностей трения колеса, содержащая установленный в корпусе с возможностью совершения поступательного перемещения в сторону смазываемой поверхности трения композиционный смазывающий элемент, контактирующий с одной из поверхностей трения и устройство для прижатия указанного элемента к поверхности трения. (См. патент РФ 2225307, МПК В61К 3/02, «Система смазки открытых поверхностей трения» заявл.06.05.2002 г., опубл. 10.12.2004 г.)

Однако известное техническое решение отличается сложностью конструкции и ненадежной смазкой открытых поверхностей трения колеса, связанной с тем, что устройство для прижатия композиционного смазывающего элемента к гребню колеса не обеспечивает непрерывное его прижатие, что приводит к перекосу и заеданию смазывающего элемента, кроме того, наличие рабочих пружин в известной конструкции системы смазки также приводит к неравномерной подаче смазывающего элемента к смазываемой поверхности, что снижает срок службы колес.

Задачей настоящей полезной модели является повышение эксплуатационных качеств системы смазки открытых поверхностей трения колеса при одновременном упрощении ее конструкции.

Техническим результатом, позволяющим решить эту задачу, является равномерная, непрерывная подача смазывающего элемента к поверхности трения и оптимизация конструкции системы смазки.

Поставленная задача достигается тем, что в системе смазки открытых поверхностей трения колеса, содержащей установленный в корпусе смазывающий элемент, контактирующий с одной из поверхностей трения с возможностью совершения поступательного перемещения в сторону смазываемой поверхности трения, согласно полезной модели корпус смазывающего элемента установлен внутри втулки, связанной с направляющей, ось которой параллельна оси колеса, корпус смазывающего элемента снабжен толкателем с закрепленным на нем грузом.

Направляющая может быть выполнена в виде цилиндрического стержня с наружной резьбой.

Втулка может быть установлена под углом 44-46° к реборде колеса.

Проведенные исследования по патентным и научно-техническим источникам информации свидетельствуют о том, что предлагаемая система смазки открытых поверхностей трения колеса неизвестна, а, следовательно, соответствует критерию «новизна».

Предлагаемое система смазки открытых поверхностей трения колеса может быть изготовлено на любом предприятии, специализирующемся в данной отрасли так как для этого требуются известные материалы и стандартное оборудование широко выпускаемое отечественной и зарубежной промышленностью.

Таким образом, заявляемая система смазки открытых поверхностей трения колеса соответствует критерию «промышленная применимость».

Предлагаемая совокупность существенных признаков сообщает заявляемой системе смазки открытых поверхностей трения колеса новые свойства, позволяющие решить поставленную задачу, а именно повышение эксплуатационных качеств системы смазки открытых поверхностей трения колеса при одновременном упрощении его конструкции.

Установка корпуса смазывающего элемента внутри втулки, связанной с направляющей, ось которой параллельна оси колеса позволяет легко и просто производить регулировку расположения смазывающего элемента относительно смазываемой поверхности, что повышает эксплуатационные качества системы смазки при одновременной простоте конструкции.

Снабжение корпуса смазывающего элемента толкателем с закрепленным на нем грузом позволяет отказаться от установки дополнительных устройств для прижатия смазывающего элемента к смазываемой поверхности и получить самоцентрирующийся механизм подачи смазывающего элемента к реборде колеса бесперебойно и равномерно, что также повышает эксплуатационные качества системы и позволяет увеличить срок эксплуатации колес за счет снижения износа реборды колеса.

Выполнение направляющей в виде цилиндрического стержня с наружной резьбой позволяет производить перемещение втулки и соответственно самого смазывающего элемента без усилий и затратвремени и устанавливать смазывающий элемент с возможностью обеспечения наилучшего контакта со смазываемой поверхностью колеса, что также повышает эксплуатационные качества системы смазки и упрощает конструкцию всей системы.

Установка втулки под углом 44-46° обеспечивает наилучший контакт смазывающего элемента с открытой поверхностью трения колеса (это было установлено заявителем экспериментальным путем) и повышает эксплуатационные качества системы смазки открытых поверхностей колеса в целом.

Предлагаемая полезная модель поясняется чертежом:

На фиг.1 представлена принципиальная схема системы смазки открытых поверхностей трения колеса с использованием одновременно двух смазывающих элементов.

Система смазки открытых поверхностей трения колеса содержит установленный в корпусе 1 смазывающий элемент 2, контактирующий с одной из поверхностей трения с возможностью совершения поступательного перемещения в сторону смазываемой поверхности трения, корпус 1 смазывающего элемента 2 установлен внутри втулки 3, связанной с направляющей 4, ось 5 которой параллельна оси 6 колеса 7, корпус 1 смазывающего элемент 2 снабжен толкателем 8 с закрепленным на нем грузом 9.

Направляющая 4 может быть выполнена в виде цилиндрического металлического стержня с наружной резьбой.

Втулка 3 может быть установлена под углом 44-46° к реборде колеса. Система смазки открытых поверхностей трения колеса работает следующим образом:

Первоначально в корпус 1, снабженный толкателем 8 с закрепленным на нем грузом 9, устанавливают смазывающий элемент 2, затем корпус 1 со смазывающим элементом 3 устанавливают внутри втулки 3, которая связана с направляющей 4, ось 5 которой параллельна оси 6 колеса 7. В процессе движения колеса смазывающий элемент 3 контактирует с поверхностью трения и обеспечивает ее смазку.

В случае возникновения люфта колеса 7 относительно его оси 6, заявляемая система смазки автоматически обеспечивает прижатие смазывающего элемента 2 к поверхности трения за счет свободного хода корпуса 1 смазывающего элемента 2 относительно втулки 3. Таким образом обеспечивается самоцентрирование смазывающего элемента 2 относительно поверхности трения.

По мере износа смазывающего элемента 2 толкатель 8 под действием груза 9 за счет силы тяжести продвигает смазывающий элемент 2 к поверхности трения до полного его износа.

Затем осуществляют замену изношенного смазывающего элемента на новый.

Заявитель проводил испытания с использованием одного смазывающего элемента и с использованием двух смазывающих элементов, установленных под углом 89-91° друг к другу, каждый из которых был установлен в свою втулку.

В результате было установлено, что предложенная конструкция системы смазки открытых поверхностей трения колеса обеспечивает равномерную, экономичную подачу смазочного материала к месту трения и тем самым обеспечивает высокие эксплуатационные качества системы смазки в целом при одновременной ее конструктивной простоте.

1. Система смазки открытых поверхностей трения колеса, содержащая установленный в корпусе смазывающий элемент, контактирующий с одной из поверхностей трения с возможностью совершения поступательного перемещения в сторону смазываемой поверхности трения, отличающаяся тем, что корпус смазывающего элемента установлен внутри втулки, связанной с направляющей, ось которой параллельна оси колеса, корпус смазывающего элемента снабжен толкателем с закрепленным на нем грузом.

2. Система по п.1, отличающаяся тем, что направляющая выполнена в виде цилиндрического стержня с наружной резьбой.

3. Система по п.1, отличающаяся тем, что втулка установлена под углом 44-46° к реборде колеса.



 

Наверх