Газоперекачивающий агрегат

 

Заявляемый газоперекачивающий агрегат относится к области турбомашиностроения и может быть использован в газовой и нефтяной промышленности. В газоперекачивающем агрегате, содержащем турбоблок, в теплозвукоизолирующем контейнере которого на единой раме расположены центробежный компрессор, включающий ротор, установленный в подшипниках и снабженный уплотнениями и газотурбинный двигатель мощностью 16-25 МВт заключенный в расположенный в контейнере кожух с устройством регулирования количества охлаждающего воздуха поступающего на охлаждение газотурбинного двигателя, за счет применения тиристорного преобразователя частоты, регулирующего скорость вращения вентилятора, соединенные между собой безсмазочной гибкой муфтой; воздухоочистительное устройство, включающее в себя секцию (грубой) циклонной очистки воздуха и фильтры накопительного типа (тонкой очистки); выхлопную шахту, включающую диффузор, шумоглушитель, переходник, выхлопную трубу, зонт, установленные на опоре, выполненной из трубы; систему пожаротушения, включающую установку автоматического пожаротушения и обеспечивающую контроль массы огнетушащего вещества электронным весовым устройством; устройство подсоединения центробежного компрессора к станционному газопроводу, выполненное с фланцами для подсоединения к фланцам станционного газопровода; комплектование агрегатными блоком подготовки топливного газа для газотурбинного двигателя и блоком подготовки буферного газа и барьерного воздуха для центробежного компрессора, блоком промывки газовоздушного тракта газотурбинного двигателя; обеспечение регулирования количества охлаждающего воздуха в системах охлаждения масла маслосистемы агрегата; комплектование системой охлаждения горячего воздуха, отбираемого от газотурбинного двигателя для торцовых газодинамических уплотнений, и обеспечение взрывозащиты магнитных подшипников центробежного компрессора. Такое техническое решение позволяет повысить эксплуатационную надежность эффективность работы и эксплуатационную маневренность газоперекачивающего агрегата. 18 з.п.ф., 31 ил.

Заявляемая полезная модель относится к области турбомашиностроения и может быть использована в газовой и нефтяной промышленности. Предложенная полезная модель конкретно относится к газоперекачивающим агрегатам и может использоваться для компримирования природного или попутного нефтяного газа на линейных, дожимных компрессорных станциях и станциях подземного хранилища газа или для закачки попутного нефтяного газа в пласт.

Наиболее близким к заявляемой полезной модели техническим решениям по назначению и совокупности признаков является газоперекачивающий агрегат, содержащий турбоблок, в теплозвукоизолирующем контейнере которого на единой раме расположены центробежный компрессор, включающий ротор, установленный в подшипниках и снабженный уплотнениями и газотурбинный приводной двигатель (далее - ГТД), заключенный в расположенный в контейнере кожух с устройством (заслонкой) регулирования расхода охлаждающего воздуха, соединенные между собой безсмазочной муфтой; воздухоочистительное устройство, включающее в себя секцию сепараторной очистки воздуха и тканевые воздушные фильтры «карманного» типа; выхлопную шахту, включающую цилиндрическую выхлопную трубу, переходник и шумоглушитель, установленные на опоре; систему пожаротушения, включающую установку автоматического пожаротушения, и обеспечивающую пролонгированную подачу огнегасящего вещества под кожух двигателя; устройство подсоединения центробежного компрессора к станционному газопроводу, выполненное с фланцами для подсоединения к фланцам станционного газопровода; устройство подсоединения центробежного компрессора к станционному газопроводу снабжено проставочными кольцами, устанавливаемыми между фланцами компрессора и станционного трубопровода, и отжимным элементом, размещенным в фланцах магистрального трубопровода; ротор компрессора выполнен под установку в магнитных подшипниках с торцовыми газодинамическими уплотнениями (далее - ТГДУ) или под установку в подшипниках скольжения и торцовыми газодинамическими уплотнениями (патент РФ на полезную модель 21627, Газоперекачивающий агрегат, приоритет от 18.09.2001).

Данная конструкция характеризуется следующими недостатками:

- существующее воздухоочистительное устройство, снабженное инерционно-жалюзийными сепараторами и тканевыми воздушными фильтрами «карманного» типа не позволяет достичь требуемого класса фильтрации циклового воздуха, а именно F7-F9 по ГОСТ Р51251 (ДСТУ 4319) и обладает повышенным сопротивлением на тканевых воздушных фильтрах, что в конечном итоге снижает эксплуатационную надежность и ресурс работы ГТД;

- существующая система охлаждения ГТД с регулируемой заслонкой, во время продувки подкожушного пространства при пуске агрегата в зимний период провоцирует переохлаждение двигателя;

- существующая система пожаротушения не обеспечивает контроля массы огнетушащего вещества;

- существующая опора выхлопной шахты увеличивает трудоемкость сварочных работ за счет применения профильного проката (швеллера) коробчатого сечения;

- отсутствует зонт (погодный колпак) на выхлопной трубе;

- отсутствует агрегатная система подготовки топливного газа ГТД;

- отсутствует агрегатная система подготовки барьерного воздуха и буферного газа для центробежного компрессора;

- отсутствует регулирование количества охлаждающего воздуха в системах охлаждения масла маслосистемы агрегата;

- отсутствует система охлаждения горячего воздуха, отбираемого от ГТД для ТГДУ, и обеспечение взрывозащиты магнитных подшипников;

- отсутствует расходомер в системе сброса воздуха с подшипниковых камер магнитного подвеса центробежного компрессора;

- отсутствует агрегатный блок промывки газовоздушного тракта ГТД.

Заявляемая полезная модель направлена на решение технических задач по повышению степени очистки циклового воздуха и снижению сопротивления на фильтрах второй ступени очистки, обеспечению возможности определения утечек огнегасящего вещества электронным весовым устройством, обеспечению заданного температурного режима под кожухом ГТД при пуске агрегата в зимний период, обеспечению подготовки топливного газа для ГТД и подготовки буферного газа и барьерного воздуха для центробежного компрессора, обеспечению круглогодичной промывки газовоздушного тракта ГТД, а также обеспечению регулирования количества охлаждающего воздуха в системе охлаждения масла маслосистемы агрегата.

Достигаемый при этом технический результат заключается в повышенной надежности, эффективности и улучшении условий эксплуатации газоперекачивающего агрегата.

Указанный технический результат достигается тем, что в газоперекачивающем агрегате, содержащем турбоблок, в теплозвукоизолирующем контейнере которого на единой раме расположены центробежный компрессор, включающий ротор, установленный в подшипниках и снабженный уплотнениями и ГТД мощностью 16-25 МВт заключенный в расположенный в контейнере кожух с устройством регулирования количества охлаждающего воздуха поступающего на охлаждение ГТД, за счет применения тиристорного преобразователя частоты (далее - ТПЧ), регулирующего скорость вращения вентилятора, соединенные между собой безсмазочной (сухой) гибкой муфтой; воздухоочистительное устройство, включающее в себя секцию (грубой) циклонной очистки воздуха и фильтры (тонкой) накопительного типа; выхлопную шахту, включающую диффузор, шумоглушитель, переходник, выхлопную трубу, зонт, установленные на опоре, выполненной из трубы; систему пожаротушения, включающую установку автоматического пожаротушения и обеспечивающую контроль массы огнетушащего вещества электронным весовым устройством; устройство подсоединения центробежного компрессора к станционному газопроводу, выполненное с фланцами для подсоединения к фланцам станционного газопровода; комплектование агрегатными блоком подготовки топливного газа для ГТД и блоком подготовки буферного газа и барьерного воздуха для центробежного компрессора, блоком промывки газовоздушного тракта ГТД; обеспечение регулирования количества охлаждающего воздуха в системах охлаждения масла маслосистемы агрегата; комплектование системой охлаждения горячего воздуха, отбираемого от ГТД для ТГДУ, и обеспечение взрывозащиты магнитных подшипников центробежного компрессора.

Как варианты, в теплозвукоизолирующем контейнере на единой раме, могут быть расположены:

- мультипликатор и центробежный компрессор;

- или центробежный компрессор низкого давления (далее - КНД) и центробежный компрессор высокого давления (далее - КВД);

- или мультипликатор, КНД и КВД;

- или мультипликатор, КНД, центробежный компрессор среднего давления (далее - КСД) и КВД.

Как вариант, компрессоры КНД, КСД и КВД могут быть выполнены с горизонтальным и вертикальным разъемом корпуса.

Как вариант, ротор компрессора может быть выполнен под установку:

- в магнитных подшипниках с ТГДУ;

- или в подшипниках скольжения с самоустанавливающимися колодками и ТГДУ;

- или в подшипниках скольжения с самоустанавливающимися колодками и масляными уплотнениями цилиндрически - втулочного типа.

Как вариант, воздухоочистительное устройство может быть выполнено с фронтальным (горизонтальным) забором циклового воздуха и самоочищающимися фильтрами.

Как вариант, выхлопная шахта может быть выполнена с возможностью установки утилизационного теплообменника с применением блока арматуры.

Как вариант, единый блок маслоохладителей может быть разделен на два отдельно расположенных блока - блок маслоохладителей двигателя и блок маслоохладителей компрессора.

Как вариант, блок маслоохладителей компрессора может быть расположен на крыше отсека компрессора.

Как вариант, блок вентиляции может быть выполнен в облегченном варианте с применением диффузора и шумоглушителя без использования контейнера.

Таким образом, в соответствии с заявляемым техническим решением, следующие существенные признаки являются необходимыми и достаточными для достижения требуемого результата:

- снабжение воздухоочистительного устройства более эффективными фильтрами мультициклонной очистки воздуха и фильтрами накопительного типа позволяет повысить степень очистки циклового воздуха до класса фильтрации F7-F9 по ГОСТ Р 51251 (ДСТУ 4319) и снизить эрозионный износ лопаток компрессоров и турбин ГТД, а также уменьшить сопротивление на фильтрах, что обеспечивает повышение надежности, эффективности и увеличение срока службы ГТД и газоперекачивающего агрегата в целом.

- тот факт, что ГТД заключен в расположенный внутри контейнера кожух с устройством регулирования количества воздуха поступающего на охлаждение ГТД, за счет применения ТПЧ, который обеспечивает в зимний период при пуске агрегата снижение оборотов электродвигателя вентилятора системы наддува, уменьшая тем самым количество нагнетаемого под кожух холодного воздуха, обеспечивая заданный температурный режим, исключая переохлаждение ГТД. При этом улучшаются условия эксплуатации агрегата.

- то, что система пожаротушения, снабженная системой контроля массы огнетушащего вещества, позволяет определять утечки двуокиси углерода с помощью электронного весового устройства без демонтажа баллонов и их последующего взвешивания. В результате повышается безопасность эксплуатации агрегата, и улучшаются условия его обслуживания;

- использование опоры выхлопной шахты, выполненной из трубы, позволяет снизить металлоемкость агрегата и трудозатраты на изготовление;

- использование зонта на выхлопной трубе позволяет исключить попадание атмосферных осадков (дождя, снега) в выхлопную шахту, тем самым предотвращая коррозию металла, в конечном счете, увеличивая срок службы агрегата;

- использование агрегатного блока подготовки топливного газа позволяет обеспечить очистку и редуцирование транспортируемого газа для использования его в качестве топлива ГТД. Данное решение исключает станционную систему подготовки топливного газа;

- использование агрегатного блока подготовки буферного газа и барьерного воздуха позволяет обеспечить ТГДУ центробежного компрессора запирающим газом с необходимым расходом и давлением, а также воздухом на магнитные подшипники для их охлаждения и обеспечения взрывозащиты. Данное решение исключает станционную систему подготовки буферного газа и барьерного воздуха;

- использование агрегатного блока промывки ГТД позволяет расположить в отапливаемом блоке промывочную машину. Данное решение обеспечит промывку газовоздушного тракта ГТД в любых погодных условиях (круглогодично);

- обеспечение регулирования количества охлаждающего воздуха в системах охлаждения масла маслосистемы агрегата, за счет применения ТПЧ путем регулирования оборотов электродвигателя вентилятора, уменьшая или увеличивая тем самым количество продуваемого через теплообменники охлаждаемого воздуха, обеспечивая заданный температурный режим масла. Данное решение позволяет оптимизировать подачу охлаждающего воздуха поступающего на охлаждение масла в теплообменниках, в зависимости от периода (зимний или летний) эксплуатации агрегата;

- комплектование системой охлаждения горячего воздуха, отбираемого ГТД для ТГДУ компрессора, позволяет не использовать (отключать) воздушный компрессор во время работы агрегата;

- комплектование блоком вентиляции с применением диффузора и шумоглушителя без использования контейнера для размещения вентиляторов позволяет уменьшить металлоемкость агрегата и улучшить его акустические характеристики.

Заявляемая полезная модель иллюстрируется конкретным примером на фиг.1-31, который однако, не является единственно возможным, но наглядно демонстрирует возможности достижения приведенной совокупностью признаков требуемого технического результата.

На фиг.1 - представлен газоперекачивающий агрегат мощностью 16 МВт, вид сбоку.

На фиг.2 - представлен газоперекачивающий агрегат мощностью 16 МВт, вид сверху.

На фиг.3 - представлен вариант газоперекачивающего агрегата мощностью 16 МВт с облегченным блоком вентиляции, вид сбоку.

На фиг.4 - представлен вариант газоперекачивающего агрегата мощностью 16 МВт с облегченным блоком вентиляции, вид сверху.

На фиг.5 - представлен вариант газоперекачивающего агрегата мощностью 25 МВт с блоком маслоохладителей компрессора расположенным на крыше отсека компрессора и воздухоочистительным устройством с фронтальным (горизонтальным) забором циклового воздуха и самоочищающимися фильтрами, вид сбоку.

На фиг.6 - представлен вариант газоперекачивающего агрегата мощностью 25 МВт с блоком маслоохладителей компрессора расположенным на крыше отсека компрессора и воздухоочистительным устройством с фронтальным (горизонтальным) забором циклового воздуха и самоочищающимися фильтрами, вид сверху.

На фиг.7 - представлен газоперекачивающий агрегат мощностью 16 МВт с камерой утилизатора для размещения утилизационных теплообменников и блоком для размещения арматуры утилизатора, вид сбоку.

На фиг.8 - представлен газоперекачивающий агрегат мощностью 16 МВт с камерой утилизатора для размещения утилизационных теплообменников и блоком для размещения арматуры утилизатора, вид сверху.

На фиг.9 - представлен турбоблок с ГТД мощностью 16-25 МВт и центробежным компрессором, вид сбоку.

На фиг.10 - представлен турбоблок с ГТД мощностью 16-25 МВт, мультипликатором и центробежным компрессором, вид сбоку.

На фиг.11 - представлен турбоблок с ГТД мощностью 16-25 МВт, и КНД и КВД, вид сбоку.

На фиг.12 - представлен турбоблок с ГТД мощностью 16-25 МВт, мультипликатором, КНД и КВД, вид сбоку.

На фиг.13 - представлен турбоблок с ГТД мощностью 16-25 МВт, мультипликатором, КНД, КСД и КВД, вид сбоку.

На фиг.14 - представлено воздухоочистительное устройства с фильтрами мультициклонной очистки циклового воздуха и фильтрами накопительного типа, вид спереди.

На фиг.15 - представлен фильтр мультициклонной очистки циклового воздуха, вид спереди.

На фиг.16 - представлен отсек пожаротушения с противопожарным оборудованием, вид сверху.

На фиг.17 - представлена батарея пожаротушения с электронным весовым устройством, вид спереди.

На фиг.18 - представлен блок промывки газовоздушного тракта ГТД, вид спереди.

На фиг.19 - представлен блок промывки газовоздушного тракта ГТД, вид сбоку.

На фиг.20 - представлен блок автоматики, вид спереди.

На фиг.21 - представлен блок автоматики, вид сбоку.

На фиг.22 - представлен блок подготовки буферного газа и барьерного воздуха, вид спереди.

На фиг.23 - представлен блок подготовки буферного газа и барьерного воздуха, вид сверху.

На фиг.24 - представлен блок подготовки топливного газа, вид сбоку.

На фиг.25 - представлен блок подготовки топливного газа, вид сверху.

На фиг.26 - представлен блок вентиляции в исполнении без контейнера, вид спереди.

На фиг.27 - представлен облегченный блок вентиляции, вид сбоку.

На фиг.28 - представлен блок арматуры утилизатора тепла, вид спереди.

На фиг.29 - представлен блок арматуры утилизатора тепла, вид сверху.

На фиг.30 - представлена система охлаждения горячего воздуха отбираемого от ГТД на ТГДУ, вид сбоку.

На фиг.31 - представлена система охлаждения горячего воздуха отбираемого от ГТД на ТГДУ, вид сверху.

Согласно заявляемого технического решения газоперекачивающий агрегат содержит турбоблок, в теплозвукоизолирующем контейнере которого на единой раме расположены центробежный компрессор, включающий ротор, установленный в подшипниках и снабженный уплотнениями и ГТД мощностью 16-25 МВт, заключенный в расположенный в контейнере кожух, с устройством регулирования количества охлаждающего воздуха поступающего на охлаждение ГТД за счет применения ТПЧ, регулирующего скорость вращения вентилятора (ТПЧ размещается в блоке автоматики), соединенные между собой безсмазочной (сухой) гибкой муфтой; воздухоочистительное устройство, включающее в себя секцию мультициклонной - очистки воздуха и фильтры накопительного типа; выхлопную шахту, включающую цилиндрическую выхлопную трубу, проставку и шумоглушитель, установленные на опоре выхлопной шахты, выполненной из трубы; систему пожаротушения, включающую установку автоматического пожаротушения и обеспечивающую контроль массы огнетушащего вещества электронным весовым устройством; ротор компрессора выполнен под установку в магнитных подшипниках с ТГДУ, или под установку в подшипниках скольжения с самоустанавливающимися колодками и ТГДУ, или под установку в подшипниках скольжения с самоустанавливающимися колодками и масляными уплотнениями цилиндрически - втулочного типа; комплектование системой охлаждения горячего воздуха отбираемого от ГТД для ТГДУ; обеспечение взрывозащиты магнитных подшипников центробежного компрессора; комплектование агрегатными блоком подготовки топливного газа для ГТД; блоком подготовки буферного газа и барьерного воздуха для центробежного компрессора и блоком промывки газовоздушного тракта ГТД; комплектование системой охлаждения горячего воздуха отбираемого от ГТД для ТГДУ; обеспечение взрывозащиты магнитных подшипников центробежного компрессора; комплектование, устройством, обеспечивающим регулирование количества охлаждающего воздуха в системах охлаждения масла маслосистемы агрегата.

Ниже приводится пример конкретного исполнения полезной модели.

Газоперекачивающий агрегат содержит турбоблок 8 (фиг.1, 2), в теплозвукоизолирующем контейнере 26 (фиг.9) которого на единой раме 27 расположены центробежный компрессор 25, и ГТД 21, заключенный в расположенный в контейнере кожух 22 с устройством регулирования количества охлаждающего воздуха поступающего на охлаждение ГТД, за счет применения ТПЧ 41 (фиг.20). ТПЧ устанавливается в блоке автоматики.

Как варианты, на единой раме могут быть расположены: ГТД 21 (фиг.10), мультипликатор 28 и центробежный компрессор 25, или ГТД 21 (фиг.11), КНД 29 и КВД 25, или ГТД 21 (фиг.12), мультипликатор 28, КНД 29 и КВД 25, или ГТД 21 (фиг.13), мультипликатор 28, КНД 29, КСД 30 и КВД 25.

Как вариант, компрессоры КНД, КСД и КНД могут быть выполнены с горизонтальным или вертикальным разъемом корпуса.

На крыше турбоблока установлен блок вентиляции 2 (фиг.1, 2) с устройством, обеспечивающим регулирование количества охлаждающего воздуха поступающего под кожух, за счет применения ТПЧ 42 (фиг.20). ТПЧ устанавливается в блоке автоматики.

Как вариант на крыше турбоблока может быть установлен блок вентиляции 13 (фиг.3, 4) в исполнении без контейнера с вентиляторами 56 (фиг.26, 27), диффузором 57 и встроенным шумоглушителем, а также погодным колпаком (зонтом) 54 с поворотными заслонками 55.

Кроме того, агрегат содержит воздухоочистительное устройство 1 (фиг.1, 2), снабженное двумя ступенями очистки циклового воздуха, секцией мультициклонной очистки воздуха 31 (фиг.14), состоящей из завихрителей 33 (фиг.15), и конусов 34, обеспечивающей первую (грубую) ступень очистки, и фильтры накопительного типа 32 (фиг.14), обеспечивающие вторую (тонкую) ступень очистки.

Как вариант, агрегат может комплектоваться воздухоочистительным устройством с фронтальным (горизонтальным) забором воздуха 14 (фиг.5, 6), снабженным самоочищающимися фильтрами.

Газоперекачивающий агрегат также включает выхлопную шахту 3 (фиг.1) содержащую цилиндрическую выхлопную трубу 4, связанную с переходником 5 и шумоглушителем 6, установленные на опоре выхлопной шахты 7, изготовленной из трубы.

Как вариант выхлопная шахта может содержать зонт 17 (фиг.7, 8) и камеру утилизатора 18 для установки теплообменников и блок арматуры 19, состоящий из контейнера 58 (фиг.28, 29) с обогревателями 60 и расположенной в нем запорно-регулирующей арматурой 59.

Агрегат снабжен установкой автоматического пожаротушения, которая установлена в отсеке пожаротушения 36 (фиг.16) и состоит из баллонов высокого давления 35, с электронным весовым устройством контроля массы огнетушащего вещества 37 (фиг.17), трубной разводки с распылителями.

Агрегат комплектуется блоком маслоохладителей 9 (фиг.1) с вентиляторами, расположенными на боковой стенке и устройством обеспечивающим регулирование количества охлаждающего воздуха проходящего через маслоохладители за счет применения ТПЧ 41 (фиг.20) ТПЧ устанавливается в блоке автоматики.

Как вариант, блок маслоохладителей может быть разделен на два отдельно расположенных блока - блок маслоохладителей двигателя 15 (фиг.5, 6) с расположением вентиляторов на крыше блока и блок маслоохладителей компрессора 16. Блок маслоохладителей компрессора 16 может быть установлен на крыше отсека компрессора турбоблока.

Агрегат комплектуется блоком автоматики 11 (фиг.1, 2) служащий для размещения щитов с приборами системы автоматического управления и регулирования и состоящим из контейнера 40 (фиг.20) и системы кондиционирования воздуха 43 для создания микроклимата в помещении блока.

Агрегат комплектуется агрегатным блоком подготовки топливного газа 12 (фиг.1, 2), состоящим из контейнера 49 (фиг.24, 25) с системой обогрева 53 и системой вентиляции 52, в котором расположены сепаратор 50 для очистки газа от механических и жидких примесей, подогреватель газа 51 и запорно-регулирующая арматура.

Агрегат комплектуется блоком промывки двигателя 10 (фиг.1, 2), который служит для размещения промывочной машины и состоит из контейнера 38 (фиг.18, 19) с системой обогрева 39.

Агрегат комплектуется агрегатным блоком подготовки буферного газа и барьерного воздуха 20 (фиг.8), служащим для обеспечения ТГДУ компрессора запирающим газом с необходимым расходом и давлением, а также воздухом на магнитные подшипники для их охлаждения и обеспечения взрывозащиты и состоящим из контейнера 44 (фиг.22, 23), фильтров барьерного воздуха 46, установки агрегатов буферного газа 48, систем вентиляции 45 и обогрева 47.

Как вариант, агрегат может комплектоваться системой охлаждения горячего воздуха, отбираемого от приводного двигателя для ТГДУ компрессора, которая состоит из теплообменника (змеевика) 61 (фиг.30, 31) и трубопроводов.

Газоперекачивающий агрегат работает следующим образом.

Перекачиваемый газ по трубопроводу через всасывающий патрубок поступает в центробежный компрессор 25 (фиг.9), где происходит его сжатие и подача через нагнетательный патрубок в напорный коллектор компрессорной станции (не показаны).

Приводом центробежного компрессора 25 (фиг.9) служит ГТД 21, использующий в качестве топлива очищенный, подогретый и приведенный к рабочему давлению в агрегатном блоке подготовки топливного газа 12 (фиг.2) перекачиваемый газ.

Атмосферный воздух, прошедший в воздухоочистительном устройстве 1 (фиг.1, 2) две ступени очистки, обеспеченные фильтрами мультициклонного типа 31 (фиг.14, 15) и фильтрами накопительного типа 32, поступает на вход ГТД 21 (фиг.9), снабженного традиционными средствами подготовки и сжигания топливовоздушной смеси.

Продукты сгорания, имеющие высокую температуру и давление, и следовательно, обладающие большой потенциальной энергией, формируют газовый поток, энергия которого, в конечном счете, преобразуется в механическую работу, используемую для приведения в действие через гибкую муфту 24 (фиг.9) центробежного компрессора 25. При движении газа через проточную часть ГТД с уменьшением его энергии снижается температура и давление газа. Выхлопные газы через газоотвод (улитку) 23 (фиг.9) и выхлопную шахту 3 (фиг.1), содержащую цилиндрическую выхлопную трубу 4, соединенную переходником 5 с шумоглушителем 6, которые установлены на опоре 7, выбрасываются в атмосферу.

Газ, подаваемый в камеру сгорания ГТД в качестве топлива, проходит очистку в сепараторе 50 (фиг.24, 25) и подогрев в подогревателе 51 (фиг.24, 25), расположенных в блоке подготовки топливного газа 12 (фиг.1, 2).

Масло, циркулирующее в маслосистеме ГТД 21 (фиг.9) и в центробежном компрессоре 25 охлаждается в блоке маслоохладителей 9 (фиг.1) с устройством, обеспечивающим регулирование количества охлаждающего воздуха проходящего через охладители за счет применения ТПЧ 42 (фиг.20), путем регулирования оборотов электродвигателя вентилятора, уменьшая или увеличивая тем самым количество продуваемого через теплообменники охлаждаемого воздуха в зависимости от климатических условий и обеспечивая заданный температурный режим масла.

Для охлаждения ГТД 21 (фиг.9) и обеспечения условий взрывозащиты под кожухом двигателя 22 предусмотрен блок вентиляции 2 (фиг.1) с устройством, обеспечивающим регулирование количества охлаждающего воздуха поступающего под кожух, за счет применения ТПЧ 41 (фиг.20) путем регулирования оборотов электродвигателя вентилятора, уменьшая или увеличивая тем самым количество нагнетаемого под кожух охлаждаемого воздуха в зависимости от условий пуска агрегата и погодных условий.

Для запирания ТГДУ центробежного компрессора 25 (фиг.9) используется воздух, отбираемый от ГТД 21 (фиг.9), с применением змеевика 61 и трубопроводов (фиг.30, 31), что позволяет не использовать (отключать) воздушный компрессор во время работы агрегата.

На режиме пуска и останова ГТД подача воздуха на магнитные подшипники и ТГДУ обеспечивается воздушным компрессором (не показан).

Для обеспечения ТГДУ центробежного компрессора запирающим газом с необходимым расходом и давлением, а также воздухом на магнитные подшипники для их охлаждения и обеспечения взрывозащиты, агрегат комплектуется агрегатным блоком подготовки буферного газа и барьерного воздуха 20 (фиг.8) состоящим из контейнера 44 (фиг.22, 23), фильтров барьерного воздуха 45, установки агрегатов буферного газа 46, систем вентиляции и обогрева.

Для локализации очага возгорания агрегат комплектуется системой автоматического пожаротушения, состоящей из модулей (баллонов) высокого давления 35 (фиг.16) с устройством контроля массы огнетушащего вещества 37 (фиг.17), обеспечивающем контроль утечек огнетушащего вещества.

Как вариант, агрегат может комплектоваться раздельными системами подготовки запирающего газа и барьерного воздуха.

Подготовка жидкости используемой для промывки газовоздушного тракта ГТД выполняется в агрегатном блоке промывки 10 (фиг.1), который служит для размещения промывочной машины и состоит из контейнера 38 (фиг.18, 19), систем вентиляции, обогрева 39 и позволяет обеспечивать промывку газовоздушного тракта ГТД в любых погодных условиях (круглогодично).

Как вариант, выхлопная шахта может комплектоваться камерой утилизатора тепла 18 (фиг.7) с возможностью установки в ней утилизационного теплообменника и блоком арматуры 19 (фиг.8), предназначенным для расположения запорно-регулирующей арматуры утилизатора.

В соответствии с условиями эксплуатации газоперекачивающий агрегат может работать с одним центробежным компрессором, или с мультипликатором и одним центробежным компрессором, или с центробежными компрессорами КНД и КВД, или с мультипликатором, и центробежными компрессорами КНД и КВД, или с мультипликатором и центробежными компрессорами КНД, КСД и КВД.

Ротор компрессора может быть выполнен под установку в подшипниках скольжения с самоустанавливающимися колодками и масляными уплотнениями цилиндрически - втулочного типа, или под установку в подшипниках скольжения с самоустанавливающимися колодками и ТГДУ, или под установку в магнитных подшипниках с ТГДУ (не показаны).

Полезная модель позволяет повысить эксплуатационную надежность эффективность работы и эксплуатационную маневренность газоперекачивающего агрегата.

1. Газоперекачивающий агрегат, содержащий турбоблок, в теплозвукоизолирующем контейнере которого расположены газотурбинный двигатель и центробежный компрессор для сжатия газа, включающий ротор, установленный в подшипниках и снабженный уплотнениями; воздухоочистительное устройство; выхлопную систему с выхлопной шахтой для удаления продуктов сгорания и шумоглушители, отличающийся тем, что центробежный компрессор выполнен многоступенчатым с возможностью обеспечения абсолютного давления газа на его выходе в диапазоне 1,5-25,0 МПа, газотурбинный двигатель, который вместе с всасывающим и выхлопным устройствами расположены на общей фундаментной раме, газотурбинный двигатель заключен в теплозвукоизолирующий кожух с элементами систем вентиляции, освещения, пожаротушения и газоанализа газоперекачивающего агрегата.

2. Газоперекачивающий агрегат по п.1, отличающийся тем, что воздухоочистительное устройство снабжено двумя ступенями очистки воздуха - фильтрами мультициклонного типа и фильтрами накопительного типа.

3. Газоперекачивающий агрегат по п.1, отличающийся тем, что система охлаждения приводного газотурбинного двигателя выполнена с возможностью обеспечения регулирования количества охлаждающего воздуха, поступающего под теплозвукоизолирующий кожух.

4. Газоперекачивающий агрегат по п.1, отличающийся тем, что система охлаждения масла маслосистемы газотурбинного двигателя и центробежного компрессора выполнена с возможностью обеспечения регулирования количества охлаждающего воздуха, проходящего через охладители.

5. Газоперекачивающий агрегат по п.1, отличающийся тем, что выхлопная шахта выполнена с возможностью установки утилизационного теплообменника и установки блока арматуры.

6. Газоперекачивающий агрегат по п.1, отличающийся тем, что система для запирания торцовых газодинамических уплотнений центробежного компрессора выполнена с использованием воздуха, отбираемого от приводного газотурбинного двигателя.

7. Газоперекачивающий агрегат по п.1, отличающийся тем, что система автоматического пожаротушения снабжена электронным устройством контроля массы огнетушащего вещества.

8. Газоперекачивающий агрегат по п.1, отличающийся тем, что система промывки газовоздушного тракта приводного двигателя снабжена агрегатным блоком промывки.

9. Газоперекачивающий агрегат по п.1, отличающийся тем, что система обеспечения торцовых газодинамических уплотнений запирающим газом и воздухом на магнитные подшипники для их охлаждения и обеспечения взрывозащиты центробежного компрессора снабжена агрегатным блоком подготовки буферного газа и барьерного воздуха и может располагаться в отсеке компрессора агрегата.

10. Газоперекачивающий агрегат по п.1, отличающийся тем, что турбоблок снабжен мультипликатором.

11. Газоперекачивающий агрегат по п.1, отличающийся тем, что турбоблок снабжен центробежным компрессором низкого давления и центробежным компрессором высокого давления.

12. Газоперекачивающий агрегат по п.1, отличающийся тем, что турбоблок снабжен мультипликатором, центробежным компрессором низкого давления и центробежным компрессором высокого давления.

13. Газоперекачивающий агрегат по п.1, отличающийся тем, что в центробежном компрессоре сжатия используются торцевые газодинамические уплотнения и масляные подшипники скольжения.

14. Газоперекачивающий агрегат по п.1, отличающийся тем, что в центробежном компрессоре сжатия используются торцевые газодинамические уплотнения и магнитные подшипники.

15. Газоперекачивающий агрегат по п.1, отличающийся тем, что в агрегате применен блок вентиляции в бесконтейнерном исполнении.

16. Газоперекачивающий агрегат по п.1, отличающийся тем, что агрегат снабжен двумя отдельно расположенными блоками маслоохладителей - блоком маслоохладителей двигателя и блоком маслоохладителей компрессора, установленным на крыше отсека компрессора.

17. Газоперекачивающий агрегат по п.1, отличающийся тем, что в агрегате применен блок автоматики со стенкой, разделяющей на два отсека - отсек для размещения щитов и силового оборудования и отсек для размещения щитов и приборов системы автоматического управления и регулирования.

18. Газоперекачивающий агрегат по п.1, отличающийся тем, что выхлопная шахта агрегата оснащена погодным колпаком (зонтом).



 

Похожие патенты:

Дефлектор // 108562

Изобретение относится к устройствам для подъема воды из водоемов, в частности, к водоподъемникам, использующим кинетическую и потенциальную энергию выхлопных газов двигателя внутреннего сгорания, и может быть использовано для сельскохозяйственного водоснабжения, орошения и пожаротушения

Изобретение относится к устройствам преобразования солнечной энергии в электрическую, в частности, к конструкциям солнечных энергетических установок

Настоящий магнитный подшипник относится к отрасли машиностроения и может быть использована в качестве опор маховиков и валов. Предложен магнитный подшипник, который состоит из тела вращения, корпуса, подвижных магнитов, связанных с осью тела вращения и неподвижных магнитов, связанных с корпусом, что чередуются друг с другом с зазорами, причем магниты выполнены кольцеобразными с полюсами, обращенными в противоположные стороны, и имеют в сечении форму трапеции
Наверх