Подвесной транцевый парус

 

Подвесной транцевый парус для маломерных судов может быть использован при оснащения гребных, моторных, парусных лодок и маломерных судов как дополнительный, в том числе и как аварийный движитель, использующий силу ветра, и содержит парус на мачте, образованный вертикальной составной мачтой из дюралюминиевых труб, на которую навешиваются наклонная дюралюминиевая труба - шпринт и горизонтальная дюралюминиевая труба - гик, служащие для подъема, развертывания паруса и управления движением судна. Мачта паруса установлена в кормовой вынос управления, который состоит из алюминиевой трубы большого диаметра с вертикальными отверстиями для вертикальной перестановки осей мачты и управляемого киля при подборе их взаимного расположения, необходимого для устойчивого движения судна вперед, кормовой вынос управления крепится с помощью струбцины крепления к транцу на корму судна. Струбцина крепления к транцу состоит из двух вертикальных осей, проходящих насквозь в вертикальные отверстия кормового выноса управления, как правило в передние по ходу судна. Оси содержат горизонтальные упоры: передняя с винтовой регулировкой длины упора, задняя с регулируемой длинной упора через шаг регулировки. Управляемый киль находится на вертикальной оси, проходящей через отверстие кормового выноса-управления, изготовлен из бакелитовой фанеры и управляется с помощью привода через рычаг управления.

Транцевый парус для маломерных судов образован из Паруса на мачте, Кормового выноса управления, Струбцины крепления к транцу и Управляемого киля.

Парус на мачте образован из составной вертикальной мачты, горизонтального гика и наклонного шпринта, паруса шпринтового типа и системы подъема-спуска паруса из веревок - фалов и служит для приема силы ветра для движения маломерного судна. Положение гика управляется веревкой: гика-шкотом. Мачта, гик и шпринт изготовлены из дюралюминиевых труб..

Кормовой вынос управления выполняет несколько функций:

- является футляром для хранения всех деталей конструкции, кроме пера киля управления

- является упором - основанием для крепления струбцины крепления к транцу

- является осью с гнездами для продольного перемещения вдоль оси судна - оси мачты и оси управляемого киля.

- местом крепления привода блока для управления гиком посредством гика-шкота

- местом крепления сор-линя для подъема пера киля при подходе к мелкому месту.

Кормовой вынос управления состоит из трубы с одинаковыми по диаметру отверстиями, расположенными вертикально, в два крайних к транцу из которых вставляются оси струбцины крепления к транцу остальные служат для крепления мачты и оси киля, установка которых может перемещаться вдоль кормового выноса управления по вертикальным отверстиям и взаимно меняться, в зависимости от характеристик корпуса маломерного судна для придания каждому типу маломерному судну характеристик устойчивого движения. Кормовой вынос управления выполнен из легкосплавной трубы.

Струбцина крепления к транцу состоит из 2-х осей, вставляемых в кормовой вынос управления, в передней (по ходу судна) оси - имеет два отверстия с винтовой резьбой для прижима к транцу лодки, в задней (по ходу) оси струбцины - два упора переменной длины для выставления горизонтальности кормового выноса при различной толщине и углах наклона транца маломерного судна и служит для крепления всей конструкции на транцевую доску маломерного судна.

Управляемый киль вставляется в вертикальное отверстие в кормовом выносе управления и состоит из оси, рычага поворота, привода и киля, являющегося одновременно рулем, который служит для смягчения резких рывков ветра посредством упора о воду и для управления направлением движения поворотом киля.

Полезная модель относится к судостроению а именно к малому судостроению и может быть применена на всех типах маломерных судов как основной, дополнительный и аварийный движитель, использующий энергию ветра.

По международной классификации 2011 г. это класс: В63Н - «Движители, приводимые в действие ветром, их размещение», подкласс: 9/06 - «Конструкция и типы парусов, их размещение на судне».

Известна аналогичная конструкция, зарегистрированная Антеро Катайненом (патент США United States Patent 3859943 в 1975 г. (источник информации, 1)), в конструкции не предусмотрена регулировка соотношений центра бокового сопротивления с центром парусности, необходимая для устойчивого движения судна.

Известна также конструкция, выпускаемая в 1975 г. Томским заводом под названием «Парус подвесной» (Источник информации 2), в журналах эта конструкция сохранила название изобретателя. Сведений о ее патентовании нет. В ней предусмотрена вертикальная регулировка соотношений центра парусности с центром бокового сопротивления, индивидуального для каждого судна. Эта конструкция явилась прототипом заявляемой полезной модели.

В настоящее время небольшими партиями под заказ производится парус, полностью аналогичный «Парусу подвесному», под названием «Velum Cygnus - 1» (источник информации 3).

Известен парус в конструкции «Паруса подвесного», аналогичный парусу детского швербота «Оптимист» (источник информации, 4), так как такой парус - пример типичного шпринтового паруса.

Недостатками «Паруса подвесного» и других известных подобных ему систем являются:

- отсутствие регулировки (патент Катайнена) или только вертикальный способ регулировки («Парус подвесной») соотношения центра парусности с центром бокового сопротивления путем наклона мачты вперед или назад в продольной вертикальной оси корпуса судна, что приводит к уменьшению эффективной площади паруса и частичному выходу управляемого киля из воды - при наклонах мачты, стеснению для рулевого - при наклоне мачты вперед, и погружению гика паруса в воду - при наклоне назад, что крайне нежелательно, т.к. может привести к удару волны в парус, поломки паруса или опрокидыванию судна.

- сложность в изготовлении (использовано алюминиевое литье струбцины)

- громоздкость (габариты 1,5 м ×0,3 м ×0,3 м) и тяжесть конструкции (15 кг) ограничивает ее область применения как запасной и аварийный движитель именно на малых судах, для которых она в большинстве случаев и была выполнена.

- ограничения крепления на транцевой доске одновременно с подвесным двигателем позволяют использовать его как дополнительный движитель только на судах с очень широкой транцевой доской.

Настоящей полезной моделью решаются задачи повышения эксплуатационных качеств, увеличение эффективной площади паруса, управляемого киля, простоты в изготовлении, 2-х кратного уменьшения веса готового изделия, универсальности для всех типов маломерных судов, использования как дополнительного движителя - без съема подвесного двигателя сохранении эффективной площади парусности, эффективной площади управляемого киля, а при достигнутой компактности хранения на борту маломерного судна - как дополнительного и аварийного движителя.

Для достижения указанного технического результата применен принципиально новый для аналогичных конструкций (типа «парус Катайнена») переход от вертикальной регулировки смещения соотношений центра парусности и центра бокового сопротивления корпуса для каждого типа судна - к горизонтальному, способом взаимной перестановки основания мачты и оси управляемого киля вдоль кормового выноса по заранее просверленным отверстиям.

Заявителю не известна конструкция подвесного транцевого паруса с указанной совокупностью существенных признаков и заявленная совокупность существенных признаков не вытекает явным образом из современного уровня техники, что подтверждает соответствие заявляемого технического решения условию «новизна».

Полезная модель иллюстрируется чертежами, на которых представлено:

Рис.1 - подвесной транцевый парус «Общий вид сбоку»;

Рис.2 - подвесной транцевый парус «Вид сверху», «Струбцина крепления к транцу»

Рис.3 - подвесной транцевый парус «Вид сзади»;

Подвесной транцевый парус для маломерных судов может быть выполнен на стандартном оборудовании с применением современных материалов и технологий.

Источники информации:

1. Патент США 1975 г.:

http://www.google.ru/patents/about/3859943_SAILING_GEAR_FOR_WATER_CRAFT.html?id=QNc7AAAAEBAJ

2. Парус Катайнена: архив журнала «Катеров и Яхты» 1976 г.

http://publ.lib.ru/ARCHIVES/K/%27%27Katera_i_yahty%27%27/_%27%27Katera_i_yahty%27%27_1976_.html

3. Парус «Velum Cygnus-I»: http://www.freewindfw.ru/

4. Парусный швербот «Оптимист»: http://www.optiworld.org/

1. Подвесной транцевый парус, содержащий парус на мачте, установленной основанием в кормовой вынос управления, струбцину крепления к транцу и управляемый киль, а также оборудование для управления парусом и управляемым килем, отличающийся тем, что кормовой вынос управления состоит из трубы с отверстиями, расположенными вертикально, в два крайних к транцу отверстия вставляются оси струбцины, а остальные отверстия служат для осей мачты и киля, установка которых, в зависимости от характера корпуса маломерного судна, может перемещаться вдоль выноса управления по вертикальным отверстиям.

2. Подвесной транцевый парус по п.1, отличающийся тем, что парус на мачте образован вертикальной составной мачтой круглого сечения, шпринтом, гиком и парусом, при этом подъем-спуск паруса осуществляется веревкой грота-фалом.

3. Подвесной транцевый парус по п.1, отличающийся тем, что кормовой вынос управления служит основой для крепления струбцины, оси мачты, оси управляемого киля и точкой приложения усилий к гику через фал управления - гика-шкот.

4. Подвесной транцевый парус по п.1, отличающийся тем, что струбцина крепления к транцу состоит из двух осей, вставляемых в кормовой вынос управления, причем в передней, по ходу движения, оси имеются два отверстия для винтового прижима к транцу лодки, в задней, по ходу движения, оси - два упора переменной длины для выставления горизонтальности кормового выноса управления при различной толщине и углах наклона транцы судна.



 

Похожие патенты:

Надувная массажная ортопедическая подушка-антистресс относится к сфере транспорта, встраивается в кресло транспортного средства и предназначена для улучшения комфорта и безопасности водителей и пассажиров.
Наверх