Болт крепления крышки коренной опоры коленчатого вала

 

Полезная модель относится к области двигателестроения, а именно к конструкции болтов крепления крышки коренной опоры коленчатого вала. Болт крепления крышки коренной опоры коленчатого вала содержит головку 1 с поверхностью под ключ и стержень, включающий цилиндрический участок 2, промежуточный участок 3, выполненный с канавками 4 и выступами 5, центровочный пояс 6, резьбовой участок 7. Канавки 4 и выступы 5 выполнены перпендикулярно оси стержня и имеют треугольное сечение со скругленными вершинами. Наружный диаметр центровочного пояса 6, полученного редуцированием профиля выступов промежуточного участка 3, больше наружного диаметра резьбового участка 7. Наружный диаметр промежуточного участка 3 превышает диаметр центровочного пояса 6 на величину припуска под редуцирование. Технический результат заключается в создании болта крепления крышки коренной опоры коленчатого вала, обеспечивающего при соединении деталей высокую точность центрирования. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.

Полезная модель относится к области двигателестроения, а именно к конструкции болтов крепления крышки коренной опоры коленчатого вала.

Известен болт, содержащий головку и стержень, включающий цилиндрический участок, промежуточный участок, центровочный пояс, резьбовой участок. Поверхность цилиндрического и промежуточного участков выполнена гладкой методом шлифовки с большим снятием материала (см. Н.Д.Чайнов, Конструирование двигателей внутреннего сгорания, Москва, Машиностроение, 2008, стр.188, рис.5.2а).

Недостатком такого болта является повышенная металлоемкость и трудоемкость при его изготовлении.

Наиболее близким к заявляемому техническому решению по совокупности существенных признаков является болт крепления головки цилиндров двигателя внутреннего сгорания, содержащий головку и стержень, включающий цилиндрический участок, участок с канавками и выступами, выполненный в виде многозаходной винтовой линии, и резьбовой участок (см. патент RU 36465, МПК7 F16B 35/04, опубл. 10.03.2004).

Недостатком известного технического решения является то, что конструкция болта не обеспечивает точность центрирования соединяемых деталей.

Задачей, на решение которой направлено заявляемое техническое решение, является создание болта, обеспечивающего при соединении деталей высокую точность центрирования.

Для решения поставленной задачи в болте крепления крышки коренной опоры коленчатого вала, содержащем головку и стержень, включающий цилиндрический участок, промежуточный участок с канавками и выступами, резьбовой участок, канавки и выступы промежуточного участка расположены перпендикулярно оси стержня болта, между промежуточным и резьбовым участком выполнен центровочный пояс, полученный редуцированием профиля выступов промежуточного участка, наружный диаметр которого превышает диаметр центровочного пояса на величину припуска под редуцирование, при этом наружный диаметр центровочного пояса больше наружного диаметра резьбового участка. Выступы и канавки промежуточного участка имеют треугольное сечение со скругленными вершинами и впадинами соответственно.

Отличительные признаки, заключающиеся в том, что канавки и выступы промежуточного участка расположены перпендикулярно оси стержня болта и имеют треугольное сечение со скругленными вершинами и впадинами, а между промежуточным и резьбовым участком стержня выполнен центровочный пояс, полученный редуцированием профиля выступов промежуточного участка, наружный диаметр которого превышает диаметр центровочного пояса на величину припуска под редуцирование, при этом наружный диаметр центровочного пояса больше наружного диаметра резьбового участка, позволяют обеспечить высокую точность центрирования при соединении деталей (крышки опоры коленчатого вала и блока цилиндров). Кроме того, наличие центровочного пояса, полученного редуцированием профиля расположенных перпендикулярно оси стержня болта выступов промежуточного участка, наружный диаметр которого превышает диаметр центровочного пояса на величину припуска под редуцирование, позволяет получить дополнительный технический результат, заключающийся в снижении трудоемкости при изготовлении.

Анализ известных технических решений по научно-технической и патентной документации показал, что совокупность существенных признаков заявляемого решения ранее не была известна, следовательно, оно соответствует условию патентоспособности «новизна».

Заявляемое техническое решение поясняется чертежами:

фиг.1 - изображен общий вид болта крепления крышки коренной опоры коленчатого вала;

фиг.2 - участок Е (в увеличенном размере) на фиг.1;

фиг.3 - показано соединение болтом крышки коренной опоры коленчатого вала с блоком цилиндров.

Болт крепления крышки коренной опоры коленчатого вала содержит головку 1 с поверхностью под ключ и стержень, включающий цилиндрический участок 2, промежуточный участок 3, выполненный с канавками 4 и выступами 5, центровочный пояс 6, резьбовой участок 7.

Канавки 4 и выступы 5 расположены перпендикулярно оси стержня и имеют треугольное сечение со скругленными вершинами.

Наружный диаметр центровочного пояса 6, полученного редуцированием профиля выступов промежуточного участка 3, больше наружного диаметра резьбового участка 7. Наружный диаметр промежуточного участка 3 превышает диаметр центровочного пояса 6 на величину припуска под редуцирование. Диаметр канавок 4 промежуточного участка 3 и центровочного пояса 6 приближен к диаметру канавок резьбового участка 7.

Болт применяется при соединении крышки 8 коренной опоры коленчатого вала с блоком цилиндров 9.

Соединение деталей осуществляется следующим образом.

Крышка 8 устанавливается в блок 9 цилиндров, при этом происходит совмещение с некоторой погрешностью центровочного отверстия в крышке 8 на участке, примыкающем к стыку соединяемых деталей, с отверстием в блоке 9 цилиндров, имеющим резьбовой участок на некотором расстоянии от стыка деталей. Затем регламентированным моментом производится затяжка болта, в процессе которой центровочный пояс болта входит в контакт с центровочной частью отверстий в крышке 8 и блоке 9, обеспечивая их центрирование относительно друг друга.

Заявляемый болт крепления крышки коренной опоры коленчатого вала обеспечивает при соединении деталей высокую точность центрирования.

Заявляемое техническое решение соответствует требованию промышленной применимости и возможно для реализации на стандартном технологическом оборудовании.

1. Болт крепления крышки коренной опоры коленчатого вала, содержащий головку и стержень, включающий цилиндрический участок, промежуточный участок с канавками и выступами, резьбовой участок, отличающийся тем, что канавки и выступы промежуточного участка расположены перпендикулярно оси стержня болта, между промежуточным и резьбовым участками выполнен центровочный пояс, полученный редуцированием профиля выступов промежуточного участка, наружный диаметр которого превышает диаметр центровочного пояса на величину припуска под редуцирование, при этом наружный диаметр центровочного пояса больше наружного диаметра резьбового участка.

2. Болт крепления крышки коренной опоры коленчатого вала по п.1, отличающийся тем, что выступы и канавки промежуточного участка имеют треугольное сечение со скругленными вершинами и впадинами соответственно.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области двигателестроения, в частности, к блоку цилиндров двигателя и может быть использовано в конструкции головки блока цилиндров двигателя внутреннего сгорания
Наверх