Лавинопредупреждающая система

 

Лавинопредупреждающая система представляет собой замкнутую цепь из датчиков наклона (1), установленных в металлические стаканы (2), связанных с магистральным кабелем (4), включенным в цепь межперегонной связи (5) через шкаф межперегонной связи (6). Датчик наклона (1), включает в себя стандартный геркон (7), размещенный в металлическом стакане (2) и залитый для герметичности эпоксидным составом. Металлический стакан (2), расположен на гибком упругом стержне (8), установленном внутри стальной трубостойки (9). Сверху датчика наклона (1) с двух сторон металлического стакана (2), перпендикулярно направлению фронта предполагаемого схода снежной лавины установлены две напорные металлические сетки (10). На наружной стенке стальной трубостойки (9) имеются винтовые клеммы (11) для электрических соединений. Стальная трубостойка (9) заглублена на расстоянии 2-2,5 м от крайней головки рельса железнодорожного полотна (12). Во избежание ложного срабатывания датчик наклона (1) имеет наклон 15-20 градусов в сторону предполагаемого схода снежной лавины. Вдоль железнодорожного полотна (12) на опорах (13) установлены проблесковые маячки (14), связанные электрической связью с датчиками наклона (1). Под давлением сошедшей лавины на напорные металлические сетки (10), датчики наклона (1) отклоняются от первоначального положения по ходу движения снега, происходит замыкание контактов стандартных герконов (7), электрический сигнал от датчиков наклона (1) по магистральному кабелю (4) передается на диспетчерские пульты станций и проблесковые маячки (14), загорающийся красный свет, которых предупреждают машинистов поездов о необходимости применения экстренного торможения. Поступивший на диспетчерский пульт сигнал, дает информацию о сходе на данном перегоне снежной лавины диспетчеру станции. Предлагаемая Лавинопредупреждающая система позволит повысить безопасное движение поездов, оперативно принимать меры по устранению снежных завалов на железнодорожных путях. 1 н.з. и 4 з.п.ф-лы, 3 ил.

Полезная модель относится к железнодорожному транспорту, в частности к организации автоматизированных гидрометеопостов для контроля метеорологических параметров и может использоваться для оповещения о сходах снежных лавин на железнодорожный путь.

К одним из наиболее опасных природных стихий относятся сходы снежных лавин, селевые потоки. Ежегодно они наносят огромный экономический ущерб, на длительное время парализуется движение поездов и нередко при этом гибнут люди. Для ликвидации последствий необходимы людские и технические ресурсы, выделение значительных финансовых средств для ликвидации последствий. Стратегическими направлениями научно-технического развития ОАО «РЖД» на период до 2015 года (Белая книга ОАО «РЖД» поставлены задачи создания условий устойчивого, безопасного и эффективного функционирования железнодорожного транспорта как организующего элемента транспортной системы страны. В настоящее время степень лавинной опасности оценивается согласно «Инструкции по обеспечению безопасности движения поездов и технике безопасности на лавиноопасных участках железнодорожного полотна ОАО «Российские железные дороги», утвержденной распоряжением 1546 от 23.07.2009 года». Рассматривается возможность установки лавинопредупреждающей системы (рабочее название ЛС-2011) на лавиноопасных участках Дальневосточной железной дороги.

Известен герконовый датчик перемещения, содержащий геркон, два стержневых постоянных магнита, расположенные относительно продольной оси геркона (см. Патент на изобретение РФ 2032955, МПК Н01Н 36/00, публикация 10.04.1995).

Известен герконовый датчик, включающий корпус, в полости которого размещен стеклянный баллон с впаянными контакт-деталями, снабженными выводами для подсоединения к внешней электрической цепи, фиксатор, выполненный в виде фторопластовой трубки, надетой на стеклянный баллон по всей его длине с обеспечением доступа электроизоляционного компаунда к стенкам корпуса и стеклянного баллона (см. Свидетельство на полезную модель РФ 29613, МПК Н01Н 1/66, публикация 01.04.2002).

Распоряжением ОАО «РЖД» от 13.07.2010 1517р «Об утверждении Регламентов организации, технического обслуживания, инструкции по эксплуатации системы контроля погодно-геофизических параметров среды на сети железных дорог ОАО «Российские железные дороги» была утверждена установка оборудования путевого автоматизированного поста МИПС-001 (Информация получена из данных «Законодательство РФ 2010-2011 гг.» на сайте по адресу www.lawsforall.ru).

Известны гидрометеорологические автоматизированные комплексы МИПС-001, которые работают на сложных участках железной дороги, и представляют собой устройства, снабженные различными датчиками. Приборы измеряют максимальную и минимальную температуру воздуха, почвы, количество выпавших осадков и другие показатели в режиме реального времени, что позволяет делать прогноз накопления больших снежных масс вдоль железнодорожного полотна (Информация получена на сайте по адресу - http://krovlya.all-transp.ru/20111/03/05/sledjat_za_osadkami.html), принято за прототип.

Задача, на решение которой направлена заявленная полезная модель, состоит в упрощении системы, применении относительно недорогих деталей, улучшении оперативности, а также экономии денежных средств на мероприятиях по ликвидации последствий снежных завалов на железнодорожных путях.

Технический результат, достигаемый при реализации заявленной полезной модели, состоит в расширении эксплуатационных возможностей, упрощения конструкции и надежности применяемого схемного решения, а также многофункциональности лавинопредупреждающей системы, за счет установки в непосредственной близости от железнодорожного полотна датчиков наклона.

Указанный технический результат достигается тем, что в лавинопредупреждающей системе, включающей замкнутую цепь из датчиков, передающих данные на диспетчерский пункт, согласно полезной модели, в состав системы входят датчики наклона, содержащие стандартные герконы, установленные в металлические стаканы, связанные с магистральным кабелем, включенным в цепь межперегонной связи, при этом металлические стаканы, расположены на гибких упругих стержнях, установленных внутри стальных трубостоек, а сверху датчиков наклона с двух сторон металлических стаканов, перпендикулярно направлению фронта предполагаемого схода снежной лавины установлены напорные металлические сетки.

В лавинопредупреждающей системе, вдоль железнодорожного полотна на опорах установлены проблесковые маячки, связанные электрической связью с датчиками наклона. В лавинопредупреждающей системе датчик наклона устанавливают с наклоном 15-20 градусов в сторону предполагаемого схода снежной лавины.

В лавинопредупреждающей системе стандартный геркон, размещенный в металлическом стакане, заливается для герметичности эпоксидным составом.

В лавинопредупреждающей системе на наружной стенке стальной трубостойки имеются винтовые клеммы для электрических соединений, при этом стальная трубостойка заглублена в грунт на расстоянии 2-2,5 м от крайней головки рельса железнодорожного полотна.

Полезная модель поясняется чертежами:

На фиг.1 - представлена структурная схема устройства установки лавинопредупреждающей системы на однопутном перегоне при автоблокировке.

На фиг.2 - схема герконового датчика наклона.

На фиг.3-схема установки герконового датчика наклона.

Лавинопредупреждающая система представляет собой замкнутую цепь из датчиков наклона 1, установленных в металлические стаканы 2, связанных физической линией 3 с магистральным кабелем 4, включенным в цепь межперегонной связи 5 через шкаф межперегонной связи 6.

Датчик наклона 1, включает в себя стандартный геркон 7, размещенный в металлическом стакане 2 и залитый для герметичности эпоксидным составом. Металлический стакан 2, расположен на гибком упругом стержне 8, установленном внутри стальной трубостойки 9. Сверху датчика наклона 1 с двух сторон металлического стакана 2, перпендикулярно направлению фронта предполагаемого схода снежной лавины установлены две напорные металлические сетки 10.

На наружной стенке стальной трубостойки 9 имеются винтовые клеммы 11 для электрических соединений. Стальная трубостойка 9 заглублена в грунт на глубину 20-30 см на расстоянии 2-2,5 м от крайней головки рельса железнодорожного полотна 12 и во избежание случайного ложного срабатывания датчик наклона 1 имеет наклон 15-20 градусов в сторону предполагаемого схода снежной лавины.

На расстоянии приблизительно 800-1000 метров по обе стороны от границ предполагаемого фронта схода снежных масс, вдоль железнодорожного полотна 12, на опорах 13 установлены проблесковые маячки 14, связанные электрической связью с датчиками наклона 1.

Лавинопредупреждающая система работает следующим образом.

Под давлением снежных масс сошедшей лавины на напорные металлические сетки 10, датчики наклона 1, установленные на гибких упругих стержнях 8, отклоняются от первоначального положения по ходу движения снега, при этом происходит замыкание контактов стандартных герконов 7, в результате чего электрический сигнал от датчиков наклона 1 по магистральному кабелю 4 через шкаф межперегонной связи 6, по кабелям цепи межперегонной связи 5, передается на диспетчерские пульты станций (на чертеже не показано) и проблесковые маячки 14, загорающийся красный свет которых и звуковые сигналы предупреждают машинистов поездов о необходимости применения экстренного торможения.

Поступивший на диспетчерский пульт сигнал, дает информацию о сходе на данном перегоне снежной лавины диспетчеру станции, и включает автоматический речевой радиоинформатор для оповещения локомотивных бригад. При наличии соответствующего разрешения данную систему, возможно, подключить к проходным светофорам 15, которые при сходе лавины автоматически переключатся на запрещающий сигнал.

Использование предлагаемой лавинопредупреждающей системы позволит повысить безопасное движение поездов, сохранить жизнь и здоровье железнодорожных работников и оперативно принимать меры по устранению снежных завалов на железнодорожных путях.

Предложенная полезная модель может найти применение на железных дорогах страны, имеющих лавиноопасные и скально-обвальные участки. Кроме того лавинопредупреждающую систему возможно использовать в местах, подверженных размывам, в том числе для контроля за уровнем повышения воды, устанавливая датчики наклона на конструкциях мостов над водой.

1. Лавинопредупреждающая система, включающая замкнутую цепь из датчиков, передающих данные на диспетчерский пункт, отличающаяся тем, что в состав системы входят датчики наклона, содержащие стандартные герконы, установленные в металлические стаканы, связанные с магистральным кабелем, включенным в цепь межперегонной связи, при этом металлические стаканы расположены на гибких упругих стержнях, установленных внутри стальных трубостоек, а сверху датчиков наклона с двух сторон металлических стаканов перпендикулярно направлению фронта предполагаемого схода снежной лавины установлены напорные металлические сетки.

2. Лавинопредупреждающая система по п.1, отличающаяся тем, что вдоль железнодорожного полотна на опорах установлены проблесковые маячки, связанные электрической связью с датчиками наклона.

3. Лавинопредупреждающая система по п.1, отличающаяся тем, что датчик наклона устанавливают с наклоном 15-20° в сторону предполагаемого схода снежной лавины.

4. Лавинопредупреждающая система по п.1, отличающаяся тем, что стандартный геркон, размещенный в металлическом стакане, заливается для герметичности эпоксидным составом.

5. Лавинопредупреждающая система по п.1, отличающаяся тем, что на наружной стенке стальной трубостойки имеются винтовые клеммы для электрических соединений, при этом стальная трубостойка заглублена в грунт на расстоянии 2-2,5 м от крайней головки рельса железнодорожного полотна.



 

Похожие патенты:
Наверх