Вертолет

 

Вертолет улучшенной компоновки, обеспечивающей повышение скорости и дальности полета и повышенную комфортность пассажиров. Фюзеляж вертолета снабжен боковыми кессонами, а топливная система вертолета, при сохранении общего объема топлива, имеет два наружных топливных бака, расположенные в упомянутых правом и левом кессонах, при этом внутри фюзеляжа, в задней части грузопассажирской кабины, по бортам выполнены два отсека, в которых размещены два вертикальных топливных бака. Ширина вертикальных топливных баков выполнена с учетом возможности установки между ними двух пассажирских кресел, а общий объем салона грузопассажирской кабины предусматривает установку пассажирских кресел с обеспечением максимально возможного объема кабины на одного пассажира, включая его комфортную посадку-высадку из вертолета. Шасси выполнено убирающимся в полете, для чего в носовой части фюзеляжа предусмотрена ниша для передней опоры шасси, а основные опоры при этом расположены в нишах за боковыми кессонами.

Полезная модель относится к компоновке агрегатов в фюзеляже летательного аппарата, в частности, связанной с конструкцией и размещением топливных баков и пассажирских кресел на вертолете.

Известна компоновка легкого вертолета (RU 89068, B64C 1/06, 2009), содержащего фюзеляж с кабиной экипажа в носовой части, грузопассажирской кабиной и хвостовой балкой, а также топливную систему с топливными баками, размещенными в задней части грузопассажирской кабины внутри фюзеляжа. Топливный отсек фюзеляжа выполнен из двух секций, первая из которых расположена под главным редуктором и предназначена для установки переднего стационарного топливного бака, а вторая секция топливного отсека расположена позади первой и предназначена для размещения основного стационарного топливного бака. Ширина первой секции топливного отсека выполнена с возможностью установки по бокам от нее в грузопассажирской кабине двух дополнительных съемных топливных баков или двух дополнительных сидений. При этом первая секция топливного отсека может быть выполнена суженной к своей передней стенке для удобства размещения пассажиров на боковых съемных сидениях в случае их установки.

Недостатком компоновки вертолета такого класса (по патенту RU 89068) является ограниченный объем салона вследствие использования части грузопассажирской кабины под топливные баки и вследствие этого ограниченное число и близкое расположение пассажирских кресел с узким проходом между рядами. Это в свою очередь приводит к дискомфорту при входе в салон, во время полета и при покидании его.

Другим недостатком вертолета является известное ограничение скорости и дальности полета вертолета вследствие значительного лобового сопротивления летательного аппарата с шасси, выполненными не убирающимися в полете.

Известен вертолет Bell/Agusta AB 139, близкого класса по грузоподъемности и объему грузопассажирской кабины по отношению к заявляемому вертолету, который принят в качестве ближайшего аналога (www.janes.com) и в котором топливные баки также расположены в задней части грузопассажирского отсека.

При этом в объеме салона может быть установлено до пятнадцати пассажирских сидений, расположенных в ряды по три сидения, примыкающие друг к другу. Близость сидений и узкие проходы, как между рядами, так и между сидениями, расположенными друг за другом, не создают достаточного комфорта для пассажиров и создают очередность и неудобство при посадке-высадке их в салон.

Задачей заявляемой полезной модели является создание вертолета с оптимальной компоновкой агрегатов топливной системы, позволяющей увеличить дальность и скорость полета и, одновременно, обеспечивающей достаточный объем внутри грузопассажирской кабины для свободного размещения различного оборудования, а также с целью расширения области применения вертолета в качестве пассажирского с более комфортным размещением пассажиров в салоне.

Поставленная задача решена за счет того, что в вертолете, содержащем фюзеляж с кабиной экипажа, грузопассажирской кабиной и хвостовой балкой, топливную систему, включающую топливные баки внутри фюзеляжа, а также содержащий силовую установку, главный редуктор, несущий винт и шасси с передней и двумя основными опорами, в соответствии с заявляемым устройством - фюзеляж имеет боковые кессоны, топливная система, при сохранении общего объема топлива, снабжена правым и левым наружными топливными баками, установленными в боковых кессонах, а два вертикальных топливных бака внутри фюзеляжа расположены в правом и левом отсеках по бортам фюзеляжа в задней части грузопассажирской кабины, причем ширина вертикальных топливных баков выполнена с учетом возможности установки между ними пары пассажирских кресел, при этом шасси выполнено убирающимся в полете, причем основные опоры расположены в нишах за боковыми кессонами.

Оптимальное распределение объема топливных баков внутри фюзеляжа и в боковых кессонах позволило при сохранении заданного или расчетного общего объема топлива обеспечить минимальное влияние внешних баков на лобовое сопротивление летательного аппарата.

Одновременно, за счёт размещения части топлива в наружных топливных баках и благодаря форме и положению топливных баков (меньшего объёма) внутри фюзеляжа, соответственно, несколько увеличен объём грузопассажирской кабины. При этом предложенное вертикальное расположение двух топливных баков по бортам фюзеляжа, с промежутком для двух пассажирских кресел по ширине, позволяет по-новому разместить в объёме салона оставшиеся пассажирские кресла: два других пассажирских кресла установить в передней его части, а остальные пассажирские кресла (располагаемые в прототипе поперечными рядами) расположить вдоль бортов фюзеляжа с широкими проходами для комфортного размещения и удобства посадки-высадки пассажиров и максимального увеличения удельного объёма кабины на одного пассажира, превышающего известные аналоги в данном классе вертолетов.

Боковые кессоны, в задней части которых выполнены полости для основных опор шасси в убранном положении, выполняют функцию обтекателей основного шасси. Благодаря выполнению шасси убирающимся в полёте дополнительно снижено вредное аэродинамическое сопротивление летательного аппарата.

Заявляемая полезная модель поясняется чертежами, на которых изображены:

Фиг.1 - компоновка вертолета, вид сбоку;

Фиг.2 - то же, вид сверху;

Фиг.3 - разрез А-А фиг.1;

Фиг.4 - разрез Б-Б фиг.1.

Вертолет содержит фюзеляж с кабиной экипажа 1, грузопассажирской кабиной 2, хвостовой балкой 3 и с боковыми кессонами 4 (фиг.1). На фюзеляже установлены силовая установка 5, главный редуктор 6 и несущий винт 7.

Топливная система вертолета включает два вертикальных топливных бака 8, расположенных внутри фюзеляжа, в его правом и левом отсеках по бортам грузопассажирской кабины 2, и два наружных топливных бака 9, расположенные в правом и левом боковых кессонах 4 (фиг.2 и 5). Ширина вертикальных топливных баков 8 выполнена с учетом возможности установки между ними двух пассажирских кресел 10.

Компоновка топливных баков на вертолете, объем и форма боковых кессонов 4 под наружные баки 9 и топливных отсеков под вертикальные топливные баки 8 внутри фюзеляжа выбраны как из соображений получения оптимальных эксплуатационных характеристик вертолета, так и с целью обеспечения максимальных характеристик комфорта пассажиров вертолета. За счёт сокращения объёма топливных баков внутри фюзеляжа и размещения между ними двух пассажирских кресел 10 компоновка салона грузопассажирской кабины 2 выполнена (фиг. 2) с широким проходом в центральной части, между шестью отдельно установленными креслами 11, и с таким же широким проходом перед двумя креслами 12 в передней части грузопассажирской кабины 2. Такая компоновка обеспечивает максимально возможный объём кабины вертолёта данного класса на одного пассажира и его комфортную посадку-высадку из вертолёта.

Шасси вертолета выполнено убирающимся и включает переднюю опору 13 и две основных опоры 14 и 15 с колесами. Для передней опоры 13 в носовой части фюзеляжа выполнена ниша, в которой она размещается в убранном положении (фиг.1). Для размещения основных опор 14 и 15 в убранном положении предусмотрены ниши в задней части боковых кессонов 4 (фиг.2).

Вертолет, содержащий фюзеляж с кабиной экипажа, грузопассажирской кабиной и хвостовой балкой, топливную систему, включающую топливные баки внутри фюзеляжа, а также содержащий силовую установку, главный редуктор, несущий винт и шасси с передней и двумя основными опорами, отличающийся тем, что фюзеляж имеет боковые кессоны, топливная система, при сохранении общего объема топлива, снабжена правым и левым наружными топливными баками, установленными в боковых кессонах, а два вертикальных топливных бака внутри фюзеляжа расположены в правом и левом отсеках по бортам фюзеляжа в задней части грузопассажирской кабины, причем ширина вертикальных баков выполнена с учетом возможности установки между ними двух пассажирских кресел, при этом шасси выполнено убирающимся в полете, причем основные опоры расположены в нишах за боковыми кессонами.



 

Наверх