Аэродромный кондиционер

 

Полезная модель относится к области авиационной наземной техники и может быть использована при создании аэродромных кондиционеров, обеспечивающих требуемые условия в салонах, отсеках и кабине летательного аппарата при его предполетной подготовке, а также ремонте и регламенте. Кондиционер содержит воздухозаборник 1, глушитель 2, первый тройниковый воздуховод 3, первый и второй нагнетатели 4 и 5 соответственно, первый и второй обратные клапаны 6 и 7 соответственно, второй тройниковый воздуховод 8, воздухо-воздушный радиатор 9, первый элетроподогреватель 10, испаритель 11, влагоотделитель 12, втрой электроподогреватель 13, выходной рукав 14, клапан 15 сброса воздуха, шумозащитный кожух 16, вентилятор 17. Согласно полезной модели в воздушный тракт аэродромного кондиционера дополнительно содержит вентилятор и шумозащитный кожух коробчатой формы с внутренним шумопоглащающим покрытием, внутри кожуха размещены воздушные нагнетатели, ввод и вывод каждого из которых проходят через соответствующие отверстия шумозащитного кожуха, в нижней и верхней частях которого выполнены отверстия, а в отверстии в верхней части установлен вентилятор. Использование полезной модели позволит значительно снизить уровень производимого кондиционера шума. 1 п. формулы; 2 фигуры

Предлагаемая полезная модель относится к области авиационной наземной техники и может быть использована при создании аэродромных кондиционеров, обеспечивающих требуемые условия в салонах, отсеках и кабине летательного аппарата (ЛА) при его предполетной подготовке, а также при выполнении регламентных и ремонтных работ.

Известен аэродромный кондиционер с воздушным трактом, содержащим последовательно соединенные с помощью соответствующих воздуховодов воздухозаборник, глушитель, первый тройниковый воздуховод, воздушные нагнетатели, обратные клапаны, второй тройниковый воздуховод, воздухо-воздушный радиатор, первый электроподогреватель, испаритель холодильного блока, влагоотделитель, второй электроподогреватель, клапан сброса воздуха и выходной рукав (см. патент 76462 от 27.03.2009 г.).

Клапан сброса воздуха, который не требовался для раскрытия технической сущности прототипа, является неотъемлемым известным элементом воздушного тракта кондиционера.

Известный кондиционер, несмотря на наличие аэродинамичесчкого глушителя, во время работы создает значительный уровень шума (~100 дБ), что приводит к возникновению вредных условий для обслуживающего персонала, в том числе летного состава, и препятствует нормальному общению, что особенно важно в процессе обучения специалистов. В соответствии с нормативной документацией уровень шума должен быть не более 85 дБ.

Технический результат достигается тем, что в аэродромный кондиционер с воздушным трактом, содержащим последовательно соединенные с помощью соответствующих воздуховодов воздухозаборник, глушитель, первый тройниковый воздуховод, воздушные нагнетатели, обратные клапаны, второй тройниковый воздуховод, воздухо-воздушный радиатор, первый электроподогреватель, испаритель холодильного блока, влагоотделитель, второй электроподогреватель, клапан сброса воздуха и выходной рукав, дополнительно содержит вентилятор и шумозащитный кожух коробчатой формы с внутренним шумопоглащающим покрытием, внутри кожуха размещены воздушные нагнетатели, ввод и вывод каждого из которых проходят через соответствующие отверстия шумозащитного кожуха, в нижней и верхней частях которого выполнены отверстия, а в отверстии в верхней части установлен вентилятор.

На фиг.1 представлена функциональная схема кондиционера согласно полезной модели, на фиг.2 представлен схематический чертеж конструкции шумозащитного кожуха.

Кондиционер содержит воздухозаборник 1, глушитель 2, первый тройниковый воздуховод 3, первый и второй нагнетатели 4 и 5 соответственно, первый и второй обратные клапаны 6 и 7 соответственно, второй тройниковый воздуховод 8, воздухо-воздушный радиатор 9, первый элетроподогреватель 10, испаритель 11, влагоотделитель 12, втрой электроподогреватель 13, выходной рукав 14, клапан 15 сброса воздуха, шумозащитный кожух 16, вентилятор 17.

Кондиционер работает следующим образом. Для обеспечения подачи кондиционированного воздуха в ЛА включаются воздушные нагнетатели 4 и 5. Наружный воздух через воздухозаборник 1, в составе которого имеется сетчатый фильтр, глушитель 2, воздуховод 3, обратные клапаны 6, 7, воздуховод 8, поступает в воздухо-воздушный радиатор 9, где снижается его нагрев, вызванный сжатием в роторно-лопастных нагнетателях 4, 5. Затем воздух проходит первый электроподогреватель 10, испаритель 11, влагоотделитель 12, в котором установлены по диаметру отбойники, обеспечивающие выделение из воздуха капельной влаги, второй подогреватель 13, клапан 15 сброса воздуха, при подаче управляющего сигнала на привод которого обеспечивается сброс лишнего воздуха в атмосферу, и через выходной рукав 14 подается в ЛА. При этом воздух поступает в ЛА под определенным давлением, что необходимо, для его прохождения через воздуховоды малого диаметра ЛА к соответствующим потребителям.

Причем возможны различные режимы подачи воздуха по его количеству, что необходимо для обслуживание ЛА различных типов, а также для одновременного обслуживания 2-х ЛА. Это определяется включением либо нагнетателя 4 (меньшей производительности), либо нагнетателя 5 (большей производительности), либо обоих нагнетателей 4 и 5., либо с использованием частичного сброса воздуха в атмосферу через клапан 15. Для исключения взаимовлияния нагнетателей 4, 5 при включении одного из них выходное отверстие другого перекрывается соответствующим обратным клапаном 6 или 7.

Кроме того, возможны варианты подачи охлажденного (10±5С°) и подогретого (до 90С°) воздуха, что необходимо для обеспечения режимов подготовки аппаратуры и создания комфортных условий летчику при различных температурах окружающей среды, а также для просушки аппаратуры. В первом случае включается в работу холодильный блок, построенный по паро-компрессионному принципу, в испарителе 11 которого воздух охлаждается.

Во втором случае включается элетроподогреватели 10, 13 в составе которых имеются секции термоэлектрических нагревателей, включение необходимого количества которых обеспечивает требующуюся в данный момент температуру выдаваемого воздуха.

Наличие клапана 15 сброса обеспечивает сохранность воздушного тракта кондиционера в случае возникновения аварийной ситуации (например, наезда на рукав), когда выключение нагнетателей 4, 5 невозможно (воздух необходим для охлаждения элементов электроподогревателей 10, 13), а также при необходимости дополнительной регулировки расхода и давления подаваемого в ЛА воздуха.

Установка вентилируемого шумозащитного кожуха 16 на нагнетатели 4, 5, представляющего собой коробчатую металлоконструкцию с приклеенным на внутреннюю поверхность шумозащитным материалом (например, рокфоном) с отверстиями для продува вентилятором 17 воздуха, позволяет заглушить аэродинамический шум, исходящий через корпус нагнетателей 4, 5, и тем самым дополнительно снизить уровень производимого кондиционером шума на 8÷10 дБ.

Аэродромный кондиционер с воздушным трактом, содержащим последовательно соединенные с помощью соответствующих воздуховодов воздухозаборник, глушитель, первый тройниковый воздуховод, воздушные нагнетатели, обратные клапаны, второй тройниковый воздуховод, воздухо-воздушный радиатор, первый электроподогреватель, испаритель холодильного блока, влагоотделитель, второй электроподогреватель, клапан сброса воздуха и выходной рукав, отличающийся тем, что он дополнительно содержит вентилятор и шумозащитный кожух коробчатой формы с внутренним шумопоглащающим покрытием, внутри кожуха размещены воздушные нагнетатели, ввод и вывод каждого из которых проходят через соответствующие отверстия шумозащитного кожуха, в нижней и верхней частях которого выполнены отверстия, а в отверстии в верхней части установлен вентилятор.



 

Наверх