Привод барабана транспортного средства "амфибия"

 

Область техники полезной модели: транспортное средство, способное передвигаться как по суше, так и по воде. Технический эффект: повышение надежности транспортного средства «амфибия». Сущность: К ведущему заднему барабану (1), вал (2) которого опираются на подшипники (3) в корпусе (4), прижата колесами установленная в нижней полости гусеничной ленты (6) перевернутая ходовая часть (7) заднеприводного колесного транспортного средства. Сила прижатия (9) направлена против равнодействующей (10) сил нагружения подшипников (3), что снижает нагрузку на подшипники (3). Равнодействующая (10) сил нагружения подшипников (3) проходит по прямой линии (11) через ось (12) вала барабана (1) и ось колес (8) в расчетном режиме нагружения. В работе сила прижатия (9) достаточна для фрикционного привода барабана (1) вращением колес (8). Технический результат: Снижение нагрузки на подшипники (3) за счет силы прижатия снижает механические потери и износ в подшипниках (3).

2 ил., 1 н.з.п. ф-лы.

Полезная модель относится к транспортным средствам, способным передвигаться как по суше, так и по воде, в частности, к плавающим вездеходам на воздухоопорных гусеницах, и может быть использовано круглогодично в условиях морского побережья, прибрежных вод и внутренних водных бассейнов.

Известно устройство привода барабана транспортного средства на воздухоопорных гусеницах, реализованное в транспортном средстве «амфибия», которое содержит корпус с боковыми ограждениями, пары барабанов переднего и/или заднего привода соответственно в его передней или задней частях, валы барабанов, опертые на подшипники в корпусе, один из которых используется для передачи момента, вращающего задний ведущий барабан посредством трансмиссии и двигателя. На каждую пару барабанов заведена эластичная опорная замкнутая лента нижней ветвью набегающая на задний ведущий барабан. Эластичная опорная замкнутая лента внешними боковыми кромками сопряжена, образуя подвижные уплотнения, с внутренними стенками боковых ограждений корпуса, образует внутреннюю полость, которая платформой, установленной между передним и задним барабанами, разделяет внутреннюю полость на верхнюю и нижнюю полости эластичной опорной замкнутой ленты. Установлены воздухонагнетатели, соединенные воздуховодами с нижней полостью (патент СССР 1062027 А, М.П.К3. B60F 3/00).

Конструктивные особенности амфибийного опорно-движительного устройства по данному патенту 1062027 А были реализованы и нашли отражение в разработках патентовладельца - Дальневосточного высшего инженерного морского училища им. адм. Г.И.Невельского «Исследование возможностей разведывательного бурения при использовании амфибийных буровых понтонов» ГР 79035577, ВНТИЦ. 1980, и «Достройка, модернизация и испытания макетного образца плавсредства на воздухоопорных гусеницах г/п 20-30 т.» ГР 81094588, ВНТИЦ, 1986.

Испытание макетного образца, выполненного в натуральную величину по патенту 1062027 А, показали, что известное решение прототип имеет недостаток: привод заднего ведущего барабана, вал которого используется для передачи момента, вращающего задний ведущий барабан посредством трансмиссии и двигателя, увеличивает натяжение в набегающей на задний ведущий барабан нижней ветви гусеничной ленты, что повышает нагрузку на подшипники валов барабана, увеличивает потери мощности в них и их износ, снижает надежность транспортного средства «амфибия».

Техническая задача, на решение которой направлена заявленная полезная модель - устранение указанного недостатка, а именно повышение надежности привода барабана воздухоопорной гусеницы снижением нагрузки на подшипники заднего ведущего барабана.

Решение указанной технической задачи достигается тем, что в известном устройстве привода барабана транспортного средства «амфибия», которое содержит корпус с боковыми ограждениями, пары барабанов переднего и/или заднего привода соответственно в его передней или задней частях, валы барабанов, опертые на подшипники в корпусе. На каждую пару барабанов заведена эластичная опорная замкнутая лента, нижней ветвью набегающая на задний ведущий барабан. Эластичная опорная замкнутая лента внешними боковыми кромками сопряжена, образуя подвижные уплотнения, с внутренними стенками боковых ограждений корпуса, образует внутреннюю полость, которая платформой, установленной между передним и задним барабанами, разделяет внутреннюю полость на верхнюю и нижнюю полости эластичной опорной замкнутой ленты. Содержит также воздухонагнетатели, соединенные воздуховодами с нижней полостью, в ОТЛИЧИЕ ОТ НЕГО в заявляемом устройстве в нижней полости эластичной опорной замкнутой ленты установлена перевернутая ходовая часть заднеприводного колесного транспортного средства с двумя колесами, которые прижаты к заднему барабану так, что прямая линия, проходящая через оси заднего барабана и колес колесного транспортного средства, совпадает с направлением равнодействующей сил нагружения подшипников, на которые оперт вал ведущего барабана в расчетном режиме нагружения.

На фиг.1 показана схема фрикционного привода заднего барабана - вид сверху.

На фиг.2 показана схема сил, нагружающих подшипник ведущего заднего барабана в расчетном режиме.

Заявляемый привод ведущего заднего барабана представляется в следующем виде. Устройство имеет задний ведущий барабан 1, на валу 2 которого имеются подшипники 3, установленные в корпусе 4 амфибийного транспортного средства. В нижней полости 5 эластичной опорной замкнутой ленты 6 установлена с опиранием на корпус 4 в перевернутом положении ходовая часть 7 заднеприводного колесного транспортного средства, так что оба его колеса 8 прижаты к ведущему заднему барабану 1 с усилием достаточным для фрикционного привода барабана 1 колесами 8, а вектор силы прижатия 9 направлен по линии равнодействующей 10 усилий, действующих в расчетном режиме нагружения на задний ведущий барабан, а линия равнодейсвующей 10 в расчетном режиме совпадает с прямой линией 11, проходящей через ось 12 вала заднего ведущего барабана 1 и оси 13 колес 8. Эластичная опорная замкнутая лента 6 внешними боковыми кромками 14 сопряжена, образуя подвижные уплотнения, с внутренними стенками 15 боковых ограждений 16 корпуса 4. Во внутренней полости эластичной опорной замкнутой ленты 6 между задним 1 и передним (не показано) барабанами установлена платформа 17, разделяющая внутреннюю полость на верхнюю (не показано) и нижнюю полость 5 эластичной опорной замкнутой ленты 6. Воздухонагнетатели (не показано) соединены воздуховодами (не показано) с нижней полостью 5, которая с задней стороны ограничена нижней набегающей ветвью 18 ленты 6.

Вращением колес 8 на передний ход перевернутой ходовой части 7, установленной в нижней полости 5 с опиранием на корпус 4, передается на задний ведущий барабан 1 вращение на передний ход силами фрикционного сцепления колес 8 с барабаном 1. В расчетном режиме нагружения, в качестве которого назначается вариант высоких нагрузок, например, при подъеме на уклон, вектор силы прижатия 9 колес 8 к барабану 1 направлен по прямой линии 11, проходящей через ось 12 вала 2 и оси 13 колес 8, как противодействующий равнодействующей силе 10 нагружения подшипников 3 вала 2 заднего ведущего барабана 1. Вращение заднего ведущего барабана 1 на передний ход увеличивает натяжение в нижней набегающей ветви 18 эластичной опорной замкнутой ленты 6, как и у прототипа, увеличивает нагрузку на подшипники 3 валов 2. Вектор силы прижатия 9 частично компенсирует равнодействующую силы 10 нагрузки на подшипник 3, что снижает нагрузку на подшипник 3, снижает потери мощности, снижает износ подшипника 3, повышая надежность транспортного средства. Натяжение Q в нижней набегающей ветви 18 эластичной опорной замкнутой ленты 6 рассчитывается по формуле Q=Pu Rk, в которой Pu - избыточное давление в нижней полости 5 в Па, Rk - радиус кривизны нижней набегающей ветви 18 в метрах. Воздухонагнетатели (не показано) по воздуховодам (не показано) подают воздух под избыточным давлением в нижнюю полость 5, которая, как и у прототипа, уплотнена сверху платформой 17 и на внешних боковых кромках 14 эластичной опорной замкнутой ленты 6, образующих подвижное сопряжение с внутренними стенками 15 боковых ограждений 16 корпуса 4, что, как и у прототипа, снижает расход воздуха из нижней полости 5 для поддержания избыточного давления Pu.

Привод барабана транспортного средства «амфибия», содержащий корпус с боковыми ограждениями, барабаны переднего и/или заднего привода соответственно в его передней и/или задней частях, валы барабанов, опертые на подшипники в корпусе; эластичную опорную замкнутую ленту, заведенную на барабаны, нижней ветвью набегающую на задний барабан, которая внешними боковыми кромками сопряжена, образуя подвижные уплотнения, с внутренними стенками боковых ограждений корпуса и образует внутреннюю полость, которая платформой, установленной между передним и задним барабанами, разделяет внутреннюю полость на верхнюю и нижнюю полости эластичной опорной замкнутой ленты; а также содержащий воздухонагнетатели, соединенные воздуховодами с нижней полостью, отличающийся тем, что в нижней полости эластичной опорной замкнутой ленты установлена ходовая часть приводного колесного транспортного средства с двумя колесами, которые прижаты к ведущему заднему барабану так, что прямая линия, проходящая через оси данного барабана и колес колесного транспортного средства, совпадает с направлением равнодействующей сил нагружения подшипников, на которые оперт вал ведущего заднего барабана в расчетном режиме нагружения.



 

Наверх