Резервуар для двухконтурного гидропривода тормозной системы с третьим контуром отдельного гидропривода транспортного средства

 

Полезная модель относится к области транспортного машиностроения, а именно к резервуарам для гидроприводов нескольких систем транспортных средств.

Резервуар (1) содержит верхнюю часть (2) с горловиной (3), нижнюю часть (4), на нижней стенке (5) которой и поперечно к ней выполнено три штуцера (6), (7), (8) с расположением их продольных осей в одной плоскости «». Резервуар (1) содержит центральную круглую перегородку (9), образующую внутри него сообщающуюся с рабочими камерами круглую камеру (11) для поплавка датчика. Первый штуцер (6) выполнен сообщающимся своим отверстием (12) с камерой (11), представляющей одновременно рабочую камеру первого контура гидропривода тормозов, которая сообщается через первую вертикальную прорезь (13) перегородки (9), выполненную на всю высоту последней, с питающей камерой (14) первого контура, образованной короткой (15) и длинной (16) перегородками.

Короткая (15) и длинная (16) перегородки, образуют с обратных своих сторон в резервуаре (1) еще питающую (20) и рабочую (21) камеры второго контура гидропривода тормозов, которые разделены между собой двумя из введенных в резервуар перегородок жесткости (22) и (23), а сообщаются между собой вертикальной щелью (24) между этими двумя перегородками жесткости (22) и (23). В резервуаре (1) с рабочей камерой (21) второго контура гидропривода тормозов сообщается своим отверстием (27) второй штуцер (7).

Третий штуцер (8) резервуара 1 выполнен сообщающимся своим отверстием (28) с круглой рабочей камерой (29) третьего отдельного контура гидропривода, образованной в питающей камере (20) второго контура круглой замкнутой перегородкой (30), верхний срез (31) которой расположен выше выполненной на наружной поверхности боковой стенки (19) резервуара (1) метки минимального уровня (32) рабочей жидкости.

В перегородке (9) выполнена соединяющая рабочую камеру первого контура с питающей камерой (20) второго контура вторая вертикальная прорезь (33), верхний срез (34) которой расположен на уровне свода (10) резервуара (1), а нижний срез (35) - немного ниже метки минимального уровня (32) рабочей жидкости.

В питающей же камере (14) первого контура гидропривода тормозов введено в частности две перегородки жесткости (36) и (37).

1 н.п.ф., 6 з.п.ф, 5 ил..

Полезная модель относится к области транспортного машиностроения, а именно к резервуарам для гидроприводов нескольких систем транспортных средств, например для двух контуров гидропривода тормозной системы и одного контура гидропривода системы сцепления.

Наиболее близким техническим решением, выбранным в качестве прототипа, является компактный резервуар электро-гидравлической тормозной системы, патент Франции 2831506, МПК 7 B60T 17/06, публ. 02.05.2003 г., включающий в себя: верхнюю часть с горловиной для заливания тормозной жидкости, нижнюю часть, на нижней стенке которой имеются три штуцера с отверстиями, предназначенными для сообщения рабочих камер резервуара с агрегатами электро-гидравлической системы, а именно первых два штуцера предназначены для сообщения рабочих камер резервуара с соответствующими первым и вторым контурами гидропривода тормозной системы, а третий штуцер предназначен для сообщения рабочей камеры с третьим контуром отдельного гидропривода. Внутри резервуара круглой перегородкой образована круглая камера для поплавка датчика аварийного уровня тормозной (рабочей) жидкости. Круглая перегородка соединена по всей ее длине в нижней и верхней частях соответственно с донной поверхностью нижней стенки резервуара и его поверхностью свода. Вокруг круглой перегородки круглой камеры выполнена охватывающая перегородка, образующая между собой и круглой перегородкой соединительный канал (питающую камеру) между тремя рабочими камерами, которые образованы тремя перегородками, две из которых соединены на виде сверху одними из боковых частей с охватывающей перегородкой и вторыми из боковых частей с внутренней поверхностью наружной стенки резервуара, а третья - одной боковой частью с наружной стенкой резервуара и второй боковой частью непосредственно с круглой перегородкой круглой камеры. Круглая камера для поплавка датчика аварийного уровня рабочей жидкости через отверстия в верхней и нижней части образующей ее круглой перегородки и через соединительный канал имеет сообщение с рабочими камерами. Три штуцера резервуара выполнены на наружной поверхности нижней стенки поперечно к ней, причем продольная ось одного из них не расположена в плоскости расположения продольных осей двух других..

Недостатки данного технического решения.

Во-первых, полезный объем рабочей жидкости в резервуаре используется не полностью, т.к. при понижении уровня жидкости ниже метки «MIN» сообщение между рабочими камерами и соединительным каналом (питающей камерой) перекрывается из-за отсутствия прорезей на уровне донной поверхности нижней стенки резервуара, по меньшей мере, в охватывающей перегородке, а это приводит к тому, что жидкость в круглой камере для поплавка и в соединительном канале не может быть использована для аварийного торможения.

Во-вторых, отсутствие в резервуаре элементов препядствующих переливу рабочей жидкости в камерах при продольных и поперечных ускорениях транспортного средства на котором установлен резервуар, что может приводить к ложному срабатыванию датчика аварийного уровня жидкости.

В третьих, усложненный процесс изготовления резервуара, так как приходится применять сложный разъем пресс-формы его нижней части из-за расположения продольных осей всех трех штуцеров не в одной плоскости.

Технический результат: улучшение технологичности изготовления резервуара для двухконтурного гидропривода тормозной системы с третьим контуром отдельного гидропривода транспортного средства с возможностью полного использования полезного объема рабочей жидкости в аварийной ситуации и с исключением возможности ее потери из камер работоспособного контура гидропривода тормозов при выходе из строя другого контура или третьего контура отдельного гидропривода (например гидропривода сцепления), а также исключение перелива рабочей жидкости в камерах резервуара при продольных и поперечных ускорениях транспортного средства.

Указанный технический результат достигается тем, что в резервуаре для двухконтурного гидропривода тормозной системы с третьим контуром отдельного гидропривода транспортного средства, включающем верхнюю часть с горловиной, нижнюю часть, на нижней стенке которой и поперечно к ней выполнено три штуцера, первый и второй из которых предназначены для сообщения рабочих камер резервуара с соответствующими первым и вторым контурами гидропривода тормозной системы, а третий - с третьим отдельным контуром гидропривода, а также, включающем центральную круглую перегородку, соединенную по всей ее длине в нижней и верхней частях соответственно с донной поверхностью нижней стенки резервуара и его поверхностью свода с образованием внутри резервуара сообщающейся с рабочими камерами круглой камеры для поплавка датчика, и включающем перегородки, образующие рабочие камеры для питания рабочей жидкостью контуров гидропривода через отверстия штуцеров и образующие по меньшей мере одну питающую камеру, сообщающуюся по меньшей мере с одной рабочей камерой,

согласно полезной модели, штуцеры выполнены с расположением их продольных осей в одной плоскости, причем первый штуцер выполнен сообщающимся своим отверстием с круглой камерой для поплавка датчика, представляющей одновременно рабочую камеру первого контура гидропривода тормозов, которая сообщается через первую вертикальную прорезь центральной круглой перегородки, выполненную на всю высоту последней, с питающей камерой первого контура гидропривода тормозов, образованной короткой и длинной перегородками, соединенными одними боковыми частями с центральной круглой перегородкой, другими боковыми частями - с боковой стенкой резервуара, а нижними и верхними частями по всем их длинам - соответственно с донной поверхностью нижней стенки резервуара и его поверхностью свода, и кроме того, образующими с обратных своих сторон, разделенные двумя из введенных перегородок жесткости и сообщающиеся между собой вертикальной щелью между этими двумя из перегородок жесткости, питающую и рабочую камеры второго контура гидропривода тормозов, с последней из которых сообщается своим отверстием второй штуцер, тогда как, третий штуцер выполнен сообщающимся своим отверстием с круглой рабочей камерой третьего отдельного контура гидропривода, образованной в питающей камере второго контура гидропривода тормозов круглой замкнутой перегородкой, верхний срез которой расположен выше выполненной на наружной поверхности боковой стенки резервуара метки минимального уровня рабочей жидкости, в центральной круглой перегородке выполнена соединяющая рабочую камеру первого контура гидропривода тормозов с питающей камерой второго контура гидропривода тормозов вторая вертикальная прорезь, верхний срез которой расположен на уровне свода резервуара, а нижний - немного ниже метки минимального уровня рабочей жидкости, в питающей же камере первого контура гидропривода тормозов введено несколько перегородок жесткости.

В частном случае резервуар выполнен на виде сверху в форме прямоугольника со срезанным углом спереди.

В частном случае все перегородки жесткости резервуара выполнены соединенными по всем их длинам в нижних и верхних частях соответственно с донной поверхностью нижней стенки резервуара и его поверхностью свода.

В частном случае круглая замкнутая перегородка резервуара, образующая рабочую камеру третьего контура отдельного гидропривода, соединена с боковой частью одной из перегородок жесткости, в свою очередь соединенную другой боковой частью с центральной круглой перегородкой.

В частном случае задний участок боковой стенки верхней части резервуара выполнен с верхними выступами с крепежными отверстиями для его крепления.

В частном случае на верхней части резервуара выполнены выемки под свободный доступ инструмента крепления к элементам крепления, предназначенным для расположения в крепежных отверстиях выступов заднего участка его боковой стенки.

В частном случае на наружной поверхности боковой стенки резервуара выше метки минимального уровня тормозной жидкости выполнена метка максимального уровня тормозной жидкости.

Сравнение заявляемого технического решения с уровнем техники по научно-технической и патентной документации на дату приоритета показывает, что совокупность существенных признаков заявляемого решения ранее не была известна, следовательно оно соответствует условию патентоспособности «новизна».

Предложенное техническое решение промышленно применимо, так как может быть изготовлено промышленным способом, работоспособно, осуществимо и воспроизводимо, следовательно соответствует условию патентоспособности «промышленная применимость».

Сущность полезной модели поясняется на чертежах:

Фиг.1 - резервуара для двухконтурного гидропривода тормозной системы с третьим контуром отдельного гидропривода транспортного средства, общий вид спереди;

Фиг.2 - резервуара для двухконтурного гидропривода тормозной системы с третьим контуром отдельного гидропривода транспортного средства, общий вид сверху;

Фиг.3 - разрез А-А на фиг.1.;

Фиг.4 - резервуара для двухконтурного гидропривода тормозной системы с третьим контуром отдельного гидропривода транспортного средства, вид сбоку (вид Б на фиг.1);

Фиг.5 - резервуара для двухконтурного гидропривода тормозной системы с третьим контуром отдельного гидропривода транспортного средства, установленный на щитке передка транспортного средства с присоединенными к его штуцерам шлангами.

Резервуар 1, предназначенный для двухконтурного гидропривода тормозной системы с третьим контуром отдельного гидропривода транспортного средства, в частности выполненный из пластмассы, содержит верхнюю часть 2 с горловиной 3, нижнюю часть 4, на нижней стенке 5 которой и поперечно к ней выполнено три штуцера 6, 7, 8, первый 6 и второй 7 из которых предназначены для сообщения рабочих камер резервуара 1 с соответствующими первым и вторым контурами гидропривода тормозной системы, а третий штуцер 8 - с третьим отдельным контуром гидропривода. Резервуар 1 содержит центральную круглую перегородку 9, соединенную по всей ее длине в нижней и верхней частях соответственно с донной поверхностью его нижней стенки 5 и с его поверхностью свода 10 с образованием внутри него сообщающейся с рабочими камерами круглой камеры 11 для поплавка датчика (на фигурах не показан).

Штуцеры 6, 7, 8 выполнены с расположением их продольных осей в одной плоскости «», причем первый штуцер 6 выполнен сообщающимся своим отверстием 12 с круглой камерой 11 для поплавка датчика, представляющей одновременно рабочую камеру первого контура гидропривода тормозов, которая сообщается через первую вертикальную прорезь 13 центральной круглой перегородки 9, выполненную (вертикальную прорезь 13) на всю высоту последней (центральной круглой перегородки 9), с питающей камерой 14 первого контура гидропривода тормозов, образованной короткой 15 и длинной 16 перегородками, соединенными одними боковыми частями 17 с центральной круглой перегородкой 9, другими боковыми частями 18 - с боковой стенкой 19 резервуара 1, а нижними и верхними частями по всем их длинам - соответственно с донной поверхностью нижней стенки 5 резервуара 1 и его поверхностью свода 10.

Короткая 15 и длинная 16 перегородки, кроме образования в резервуаре 1 питающей камеры 14 первого контура гидропривода тормозов, образуют с обратных своих сторон в резервуаре 1 еще питающую 20 и рабочую 21 камеры второго контура гидропривода тормозов, которые разделены между собой двумя из введенных в резервуар перегородок жесткости 22 и 23, а сообщаются между собой вертикальной щелью 24 между этими двумя перегородками жесткости 22 и 23. В частном случае (показанном на фигурах) в питающей 20 и рабочей 21 камерах второго контура гидропривода тормозов резервуара 1 кроме перегородок жесткости 22 и 23 выполнено еще две перегородки 25 и 26, препядствующих переливу рабочей жидкости в питающей 20 и рабочей 21 камерах при продольных и поперечных ускорениях транспортного средства.

В резервуаре 1 с рабочей камерой 21 второго контура гидропривода тормозов сообщается своим отверстием 27 второй штуцер 7.

Третий штуцер 8 резервуара 1 выполнен сообщающимся своим отверстием 28 с круглой рабочей камерой 29 третьего отдельного контура гидропривода, образованной в питающей камере 20 второго контура гидропривода тормозов круглой замкнутой перегородкой 30, верхний срез 31 которой расположен выше выполненной на наружной поверхности боковой стенки 19 резервуара 1 метки минимального уровня 32 рабочей жидкости.

В центральной круглой перегородке 9 выполнена соединяющая рабочую камеру (круглую камеру 11) первого контура гидропривода тормозов с питающей камерой 20 второго контура гидропривода тормозов вторая вертикальная прорезь 33, верхний срез 34 которой расположен на уровне свода 10 резервуара 1, а нижний срез 35 - немного ниже метки минимального уровня 32 рабочей жидкости.

В питающей же камере 14 первого контура гидропривода тормозов введено в частности две перегородки жесткости 36 и 37.

В частном случае резервуар 1 выполнен на виде сверху в форме прямоугольника со срезанным углом спереди.

В частном случае все перегородки жесткости 22, 23, 25, 26, 36, 37 резервуара 1 выполнены соединенными по всем их длинам в нижних и верхних частях соответственно с донной поверхностью нижней стенки 5 резервуара и его поверхностью свода 10.

В частном случае круглая замкнутая перегородка 30 резервуара 1, образующая рабочую камеру 29 третьего контура отдельного гидропривода, соединена с боковой частью перегородки жесткости 23, в свою очередь соединенной другой боковой частью с центральной круглой перегородкой 9.

В частном случае задний участок 38 боковой стенки 19 верхней части 2 резервуара 1 выполнен с верхними выступами 39 с крепежными отверстиями 40 для его крепления.

В частном случае на верхней части 2 резервуара 1 выполнены выемки 41 под свободный доступ инструмента крепления к элементам крепления 42, предназначенным для расположения в крепежных отверстиях 40 выступов 39 заднего участка 38 его боковой стенки 19.

В частном случае на наружной поверхности боковой стенки 19 резервуара 1 выше метки минимального уровня 32 тормозной жидкости выполнена метка максимального уровня 43 тормозной жидкости.

Установка резервуара 1 на транспортном средстве заключается в следующим.

На штуцера 6, 7, 8, резервуара 1 одеваются шланги 44 соответствующих контуров гидроприводов, а затем резервуар 1 посредством элементов крепления 42 вставленных в крепежные отверстия 40 его выступов 39 закрепляется на щитке передка 45 транспортного средства.

Работа резервуара 1 для двухконтурного гидропривода тормозной системы с третьим контуром отдельного гидропривода транспортного средства заключается в следующим.

При снятом датчике аварийного уровня рабочей жидкости через заливную горловину 3 резервуара 1, круглую камеру 11 для поплавка датчика, вертикальную прорезь 13 центральной круглой перегородки 9, вторую вертикальную прорезь 33 центральной круглой перегородки 9, заполняются: питающая камера 14 первого контура гидропривода тормозов и через отверстие 12 штуцера 6 все полости составляющих деталей этого контура (трубопроводов, рабочих цилиндров); питающая 20 и рабочая 21 камеры второго контура гидропривода тормозов и через отверстие 27 штуцера 7 все полости составляющих деталей этого контура; круглая рабочая камера 29 третьего отдельного контура гидропривода (в частности гидропривода сцепления) и через отверстие 28 штуцера 8 все полости составляющих деталей этого контура.

При новых накладках тормозных колесных механизмов тормозная жидкость в резервуаре 1 заполняется до метки максимального уровня 43 тормозной жидкости («МАХ»), а после установки датчика аварийного уровня рабочей жидкости на горловине 3 резервуара 1 уровень рабочей жидкости в нем устанавливается у поверхности его свода 10. В процессе эксплуатации транспортного средства с исправной рабочей тормозной системой и в частности с исправным сцеплением вследствие износа накладок колодок рабочих колесных тормозных механизмов и накладок сцепления из-за перемещения поршней в сторону удаления от донных частей рабочих колесных цилиндров гидроприводов тормозной системы и перемещения поршня в сторону удаления от донной части рабочего цилиндра сцепления третьего отдельного контура гидропривода увеличиваются рабочие объемы этих цилиндров, которые наполняются рабочей жидкостью из резервуара 1, что исключает подсос воздуха в гидроприводы и обеспечивает сохранение работоспособности рабочей тормозной системы и сцепления транспортного средства.

За счет того, что в заявляемом техническом решении резервуара для двухконтурного гидропривода тормозной системы с третьим контуром отдельного гидропривода транспортного средства по сравнению с прототипом штуцеры выполнены с расположением их продольных осей в одной плоскости, причем первый штуцер выполнен сообщающимся своим отверстием с круглой камерой для поплавка датчика, представляющей одновременно рабочую камеру первого контура гидропривода тормозов, которая сообщается через первую вертикальную прорезь центральной круглой перегородки, выполненную на всю высоту последней, с питающей камерой первого контура гидропривода тормозов, образованной короткой и длинной перегородками, соединенными одними боковыми частями с центральной круглой перегородкой, другими боковыми частями - с боковой стенкой резервуара, а нижними и верхними частями по всем их длинам - соответственно с донной поверхностью нижней стенки резервуара и его поверхностью свода, и кроме того, образующими с обратных своих сторон, разделенные двумя из введенных перегородок жесткости и сообщающиеся между собой вертикальной щелью между этими двумя из перегородок жесткости, питающую и рабочую камеры второго контура гидропривода тормозов, с последней из которых сообщается своим отверстием второй штуцер, тогда как, третий штуцер выполнен сообщающимся своим отверстием с круглой рабочей камерой третьего отдельного контура гидропривода, образованной в питающей камере второго контура гидропривода тормозов круглой замкнутой перегородкой, верхний срез которой расположен выше выполненной на наружной поверхности боковой стенки резервуара метки минимального уровня рабочей жидкости, в центральной круглой перегородке выполнена соединяющая рабочую камеру первого контура гидропривода тормозов с питающей камерой второго контура гидропривода тормозов вторая вертикальная прорезь, верхний срез которой расположен на уровне свода резервуара, а нижний - немного ниже метки минимального уровня рабочей жидкости, в питающей же камере первого контура гидропривода тормозов введено несколько перегородок жесткости, достигается необходимый технический результат, а именно улучшается технологичность изготовления резервуара с возможностью полного использования полезного объема рабочей жидкости в аварийной ситуации и исключается возможность ее потери из камер работоспособного контура гидропривода тормозов при выходе из строя другого контура или третьего контура отдельного гидропривода, а также исключается перелив рабочей жидкости в камерах резервуара при продольных и поперечных ускорениях транспортного средства.

1. Резервуар для двухконтурного гидропривода тормозной системы с третьим контуром отдельного гидропривода транспортного средства, включающий верхнюю часть с горловиной, нижнюю часть, на нижней стенке которой и поперечно к ней выполнено три штуцера, первый и второй из которых предназначены для сообщения рабочих камер резервуара с соответствующими первым и вторым контурами гидропривода тормозной системы, а третий - с третьим отдельным контуром гидропривода, а также включающий центральную круглую перегородку, соединенную по всей ее длине в нижней и верхней частях соответственно с донной поверхностью нижней стенки резервуара и его поверхностью свода с образованием внутри резервуара сообщающейся с рабочими камерами круглой камеры для поплавка датчика, и включающий перегородки, образующие рабочие камеры для питания рабочей жидкостью контуров гидропривода через отверстия штуцеров и образующие по меньшей мере одну питающую камеру, сообщающуюся по меньшей мере с одной рабочей камерой, отличающийся тем, что штуцеры выполнены с расположением их продольных осей в одной плоскости, причем первый штуцер выполнен сообщающимся своим отверстием с круглой камерой для поплавка датчика, представляющей одновременно рабочую камеру первого контура гидропривода тормозов, которая сообщается через первую вертикальную прорезь центральной круглой перегородки, выполненную на всю высоту последней, с питающей камерой первого контура гидропривода тормозов, образованной короткой и длинной перегородками, соединенными одними боковыми частями с центральной круглой перегородкой, другими боковыми частями - с боковой стенкой резервуара, а нижними и верхними частями по всем их длинам - соответственно с донной поверхностью нижней стенки резервуара и его поверхностью свода, и, кроме того, образующими с обратных своих сторон, разделенные двумя из введенных перегородок жесткости и сообщающиеся между собой вертикальной щелью между этими двумя из перегородок жесткости, питающую и рабочую камеры второго контура гидропривода тормозов, с последней из которых сообщается своим отверстием второй штуцер, тогда как, третий штуцер выполнен сообщающимся своим отверстием с круглой рабочей камерой третьего отдельного контура гидропривода, образованной в питающей камере второго контура гидропривода тормозов круглой замкнутой перегородкой, верхний срез которой расположен выше выполненной на наружной поверхности боковой стенки резервуара метки минимального уровня рабочей жидкости, в центральной круглой перегородке выполнена соединяющая рабочую камеру первого контура гидропривода тормозов с его питающей камерой второго контура гидропривода тормозов вторая вертикальная прорезь, верхний срез которой расположен на уровне свода резервуара, а нижний - немного ниже метки минимального уровня рабочей жидкости, в питающей же камере первого контура гидропривода тормозов введено несколько перегородок жесткости.

2. Резервуар по п.1, отличающийся тем, что он выполнен на виде сверху в форме прямоугольника со срезанным углом спереди.

3. Резервуар по п.1, отличающийся тем, что все его перегородки жесткости выполнены соединенными по всем их длинам в нижних и верхних частях соответственно с донной поверхностью нижней стенки резервуара и его поверхностью свода.

4. Резервуар по п.1, отличающийся тем, что круглая замкнутая перегородка, образующая рабочую камеру третьего отдельного контура гидропривода, соединена с боковой частью одной из перегородок жесткости, в свою очередь соединенную другой боковой частью с центральной круглой перегородкой.

5. Резервуар по п.1, отличающийся тем, что задний участок его боковой стенки верхней части выполнен с верхними выступами с крепежными отверстиями для его крепления.

6. Резервуар по п.1, отличающийся тем, что на его верхней части выполнены выемки под свободный доступ инструмента крепления к элементам крепления, предназначенным для расположения в крепежных отверстиях выступов заднего участка его боковой стенки.

7. Резервуар по п.1 или 6, отличающийся тем, что на наружной поверхности боковой стенки резервуара выше метки минимального уровня тормозной жидкости выполнена метка максимального уровня тормозной жидкости.



 

Наверх